Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 83 page





В части 4 ст. 10 Закона N 256-ФЗ установлено, что жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению. Это правило, на наш взгляд, в определенной степени противоречит концепции государственной поддержки семей, имеющих детей, закрепленной в Законе N 256-ФЗ другим федеральным законом. Кроме того, существует возможность возникновения практических трудностей в применении этой нормы на практике. В частности, если средства капитала будут направлены на исполнение ранее возникших обязательств (ипотечного кредита), то право собственности на жилое помещение уже возникнет в момент государственной регистрации ранее заключенного договора, его уже невозможно будет "оформить" в общую собственность членов семьи.

Полагаем, что право собственности на такое жилое помещение должно возникать у женщины (матери детей), а не у родителей: например, отец ребенка (детей) уклоняется от исполнения родительских обязанностей, место его жительства неизвестно (могут быть и иные аналогичные обстоятельства), а он в силу императивного указания Закона N 256-ФЗ должен стать собственником жилого помещения. Также возможны случаи, что отцов может быть несколько (по крайней мере два) у первого и второго ребенка соответственно, а право на меры государственной поддержки возникает только после рождения второго ребенка, должны ли в этом случае оба отца как родители стать собственниками жилого помещения? Этот вопрос может усложниться и наличием других совместно проживающих членов семьи: бабушек, дедушек, детей отца от предыдущих браков, отца детей, не состоящего в зарегистрированном браке с матерью детей, и т.д. Усложнит применение норм ст. 10 Закона N 256-ФЗ и отсутствие в законодательстве понятия семьи. Другая проблема связана с определением вида общей собственности на жилое помещение и размера доли. Как нам представляется, на жилое помещение может возникнуть только долевая собственность, а определение размера доли должно осуществляться по правилам ГК РФ с учетом вклада каждого из участников в образование и приращение общего имущества. Проиллюстрируем сказанное следующим примером: женщина приобретает квартиру стоимостью 2 млн. 500 тыс. руб. с использованием средств материнского капитала, при этом основную сумму составляют ее собственные сбережения; в семье имеется два ребенка, проживающая совместно с ними бабушка и отец детей, проживающий уже с другой семьей. По норме Закона N 256-ФЗ квартира должна поступить в их долевую собственность с долей каждого в размере 1/5, с учетом родителей, детей, других совместно проживающих членов семьи. Однако такая ситуация не только несправедлива в отношении матери детей, но и противоречит логике указанного Закона. Можно смоделировать ситуацию иным образом, определить, что долевая собственность возникает только в отношении средств материнского капитала, тогда доля каждого участника будет составлять: у женщины 9/10 - вклад недостающей суммы на приобретение квартиры, а у всех, включая женщину, - 1/10 за счет средств материнского капитала, соответственно по 1/50 доли в праве собственности на квартиру. Несмотря на незначительный размер доли, осуществление права собственности будет затруднено. Например, для продажи квартиры и улучшения жилищных условий женщина должна получить согласие всех сособственников, а это, как показывает сложившаяся практика применения норм о долевой собственности, затруднительно. Закон N 256-ФЗ закрепляет правило, что размер долей может определяться соглашением всех членов семьи, однако такое соглашение не всегда может быть достигнуто.

Полагаем, что средства материнского капитала являются собственностью исключительно женщины, а жилое помещение, приобретенное с использованием этих средств, должно поступать в общую долевую собственность согласно вкладам лиц в образование общего имущества. Интересы детей при этом можно защитить, закрепив за ними в Законе N 256-ФЗ и ЖК РФ право пользования жилым помещением, приобретенным с использованием средств материнского капитала (по аналогии с правом пользования членами собственника приватизированного жилого помещения - ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") <10>.


--------------------------------

<10> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 15.

 

Использование средств материнского капитала на приобретение жилого помещения может обострить и другую проблему, связанную с недобросовестностью лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Женщина, желая получить эти денежные средства в наличной форме для использования в личных целях, может, предварительно договорившись с другой стороной, заключить договор купли-продажи (иной договор), который впоследствии будет оспорен или расторгнут, а средства, заплаченные по нему, возвратятся женщине. После совершения такой сделки целевое использование средств материнского капитала невозможно будет проконтролировать. В целях устранения таких ситуаций следует законодательно закрепить правила, обязывающие:

сторон по сделке возвращать средства материнского капитала непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;

Федеральную регистрационную службу России в целях контроля за целевым использованием средств вносить запись (примечание) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что жилое помещение приобретено с использованием средств материнского капитала, а в случае оспаривания или расторжения договора извещать об этом территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Направление средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) возможно в отношении образовательных учреждений, находящихся на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг. Средства могут быть направлены на получение основных образовательных услуг либо дополнительного образования в рамках дошкольного, общего и профессионального образования как родными, так и усыновленными детьми. Единственное ограничение, которое содержит Закон N 256-ФЗ, чтобы на момент начала получения образования возраст ребенка не превышал 25 лет. Учитывая, что образование в современном мире является одним из факторов, определяющих социальное положение гражданина, возможность достойного трудоустройства и будущего благополучия, такое использование средств будет, несомненно, востребованным. В то же время, учитывая основную цель принятия Закона N 256-ФЗ, представляется, что в Законе следует предусмотреть возможность направления средств (полностью или в части) материнского капитала на получение образования женщиной, родившей (усыновившей) детей. Такая мера позволит действительно поддержать женщину, повысить ее социальный статус, найти достойную работу, обеспечить материальное благополучие ее детям. В этой связи полагаем, что еще одним направлением использования средств материнского капитала является формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин <11>. Такой способ распоряжения средствами капитала действительно поддерживает женщину, что свидетельствует об определенных приоритетах законодателя. В то же время полагаем, что далеко не во всех случаях такая половая дифференциация оправданна. Направление средств на формирование накопительной части пенсии позволяет уравнять положение женщины, когда она не работала и в отношении ее не производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, но в случае, когда мужчина является единственным родителем (усыновителем), он также занимается уходом за детьми (ребенком) и, возможно, не работает. В связи с чем в целях "уравнивания" прав женщин и мужчин, оказавшихся в одинаковых ситуациях, следует предусмотреть возможность для одиноких мужчин направления средств материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.


--------------------------------

<11> В настоящее время трудно говорить о распространенности этого направления использования капитала, так как на момент возникновения права на распоряжение капиталом женщины будут еще молоды и, как правило, не будут задумываться о размере пенсии. Кроме того, практика свидетельствует о том, что большинство россиян не проявляют активности в управлении средствами накопительной части пенсии (по умолчанию доверяют свои средства государству, а не передают в управление негосударственным пенсионным фондам).

 

Анализ содержания и условий возникновения права на материнский капитал свидетельствует, что нормы Закона N 256-ФЗ о материнском капитале нуждаются в доработке. Подводя итог, следует отметить, что необходимо определить субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таковыми должны являться женщины, родившие (усыновившие) детей. Требуют изменения нормы о разрешенных направлениях использования материнского (семейного) капитала как в части уточнения порядка использования, так и направлениях использования. По мнению автора, такие изменения необходимо принять в ближайшее время, так как в первом полугодии 2010 г. использование средств материнского капитал получит практическую реализацию.

 

 

 

 

Название документа

Статья: О равноправии полов и социальном обеспечении граждан с детьми

(Азарова Е.Г.)

("Журнал российского права", 2010, N 9)

Дата

02.09.2010

Информация о публикации

Азарова Е.Г. О равноправии полов и социальном обеспечении граждан с детьми // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 13 - 24.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

О РАВНОПРАВИИ ПОЛОВ И СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ГРАЖДАН С ДЕТЬМИ <*>

 

Е.Г. АЗАРОВА

 

--------------------------------

<*> Azarova E.G. On equality of genders and social maintenance of nationals with children.

 

Азарова Елена Герасимовна - ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП, кандидат юридических наук.

 

Статья посвящена принципу конституционного равноправия женщин и мужчин, роли социального обеспечения для равноценности их правовых статусов. Исследуются дополнительные права лиц с семейными обязанностями как гарантии реализации права детей на жизнь и на социальную заботу. Предлагаются меры по совершенствованию социального обеспечения семей с детьми.


 

Ключевые слова: женщины, мужчины, дети, семейные обязанности, равноправие, социальное (фактическое) равенство, социальное обеспечение.

 

The article is devoted to the constitutional principle of equality of gender rights and significance of social security for the purposes of legal status equality. Complementary rights of persons with family responsibilities are investigated as guaranties for realization of children's rights to life and social care as well as before and after birth. The author offers measures to improve the social security of families with children.

 

Key words: women, men, children, family responsibilities, equality of rights, social (real) equality, social security.

 

Статья 19 Конституции РФ, в которой говорится о равенстве всех перед законом и судом, о государственных гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от пола, распространяется на все субъективные права, установленные не только Конституцией РФ, но и отраслевым законодательством. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их осуществления. Означает ли это, что их права и возможности одинаковы? Конституционные нормы не дают прямого ответа на этот вопрос. Правовое и социальное равенство полов - это равенство разных социальных групп. Поэтому мужчины и женщины могут быть действительно равноправны при наличии не одинаковых, а равноценных правовых статусов, различающихся по набору конкретных прав, равно учитывающих не только одинаковые, но и особые (связанные с полом) жизненно важные их интересы и потребности.

Понятие равноценности правовых статусов согласуется с понятием социального, а не чисто юридического равенства. Именно такую позицию занял Конституционный Суд РФ, оценивая разный пенсионный возраст женщин и мужчин. По его мнению, законодатель применил здесь дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходил из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, которое находится под защитой государства. Такая дифференциация не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав мужчин. Она обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение КС РФ от 21 декабря 2000 г. N 276-О.

 

В Докладе Международного бюро труда (МБТ) "Гендерное равенство - основа достойного труда" (2009 г.) <2> отмечается, что нормы Международной организации труда (МОТ) отражают современную политику ООН: женщины рассматриваются не как "уязвимые объекты", а как основные участники всего процесса социального и экономического развития. Соответственно, равенство полов имеет не только внутренне присущую ему ценность, является не просто правом как таковым, но и инструментом обеспечения экономического роста и сокращения масштабов бедности.

--------------------------------

<2> Международная конференция труда. 98-я сессия. 2009 г.

 

Сказанное означает, что правовые исследования в рассматриваемой сфере должны обязательно учитывать данные многих наук, включая естественные, о социально значимых особенностях полов, которые влияют на их положение в обществе, в том числе правовое.

Мужчины и женщины имеют существенные различия и биологического, и психологического, и социального плана. Директор Российского геронтологического научно-клинического центра академик В.Н. Шабалин отмечает, что у мужчин все жизненные процессы проходят на 20% стремительнее, чем у женщин, так как в белковых молекулах мужского организма на 20% больше влаги. Соответственно, они в среднем быстрее ориентируются в сложных ситуациях, показывают более высокие результаты в спорте и т.д. И продолжительность жизни у них на 20% меньше, чем у женщин <3>. Следовательно, у женщин как социальной группы заведомо меньше шансов для занятия тех рабочих мест, на которые претендуют мужчины, у них в среднем более низкие заработная плата и пенсия, выше безработица. Выполнение одинаковых с мужчинами норм труда в сочетании с повышенными бытовыми нагрузками оказывает большее негативное воздействие на женский организм, что, в свою очередь, приводит к их более высокой заболеваемости по сравнению с мужчинами. Иначе говоря, биологические различия требуют особых мер выравнивания прав и возможностей лиц разного пола, в том числе в сфере труда и социального обеспечения.

--------------------------------

<3> См.: Комсомольская правда. 2009. 15 - 22 окт.

 

В силу биологических различий несопоставимы роли женщин и мужчин в продолжении рода. Для нормального вынашивания плода и рождения здорового ребенка необходима особая охрана труда и здоровья женщины. До настоящего времени материнство представляет угрозу даже для ее жизни. Ежеминутно в мире умирает одна женщина от осложнений, связанных с беременностью и родами. Беременность - одна из главных причин смертности девушек в возрасте от 15 до 19 лет. На каждый случай материнской смертности приходится около 20 серьезных травм или случаев инвалидности <4>. Хотя это не российские данные, они дают основание для определенных выводов, в том числе относительно профилактических мер и социального обеспечения при беременности и после родов.

--------------------------------

<4> См.: Доклад МБТ "Гендерное равенство - основа достойного труда" (2009 г.).

 

Женщина в силу биологических законов способна в течение жизни родить до 20 детей <5>. Даже в Москве 21 тыс. семей воспитывает пять или более детей (из них 84 семьи - 10 или более). Очевидно, что в подобных случаях у женщин нет возможности наравне с мужчинами реализовать свое право на профессиональную занятость в общественном производстве, иметь самостоятельный доход от работы вне дома. Не приходится говорить об их равных правах с мужчинами и на пенсионное обеспечение, так как в страховой стаж при назначении трудовой пенсии засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, а трудовая пенсия по старости назначается многодетным матерям при наличии 15-летнего страхового стажа.

--------------------------------

<5> Это отнюдь не абстрактная возможность. И сегодня есть женщины, реализующие свой репродуктивный потенциал, в частности, в силу религиозных убеждений. Так, в семье священника И. Осяка 18 детей. Супруги говорят, что будут рады стольким детям, сколько даст Бог (см.: Восемнадцатая // Российская газета. 2009. 27 авг.).

 

Значительны и психологические различия полов. Мальчиков и мужчин в целом как социальную группу интересуют прежде всего вещи, техника, а девочек и женщин - люди и отношения. Женщины, как правило, считают себя состоявшимися, если у них благополучная семья, хорошие дети. Для мужчин особое значение имеют карьера, профессиональные успехи. Психологические различия предопределяют и выбор сферы занятости. Женщин в большей степени привлекает воспитательная, педагогическая, медицинская деятельность, работа в торговле, они лучше, чем мужчины, выполняют работы в текстильном и швейном производстве и т.п. При этом известно, что оплата в сфере женского труда ниже, а значит, ниже и уровень социального, в том числе пенсионного, обеспечения. Средняя заработная плата, например, в так называемой легкой промышленности, где 85% работников составляют женщины, равна четверти заработной платы работников топливно-энергетического комплекса <6>. Женские отрасли промышленности остаются зонами рутинной занятости с большим объемом ручного труда. Так, большинство женщин, занятых на основном производстве в легкой и пищевой промышленности, - средне- и низкоквалифицированные рабочие 2 - 4 разрядов <7>.

--------------------------------

<6> В целом в России, несмотря на высокий уровень занятости женщин (92,5%) и высокий уровень их человеческого капитала (российские женщины образованы лучше российских мужчин), их заработная плата составляет только 64% заработной платы мужчин.

<7> См.: Монусова Г.А. Промышленные рабочие в России: адаптация, дифференциация, мобильность // Социологический журнал. 1998. N 1/2.

 

Человеческое общество строилось и развивалось на разности интересов и способностей двух полов. На протяжении всей истории мужчины и женщины были необходимы друг другу, но у каждого пола своя основная задача, свои особые функции. Для природы главное, чтобы женщина обеспечила продолжение жизни. Мужчина же прежде всего должен искать что-то новое для улучшения качества жизни, обеспечивать развитие производства. В экономической литературе женщин называют "вторыми" работниками в семье, выбирающими стратегию совмещения оплачиваемой занятости и семейных обязанностей. Их низкие доходы компенсируются более высокими доходами "первых" работников - мужчин <8>. Не будем всякий раз подчеркивать, что речь идет о социальных группах в целом, а не об отдельных индивидах.

--------------------------------

<8> См.: Токсанбаева М. О социальной уязвимости женщин // Вопросы экономики. 2000. N 3. С. 142 - 143.

 

Провозглашая равноправие полов, ст. 19 Конституции РФ умалчивает, как бы выносит за скобки то обстоятельство, что у женщин и мужчин бывают дети. О равноправии таких лиц говорится особо. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ). Предоставляя мужчинам и женщинам равные права на заботу о собственных детях, законодатель не только делает более объемным понятие их равноправия. На граждан с детьми возлагаются дополнительные, по сравнению с бездетными, конституционные обязанности. Конкретизируя эти обязанности, СК РФ устанавливает ответственность родителей за воспитание и развитие детей. Они обязаны содержать несовершеннолетних детей, заботиться об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ст. 63 СК РФ). С родителей, не предоставляющих детям содержание, в судебном порядке взыскиваются алименты (ст. 80 СК РФ). Родители несут ответственность за получение детьми общего образования. С них взимается плата за содержание ребенка в организациях, реализующих основную программу дошкольного образования (ст. 52, 52.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании") <9>.

--------------------------------

<9> Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на их содержание признаются уголовными преступлениями (ст. 156, 157 УК РФ). Установлена административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних детей обязанностей по их содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов.

 

Известно, что уровень жизни семей с детьми при прочих равных условиях существенно ниже, чем бездетных. Обязанность родителей заботиться о детях и об их воспитании корреспондирует с положениями Конституции РФ о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Однако ни Конституция РФ, ни федеральные законы не гарантируют получения семьей, гражданами с детьми такой социальной помощи, которая с учетом их собственных доходов была бы достаточной для нормального воспитания и содержания детей.

Законодателем даже не определено понятие материнства как состояния женщины, при котором ей гарантируется государственная защита. СК РФ (ст. 48) определяет материнство как происхождение ребенка от данной матери <10>. В комментариях к ст. 38 Конституции РФ авторы правильно отмечают, что материнством считается способность женщины к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода. Из такого его понимания вытекает право женщины иметь ребенка, с которым корреспондирует обязанность государства создать условия, чтобы она могла его иметь <11>. Однако легально эта обязанность не закреплена. Кроме того, воспроизводство потомства может трактоваться ограничительно - как период беременности, родов и грудного вскармливания детей. Из такого понимания материнства исходят международные акты, затрагивающие вопросы материнства <12>, и трудовое законодательство <13>. Между тем реально существующая охрана и защита материнства даже в таком ограничительном его понимании далеко не обеспечивает здоровье и благополучие женщины-матери и ребенка.

--------------------------------

<10> Аналогично определяется и отцовство.

<11> См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007.

<12> См., например: Конвенция МОТ N 183 "О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" 2000 г.

<13> См.: гл. 41 ТК РФ. При наличии детей более старшего возраста законодатель (в частности, в ТК РФ) говорит о гарантиях для лиц с семейными обязанностями, т.е. и женщин, и мужчин, что совершенно правильно. Однако объем этих гарантий не соотносится с реальными потребностями семьи или лица с семейными обязанностями.

 

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 каждой женщине предоставлено право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Характерно, что соответствующая статья Основ называется "Искусственное прерывание беременности". То есть фактически законодатель дозволяет женщине как родить, так и отказаться от рождения уже зачатого ребенка <14>. Бездетность женщины может быть вызвана стремлением пользоваться одинаковыми с мужчиной правами, прежде всего правом на труд. Однако отказ от материнства не только делает ущербным ее правовой и социальный статусы, но и приводит к сокращению численности населения страны и снижению качества его жизни.

--------------------------------

<14> Для прерывания беременности при сроке до 12 недель достаточно только ее желания, при сроке от 12 до 22 недель необходимы, кроме того, социальные показания. По медицинским показаниям (с согласия женщины) такая операция проводится независимо от срока беременности. Право на аборт ежегодно реализуют миллионы беременных женщин, в том числе и не имеющих детей. Широко применяются и методы предупреждения беременности. В итоге очень многие женщины не следуют своему биологическому предназначению и не удовлетворяют естественную потребность в материнстве, в частности из-за осложнений после аборта.

 

С 1996 по 2003 г. действовал беспрецедентно широкий Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности с достаточно большим (22-недельным) сроком <15>, что весьма опасно для здоровья и репродуктивной функции женщины. Этим нормативным актом исполнительная власть юридически признавала низкий уровень социального обеспечения материнства и детства, который не позволял родить и воспитать ребенка женщине, муж которой умер или лишился заработка в период ее беременности. Поскольку многодетность, наличие в семье ребенка-инвалида, безработица одного из супругов, инвалидность мужа, пребывание женщины в местах лишения свободы признавались социальными показаниями для прерывания беременности, они также фактически ориентировали на отказ от рождения зачатого ребенка и освобождали государство от необходимости обеспечить семью при его рождения достаточными средствами к жизни. Новый Перечень показаний для прерывания беременности, более узкий по сравнению с ранее действовавшим, был принят в 2003 г. <16>. В нем сохранились такие социальные показания для прерывания беременности, как лишение или ограничение родительских прав, беременность в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие у мужа инвалидности I - II группы или его смерть во время беременности. Но и этот Перечень также нельзя признать бесспорным.

--------------------------------

<15> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 567.

<16> Новый Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485.

 

Выполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей требует от обремененных ими лиц не только значительных времени и усилий, не только специальных знаний, которые родители добывают самостоятельно, но и наличия достаточного источника доходов, прежде всего полноценной заработной платы. Особые сложности возникают, если дети находятся на попечении только одного родителя. Материальные и иные реальные трудности семей с детьми привели к резкому сокращению рождаемости. Озабоченность состоянием дел в данной сфере нашла официальное отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. В ней говорится следующее: если во второй половине прошлого века в России ежегодно рождалось 2 - 2,5 млн. детей, то начиная с 1992 г. только 1,2 - 1,5 млн.; показатель младенческой смертности примерно в два раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США. В Концепции отмечено, что на рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число абортов <17>. Представляется, что названные негативные явления свидетельствуют о нарушении конституционных положений и международных требований, а также норм действующего законодательства о социальных правах человека. Они должны преодолеваться безотносительно к тому, нуждается или не нуждается Россия в увеличении численности населения.

--------------------------------

<17> Основными задачами демографической политики признаются, в частности: сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в два раза, укрепление репродуктивного здоровья населения; увеличение в полтора раза суммарного показателя рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи. В Концепции говорится о необходимости усиления государственной поддержки семей с детьми, в особенности неполных, многодетных и семей с детьми-инвалидами, обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования, реализации комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью. Признается необходимой реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа абортов.







Date: 2015-09-17; view: 289; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию