Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности развития и функционирования





 

Природа и сущность социальной инфраструктуры. Интенсификация экономического роста требует проведения комплекса социальных мероприятий и создания вспомогательных объектов, образующих некую инфраструктуру. Экономическая деятельность, как сказано выше, тесно взаимосвязана с социальной деятельностью и направлена на удовлетворение социальных потребностей человека. В свою очередь, потребности человека могут быть реализованы только через использование конкретных материально-вещественных объектов. предназначенных именно для этих целей.

Существует два концептуальных подхода к определению понятия «социальная инфраструктура» — отраслевой и деятельностный.

Сущность «отраслевого» подхода в том, что экономическое развитие должно носить комплексный характер, способствующий созданию необходимых условий для обеспечения эффективного функционирования производства и удовлетворения потребностей населения. При этом обращается внимание на то, что инфраструктура представляет собой совокупность общих условий, а не отдельных элементов и объектов. Сторонники «отраслевого» подхода определяют социальную инфра структуру как совокупность структурных и функциональных элементов хозяйственной системы отраслей, производств, предприятий, учреждений, организаций, объектов, включенных в производственные отношения, направленные на создание общих условий общественного прогресса.

Положительные моменты данного подхода: в процессе производства учитываются общие условия труда (подготовка квалифицированных трудовых ресурсов, физическое и нравственное здоровье работающих, уровень их благосостояния), а также компоненты (транспорт, связь, энергоснабжение, водоснабжение), непосредственно обеспечивающие условия производства Недостатками: инфраструктура представляется как механическая совокупность отдельных отраслей, производств, организаций и учреждений, обеспечивающих поддержание на определен ном уровне материального производства, являясь фактически его частью и развивающейся по экономическим законам.

«Деятельностный» подход к социальной инфраструктуре, по мнению Ж.Т. Тощенко, наиболее полно учитывает все составляющие обеспечения жизнедеятельности человеческого сообщества, в том числе:

• цель развития инфраструктуры и главный критерий — создание рациональных условий жизни каждого отдельного человека;

• в качестве факторов развития инфраструктуры рассматриваются потребности, ожидания, ценностные установки населения. Все другие задачи, в том числе создание и совершенствование материально-вещественных элементов социальной инфраструктуры, направлены на достижение стратегической цели общественного развития — создания условий, необходимых для полноценного бытия человека и рационального развития личности;

• цель функционирования социальной инфраструктуры — обеспечение жизнедеятельности населения, осуществляемой в пространственном и временном измерении;

• базовые потребности населения выступают критерием эффективности социальной инфраструктуры.

В этой связи сторонники «деятельностного» подхода определяют социальную инфраструктуру как совокупность материально-вещественных элементов, создающих, и обеспечивающих, общие условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения а контексте его социально-экономических, демографических и культурных особенностей.

Каждый объект социальной инфраструктуры обладает лишь ему присущим на бором специфических свойств и характеристик. Поэтому всесторонний анализ всех единичных объектов вряд ли возможен, да и не сможет помочь выявлению наиболее общих тенденций их развития. Именно поэтому целесообразно классифицировать элементы социальной инфраструктуры.

Ж.Т. Тощенко считает, что возможно сосуществование различных принципов классификации, например по уровням, целям (назначению), формам, направлени ям, видам[230].

Классификация элементов социальной инфраструктуры может выглядеть следующим образом:

1) В соответствии с уровнем организации общества:

- Социальная инфраструктура страны в целом;

- Социальная инфраструктура федерального уровня;

- Социальная инфраструктура уровня субъекта Федерации;

- Социальная инфраструктура муниципального уровня;

- Социальная инфраструктура субмуниципального уровня;

- Социальная инфраструктура предприятия.

2) В соответствии с формами инфраструктуры:

- Линейная;

- Точечная.

3) С учетом проблемно-целевого принципа: -

- Временная, для реализации временных программ;


- Постоянная, для реализации постоянных программ.

4) В зависимости от удовлетворения потребностей людей:

- Инфраструктура, связанная с удовлетворением повседневных потребностей (элементы не взаимозаменяемы);

- Инфраструктура, связанная с удовлетворением потребностей, возникающих в определенные периоды жизни.

5) В соответствии с видами деятельности человека:

- Инфраструктура трудовой деятельности;

- Инфраструктура общественно-политической деятельности;

- Инфраструктура образования и культуры;

- Инфраструктура охраны здоровья и окружающей среды,

- Социально-бытовая инфраструктура.

Приведенная классификация достаточно в полной мере отражает подходы к исследованию и пониманию сущности социальной инфраструктуры, однако отдельные ее принципы и положения требуют пояснения.

В первую очередь это касается принципа классификации в соответствии с формами инфраструктуры. В частности, под линейной инфраструктурой понимается сеть железных, автомобильных дорог, линии связи и передачи электроэнергии, компьютерные сети и т.д. В точечную инфраструктуру включаются непосредственно отдельные объекты (учебные заведения, лечебные учреждения, объекты культуры, спорта и др.)[231]. Такое деление социальной инфраструктуры помогает характеризовать форму её организации в каждом конкретном случае.

Представляет интерес принцип классификации, основанный на выделении в качестве особых видов таких элементов социальной инфраструктуры, которые предназначены для решения программно-целевых или проблемно-целевых задач.[232] Эти программы и проблемы не обязательно должны быть отнесены к определенным уровням организации общества, а инфраструктурные элементы могут выполнять функции, позволяющие осуществлять реализацию программ в определенный период времени (некоторые виды сезонной деятельности).

По мнению Ж.Т. Тощенко[233], из всего многообразия конкретных объектов социальной инфраструктуры следует выделить определенные группы, всеобщие структурные элементы в зависимости от видов человеческой деятельности. При этом рассматриваются материально-вещественные объекты, создающие общие условия для каждого конкретного вида этой деятельности. Данный принцип классификации материально-вещественной основы различных видов деятельности человека позволяет представить элементы социальной инфраструктуры с точки зрения их значимости в проявлении сущностной силы человеческого сообщества.

Не менее важное значение имеет и принцип классификации элементов инфраструктуры, основанный на удовлетворении потребностей человека. Элементы инфраструктуры, способствующие удовлетворению повседневных потребностей, по своему набору строго ограничиваются определенными рамками. Взаимозаменяемость таких элементов исключена, т.к. поликлиника не может выполнять функции школы или учреждения культуры. Такие элементы могут существовать только в полном наборе. Вместе с тем существуют элементы, без которых невозможна реализация потребностей, свойственных не всему населению, потребностей, которые испытывают люди в определенные периоды жизни. Это, например, потребности в высшем образовании, повышении квалификации, посещении театров, доступа в глобальные компьютерные сети и другие. Максимальное приближение элементов социальной инфраструктуры к населению, пре доставление возможности различным группам населения удовлетворять возникающие потребности более высокого уровня — одна из задач социальной политики государства.


В этой связи, нельзя не сказать об инфраструктурных потребностях — потребностях социума в определенной степени развития социальной инфраструктуры географического места проживания. Абсолютно неправомерно считать, что инфра структурные потребности людей, проживающих вне общепризнанных культурных центров, ниже, чем у жителей таковых. Вместе с тем, имеются существенные объективные ограничения удовлетворения инфраструктурных потребностей — невозможно представить себе академический театр в каждом населенном пункте также, как и наличие высшего учебного заведения. Однако удовлетворение инфраструктурных потребностей, соответствующих уровню простейших биологических и социальных потребностей должно быть обеспечено. Такие инфраструктурные потребности можно определить как жизненно необходимые или потребности 1-ого уровня. Элементы социальной инфраструктуры, обеспечивающие удовлетворение таких потребностей должны присутствовать и функционировать в каждом населенном пункте, независимо от его географического расположения и количества жителей.

Человек, в силу своей социальной природы, стремится к совершенствованию условий своего проживания, к обеспечению жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Именно это стремление трансформирует инфраструктурные потребности, повышает их уровень. А это, в свою очередь, требует другого уровня присутствия и функционирования элементов социальной инфраструктуры.

И, наконец, обеспечение условий, обеспечивающий уровень воспроизводства человека как творческой личности, требует еще более развитой социальной инфра структуры, таких ее элементов, которые способствовали бы удовлетворению инфраструктурных потребностей 111-ого уровня.

Объективная оценка состояния социальной инфраструктуры представляет определенную сложность. Это связано с многоплановостью и комплексностью самой инфраструктуры. В этой связи заслуживает внимания, изучения и практического использования методологический подход, предложенный С.П. Федуловым [234], включающий в себя анализ следующих параметров:

общие статистические показатели, которые сами по себе (без сопоставления динамики и амплитуды их изменения) не способствуют формированию представлений о состоянии и уровне развития социальной инфраструктуры, и, тем самым, имеют ограниченные возможности для использования, несмотря на видимую доступность и упрощенную процедуру их обработки. Анализ динамики и амплитуды изменения рассматриваемых показателей позволяет судить о фактическом состоянии социальной инфраструктуры в абсолютных величинах и в процентном отношении, т.е. фиксирует достигнутые результаты в соз дании инфраструктурных объектов и организации их функционирования, либо снижение потенциала инфраструктурного обеспечения;


• расчетные статистические показатели, формируемые на основе сводных данных, имеют большую практическую значимость, т.к. конкретизируют общие статистические показатели и позволяют более объективно характеризовать со стояние развития социальной инфраструктуры, выражаемое в относительных величинах, поддающихся сравнительному анализу;

нормативы и ориентиры — научно обоснованные количественные и качественные характеристики оптимального состояния социального процесса полученная на основе учета объективных закономерностей общественного развития и возможностей государства и направленные на максимальное удовлетворение всестороннего развития личности. Нормативы и ориентиры социальной инфраструктуры, которые могут рассматриваться в качестве «эталонов» и выполняют функции «измерителей рациональности» организации социального пространства территории;

социальные оценки — это отношение населения к явлениям и процессам, про исходящим в территориальном сообществе: удовлетворенность состоянием инфраструктуры, функционированием её объектов, отношение к мероприяти ям, направленным на совершенствование инфраструктуры. Приведенные параметры составные части комплексного исследования социальной инфраструктуры любого территориального сообщества. Преимущество та кого подхода достаточно очевидно — возможность сопоставления, соотнесения, сравнения объективных данных, характеризующих её состояние, с объективными и нормативными критериями, эталонами развития и субъективными оценками на селения.

Анализ элементов социальной инфраструктуры, предлагаемый далее, основан на сложившейся в современной России социально-политической ситуации, обусловленной современным государственным устройством и видами деятельности человека. Исходя из этого целесообразно определить некоторые понятия.

Элементами социальной инфраструктуры, обеспечивающими трудовую деятельность человека, следует считать совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для эффективной трудовой деятельности каждого человека, в процессе которой проявляются его сущностные возможности. Данная совокупность, в силу государственного устройства страны, подразделена на несколько уровней — федеральный, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень, уровень производства.

К элементам социальной инфраструктуры, обеспечивающей трудовую деятельность, относятся: материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия труда, транспорт, связь, линии электропередач, газопроводы и нефтепроводы, пространственные условия расселения, материально-вещественная основа профессионально-технического образования и повышения квалификации. Очевидно, что эти элементы могут являться и федеральными, и региональными (субъектов Федерации), и муниципальными.

В современных условиях в характеристику элементов социальной инфра структуры должен быть включен и такой критерий, как право собственности на те или иные из них. Практика реальной жизни заставляет рассматривать элемен ты социальной инфраструктуры и в таком аспекте, достаточно сильно влияющем на их состояние и функционирование. В условиях формирующихся рыночных отношений игнорирование данного аспекта не только не оправдано, но и ошибочно.

Инфраструктура общественно-политической деятельности состоит из: • элементов, создающих условия для проведения выборов в органы власти и управления всех уровней;

• элементов, обеспечивающих условия деятельности общественно-политических организаций;

• элементов, обеспечивающих деятельность федеральных, региональных и муниципальных структур власти;

• элементов, обеспечивающих условия проявления познавательной активности населения;

• материально-вещественных элементов, обеспечивающих деятельность федеральных, региональных, муниципальных и частных средств массовой информации.

Элементами социальной инфраструктуры образования и культуры являются федеральные, региональные, муниципальные и частные высшие, средние специальные, средние учебные заведения, детские дошкольные учреждения, учреждения культуры, архитектурные памятники, природные парки и заповедники.

Охрана здоровья и окружающей среды обеспечивается при помощи таких элементов социальной инфраструктуры, как федеральные и региональные НИИ здравоохранения, медицинские центры, лечебно-профилактические учреждения федерального регионального и муниципального подчинения, частные медицинские учреждения, система органов Госсанэпидемнадзора, включающая в себя учреждения соответствующего уровня, санаторно-курортные учреждения, экологические организации и органы охраны окружающей среды.

Существенные перемены за последнее десятилетие (в связи с изменением прав собственности на многие объекты) произошли в социальной инфраструктуре, обеспечивающей сферу услуг и жилищно-коммунальное хозяйство. Приватизация подавляющего большинства предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания привели к неоднозначному результату. С одной стороны, возникшая и интенсивно развивающаяся инфраструктура данной сферы, основанная на маркетинговых принципах (зачастую весьма примитивных), привела к бурному её росту в количественном выражении. С другой стороны, возникли серьезные проблемы с качеством реализуемых товаров и услуг. Не преодолено и различие в предоставлении товаров и услуг, связанное с географическим расположением территориальных образований. Последнее обстоятельство обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

Возникновение и развитие рынка жилья способствовало развитию элементов инфраструктуры, обеспечивающих его функционирование. К таким элементам относятся риэлторские конторы, структуры, обеспечивающие строительство, продажу и обмен жилплощади различных форм собственности.

Одна из особенностей развития социальной инфраструктуры в последние годы проявляется в возросшей потребности населения в информационном обеспечении. Особую динамичность в удовлетворении данных потребностей несет в себе становление и функционирование материально-вещественных элементов, обеспечивающих доступ в глобальные компьютерные сети. Обладая значительными возможностями в различных областях, новые системы коммуникаций, основанные на современных информационных технологиях, имеют перспективы, равных которым человеческое сообщество никогда не знало. Трудно не заметить и того, что новые технологии серьезно влияют на развитие инфраструктуры систем мобильной телефонной связи, телевизионного и радиовещания.

Анализируя элементы социальной инфраструктуры, соответствующие государственному устройству России, следует обратить внимание на различие в их функциональном предназначении. Основные функции элементов инфраструктуры федерального уровня можно определить как:

• выравнивание возможностей населения субъектов Федерации по удовлетворению потребностей населения;

• удовлетворение инфраструктурных потребностей II и III уровней;

• обеспечение инфраструктурной целостности страны.

Основными функциями инфраструктуры уровня субъекта Федерации являются:

• выравнивание возможностей населения муниципальных образований субъекта Федерации по удовлетворению потребностей населения:

• удовлетворение потребностей 1 и II уровней;

• обеспечение инфраструктурной целостности субъекта Федерации.

Основные функции инфраструктуры уровня муниципального образования заключаются в:

• обеспечении и максимально возможном удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований;

• максимально полном удовлетворении потребностей 1 уровня;

• обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования. Социальная инфраструктура, как одно из проявлений общественной жизни, имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура — это материальная база для реализации социальной политики, материально-вещественные элементы, без которых социальная политика не может осуществляться. С другой стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной из целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура — это материально-вещественный результат социальной политики, критерий её адекватной реализации.







Date: 2015-09-17; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию