Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие скульптуры высокой классики в Греции
Искусство высокой классики Греции и его главные достижения
С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства. Совершенное, исполненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства. В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подвергалась нашествию полчищ персидской державы. Борьба народных ополчений объеди-нившихся греческих полисов за независимость ускорила рост общественного самосознания эллинов. Решающие победы над персами - морская при Саламине (480 г. до н. э.) и на суше при Платеях (479 г. до н. э.) - укрепили могущество греческого общества, благоприятствовали дальнейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Все это способствовало утверждению основных принципов гуманистического мировоззрения и культуры.
Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.) Вторая половина 5 в. до н. э.— время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.
Скульптура. Фидий. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и 12-метровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой вытянутой руке - фигурка богини Победы. Прекрасный облик богини покорял спокойной уверенностью, строгой мудростью. Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и Перикла. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости. На восточном фронтоне Парфенона размещалась композиция, посвя-щенная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афины с Посейдоном за обладание аттической землей. Фидий отказался от пост-роения симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур, как это делали мастера ранней классики. Среди статуй восточн. фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мойры, богини судьбы, дочери богини ночи (ныне считается, что это Афродита, Диона и Пейто), их образы - совершеннейшие творения высокой классики. Все 92 метопы храма были украшены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров.
Поликлет. Современник Фидия Поликлет, проявил особенный интерес к изображению спокойно стоящего человека. Самая прославленная статуя Поликлета - «Дорифор» («Копьеносец»), совершенное воплощение мужественного идеала доблестного гражданина-воина. Эта бронзовая статуя изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Ощущение полной реальности. Все уравновешено. Поликлету принадлежал теоретический трактат «Канон» (система идеальных пропорций и законов, но которым должно строиться изображение человека - пропорции головы и фигуры выражались отношением 1:7). К концу 5 в. до н.э.в искусстве высокой классики. произошли значительные изменения: черты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику (мраморные рельефы балюстрады храма Ники Аптерос на Акрополе - рельеф «Ника, развязывающая сандалию»).
Ранняя классика (500-490-е гг. до н. э.) Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства - ранняя классика, продолжавшийся первую половину века. Искусство этого времени пронизано напряжен-ными поисками обобщенных типических образов, приемов прав-дивого изображения человека, и в первую очередь передачи разно-образных движений. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций, проблему синтеза скульптуры и архитектуры.
Скульптура. В монументальной скульптуре, в статуях, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине. Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронто-не изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре - фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстрастная, она как бы незримо присутствует среди сражающих-ся. В фигурах воинов нет архаической фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертываются строго по плоскости фронтона. Каждая отдельная фигура достаточно жизненна, но на лицах сражающихся и раненых воинов архаичес-кая улыбка - признак условности, несовместимый с изображением напряженности и драматизма битвы. Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла). Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понима-нии образа человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего». Эта одна из немногих дошед-ших до нас подлинных бронзовых древнегреческих статуй была частью мону-ментальной скульптурной группы, изображающей победителя на состязаниях и возницу, исполненного сурового спокойствия. Героический идеал ранней классики в его динамичес-ком варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посейдон». Проблема движения решена и в «Победительнице в беге», и в «Мальчике, вынимающем занозу», где ребенок изобра-жен в живом, естественном движении. Орнаментально трактован-ные волосы - пережиток архаики. Мифологическаякая тема продол-жает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример - рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской-так называемый «Трон Людовизи». Образ гражданина - атлета и воина - становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики. Скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.
Мирон. Замечательный ваятель. В своем творчестве он полностью освободился от архаической условности. Особенности искусства Мирона наглядно проявились в прославленном «Дискоболе». Как и многие другие статуи, «Дискобол» был исполнен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил: прекрасного духом и телом юношу, находящегося в стремительном движении. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя: производит впечатление устойчивости. Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия. Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти, нашло выражение в скульптурной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя. Группа «Афина и Марсий» образно утверждает идею превосходства разума, над стихийными силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием.
Поздняя классика (конец 5—4 в. до н. э. 400-323 гг. до н.э.) Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Все это не могла не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе стало следовать 2 основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась. На ее фоне наметился в одной стороны, уход в патетическую героику, с другой – в индивидуаль-ный, возвышенно-лирический мир. Выразители: Скопас и Пракситель.
Скопас создавал динамичные, экспрессивные статуи, показывал человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения (танцующие Менады ). Он создавал скульптурные композиции на архитектурных сооружениях - фриз мавзолея в Галикарнасе (битва греков с амазонками). Отличается от равномерного движения фриза Парфенона. Также фронтон храма Афины в Теге. Сохранились фрагменты из них. Голова раненого воина (стремительный патетический поворот, резкая игра светотени – драматизм выражения). Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир. Пракситель передавал невозмутимый покой, эстетическое наслаждение. Показывал мечтание, отдых, покой. Создавал плавные, текучие формы. «Гермес с Дионисом». У своих работ он раскрашивает волосы, лица, зрачки. Его персонажи молоды, здоровы. Он не изображал стариков и детей. Поэтому младенец у него изображен в виде уменьшенного в размере взрослого. «Отдыхающий сатир » - он нежен, с мягкой улыбкой. «Афродита Книдская»- обнаженная богиня. Здесь плавная и нежная линия, естественная поза, красота женского тела. Воплощено преклонение перед совершенством красоты человека. Ломка старого и зарождение нового в искусстве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики. Леохар. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский, исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью. Лисипп. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Решал задач индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Статуя юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен», которого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Портреты Александра Македонского.
Date: 2015-09-05; view: 2361; Нарушение авторских прав |