Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ





МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ»

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖУДНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник Управления магистерской подготовки

МГИМО (У) МИД РФ

Бaйков А.А.

____________

«___» ___________________ 201_ г.

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Бизнес и внешняя политика России»

Москва


Оборотная сторона титульного листа

Учебная программа по дисциплине «Бизнес и внешняя политика России» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки магистра «Внешняя политика и дипломатия России» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Международные отношения».

 

Автор программы: профессор, доктор исторических наук А.Ю.Борисов.

Директор НБ МГИМО им. И.Г. Тюлина: __________________ М.В. Решетникова

Программа утверждена на заседании Кафедры_международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России.

Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 201_ г.

Подпись зав. кафедрой: _________ /Наринский М.М./

 

Ó Борисов А.Ю.., 2015

Ó МГИМО (У) МИД России, 2015


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Цели и задачи дисциплины, её общая характеристика:
В соответствии с назначением основными целями и задачами дисциплины являются– дать студентам целостное представление о влиянии интересов бизнеса и деловых кругов на формирование внешней политики России после распада СССР и образования Российской федерации в качестве одной из движущих сил российской внешней политики и их месте среди общегосударственных приоритетов на основе документов законодательной и исполнительной власти, МИД РФ и других внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, а также предпринимательских союзов и организаций.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Курс «Бизнес и внешняя политика России» относится к профессиональному циклу ФГОС ВПО по направлению «Международные отношения».

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) знать основные исторические, политические, социальные, экономические, психологические особенности данной проблемы; основные этапы и эволюцию формирования качественно новых взаимоотношений бизнеса и внешней политики России, их взаимодействия и соподчинённости в контексте общегосударственной политики; понимать связь с проблемами глобализации, геополитики и геоэкономики; изучить опыт других стран, прежде всего США и Западной Европы, в создании действенного механизма кооперации бизнес – сообщества и правительственных кругов в сфере внешней политики и реализации вовне предпринимательских интересов; уметь сопоставлять особенности российского опыта с опытом других стран и делать обоснованные выводы и практически целесообразные заключения на основе имеющихся документов и экспертных оценок.

 

2) в рамках данной проблемы уметь анализировать первичные данные, характеризовать составные части взаимовлияния бизнеса и международной государственной деятельности в табличном и графическом виде, вербально описывать и интерпретировать его содержание с учетом уже имеющихся сведений;

3) владеть профессиональной лексикой и терминологией, связанной с деятельностью деловых кругов в сфере внешней политики и новым дипломатическим словарём, возникшим в ходе применения основ экономической дипломатии..

 

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурные:

-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1)

-умение системно мыслить, выявлять международно-политические, предпринимательские и дипломатические смыслы и значения проблем, попадающих в фокус профессиональной деятельности (ОК-2)

-способность к самостоятельному обучению новым методам исследования и деловой экспертизы, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3)

Умение использовать на практике навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7)

 

2) профессиональные:

-умение отбирать из общего объема знаний и навыков магистра-международника компетенций, востребованных профилем конкретного вида деятельности (ПК-1)

-умение находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы и заключения (ПК-30)

- владение политической, финансово-экономической и правовой спецификой возможностей деловых кругов России применительно к их международным интересам, положения отдельных регионов России и их интересов вовне, пониманием возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПК-47)

 

 


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид работы Трудоемкость
Академические часы Зачетные единицы
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа    
Лекции  
Практические занятия/семинары  
Самостоятельная работа, всего  
В том числе
Курсовая работа (при наличии)  
Информационно-аналитическая справка (при наличии)  
Реферат (при наличии)  
Проект (при наличии)  
Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)  
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)  
Виды текущего контроля (перечислить) Контрольные срезы знаний
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) Зачет

2.2. Содержательный план дисциплины:

 

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
   
    Лекции Семинары/ Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
         
Тема 1.Рынок и политика: исторические метаморфозы. (наименование темы)        
Тема 2.Международный бизнес в контексте глобализации   (наименование темы) и т.д.        
         
Тема 3..Международный бизнес после окончания «холодной войны».        
Тема 4.Американская модель взаимодействия бизнеса и государства. сферевнешпппополитики        
Тема 5.Становление отношений бизнеса и государства в России..        
Тема 6.Частно –государственное партнёрство во внешней политике России        
         
Тема 7.Роль и место экономической дипломатии во внешней. политике. России.        
Тема 8.Энергетическая составляющая частно-государственного партнёрства во внешней политике России.        
         
         
         
         
.          
Итого по курсу:        

Содержание дисциплины

Тема 1. Рынок и политика: исторические метаморфозы.

Рынок как категория развития человеческой цивилизации, ступень экономического и научно-технического прогресса, сближения культур, переплетения интересов народов и государств, фактор международных противоречий и конфликтов. Связь рыночных отношений с межгосударственными.

Глобальный рынок как итог длительного развития рыночных отношений.

Исторические закономерности «сужения» и «расширения» сферы действия рыночных отношений. Двойственная природа рынка: соотношение конкуренции и сотрудничества. Исторические примеры влияния конкурентной борьбы на межгосударственные отношения. Конкурентная борьба и международные конфликты.

«Изоляционизм» и «экспансионизм» как политические и экономические категории. «Открытые» и «закрытые» общества как проявления соответствующих моделей государственного устройства. Последствия «выпадения» государств из рыночных отношений. Цена самоизоляции и автаркии.

Эволюция рынка: от эпизодического к системному. От торговых обменов к экономической взаимозависимости. Торговые союзы и торговые республики прошлого. Ганзейский союз. Значение эпохи географических открытий. Колониальная экспансия европейских держав. Промышленная революция и возникновение симбиоза политики и рынка. Роль товарного производства. Эволюция роли государства как проводника и защитника интересов национального бизнеса. Связь принципов торгового протекционизма и «свободы торговли» с определёнными историческими этапами развития государств.

Мировой рынок до начала первой мировой войны. Первая глобализация и её закат.

Раскол мира на две системы. Соревнование двух систем хозяйствования в контексте мировой политики. «Великая депрессия» 30-х гг. и её драматические последствия для системы свободного предпринимательства. Вмешательство государства в стихию рынка. Роль государственно-монополистического регулирования Становление транснациональных корпораций (ТНК) и их роль в развитии рыночных отношений. Завершение формирования глобального рынка. Мировой кризис 2008/2012 гг. и попытки нового государственного регулирования стихии рынка.

Основная литература по теме:

1. Камбон Ж. Дипломат, Никольсон Г. Дипломатия. М: Научная книга. 2006.

2. Каррон де ла Каррьер Г.Экономическая дипломатия: дипломат и рынок. - М.: РОССПЭН, 2003.

3. Богатуров А. Государство и бизнес в конгломератном обществе // Международные процессы. - 2008. - Т.6, № 1.

4. Современные международные отношения и мировая политика / отв. ред. А.В. Торкунов. – М.: Просвещение, 2004. Гл. 6. Экономическое измерение мировой политики.

Дополнительная литература по теме:

1. Фергюсон Н. Восхождение денег. М., 2010

2. Райнерт Э. С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2011.

3. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из «третьего мира - в первый». М.: МГИМО-Университет, 2005.

4. Dresner D.W. The New New World Order // Foreign Affairs. – 2007. - - Vol. 86, Issue 2 (March/April).

5. Мортон Ф. Ротшильды. История династии могущественных финансистов. М., 2010.

 

Тема 2. Международный бизнес в контексте глобализации.

 

Глобализация как всесторонний системный процесс интернационализации мирохозяйственных связей и преодоления исторических различий.

Новая ступень научно-технического прогресса. Постиндустриальные и постмодернистские общества. Роль новых информационных технологий в создании качественно новых условий для наднациональной деятельности бизнес – структур. Информационное общество как фактор ускорения современного развития.

ТНК как двигатель процессов глобализации. Укрепление сцепки бизнеса и национальных государств в продвижении нового мирового порядка, усилении интеграции и взаимозависимости. Механизмы координации корпоративных интересов с государственной политикой. От «трёхсторонней комиссии» до саммитов «Группы-8» и «Группы-20». Односторонний характер преимуществ глобализации.

Соотношение трендов регионализации и глобализации в деятельности международных корпораций. «Думай глобально, действуй локально».

Появление новых центров силы и новых игроков на поле глобализации (страны БРИКС, развивающиеся государства). Реинкарнация «движения неприсоединения». Активизация международной дискуссии на тему «глобализация –зло или благо». Критика глобализации как «американского проекта».Движение «антиглобалистов». Кризис Евросоюза – удар по глобализации. Противоречие между глобальной экономикой и слабостью механизмов глобального управления.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008/2012гг. для международного бизнеса («первый глобальный»). Роль государства в спасении крупных корпораций. Усиление настроений протекционизма во внешнеэкономической деятельности. Попытки реструктуризации мировой финансово-экономической системы, созданной под эгидой США после второй мировой войны («Бреттон-вудская система»). Значение саммитов «Группы 20» для реформирования мировой экономики и международных финансовых институтов (МВФ, МБРР). Ослабление доллара в качестве мировой резервной валюты и поиски новых инструментов заимствования. Спор «рыночников» и «государственников». Попытки ограничить стихию рынка и повысить управляемость процессами глобализации путём создания механизмов международной кооперации. Реакция «большого бизнеса». Соперничество различных моделей экономического развития. «Авторитарный капитализм» против «либерального» капитализма.

Основная литература по теме:

1. Путин В. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей РФ при международных организациях // Международная жизнь. - 2012. - № 7.

2. Лавров С. Россия и мир в ХХI веке // Россия в глобальной политике. - 2008. - Т.6.- № 4

3. Современные международные отношения и мировая политика / отв. ред. А.В. Торкунов. – М.: Просвещение, 2004. Гл. 4. Глобализация и новый миропорядок.

4. Афонцев С. Глобальный кризис и регулирование мировых финансов // Международные процессы. - 2009. - Т.7, № 1

Дополнительная литература по теме:

1. Гринспен А. Эпоха потрясений: проблемы и перспективы мировой финансовой системы. 2-е издание. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. – М.: Междунар. отношения, 2005.

3. Abdelal R., Segal A. Has Globalization Passed Its Peak? // Foreign Affairs. – 2007. - Vol. 86, Issue 1 (Jan/Feb). («Foreign Affairs» available from: Academic Search Premier (EBSCO))

Тема 3. Международный бизнес после «холодной войны.

Окончание «холодной войны» как результат мирного разрешения противоречий двух систем. Значение смены мировой политической и экономической парадигмы для интересов международного бизнеса. Вступление на путь рыночных реформ стран Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР и Китая. Глобализация рыночного пространства. Новые материальные ресурсы, рынки сбыта и рабочей силы, новые возможности для инвестирования капиталов и внешнеторговой экспансии.

Роль «мирного дивиденда» в подъёме западной экономики в 90-гг. Эйфория неограниченных возможностей экспансии ТНК. Время вседозволенности в мировой финансово-экономической системе, отказ от регулирующих начал, вера в самонастройку рыночных отношений. Перегруппировка сил в корпоративных кругах США с окончанием идеологической конфронтации и закатом биполярного мира, снижением расходов на гонку вооружений. Создание нового идейно-политического инструментария для продвижения корпоративных интересов на «новую границу» в постконфронтационную эпоху (концепции «демократизации», «вовлечения», «интеграции», «трансформационной дипломатии», «демократического транзита» и т.д.).

Нестабильность и незавершенность нового мирового порядка, сменившего «холодную войну». Понижение уровня управляемости международной системой. Усиление конкурентной борьбы на мировых рынках, особенно сырьевых и продовольственных - фактор неустойчивости международных отношений. Сужение ресурсной базы мировой экономики и влияние этого на мировую политику. Последствия сверхпотребления стран Запада для усугубления новых угроз. Борьба за постсоветское пространство на шкале приоритетов корпоративных интересов стран Запада. Поиски выхода из глобального финансово-экономического кризиса на путях внешнеэкономической экспансии.

«Конфликт цивилизаций» в свете интересов международного бизнеса. Углубление разрыва между экономикой и внешней политикой стран Запада. Роль и место мира ислама на школе приоритетов глобального бизнес-сообщества. «Арабская весна» и её долговременные макроэкономические последствия. Военный конфликт США и их союзников с частью мусульманского мира под предлогом «войны с террором» как фактор раскола международного бизнес-сообщества.

Российское видение перспектив развития постбиполярного мира. Внешнеполитическое творчество с позиции слабости. Выдвижение концепции многополярного (полицентричного) мира в противовес политике одностороннего доминирования. Геополитическое соперничество и деловая конкуренция вместо идеологического противостояния. Консолидация постсоветского пространства.(ЕЭП, ТС, ЕАЭС)

Обязательные официальные документы:

1. Концепции внешней политики Российской Федерации 2000, 2008 и 2013 гг.

2. Ежегодные обзоры внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации. - http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/obzory

Основная литература по теме:

1. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. – 2011. - 3 октября.

2. Лавров С.В. Международные отношения в новой системе координат // Российская газета. – 2009. – 8 сентября.

3. Современные глобальные проблемы / отв. ред. В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2010. Раздел 3. Проблемы основных сфер глобального взаимодействия.

Дополнительная литература по теме:

1. Рубин Р.Е, Вайсберг Д. В неопределенном мире: на Уолл-стрите и в Вашингтоне. Размышления министра финансов. М.: Мир, 2005.

2. Злобин Н. Второй новый миропорядок. Геополитические головоломки. М.: Эксмо, 2009.

 

Тема 4. Американская модель взаимодействия бизнеса и государства в сфере внешней политики.

 

«Бизнес Америки есть бизнес» (К. Кулидж). Соединённые Штаты как первопроходцы в создании современной бизнес - культуры. Универсальный характер американской модели организации деловой жизни. Заимствование американской бизнес – философии и практики после второй мировой войны Западной Европой («план Маршала») и остальным капиталистическим миром. Отказ от не оправдавших себя методов хозяйствования (автаркия, протекционизм, изоляционизм, гос. вмешательство, ограничение конкуренции, сверх монополизация и т.п.) Торжество духа свободного рынка и независимого предпринимательства по формуле «меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве». Сохранение определённых различий между англо-саксонской моделью и «рейнским капитализмом». Бизнес–государство против социального государства.

Американские корпорации и сверхкорпорации – результат естественного саморазвития бизнеса, а не передела госсобственности. Значение антитрестовского законодательства в США («законы Шермана») - пример ограничения всевластия монополий и введения законодательного контроля за их деятельностью.

Соотношение рынков внутреннего и внешнего. Завершение формирования внутреннего рынка в США в конце 19 века и переход к внешней экспансии. Неразрывная связь геополитики и интересов бизнеса. Доктринальное прикрытие внешней экспансии (теории «предначертания судьбы», «исключительности», «равных возможностей», «открытых дверей», свободной торговли, демократического транзита и т.д.).

Американское послание внешнему миру: свобода частного предпринимательства -открытые рынки - конкуренция – политический плюрализм – демократия - международный мир. Консерватизм (неоконсерватизм) и либерализм – две стороны одной медали.

Новая роль американского государства с началом внешней экспансии. («Что хорошо для «Дженерал Моторс, то хорошо для Америки». Ч. Вильсон). Лоббизм как легитимное

средство координации интересов бизнеса и государства. Роль предпринимательских союзов, правительственных спец учреждений, Конгресса, фондов в выработке внешнеполитических решений. Особая роль госдепартамента и посольств США в продвижении интересов американского бизнеса за рубежом. Значение кадровой ротации между госслужбой и корпорациями для консолидации власти и бизнеса и достижения единства цели. Понятие «коммерческая дипломатия».

Сочетание «мягкой» и «жёсткой» силы в арсенале США. Экономические и политические санкции в качестве инструментов внешней политики США. Несостоятельность концепции однополярного мира и поворот администрации Б. Обамы от доминирования к «коллективному лидерству». Интересы «большого бизнеса» в президентской кампании 2012 г.

Основная литература по теме:

1. Современные международные отношения / под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект Пресс, 2012. Гл.11. США в международных отношениях.

2. Борисов А.Ю. Российско-американские отношения // Внешняя политика Российской Федерации. 1992 -1999 / редкол.: А.В. Торкунов (отв. ред.), А.Ю. Мельвиль, М.М. Наринский. - М.: РОССПЭН, 2000.

3. Закария Ф. Постамериканский мир. М.: Европа, 2009.

Дополнительная литература по теме:

1. Невинс А. Джон Рокфеллер. Промышленник и филантроп. М., 2010..

2. Кори Л. Морганы. Династия крупнейших олигархов. М.: Центрполиграф, 2012.

3. Barnett Thomas P.M. Great Powers: America and the World after Bush. N.Y.: G.P. Putnam's Sons 2009

4. Garten J.E. Business and Foreign Policy // Foreign Affairs. – 1997. – Vol. 76, Issue 3 (May/June).

 

Тема 5. Становление взаимоотношений бизнеса и государства в российской внешней политике (90-е гг.)

 

Специфические исторические условия формирования российского капитализма. Кризис государственно-плановой экономики и командно-административной системы в СССР. Роль теневой экономики в период перестройки для первоначального накопления капитала. Связь кризиса экономического с политическим, идеологическим и межнациональным. Раскол элит. Конец однопартийной системы. Распад СССР и поворот России к рыночной экономике, политическому плюрализму и частному предпринимательству.

Гайдаровские реформы. «Шоковая терапия». Либерализация цен и приватизация. Влияние западного либерализма и его представителей на политику проводимых реформ и разгосударствление собственности. Залоговые аукционы. Полулегитимный и криминальный характер частной собственности в России. Ослабление роли государства. Потеря ориентиров во внешней политике. Опасность реванша внутренней (коммунистической) оппозиции и поиск союзников на Западе. Сближение с Западом в интересах становления российского бизнеса. Дипломатическая линия Ельцина- Козырева и её издержки - подлинные и мнимые. Утеря МИД РФ своих координирующих функций во внешней политике. Возникновение разных «центров силы» во внешней политике как отражение стихии раннего постсоветского периода и кризиса власти.

«Естественные монополии» как наследники советской сверхмонополии.. Возникновение в России олигархического капитализма и его сущность. Усиление центробежных процессов внутри страны –плата за перевод экономики на рыночные рельсы и политическую децентрализацию. Новые факторы влияния и движущие силы во внешней политике. «Семибанкирщина». Прагматизм вместо идеологии. Власть в качестве заложника интересов крупного бизнеса.

Поиски новой идентичности во внутренней и во внешней политики. Преодоление острого внутреннего кризиса 1993г. Сплочение бизнес-элит в поддержку Б.Н.Ельцина в ходе президентских выборов 1996г. Национальные интересы как основа консолидации внешней политики России. Роль Е.М.Примакова во главе МИД РФ и Правительства РФ. Возрастание влияния ТЭК и ВПК на внешнюю политику России. Завершение процесса приватизации госсобственности и переход «естественных монополий» к внешней экспансии. Потребность в сильном государстве для укрепления режима частной собственности и содействия в конкурентной борьбе на внешних рынках. «Дефолт» 1998 г. и его долговременные последствия для системы власти в России. Добровольный уход Б.Н. Ельцина в отставку с поста президента. (1999 г.)

Основная литература по теме:

1. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. – М.: РОССПЭН, 2006.

2. Примаков Е. Мысли вслух. М., 2011.

3. Примаков Е. М. Встречи на перекрестках. М., ЗАО Изд. Центрполиграф, 2015.

4. Иванов И. Новая российская дипломатия: десять лет внешней политики страны. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

5. Коэн С. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? М.: АИРО-XX, 2011.

Дополнительная литература по теме:

1. Брутенц К. Н. Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке. М., 2005.

2. Гайдар Е., Чубайс А. Развилки новейшей истории России. – СПб.: НОРМА,2011.

3. Салмин А.М. Изнанка внешней политики // Полития. – 2001. - №5.

4. Олбрайт М. Госпожа госсекретарь/ М. Олбрайт; при участии Б.Вудварда. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

. Тема 6. Частно-государственное партнёрство во внешней политике России (2000-е гг.)

Приход В.В.Путина на пост президента Россией. Начало путинской стабилизации. Укрепление вертикали власти. Преодоление центробежных тенденций во внутреннем развитии. Раскол в бизнес-элите. Дело ЮКОСа и его долговременные последствия. Закат олигархической модели российского капитализма. Неприемлемость для России восточно-европейского пути. Российский госкапитализм-выравнивание маятника. Номенклатурно-бюрократический капитализм. Корпоративное государство. Государство в качестве главного акционера в делах бизнеса. Возвращение государством части стратегических активов. Обострение отношений с западными инвесторами. Определение новых правил игры. Попытки концептуализации новых взаимоотношений бизнеса и власти под флагом «суверенной демократии». Кремлёвский консенсус. Рост государственной бюрократии и коррупции. Закрепление системообразующей роли бизнеса в Концепции внешней политики РФ (2000 г.)

Разочарование Запада переменами в России. Неготовность к сотрудничеству «на равных». Настороженность в отношении выхода российских компаний на внешние рынки и недовольство введением ограничений на деятельность западных корпораций, особенно сырьевых, в России. Обострение отношений по государственной линии с США и Евросоюзом. Стремление Запада вернуть отношения с Россией к эпохе Горбачёва и Ельцина. Обвинения России в «откате от демократии», установлении «авторитарного капитализма», нежелании интегрироваться и трансформироваться на западных условиях и т.д.

Усиление государственной поддержки экспансии российского бизнеса на внешних рынках. Президент - главный лоббист интересов российских корпораций. Многовекторность российских бизнес-интересов, их широкий географический охват, влияющий на геополитические приоритеты российской внешней политики. Утверждение принципа национальных интересов в качестве первоосновы государственной политики. Его нередкое отождествление с интересами «естественных монополий». Восстановление принципов великодержавия и глобализма во внешней политике. Нарастание трудностей и неудач в экспансии российского бизнеса. Осложнение внешнеэкономической ситуации в связи с разразившимся в 2008 г. финансово-экономическим кризисом и событиями на Украине (2014г). Введение Западом экономических санкций против России и их влияние на российский бизнес.

Поворот России от стабилизации к модернизации с избранием Д.А.Медведева президентом России.(2008 г.) «Тандемократия» как форма консолидации элит. Усиление разногласий в российском бизнес-сообществе в отношении перспектив развития страны и новой приватизации во время президентской кампании 2012 г. Противники и защитники экспортно-сырьевой модели российской экономики. Цены на нефть как фактор внешней политики. Новые задачи внешней политики России в свете модернизации. Возвращение В.В.Путина на пост Президента РФ (2012 г.) и корректировка российской внешней политики в свете поставленных задач.

Обязательные официальные документы:

1. Указ Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».(www.kremlin.ru/acts/15256)

2. Медведев Д.М. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 г. // Президент России: официальный сайт. - http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/5979

Основная литература по теме:

1. Путин В.В. Россия в меняющемся мире // Московские новости. – 2012. - 27 февраля.

2. Лавров С.В. Выступление на ежегодном заседании Американо-российского делового Совета, Нью-Йорк, 25 сентября 2009 г. http://www.mgimo.ru/news/press/document121667.phtml

Дополнительная литература по теме:

1. Рар А. Куда пойдет Путин? Россия между Китаем и Европой. М., 2012.

2. Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». М.: Европа, 2006.

3. Gat A. The Return of Authoritarian Great Powers // Foreign Affairs. – 2007. – Vol. 86, Issue 4 (July/August).

Тема 7. Экономическая дипломатия как средство продвижения интересов российского бизнеса за рубежом.

 

Новая роль Министерства иностранных дел Российской Федерации. Отказ от идеологизации, поворот к прагматизму, неконфронтационности при отстаивании национальных интересов, многовекторности. Введение в дипломатический оборот с середины 90-х гг. понятие «экономическая дипломатия». Её сходство и отличия от американского варианта «коммерческой дипломатии». Восстановление координирующей роли МИД РФ в вопросах внешней политики.

Рационализм и прагматизм во внешней политике как результат влияния деловых кругов в общественной жизни, их места в социально-экономическом развитии постсоветской России. Негативные аспекты этого влияния (безудержная погоня за прибылью, авантюризм, агрессивность, экономический эгоизм, пренебрежение социальной ответственностью, отождествление корпоративных интересов с государственными). Экономическая дипломатия как средство балансирования различных интересов, выработки взвешенного подхода, недопущения односторонности в принятии решений, объединения интересов общества, бизнеса и государства. Важность создания средствами дипломатии благоприятной внешней среды для продвижения интересов российского бизнеса, недопущения его дискриминации, введения против него протекционистских, кредитных и других ограничений. Значение вступления России в ВТО (август 2012 г) для интересов российского бизнеса. Переговоры о вступлении России в ОЭСР и их перспективное значение. Борьба российской дипломатии против введённого Западом режима санкций в отношении России. Значение контрсанкций (Указ Президента РФ В.В.Путина от 6 августа 2014 г.)

Антитеррористическое сотрудничество государственных и предпринимательских кругов в развитие международной инициативы антитеррористического партнёрства государств и бизнеса, выдвинутой Российской Федерацией в ходе своего председательства в «Группе восьми» в 2006 г.– важная часть деятельности МИД РФ.

Российский бизнес как часть гражданского общества. Предпринимательские союзы (РСПП, АРБ, «Деловая Россия», «Опора» и др.) как составная часть механизма формирования внешней политики, учитывающей интересы различных финансово-промышленных групп. Значение торгово-промышленных палат, различных рабочих групп и советов при выработке решений. Роль Делового совета при министре иностранных дел Российской Федерации. Кремль в качестве окончательного «разводящего» при принятии внешнеполитических решений, затрагивающих интересы российского бизнеса.

Новые требования к работе российских посольств по сопровождению интересов отечественного бизнеса за рубежом. Объединение информационной, дипломатической экономической, имиджевой составляющих этой работы.

Обязательные официальные документы:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537

2. Концепции внешней политики Российской Федерации. 2008 г. Раздел «Экономическая дипломатия».

Основная литература по теме:

1. Лавров С.В. Дипломатия и бизнес // Международная жизнь. - 2009. - № 9. (Интервью С.В. Лаврова главным редакторам журналов «Международная жизнь» и «Партнер ТПП РФ»).

Дополнительная литература по теме:

1. Астахов Е.М. Дипломатическое сопровождение национального бизнеса. М.: МГИМО-Университет, 2010.

2. Simes D.K., Saunders P.J. The Kremlin Begs To Differ // The National Interest. – 2009. - Issue 104 (Nov/Dec). (есть перевод на ИНОСМИ)

Тема 8. Энергетическая составляющая частно-государственного партнёрства во внешней политике России.

 

Влияние экспортно-сырьевого характера российской экономики на внешнюю политику страны. Роль и место крупнейших сырьевых корпораций, прежде всего нефтегазовых, в экономике России, в формировании её бюджета, ВВП, экспортной выручки, поддержании социальной стабильности. Российская внешняя политика в жёстких рамках экспортно-сырьевой зависимости. Значение цены на нефть для внешней политики.Проблема диверсификации российской экономики.

Особый характер международного бизнеса в сфере энергетики. Высокая степень конкуренции, борьба за ресурсы, транзитные маршруты, распределительные сети и т.д. Высокий уровень политизации и вовлечённости государств и их руководителей в предпринимательскую деятельность на стороне «своих» корпораций. Превращение нефтегазового бизнеса в острейший вопрос взаимоотношений России с США и Евросоюзом. Роль энергетического фактора в консолидации постсоветского пространства.

Россия как энергетическая «сверхдержава». Конец энергетического «романтизма» в рамках СНГ и перевод отношений с союзниками и партнёрами на рыночные рельсы. Энергетический фактор как одна из причин обострения отношений с Украиной. Непосредственная вовлечённость российского руководства в решение энергетических конфликтов за рубежом. Стремление МИД продвигать интересы российских энергетических корпораций без нанесения ущерба отношениям с главными зарубежными партнёрами. «Третий пакет» Евросоюза и реакция России.

Строительство транзитных маршрутов в обход проблемных стран - стратегический курс России. Состояние дел с «Северным» и «Южным» потоками, «Голубым потоком-2», «Турецким потоком». Концентрация дипломатических усилий в этом направлении. «Газовые», «нефтяные», «транзитные войны». Постановка Россией вопросов энергетической безопасности на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в 2006 г., учитывающая интересы экспортёров-производителей, потребителей и транзитных стран. Стремление ЕС и США создать транзитные маршруты в обход России (газопровод «Набукко» и его судьба.). Борьба за Каспий. Отказ России от строительства «Южного потока» (декабрь 2014 г.) Газопровод «Турецкий поток» и его перспективы.

Роль Среднего и Ближнего Востока в топливно-энергетическом раскладе. Энергетика, геоэкономика и геополитика. Последствия «арабской весны» для мировых энергетических раскладов и интересов России.

Стратегические последствия для Запада разворота России к Китаю и азиатским рынкам. Саммит АТЭС во Владивостоке (сентябрь 2012 г). и вопросы энергобезопасности. Подписание соглашения о поставках российского газа в Китай и его экономическое и геополитическое значение.

Борьба мнений в российской власти по вопросам энергетической политики. «Сырьевики» и «модернизаторы». Создание «газовой ОПЕК» как пример столкновения мнений между умеренными и радикальными кругами. Преодоление сырьевой направленности российской экономики, её модернизация – важное условие успешного решения внешнеполитических задач.

Основная литература по теме:

1. Медведев Д.М. Россия, вперед! // Финансовый бизнес. - 2009. - № 6. -http://www.kremlin.ru/events/president/news/5413

2. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. – 2011. - 3 октября.

3. Симонов К. Русская нефть: последний передел. М.: Эксмо, 2005.

Дополнительная литература по теме:

1. Томберг Р. Конфликты власти и бизнеса в нефтегазовой сфере // Международные процессы. – 2008. - Том 6. № 2.

2. Борисов А.Ю. Игра по правилам или «по понятиям». Пределы и возможности энергетической дипломатии // Газовый бизнес. – 2007. - сентябрь-октябрь.

3. Терентьев С. Нефть. М., 2011.

4. Morse E.L. Low and Behold. Making the Most of Cheap Oil // Foreign Affairs. – 2009. - Vol. 88, Issue 5 (Sept/Oct).

Date: 2015-09-18; view: 187; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию