Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль философии в системе культуры. Функции философии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Философия - особая форма познания мира, вырабатывает систему взглядов о принципах бытия и выраж эти взгляды в системе понятий. Ф. пришла на смену мифологии и религии первобытного строя. Возникла в 7-6 вв.до н.э. в Индии, Китае, Древн. Греции. Термин филос впервые употребил Пифагор. Культурологич подход даёт возможность исслед-ть филос. как явление сложное, многомерное. Подобный подход соответсв реальной сути философ и вместе с тем отвечает насущной современн потребности в широком, полноценном миропонимании. Рассмотрение философ как культ.-исторического явления позволяет охватить весь динамическ комплекс её проблем и функц. При таком рассмотрении общественн жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирован, действия, хранения, трансляции культ.-историческ ценностей.Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен культурными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта человечества и формирование общечеловеческих ценностей. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.(заключается в том, что философия создаёт обобщённую модель мира и места в нём человека, а также обосновывает пути преобразования мира). Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. (Философия создаёт научную обобщённую картину мира и обосновывает взаимоотношения науки, общества и человека) Социально-критическая – философия разрабатывает цели преобразования действительности и обосновывает основные жизненные ценности. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества (охватывает совокупность представлений, вырабатываемых в рамках ф., отражающих возможные состояния природных образований и общества).
27.Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека. Природа как среда обитания. Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное - с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропотехносферой). В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т. д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство - основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность - сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии. 3.Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания. Все проблемы философии как науки можно разделить на три подвида. К первым относятся проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия. Вторая группа проблем возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Это в основном проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях. Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания — к появлению философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии; научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.
28.Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа». Глобальные проблемы (от франц. «глобаль» — всеобщий) возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобальные проблемы обладают тремя признаками: 1 они охватывают все страны; 2 их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран иди даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность; 3 неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубокую катастрофу для человечества, либо даже его гибель. Таким образом, глобальные проблемы — это проблемы жизни и смерти человечества. Никогда ещё человечество не было таким могущественным в техническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы. Классификация глобальных проблем: 1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. 2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. 4. Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения. Специфика филос мышлен: 1. Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, способность сосредоточ на самом себе) 2. Ценность (направленность на определение многообраз чел жизни) 3. Критичность (спрособность оценивать и обновлять основания своей собств деят-ти в меняющемся мире).I. Первая (онтологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос «Что первично, вечно существует – материя или сознание?» По ответу на этот вопрос все философы разделились на – материалистов и идеалистов и дуалистов. 1). Материалисты: считают, что первично, вечно существует природа, материальный мир, т.е. материя первична. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи (человека, как социального существа, наделенного мозгом) отражать мир. Будучи отражением мира сознание вторично, т.е. зависит от материального мира. Исторические формы материализма: А) наивный, стихийный материализм древней Греции. Фалес, Гераклит, Демокрит и др. Рассматривали мир как космос (природа в широком смысле слова), но без деталей. Б) метафизический, механистический материализм 17- н.19 вв. Развивается капитализм, производство и наука, прежде всего, механика. Считалось, что все подчиняется законам механики (природа, живая и неживая, общество, мышление). Это механистический подход. Далее, сам материальный мир не развивается, Бог привносит в него движение и то оно только внешнее, а в своей сущности мир неизменен (это нашло свое отражение в таких пословицах как: «ничто не ново под луной», «горбатого могила исправит» и т.п. «мудрость»). Это называется метафизическим подходом (отрицание развития и связей между предметами). Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гольбах, Фейербах и др. В) диалектический материализм (или марксизм). Диалектический подход, в отличие от метафизического, утверждает, что все развивается и развитие не привнесено из вне, а мир саморазвивается, и все в мире прямо или косвенно взаимосвязано. Марксисты считали, что развивается и природа, и общество, и мышление. Общество, как и природа, - материальная система. Развитие общества зависит не от сознания, а от материального производства, развития орудий труда, от форм собственности (поэтому отличаются: первобытный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, возможно, коммунистический). Наше сознание отражает объективную социальную реальность, осознает, пытается ее изменить, смотрит, что получилось и пытается изменить общество и природу дальше. Т.е. сознание вторично, хотя и активно. Учение об обществе называется исторический материализм. 2) Идеалисты: считают, что первично, вечно существует сознание, а материя вторична, т.к. сознание творит материальный мир. Формы идеализма:А) объективный идеализм: первично сверхъестественное сознание (Дух, Разум,Идея, Бог). Оно творит мир. Платон (Др.Греция): считал, что первичен потусторонний мир идей. Сначала были идеи человека, дома и т.п., а потом материальные человек, дом и т.п. как воплощение идей. Гегель (немец.филос. 19 в.): первична единая Абсолютная Идея, она диалектически развивается и творит природу и общество. Природа не развивается.Б) субъективный идеализм: первично сознание субъекта (человека), точнее его ощущения. Ощущения даны нам от рождения, откуда они приходят, мы не знаем. Все, что мы знаем – наши ощущения. Беркли (англ. 18 в.): «Мир – это комплекс моих ощущений». Д. Юм (англ.18 в.): я знаю свои ощущения, а есть ли что-либо за ними, я не знаю. 3) Дуалисты: первичны и сознание и материя и они не зависят друг от друга, не связаны… 1). Гносеологический оптимизм. Познаваемость мира признавали А). Материалисты. Они считают, что сознание – это свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а потому познание возможно. Б). Объективные идеалисты. Считают, что сознание (Идея, Дух, Бог и т.п.) творит материальный ми и сознание человека и связывает их, т.к. Дух присутствует и в природе, и в сознании. Значит, познание возможно. Познание – это всегда взаимодействие субъекта (чел., наделенный сознанием) и объекта (то, что вне субъекта). 2) Агностицизм. Отрицают познаваемость мира. Выделяют две линии агностицизма: А). Линия Д. Юма. Б). Линия И. Канта. 29.Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации. Именно концепция коэволюции природы и общества (впервые ее предложил советский биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский(1900-1981)) должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к абсолютному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." – И. В. Мичурин) и полного смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Ж.-Ж. Руссо). Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Не случайно отец кибернетики Н. Винер, упоминал о том, что мы уже так сильно изменили нашу среду, что теперь пора изменять самих себя, чтобы жить в ней. Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Она стала альтернативой противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых альтернативных моделей и идеалов будущего. В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. 5.Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философ входит в систему духовной культуры общества, где все они существ в качестве важнейших форм общего сознания. Каждая из них отличается от другой по своему предмету, способу проявления, функционирования и роли в обществе. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, т.е. адекватного воспроизв-я реальности. Как и наука, филос ищет истину, выявляет закон-ти, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Различия: гл. цель науки – получение практически значимого рез-та, облад-го достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Филос обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще. Сходство ф. и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоц.-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между ф. и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Различия: ф. воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И ф., и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга. Религия и ф.: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Ф. и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Различия: фил-е творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Ф. критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет, как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Мораль – форма общественного сознания, а так же общественный институт, регулирующий отношения и поведение людей в обществе. Мораль, как и искусство тоже явл особым способом освоения мира человеком. В основе их отношения лежит противоречие художественной формы и морально- нравственного содержания произведений искусства.
30.Основные стратегии осмысления человека в классической и постклассической философии. В понимании человека сложились следующие основные версии: Натурализаторская -преувеличение какой-либо одной стороны. Согласно этой версии человек – это элемент природы, который полностью подчинен ее законам и рассматривается по аналогии с животными. В данной версии есть 2 крайние трактовки: а) Дидро и Ламитре рассматривали человека как «венец природы». б) Ницше и Фрейд – как «тупик природного развития». Рационалистическая. Представлена Платоном, Аристотелем, Декартом. Исходит из того, что главная особенность человека – наличие разума и сознания, при помощи которых преодолевается естественное природное в человеке. Экзистенционально – персоналистская. Ее возникновение связано с христианством и получило развитие в экзистенциализме, в работах Сартра, Бубера. Человек – это особое начало в мире, которое невозможно объяснить никакими законами, а лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Социологизаторская. Ее суть выразил Маркс словами: человек – это совокупность общественных отношений. В социологизаторской модели (марксизм, структурализм, символический интеракционизм) человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Кредо этой модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя. 6.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Философия возникает в 7-6 вв до н э в древней Греции.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии были связаны с радикальными изменениями в хозяйственно-экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. -Первостепенное значение имело установление демократического общественного строя, предполагавшего участие в решении основных вопросов большинства свободного населения. -Расширение культурных и хозяйственно-экономических связей. Это давало возможность людям сопоставить собственные традиции с чужими. - Среди интеллектуальных предпосылок следует назвать сомнения в состоятельности и достаточности мифологических представлний. В древней греции это выразилось в необходимости различать мнение и знание. Интеллектуальные предпосылки: -мифологию, поставившую вопрос о происхождении миросдания. -обыденное сознание – зарождающаяся наука. 2 основных версии возникновения философии: - мифогенная (филос возникает как рационализация мифа) – гносеогенная (акцентирует близость философии к науке).В философ изначально выделялись 2 основных направления: материалистическое и идеалистическое. 1. Идеализм – греч. «идея»-учение, согласно которому первичной основой мира является дух, идея, сознание.1)Объективный (платон,гегель – считают, что идеальное существует объективно,т.е. независимо от чел-ка) 2)Субъективный (Беркии, Юм, считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта)2. Материализм – от лат «материалис» вещественный- учение, согласно кот первичным, исходным, началом всего существующего является материя (лейбниц 1 форма матер-ма-античный атомизм левкиппа и демокрита). Дуализм – учение, признающее равноправное существование двух начал.Плюрализм- предполагает существование множества начал и либидов бытия. Вопрос о возможностях познания мира. Философы считали, что мир познаваем, выделяют представителей рационализма, которые полагают, что главный способ познания мира – разум (Лейбниц). Противоположное направление сенсуализм – его представители считают, что мир познаётся с помощью органов чувств (Локк, Гобс). Агностицизм – отрицают познаваемость мира (Кант).
31.Философские вопросы антропосоциогенеза. Антропосоциогенез — процесс возникновения и развития человека как общественного существа. В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека: 1) Креационизм - самая первая версия происхождения человека, т. е. версия «божественного творения». Главным противником его являлась эволюционная теория. К эволюц. теории относится трудовая теория Энгельса, основная идея - человек, стал человеком благодаря совместной трудовой деятельности. 2) Эволюционная – процесс формирования человека начался 5-8 млн. лет назад, но с самого начала предки человека обладали рядам признаков, выделяющих их из животного мира. Эти признаки получили название –«гоминидной триады»: а) прямохождение; б) более крупные размеры гол. м.; в) строение руки. 3)Психоаналистическая – согласно которой человек и общество сформировались благодаря 2 основным механизмам культа: - тотем; - табу. 4) Игровая -Хейзенг. Полагал, что человек стал человеком не благодаря труду, а благодаря игре. Хомолюдинг - человек играющий. 5) Семиотическая. В которой культура рассматривается как знаковая система, главная роль в которой принадлежит языку. 7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай). Вся древнеиндийская философская традиция связана с ведами – знания. К философии имела отношение последняя часть вед – Упанишады – буквально – сидящие около. Все древнеиндийские школы по отношению к ведам: 1) Категория – те, которые основывались на авторитете вед – ортодоксальные, или астикоутверждающие. 2) категория – те, которые отрицали авторитет вед – настика, или неортодоксальные. К ортодоксальным относились школы:-веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса. К неортодоксальным: - буддизм, джайнизм, локаята. Вся древнеиндийская философия отличается традиционностью и самобытностью. Для неё характерен спиритуалистический характер и истина для древнего индуса не вовне, а внутри, и она постигается посредством медитации, аскетизма. В самых ранних индийских текстах возникают представления о всеобщем духовном начале, которое называется брахманом и индивидуальном духовном начале – атман. Кроме того в индии существовало учение о реинкарнации, или переселении душ, а этот цикл между рождением и смертью назывался сансара. Зависимость нынешней жизни от прошлой называлась кармой, поступком деянием. Главным противником ортодоксальных школ вы ступает буддизм, который полагает, что достичь освобождения человек может ещё при жизни и это освобождение называется нирвана(угашенный).Буддизм отрицает наличие Брахмана и атмана и развивает учение о пустоте. 4 краеугольных положения буддизма:1) жизнь-это страдание. 2) существует причина возникновения страданий. 3) существует возможность избавления от страданий, т.е. существует путь, идя по которому человек может избавиться от страданий.4) этапами этого благородного восьмеричного пути спасения являются: правильное размышление, действия, речь. Древнекитайская философия также как и древнеиндийская характеризуется традиционностью и самобытностью, однако, в Китае большое значение придаётся общественной активности человека, книжной учёности и поэтому древнекитайская философия имеет этическую и соц – политическую направленность. Возникает примерно в середине перврого тысячелетия до н.э. и это время известно как соперничество 100 школ, но наибольшую известность приобретают:- Конфуцианство – Кун Фу Цзы; Даосизм – Лао Цзы; Моизм – Мо Цзы; Легизм, или школа законников; Школа имён; Инь и Ян. Из Дао возникают все вещи: первоматерия Ци – это воздух, эфир, который раздваивается на полюса Инь и Ян. А из инь и ян возникают первые элементы – металл, дерево, воздух. Кон Фу Цзы создают свою философию, основа которой – человеколюбие (Жэнь) и ритуал. Для него человеколюбие – общение между женой и мужем, сыном и отцом. Основной принцип Лао Цзы – это увэй или недеяние, но он не означает пассивность, а это значит подчиниться нстественному ходу событий. Сформулировал принцип «космической справедливости»: богатые – бедными, здоровые – больными и т.д.
32.Понятие личности. Роль социализации, образования, коммуникации в становлении личности. Личность - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие личности всегда происходит в определенном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями, институтами. Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных системах. Социализация – достаточно широкий процесс, кот. включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в отрыве от его семьи, социальной группы и культуры. Это явление не сводится к социальному обучению. Социализация – это процесс формирования социальных качеств, это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Образование -часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика. Коммуникация -смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента 8. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Особенностью всей ранней Греческой философии является космоцентризм. Под космосом древние греки понимали весь мир, как гармоничное и упорядоченное целое. Самые первые греческие философы пытались понимать, как устроен космос, есть ли у него какая-то основа и они пытались найти первоначало всех вещей. 1 этап развития Древнегреческой философии называется наруралистический или натурфилософия. И в VII-VI веках есть несколько школ, которые отвечают на один и тот же вопрос по-разному. 1 известная школа возникла в городе Милет (Милетская) Ей принадлежит знаменитый философ Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес считал, что начало всего это вода (некая живая стихия). Анаксимандр считал, что первоначало не может быть похоже на земные стихии и начало всего –Апейрон(беспредельное). Анаксимен считал, что начало – это воздух и выдвигал новую идею о сгущении и разрежении, из чего рождались все вещи. Гераклит (тёмный) Эфесский: согласно ему, самому началу вещей и мира присуще изменчивость (нельзя дважды войти в одну реку) первоначало – огонь. Огонь одновременно и закон изменения, который он называет логосом; 2 школа возникла в городе Элея. Представители Элиаты и основатели этой школы Парменид, и его ученик Зенон. Парменид впервые ставит вопрос о различении мнения и знания. По его мнению чувства могут дать лишь недостоверное знание, а достоверность это результат деятельности разума. Он говорит: Мышление и бытие для Парменида одно и тоже. Бытие вечно и неподвижно, только оно существует. Мы не можем помыслить движение не впадая в противоречие. Зенон отстаивает концепцию своего учения и развивает в его защиту ряд оргументов, которые получают название –апории.; 3 школа возникла в городе Абдеры – Левкипп и Демокрит – Атомизм(школа). В 5 веке до н.э. в философии наступает новый период связанный с деятельностью софистов. Центральное философское размышление смещается с космоса на человека. Наиболее общей чертой, присущей всей софистике, было утверждение относительности всех человеческих понятий, норм и оценок, так называемый этический релятивизм. Выражение Протогора – человек есть мера всех вещей. Движение софистов породило такую фигуру как Сократ. Сократ совершил в философии коренной переворот, он считал, что понимание человека – это ключ к пониманию природы – Антропологический переворот. Сократ изображал особый метод достижения философских истин путём диалога и спора и этот метод начали называть диалектикой – искусство вести беседу, сам Сократ называл это Майевтика. Он из самых великих философов Платон (Аристокл). Он создал систему объективного идеализма. Он полагает, что мир идей вечный, первичный и эти идеи существуют реально в каком-то целопостигаемом пространстве. Мир материи для него – материя в себе или небытие, а мир земных вещей и явлений, в которых мы живём представляет собой синтез идей и материи. Платон создаёт 1-ую утопию – концепцию идеального государства. Все идеи Платона выстроены в иерархическом порядке на вершине этой пирамиды идея благо. Аристотель во многом не соглашается с платоном, он говорит: «Платом мне друг,но истина дороже». Для него основа бытия – это материя, но он рассматривал её как пассивное начало или потенциальное бытие. Оно становится реальным при взаимодействии с активным началом или формой. Аристотель –дуалист. Аристотелю принадлежит учение о действии 4 причин: 1. Материальная,2 формальная,3 активная, 4 целевая. 33.Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущностьжизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?»Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия. Благодаря сознанию, человек может выходить за рамки наличного бытия, представлять будущее. Наше сознание противится смерти. Человек хочет продлить свое бытие. Религия говорит, что умирает только тело, а душа вечна. Поэтому есть смысл жить праведно, нам не безразлично, что будет после смерти. Религия, таким образом, ищет смысл жизни вне жизни. Материалисты не признают бессмертия души. Они считают, что человек оставляет после себя свои дела, воплощает себя в построенных здания, созданных теориях, просто в памяти близких. Есть смысл жить благородно, ибо важно, что мы вносим в жизнь. От каждого зависит будущее. Смысл жизни в самой жизни, а не за ее пределами.Большое внимание проблеме жизни и смерти уделяли экзистенциалисты. Хайдеггер выдвигает идею человека живущего, действующего, переживающего. Это и отличает учение Хайдеггера от «классического» субъективизма, для которого субъект есть субъект прежде всего познающий, творящий из себя мир, а уже потом живущий. Категория «смысл жизни» — это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. Ценностную основу смысла жизни составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой. Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Средневековье представл. собой период, продолжающийся 1000 лет – это период между античностью и возрождением III – XIII века. В развитии средневековой философии выделяют 3 основных этапа: 1. Апологетика(от слова апологет или защитник, потому что это период защиты христианства от напада язычников)Ориген, Тертуллиан I-IIвек. 2. Патристика (от слова партер или отец, буквально учение отцов церкви IV-VIII века)Августин Аврелий, Василий Великий, Григорий Богослов. 3. Схоластика (буквально философия школы) Фома. Особенностями средневек. фил. мышления были следующие принципы: 1. Теоцентризм (teos – бог) он воплощен в принципах креоцианизма. 2. Креоцианизм 3. Супранатурализм (Бог находится над миром) 4. Символизм (означает, что все видимые вещи являются символами таинственной сущности бога) 5. принцип аппозиции души и тела. История общества практиковалась в соответствии с принципами провиденциализма. 6. Эсхатологизм (эсхатология – учение о конце света) Одной из центральных схем фил. становится проблема соотношения веры и разума. Эта проблема решается по-разному на 3 этапах развития средневековой философии: 1 этап. Тиртуллиан высказывал явную неприязнь к разуму и возвышает веру. Он говорит «Верую – ибо абсурдно». 2 этап. Этап патристики, Августин считал, что вера гораздо выше разума и без веры невозможно понимание «Верю, чтобы понимать» 3 этап. Фома Аквинский пыт. гармонизировать разум и веру и доказать с помощью разума положение церковного вероучения. На этапе зрелой схоластики появляется концепция двойственной истины. Согласно этой концепции у теологии и философии разные предметы, поэтому их выводы могут противоречить друг другу. На этапе схоластики важным событием становится дискуссия между двумя направлениями: реализм и номинализм. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсали) существуют реально как прообразы единичных вещей (Аквинский, Епископ, Ансельм Кентерберийский) Номиналисты утверждают, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это имена. (Донс Скот, Уильям Отком). Концептуализм (Пьер Абиляр) - понятия выражаеющ. общее в единичных вещах.
34.Проблема определения понятия сознания. Концепции сознания в истории философии. Сознание – фундаментальное философское понятие, характеризуещее сложный комплексный феномен человеческой психики и включающий в себя мир человеческих мыслей, чувств, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. В культуре христианства сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья - сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру. Концепции сознания: Субстанциональная. Платон, Аристотель, Декарт. Сознание рассматривается как особая субстанция или замкнутая в себе субъективность, основным свойством которой является наличие разума. При этом индивидуальное сознание рассматривалось как проявление мирового разума. Функциональная. Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро. Рассматривает сознание как функцию материальных систем, а именно нервной системы и мозга. И главное свойство сознания – отражение реальной действительности. Экзистенционально-феноменологическая. Хайдегер, Гуссерль. Акцент делается на описании опыта индивидуального сознания и основной функцией которого является не отражение, а осмысление и придание смысла действительности. 10. Философия эпохи Возрождения. Главная особенность философии возрождения – антропоцентризм. Когда человек находится в центре мировозрения и через гуманизм поднимает вопрос о человеческой индивидуальности, творческой сущности человека и его праве на свободу и счастье. Философия в этот период носит антисхолический хар-р, окончательное отделение философии от теологии. Возрождается натурфилософилософское мировоззрение и изменяется понимание бога. Он понимается как пантеизм (буквально «бог во всем») Это учение, согласно которому бог воспринимается не как сверхъестественная личность, а он сливается с природой. Происходит возврат к диалектике, развиваются естественные науки, происходит множество географических открытий. Первый период развития философии –гуманистический (Данте, Дон Мибандола – Речь в достоинстве человека, Кузанский синтезировал в своём творчестве пифагореизм и неоплатонизм; возрождает идеи диалектики и пишет о слиянии противоположностей в едином предмете). Мишель Монтель – выражал скептицизм. Второй период – натурфилософия. (Л.да Винчи, Бернардино-Телезио, Н. Коперник, Галилео Галилей.) Идеи Коперника получили название коперниканской революции, т к они подрывали основу церковного вероучения. Появление значительного политического учения среди представителей пол. учений (Н. Макиавелии) Томас Мор – «Утопия», А.Джентем, Гуго Гроций – разработали идею естественного права. 35.Сознание и эволюция форм отражения. Многомерность и системная природа сознания. Самой распространенной методологией анализа происхождения сознания является теория отражения. Отражение – свойство материальных систем запечатлевать внешние воздействия. В живой природе данное свойство эволюционирует 1. Раздражимость - непосредственная целостная реакция организма на биологически важные (биотические) воздействия. 2. Чувствительность (возбудимость){возникает у многоклеточных} - непосредственная дифференцированная реакция организма на биотические факторы, возникает в связи с формирование нервной системы и способности к ощущению. 3. Психика – появляется у высших животных, которые способны реагировать не только на биологически полезные или вредные факторы, но и ориентироваться по биологически нейтральным факторам, т.е. у них появляется способность «опережающего отражения». Данное свойство является только биологической предпосылкой возникновения сознания. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). Качественные отличия сознания человека от психики животных: Целеполагание – способность представить идеальный образ будущего; Абстрактно-логическое мышление; Язык как вторая сигнальная система; Свобода и творчество. Вопрос о сознании в ф. исследуется в двух основных направлениях: - сознание рассматривается как свойство всего человечества, общества. В этом случае это вопрос об общественном сознании, его носителях (субъектах, формах и уровнях), т.е. сознание прежде всего должно рассматриваться как общественное, в этом его природа. – связано с исследованием сознания как свойства человека. В данном случае речь идет об месте создания в структуре человека, в его организации, а также ставится вопрос о формах и структуре самого сознания. В этой связи данная лекция рассматривает сознание во втором его аспекте: вопрос о сознании и проблема сознания является комплексным, т.е. изучается большим количеством наук, в частности ф., психология, медицина, информатика, кибернетика и др. Природа сознания исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является самым сложным свойством действительности. Структура сознания:
11. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. XVII в. называется эпохой научной революции (век разума). Главным фактором возвышения разума в этом периоде были: 1.кризис возрождения с его художественно-практической направленностью,2. распространение и уточнение протестантизма, ориентированное на целерациональную деятельность, 3. успехи в естествознании и прежде всего в механике и математике, 4. подъём товарного производства особенно мануфактурного и становление индустриального общества. Символом эпохи становятся часы, и вселенная уподобленная часовому механизму. Поскольку наука находит мировоззрение эпохи в философии на первый план выходит вопрос теории познания и методов познания. Формирование двух противоположных направлений: 1.Элеперизм (опыт) – Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бекон 2.рационализм – Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц. Элеперизм – напраление в теории познания, утверждающее, что основным источником знаний о действительности является чувственный опыт. Основной метод индукция. Рационализм – направление утверждающее, что главный способ получения знаний о действительность – разум человека. Основной метод дедукция. Основоположником элеперизма является Бекон. Его знаменитое произведение Новый Органон, в котором он критиковал Аристотеля. Девиз Бекона: «Знание – сила».Бекон полагает, что человеческий разум должен быть очищен от заблуждений и создаёт свою теорию идеалов. Идеалами он называет человеческие заблуждения. Выделяют идола рода (наследника), идолы пещеры(личное заблуждение), идеалы площади или рынка(связь с человеческим обществом), идеалы театра. Основоположник рационализма Рене Декарт. Девиз: «Мыслю, следовательно существую». Одной из централныных мест философии Декарта - учение о субстанции (от лат. сущность). Он определил субстанцию, как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Поэтому в строгом смысле субстанции может быть только Бог, а сотворённый мир Декарт делит на 2 рода субстанций: духовные и материальные. Продолжают развиваться общественно-политические идеи. Например Томас Гоббс, который свои политические взгляды излагал в трудах «Левифан и о гражданине». Он становится основоположником концепции общественного договора. Дж.Локк продолжил развивать идеи естественных прав человека. 36.Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Классическая философия исходила из того, что индивидуальное сознание может формироваться даже в изоляции от общества. Одним из первых отказался от идеи сознания как зеркального отражения действительности Маркс, в связи с его критикой идеологии как ложного сознания. И в соответствии с этой традицией выделяют общественное сознание и его структуру. Общественное сознание – духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразны социальных чувствах, интересах, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей. Имеет сложную структуру. Выделяют различные уровни и формы, которые взаимодействуют между собой. К уровням общ сознания относят: обыденное сознание, общественную психологию и теоретическое сознание. Обыденное сознание – повседневное понимание людьми различных явлений общественной жизни. На основе обыденных знаний у людей возникают разнообразные цели и задачи повседневной жизни. Общественная психология – совокупность разнообразных чувств, интересов, настроений, эмоций, суеверий, предубеждений, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий соц жизни на основе жизненного опыта. Теоретическое сознание: идеология и научные взгляды и теории. В соответствии со своими коренными интересами и для их осуществления соц группы создают различные теории, определяют цели и задачи, совокупность которых составляет идеологию. Идеология – система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают экономические отношения в обществе с позиций определенных групп, классов и определяют перспективы развития. Формы общ сознания: политическое, правовое, религиозное, моральное, искусство, наука, философия. Огромную роль в социокультурном влиянии на сознание играют традиции, образование, речь, язык. 12. Философская мысль эпохи Просвещения. XVIII в. наз. веком Просвещения. Характеризуется оптимизмом, тк в этот период капитализм находится на подъёме и возникает убеждение, что можно решить с помощью просвещения все проблемы: экономические, социальные. Это период, когда человеческий разум занимает место евангелия. В качестве идеологического оружия в борьбе против привилегии буржуазия использует учение о естественных правах человека, в борьбе против религии и духовенства использует естествознание, а именно учение Ньютона. Т.о. просветители противоположных разумов, религий и стремлений с его помощью создали условия для всеобщего счастья и прогресса. В этики этого времени возникают концепции разумного эгоизма, т.е. каждый должен искать наилучше для самого себя, но это должно способствовать всеобщему благоденствию. Большинство просветителей не отказались ещё от идей Бога. Но практически его с позиции деизма (деос Бог) – Бог - Творец. Но в дальнейшем мир развивался по своим собственным законам. У Руссо появляется новая концепция общественного договора, в которой равенство и свобода первостепенные ценности. 18 век можно считать 2 этапом развития материализма, который получил название механического и метафизического. В этот период появляются первые концепции общественного прогресса и идей закономерностей человеческой истории. 37. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии. Познание – социально организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда был вопрос о принципиальной познаваемости мира и условиях адекватности наших знаний объектам действительности. Принципиальные позиции: Гносеологический оптимизм. Бэкон, Декарт, Гегель, Маркс. Уверены, что мир принципиально познаваем и в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. Скептицизм. Перон. Подвергал принципиальному сомнению познавательные способности человека, а в последствии была развита идея о том, что наилучшая познавательная позиция субъекта – воздержание от суждений относительно возможности или невозможности познать мир. Агностицизм. Кант. Мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. В истории философии получили развитие две концепции познания: 1) эмпирическая, согласно которой, все знания проистекают из опыта (Бэкон, Локк), ощущения единственный источник наших знаний о мире (сенсуализм); 2) рационалистическая, согласно которой, познающий субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные (доопытные) идеи и схемы (Декарт, Лейбниц,Кант). Эти концепции основаны на жестком противопоставлении субъекта и объекта познания. В современной философии такого противопоставления нет. Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления. 13.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. И. Кант, И. Фихте, Шелинг, Г.Гегель, А.Фейербах. Основные работы канта: Критика чистого разума, критика практического разума, критика способностей суждения и др. Кант совершил рывок в теории познания, которую назвал Коперник Переверотом философии. Подобно Копернику Кант изменил соотношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны воображать, что мир, который мы знаем является таким благодаря воображения субъекта. Процесс познания у Канта: 1Чувственное созерцание,2 Рассудочное познание, 3 Познание на уровне разума. Всё знание Кант делит на 2 вида: знание доопытное(априори) и послеопытное (апостериори). К доопытным формам чувсвенных знаний он относит пространство, время; к априорным категориям рассудка он относит качество, количество, модальность. Априорные формы чувственности и понятие рассудка, идеалы разума как бы накладываются на человеческие ощущения, полученные в результате контакта с внешней средой. Благодаря этому ощущения превращаюся в феномен или явление. Явления по Канту познаваемы, а сущность этих явлений не познаваема, это вещь в себе. Этика Канта является его продолжением теории познания, т.к. в области этики человек обладает свободой, позволяющей ему рассматривать познание за рамками явления. Основой морали является безусловно нравственный закон – категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Гегель: Наука логики, философии права, энциклопедия философских наук и т д.Гегель создал 2 после Платона знаменитую систему объективного идеализма. В основе всех явлений и процессов лежит: абсолютная идея – она в своём развитии проходит 3 этапа: 1.Логика,он раскрывается через понятия существования качества, количества, противоречия, понятия; 2. Природа – раскрывается с помощью понятий пространства, времени, логичности, растительной и животной природы, жизни, смерти. 3. Дух – раскрывается через понятие философии, религии, права, морали и тд. Одновременно Гегель выдвигает идею о развитии этих понятий, их постоянном движении и изменении, а следовательно об изменении и развитии материального мира. Учение о всеобщем изменении Гегель называл диалектикой и строит её как систему законов и категорий. Он формирует 3 закона диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей, 2. закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, 3. отрицание отрицания. Л.Фейербах: Концепция Фейербаха – антропологический материализм, в центр его учения человек, как единство души и тела. Он хочет создать новую философию, имея достоинства религии только на место любви к богу он хочет построить любовь к человеку. Он критикует религию с помощью понятия отчуждения и говорит о том, что человек создал Бога приписывая ему (отчуждая от себя) свои лучшия качества, тем самым сущность человека раздваивал. Фейербах считал, что достаточно понять это, чтобы упразнить религию.
38.Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Практика. Творчество. В структуре познавательного процесса выделяют 2 базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание. Чувственное познание – отражение внешнего мира в наглядно-образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания с объектами реальной действительности. Рациональное познание - активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксации на языке понятий и категорий. Чувственное познание осуществляется в 3 взаимосвязанных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.). Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интегральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не просто как цвет или запах, но как конкретное целостное образование. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды. Представление - воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или воображения.Рациональное познание осуществляется в 3 формах: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосочетания. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания. Умозаключение - форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту. Познание включает в себя и внерациональные формы: неявное знание, вера, интуиция. Практика - предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование социального, природного и культурного бытия. Практика имеет культурно-исторический характер, заключенный в многообразии отношений человека с миром. В структуре практики можно выделить: побуждающие силы (потребности, мотивы); целеполагание; деятельностные акты, направленные на овладение, присвоение, преобразование предмета; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. Творчество является особым видом практики, порождающей нечто новое, что первоначально возникает в воображении как образ, требующий воплощения в действительности. Научное познание можно отнести к творчеству, поскольку его цель заключается в получении новых знаний о действительности. 14.Истоки и основные черты философии К. Маркса. Марксистская философия была создана учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). 1848 – манифест коммунистической партии. Маркс пытается переориентировать статус философии. Пишет «Все философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Главные теоретические предпосылки Марксизма: немецкая классическая фил. (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха), английская политическая экономия и французский утопический социализм. Маркс использует понятие «отчуждение» Фейербаха, но считает, что религиозное отчуждение – это лишь следствие экономического отчуждения. «Рабочий работает, чтобы создать вещь, которая ему не принадлежит» «Пока не будет уничтожено экономич отчуждение, не исчезнет религиозное». В результате этого экономического отчуждения деградирует не только рабочий, но и капиталист. Следовательно, пока человек живёт в таких условиях, он нуждается в религиозном утешении. Маркс: общественное сознание – это отражение общественного бытия, а общественное бытие – процесс деятельности людей (трудовой). В процессе этой деятельности люди вступают в производственные отношения, которые складываются независимо от сознания людей. Производственные отношения определяются формой собственности на средства производства и определяют все другие отношения – политику, философию, науку, следовательно, производственные отношения Маркс называет БАЗИСОМ, а идеологические – НАДСТРОЙКОЙ. Тип общества, определяемый способом производства материальных благ Маркс называет ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИЕЙ. Он рассматривает исторический процесс как последовательную смену: первобытнообщинный - рабовладельческий - феодальный –капиталистический - коммунистический. 39.Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии. Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Истина предстает как одна из возможных характеристик знания. Проблема истины как возможность достижения адекватного знания о действительности была сформулирована еще в античности и истина понималась как знание, которое логически и содержательно соответствует действительности. Употребляется только для характеристики знаний. Это концепция, центральной идеей которой является соответствие была названа классической концепцией истины. В последствии в данной концепции накопилось множество нерешенных проблем, прежде всего это вопрос о критерии истины и последующее развитие теории познания шло в 2 направлениях: попытки усовершенствовать классическую концепцию и создание ее альтернатив. В рамках 1 направления была сформулирована диалектико-материалистическая концепция истины. Данная концепция базировалась на следующих положениях: учение об объективной истине; учение об истине как процессе движения от относительной истины к абсолютной истине; учение о конкретности истины (нет истин верных для всех времен и обстоятельств); критерий истины – практика как историческая преобразующая деятельность человека. В рамках 2 направления были сформулированы концепции: прагматическая – Ч. Пирс, Джеймс, Дьюи – истина-полезность знания, то что приводит к успеху; когерентная(от лат. Связь) – Нейрат, Карнат – истина-свойство самосогласованности и логической непротиворечивости системы знаний; конвенционалистская – Карэ, Гайдукевич – истина-продукт соглашения внутри научного общества; априорисская – Платон, Кант – истина изначально присуща человеческому сознанию; экзистенциолистские концепции – характерно ценностное истолкование истины. 15.Классическая и неклассическая европейская философия. В середине 19 века в философии появляются новые тенденции, позволяющие вести понятие неклассической философии в противовес классической. Классическая философия принимает мир, как целостное единство открытое для рационального познания. Неклассическая философия считает принцип познания условным. Мир видится нелинейным, а законы бытия – неуниверсальными. Классическая Ф базировалась на принципе рациологизма, неклассические течения поставили этот принцип под сомнение. Для всей классической философии характерно: 1. Стремление к целостности, всеохватности. 2. Вера в естественную упорядоченность мироустройства, которая доступна рациональному умопостижению. 3. Представление о гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. 4. Идея главенства разума в человеке и вера в прогресс общества. Неклассическая фил на 1й план выводит те стороны жизни человека, которые не были рассмотрены, ставшими традиционными к этому времени направлениями. Эти проявления (интуиция, воля, подсознание, жизнь) невозможно анализировать с помощью разума. Во многом начало этому типу положил АРТУР ШОПЕНГАУЭР «мир как воля и представления». В основе всех явлений действительности лежит воля как слепое стремление к жизни. Считает, что человек – единственное существо, которое может перестать быть игрушкой в руках мировой воли и отказаться от этой воли к жизни. Фридрих Ницше (1844-1900) «рождение трагедии из духа музыки», «человеческое слишком человеческое», «по ту сторону добра и зла. По Ницше в основе всего лежит воля к власти. По его мнению христианская цивилизация находится в глубоком упадке и винит он за это господство разума и христианской морали. По его мнению, рационалистическая философия не просто обедняет, но даже фальсифицирует жизнь, поскольку превносит в неё неприсущий ей порядок – аполоновская тенденция; жизнь - стихия, хаос, олицетворением которого является Дионис – дионисийская тенденция, следовательно, нужно от всего этого отказаться, выявить в себе эти силы и родится новый сверхчеловек. Сёрен Кьеркегор (1813-1855) «страх и трепет». Вводит новое понятие – существование (экзистенция). Главное не сущность человека, а его существование, главным в котором является свобода.Эти авторы знаменуют собой переход от неклассической философии. 40.Понятие науки. Специфика научного познания. Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Науку рассматривают в 3 аспектах: 1.как совокупность знаний о природе, человеке и обществе; 2.как деятельность, направленную на получение новых достоверных знаний; 3.как совокупность соц.институтов, обеспечивающих получение, функционирование и развитие этих знаний. Основные признаки научных знаний: Date: 2015-09-18; view: 1060; Нарушение авторских прав |