Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я легко пишу стихи

Ирина Вадимовна Потапова Алена Снегирева

Я легко пишу стихи

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6281940

«Я легко пишу стихи»: Научная книга; Москва; 2013

Аннотация

 

Думаю, мало найдется людей, у которых никогда не возникало потребности выразить свои мысли и чувства в стихах. Одни мечтают, придя в гости, поразить всех оригинальным поздравлением или просто этаким тостом‑экспромтиком а‑ля Пушкин. Других так и тянет посвятить предмету своего обожания уж если не романс, так хоть мадригал (а может быть, оду?). Третьи, натуры впечатлительные, глядя на луну, переполняются такими высокими чувствами, что должна родиться по меньшей мере элегия. Но увы, идея, как правило, так и остается лишь в проекте.

На самом же деле, стихи писать вовсе даже несложно. Надо только чуть‑чуть постараться. Москва тоже не сразу строилась.

 

Алена Снегирева, Ирина Потапова

Я легко пишу стихи

 

 

 

Глава 1. «…Жанры всякие нужны, жанры всякие важны…»

 

Можно писать в жанре лирическом (это если вам захочется написать, ну скажем, песню, оду, балладу, элегию или что‑то в этом духе). А может, тебе ближе жанр эпический, тогда вы сочините легенду, сказку или вообще роман. Если тебе не дают покоя лавры Шекспира, советуем взяться за жанр драматический и написать какую‑нибудь трагедию или драму, а для более веселых – комедию. Но лучше, наверное, попробовать себя во всех жанрах, а потом решить, какой тебе ближе.

Начнем с жанров лирических. И не думай, пожалуйста, что это что‑то такое занудное. Никоим образом.

Итак, давай представим такую ситуацию: ты влюблена, а твой избранник и не подозревает об этом. Что же делать, как поведать ему о своих чувствах? Делать нечего, берись за перо.

Для такого случая незаменима элегия. Не советуем начинать ее словами «Я вас любил, любовь еще быть может» или «Мне нравится, что вы больны не мной». Попробуй придумать что‑нибудь свое. Не забудь, «Я вас люблю, хоть я бешусь» тоже уже сочинили до тебя.

Элегия должна быть легкая, ненавязчивая – это не марш, но и не эпитафия, поэтому не стоит очень‑то уж сгущать краски. Хотя надо заметить, что элегия должна выражать грустные чувства, но этакую светлую грусть, легкую неудовлетворенность.

Если ты настроена серьезно, возьми себе за образец элегии классических поэтов, тогда получится что‑нибудь такое:

 

Страдай, прискорбный дух! Терзайся грудь моя!

Несчастливее всех людей на свете я!

Я счастья пышного сыскать себе не льстился

И от рождения о нем не суетился.

 

А. Сумароков

Думаем, идея теперь ясна. Значит, сочиняем сами. Вооружаемся собственными мыслями и творим. Если есть какие‑нибудь проблемы с содержанием, подходим к окну и смотрим. Только не на мусорку и копающегося в ней бомжа! И уж тем более не на соседей, толкающих свою забуксовавшую машину! Смотрим на те остатки природы, которые еще не успела опошлить цивилизация. Или поднимаем голову, чтобы остановить свой восторженный взгляд (именно таким он должен быть у поэтов, которые пишут в лирическом жанре, а уж тем более элегии) на небе. Подскажем, небо находится чуть повыше наших девятиэтажек, прямо над их антеннами. Теперь записываем то, что мы там увидели.

 

Ветер принес издалека

Песни веселой намек,

Где‑то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

 

А. Блок

Дальше ты должна подробно (!) описать свои чувства к нему, единственному и неповторимому. Хочешь совет? Если сразу стихами не получается, напиши на отдельном листочке прозой, а потом попробуй это же срифмовать. В конце концов, можешь вручить своему избраннику то, что написано не стихами, это будет просто любовное послание (можно приписать «Стихотворение в прозе», в духе Тургенева).

Будем считать, что с элегией мы разобрались. Но существует и просто любовная лирика – это стихотворения, целиком и полностью посвященные предмету обожания. Если элегия обязательно должна быть с легкой грустинкой, то любовное стихотворение может быть проникнуто любым настроением.

 

Оно может быть грустным:

Мальвина бежала в чужие края,

Мальвина пропала, невеста моя.

Рыдаю, не знаю, куда мне деваться:

Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?

 

Если твоя душа жаждет чего‑нибудь более серьезного, напиши думу. В думе, как ты сам понимаешь, надо думать, размышлять. Причем размышления эти могут быть на самые различные темы. Главное, чтобы темы эти были серьезные. Можно поразмышлять об исторических судьбах Родины, об отношениях с учителями и родителями (никто ведь не будет отрицать важности этой темы?). В общем, все зависит от твоего настроения.

При наличии у тебя множества мыслей на одну и ту же тему можно оформить их в стансы. Стансы – это такое маленькое лирическое стихотворение, которое состоит из отдельных четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, но эти четверостишия должны быть объединены одной общей темой. Вот для примера «Стансы» Лермонтова:

 

Люблю, когда, борясь с душою,

Краснеет девица моя:

Так перед вихрем и грозою

Красна вечерняя заря.

Люблю и вздох, что ночью лунной

В лесу из уст ее скользит:

Звук тихий арфы златострунной

Так с хладным ветром говорит.

Но слаще встретить средь моленья

Ее слезу очам моим:

Так, зря спасителя мученья,

Невинный плакал херувим.

 

А пока мы перейдем к балладам. Думаем, все хоть немного представляют себе, что такое баллада. Ее можно спеть, а можно просто прочитать. Но самое главное – баллада должна повествовать о чем‑нибудь. Так что ничего сложного здесь нет. Берем любой сюжет (можете его позаимствовать, если у самих фантазии не хватает) и перекладываем на стихи. Если ты когда‑нибудь назначала свидание прекрасному принцу, а вместо него пришел Леший, или, может, тебя замучили привидения‑рыцари, которые приходят по ночам, чтобы рассказать свои истории, поведай обо всем этом, а лучшего стихотворного жанра, чем баллада, тебе для этого не найти. Получится у тебя что‑то такое:

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили.

 

В. Жуковский

Дальше можешь придумать сама, а если не нравится, сочини свой вариант.

Теперь обратимся к оде. Оды писать очень сложно. Ода обязательно должна восхвалять что‑то (это что‑то должно быть делом не меньше чем государственной важности) или кого‑то. Если ты хочешь подлизаться к директору школы, напиши ему оду. И вообще, для подхалимажа ода подходит как нельзя лучше. Главный закон, по которому строится ода, таков: льстить, льстить и еще раз льстить. Не забудьте самое важное: ода должна быть громоздкая, трудночитаемая и скучная. И ставь побольше восклицательных знаков! Однако прежде чем радовать своим поэтическим творчеством учителей, поэкспериментируй на ближайших родственниках Ода:

 

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишины глубокой.

 

М. Ломоносов

Может так статься, что у тебя плохое настроение. Повод для этого может быть самый разный, это уж ты знаешь из личного опыта. Такое гадкое настроение всегда хочется на ком‑нибудь сорвать. В данном случае незаменима эпиграмма. Это коротенькое стихотворение, все проникнутое желчью, насмешкой и иронией. Посвятить его ты можешь кому угодно. Если тебя обидел одноклассник, напиши эпиграмму на него, если во всех твоих несчастьях виноваты родители, можешь, соответственно, обругать их в эпиграмме. Вот только не стоит зачитывать свое произведение тому, кому оно адресовано, – не оценят, мало того, могут поколотить. Наслаждайся им втихомолку.

 

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог

Конечно, голова в почтеньи меньше ног

 

А. Сумароков

Представь такую ситуацию – кто‑то тебя очень сильно оскорбил (обидел, ударил, обозвал и т. п.). Эпиграммы в таком случае, кажется, недостаточно. Такое оскорбление можно смыть только кровью. О, почему сейчас не рыцарские времена, а денег на наемного убийцу нет?! Что же делать? Представь, что этот человек для тебя умер, его больше не существует, и напиши эпитафию – это что‑то вроде надгробной надписи, выскажите в ней все, что об этом человеке думаешь. Но опять же не советуем читать это произведение вслух (конечно, если только самому себе, тогда это не возбраняется).

 

Прохожий! Обща всем живущим часть моя:

Что ты, и я то был; ты будешь то, что я.

 

А. Сумароков

Если данная классификация стихов тебе не нравится либо кажется слишком сложной, можем тебе предложить более простую и понятную. По этой теории стихи делятся на пыхтелки, сопелки, кричалки, шумелки и ворчалки. Идеальный пример пыхтелки – это всем известная песенка Винни‑Пуха:

 

Если б мишки были пчелами,

То они бы нипочем

Никогда и не подумали

Так высоко строить дом.

И тогда (конечно, если бы

Пчелы – это были мишки!)

Нам бы, мишкам, было незачем

Лазить на такие вышки!

 

Итак, если тебе хочется поворчать стихами – это ворчалка. Если ты, к примеру, трудишься в поте лица, а на тебя нашло вдохновение, – сочини пыхтелку. Ну и так далее. И еще такие стихотворения очень повышают настроение!

В жанре лирическом нам теперь ничего не стоит что‑нибудь написать. Поэтому обратимся к эпическому жанру. Чтобы писать такие произведения, надо много фантазировать. А то как же ты напишешь, например, сказку в стихах? Но мы надеемся, что фантазии тебе не занимать.

Значит так, сначала сочиняем сказку. Лучше сделать в прозе. Или, если не получается придумать ничего оригинального, просто возьми книжку русских народных сказок (они написаны не стихами) и переделай их.

 

Жили‑были дед и бабка,

Была у них курица Рябка,

Худая, больная,

Словом, никакая.

Но она фигурой гордилась,

Хотя даже на суп не годилась.

А чудо однажды случилось:

У Рябки яйцо народилось.

И яйцо‑то не простое,

А яйцо‑то золотое.

 

Перейдем к роману (легенду писать надо точно так же, как сказку). Что такое роман, ты и сама знаешь. Но роман тоже можно написать в стихах. Ты будешь даже почти что новатором, так как до тебя роман в стихах написал только Пушкин (если забыла, напоминаем – «Евгений Онегин»). И опять‑таки не забудь под заглавием подписать «роман в стихах», а то не поймут и могут подумать, что это обычная поэма. Роман обязывает писать много. Он должен быть четко выстроен. И не советуем заимствовать ни у кого сюжет – придумай сама что‑нибудь. Можешь рассказать свою историю, слегка приукрасив ее. Прежде чем приступать к созданию шедевра, нужно иметь представление о том, какие романы бывают. Есть романы авантюрно‑плутовские. Это, как ты, наверное, уже и сама догадалась, роман про всякие авантюры плута. Написать такой роман совсем несложно. Плутов, с которых можно списать характер главного героя, предостаточно. Теперь придумываем приключения. Лучше всего собрать с миру по нитке, тогда натянешь не только на «Евгения Онегина», но и на целую эпопею «Война и мир».

Следующий тип романа – авантюрно‑рыцарский роман. «Но где взять в наше время рыцарей?» – вздохнешь ты. Взять, может быть, и негде, а придумать вполне возможно. Авантюрно‑рыцарский роман должен изображать любовные похождения рыцаря и его борьбу с препятствиями на пути к браку с прекрасной дамой. Так что не все так трудно, как кажется.

Еще бывает социально‑бытовой роман. В этом романе должна описываться социальная жизнь героя + быт или серая реальность. За главного героя в таком романе надо взять, ну, скажем, бедного мальчика из провинции. Медленно следим за тем, как он растет: трудная, изнуряющая учеба в школе, а затем в кулинарном техникуме. Но перед нашим героем всегда стоит твердая цель – взять от этой жизни все, что можно, и что нельзя тоже; но главное – добиться высокого социального положения в обществе. В конце книги герой достигает всего. Самый идеальный пример социально‑бытового романа – песня Леонида Агутина «Босоногий мальчик»:

 

Полдень жаркий. Полдень.

Город и в порту причал.

Босоногий мальчик тарантеллу танцевал,

И толпа прохожих разных кожи, вер и стран

Разноцветные монеты сыпала в наган.

Было время много лет назад,

Был мальчишка, он счастливей всех на свете,

Было время, кто‑то был богат,

Кто‑то был свободен, словно южный ветер.

Полдень. Тот же город только через много лет.

Вместо бесшабашных танцев белый «Шевроле».

Ты придешь с печалью давней на ночной причал,

Где босоногий мальчик раньше танцы танцевал.

 

Можно написать политический роман. Но, на наш взгляд, он будет скучновато выглядеть в стихах. А вообще, политический роман должен изображать современные общественные события и столкновения.

Конечно, ты читала хоть раз в жизни научно‑фантастический роман. При написании такого романа можно дать всю волю фантазии. Герои у нас самые обычные, ничем не примечательные и часто встречающиеся нам в обыденной жизни монстры, инопланетяне, спруты и прочая нечисть. А дальше пишите, что вам нравится. Для романтиков подойдет фэнтези, для остальных – мистика и ужасы.

И осталось нам сказать только об одном типе романа. Это роман детективный. Придумай какое‑нибудь ужасное преступление и сама его раскрой, но под именем какого‑нибудь Эркюля Пуаро. Например, живет в Москве бедная многодетная мать Людмила Кузоватова, у нее семеро детей, из которых четверо занимаются танцами. Единственная отрада в жизни бедной женщины – стирка, причем стирает она только порошком «Тайд». Но злые рэкетиры предлагают Людмиле обмен (как будто из гуманных целей): две пачки обычного порошка в непонятной упаковке на одну рыженькую красивую пачку ее любимого «Тайда». Но наша героиня гордо отказывается от бандитского предложения. И что же? В один прекрасный день ее четверо детей приходят с танцев грязные и просят мамочку постирать их черные колготочки. Людмила Кузоватова открывает сейф, в котором спрятан любимый «Тайд». Но что она видит? Вместо «Тайда» стоят те самые две пачки обычного порошка. Подлые бандюги украли «Тайд»! Но для чего? В общем, дальше сама придумай.

 

Глава 2. «А ну‑ка, размалюй‑ка!»

 

Мы разобрались, что можем написать, теперь надо решить, как это написать. Эта глава будет посвящена одежке стиха, всяким рюшечкам, оборочкам, воланчикам и кружавчикам, без которых стих просто жить не может. Все эти украшалки называются образными средствами языка. Все образные средства языка делят на две группы: тропы и фигуры. Сейчас поясним. Когда ты идешь по лесу, то можешь выбрать разные тропинки. Есть тропинки проторенные, по которым все ходят и никаких грибов не находят, а есть тропы, заросшие колючками, репейником и грибами. Точно так же и в речи. В обычной повседневной речи мы используем тропу, уже проторенную и исхоженную вдоль и поперек, а в речи поэтической лучше бы пойти другим путем. Поэтическая тропа вся состоит из поворотов, может быть, поэтому слово «троп» переводится с греческого как «поворот, оборот». Итак, пойдем по этой тропе.

Самый частый гость на этой тропе – эпитет. Мы, сами того не зная, используем его и в повседневной речи. Эпитет – это, попросту, определение, которое называет признак, как‑то особенно выделяющийся в предмете, о котором идет речь.

 

Вот кто‑то с горочки спустился,

Наверно, милый мой идет.

На нем защитна гимнастерка,

Она с ума меня сведет.

На нем погоны золотые

И яркий орден на груди:

Зачем, зачем я повстречала

Его на жизненном пути?

 

Продираясь по этой тропе дальше, нельзя не встретить сравнение. Сравниваем мы часто и в своей обычной жизни, но в поэтической речи сравнение должно быть особенно красивым. Самый типичный признак сравнения – это бегающие вокруг него союзы «как», «точно» и «словно».

Сравнения и эпитеты очень помогут тебе при написании элегии или любого другого любовного стихотворения.

 

В золотистой дали

облака, как рубины,

облака, как рубины, прошли,

как тяжелые, красные льдины.

 

К поэтическим тропам относится еще и аллегория. Но употребляется она редко. В основном в баснях. Когда ты называешь кого‑то ослом, козлом или бараном, подразумевая, что этот человек глуп, как вышеприведенные животные, это и есть аллегория.

Можешь ты встретиться и с олицетворением. Например, иногда ты говоришь «облака в небо спрятались», это олицетворение, так как облака вряд ли играют в прятки.

 

А тучи, как люди,

Как люди, они одиноки.

 

Еще бродит по поэтическим тропам гипербола. Гипербола – это преувеличение. Все мы склонны преувеличивать, особенно когда ругаем кого‑нибудь.

Гуляет по поэтическим тропам литота. Это как антигипербола. Помните, в мультике есть Черный Плащ, который делает добро, и Анти‑Плащ, который, соответственно, пакостит. Здесь все точно так же. Гипербола все преувеличивает, а литота все преуменьшает. Дюймовочка – можно сказать, жертва литоты.

 

Зайчушка моя, я твой зайчонок,

Крошка моя, я твой пупсенок,

Рыбка моя, я икринка,

Глазик ты мой, я соринка!

 

Не надо удивляться при встрече с иронией. Она тоже из этой компании. Ирония – это когда мы в обыденной речи говорим: «Ну, он просто красавец! В кавычках, естественно». То есть ирония – это употребление слова или фразы в смысле, противоположном прямому.

 

Мы идем по лесу, песенки поем.

Ежикам‑повесам горы нипочем!

Не страшен нам серый волк,

Нам не страшны ни человек, ни зверье.

Ведь нас, ежей, целый полк,

Мы вам покажем урок,

От жизни мы возьмем, возьмем свое!

Идем мы стадом,

Эй, не зевай, а ну с дороги уйди!

 

Частый гость на поэтических тропах – метафора. Метафора – это то же самое сравнение, только ты не называешь тот предмет, который с чем‑то сравниваешь. Таким образом, метафора должна быть очень точной, чтобы ты по сравнению могла догадаться, о каком предмете идет речь.

 

Осень, в небе жгут корабли,

Осень, мне бы прочь от земли.

 

Реже можно встретиться на этой дорожке с метонимией и синекдохой. Они очень похожи, почти что близнецы. Метонимия – это когда ты говоришь: «Мама, перестань кричать, уже весь дом знает, что я получила 2 по математике!» «Весь дом» – это метонимия, ведь знает не сам дом, а те, кто в нем находятся.

С синекдохой еще проще. Это просто употребление единственного числа вместо множественного.

С тропами мы теперь разобрались. Примемся за фигуры. В поэзии фигуры – это особые сочетания слов, которые выходят за рамки обычного употребления. Но не думай, что в обычной каждодневной речи мы совсем не пользуемся фигурами, пользуемся, еще как, просто сами об этом даже не подозреваем.

А сейчас у нас будет такой своеобразный конкурс красоты, на котором мы будем оценивать фигуры (естественно, поэтические). Итак: первая фигура – рефрен. Его можно встретить практически в любой песне. Рефрен – это повторение одной или нескольких строк в конце куплета или после определенного сочетания строк.

 

Меня ты скоро позабудешь,

Художник, что рисует дождь,

Другому ангелу ты служишь

И за собой не позовешь,

Художник, что рисует дождь,

Художник, что рисует дождь.

 

Чем‑то похожа на рефрен анафора. Когда каждая строка стихотворения начинается с одного и того же слова или фразы – это анафора.

 

Я с тобой – герой,

Я с тобой – ковбой,

Я с тобой – я твой,

Защитить готов тебя!

Тома, Тома, выходи из дома,

Тома, Тома, я страдаю, Тома!

 

Вообще, надо сказать, все фигуры чем‑то похожи друг на друга. Чем‑то напоминает рефрен и анафору параллелизм. Это такой прием, когда строки стихотворения строятся похоже, как бы параллельно.

Другие две похожие фигуры – это оксюморон и антитеза. Оксюморон сам так же нескладен, как и его название. Если ты хочешь удивить публику, достигнуть необычного, малопонятного смысла, тебе не избежать встречи с оксюмороном. Оксюморон – это сочетание несочетающихся слов.

 

Я крашу губы гуталином,

Я обожаю черный цвет,

И мой герой, он соткан весь

Из тонких запахов конфет.

 

Очень похож на оксюморон алогизм. Уже по одному названию ясно, что ни о какой логике здесь не может быть и речи. Алогизм строится на умышленном нарушении логических связей. В итоге получается комический эффект.

 

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из‑под собаки

Лают ворота.

 

Антитеза – это противопоставление явлений. И эти два противоположные по смыслу слова должны стоять в стихотворении рядышком, спинка к спинке. Это тоже прием для любителей экзотики.

 

Был он грустен или весел

Только смерть большое торжество.

На истертом красном плюше кресел

Изредка мелькает тень его.

 

А. Ахматова

К фигурам относятся всякие риторические штучки: риторический вопрос, риторическое обращение и риторическое восклицание. Это все очень просто. Если не с кем поговорить или все уже опостылели, обращайся ни к кому – и это будет не шизофрения, а что‑нибудь риторическое. Риторический вопрос – это вопрос, который ты задаешь без желания получить на него ответ, можно сказать, в никуда.

 

Где твои крылья, которые нравились мне?

 

Риторическое обращение – это когда ты обращаешься не к какому‑то реальному собеседнику, а, например, к стенке, к стулу, к мухе и т. п.

 

Скажи ты мне, речка,

Скажи мне, рябина,

За что я его полюбила?

 

Риторическое восклицание очень похоже на риторическое обращение, только после него надо поставить восклицательный знак и дальше писать с большой буквы. И если у тебя явная тяга к риторическим восклицаниям, пиши лучше оды.

 

Прощай, чужая земля!

Но нам здесь больше нельзя,

Мы стали легче тумана,

Мы стали чище дождя.

 

Теперь нам осталось рассмотреть только две фигуры – эллипсис и умолчание. Если ты хочешь писать динамично, чтобы можно было спеть твое сочинение под ритм техно или рэпа, то твой незаменимый помощник – эллипсис. Для того чтобы получилась ритмичная речь, из стихотворных строк надо убрать лишние слова, которые затрудняют быстрое произношение, например глаголы.

 

Плейбой рядом со мной,

Мой милый бэби,

Плейбой – клевый такой,

Одет, как денди,

Плейбой – просто герой,

С тобой я леди,

Сладкий мой бэби,

Я так люблю тебя!

 

Умолчанием, наоборот, лучше пользоваться натурам, склонным к философствованию, и романтикам. Оно может помочь тем, кто частенько не знает, как закончить начатую фразу. В общем, умолчание – это предложение, которое внезапно прерывается, и после этого ставится многоточие. Но только не надо прерывать его совсем уж внезапно, оставив от слова одну или пару букв. У читателя должен быть простор для воображения, чтобы домыслить, что ты имела в виду, но не надо делать этот простор необъятным.

 

Вишня, вишня, зимняя вишня.

Прекрасных ягод аромат…

Белый снег ложится чуть слышно…

Никто ни в чем не виноват…

 

Это очень хороший пример умолчания, так как непонятно, причем тут вишня и в чем никто не виноват. А если не виноват, зачем об этом говорить?

Ну вот, мы можем сказать, что все знаем о том, как стих приукрасить. Дерзай! Но не советуем запихивать в одно четверостишие все тропы и фигуры, это все равно что надеть на себя сразу всю одежду, какая имеется в гардеробе.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-09-17; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию