Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифология Китая





 

Истории летописи Китая более 5000 лет. Ранние мифы, повествующие о процессе социального развития в Китае, кажутся стереотипными. Ситуация, отображенная в мифах, относится к временам, предшествовавшим периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои – просветители и созидатели.

Основными персонажами китайских мифов были культурные герои – первопредки, которые со временем превращались в императоров и правителей, а персонажи второго плана становились их сановниками. Древние легенды и поверья часто изображают этих героев как создателей культурных благ и предметов. Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов, музыкальных инструментов, что в древности считалось необычайно ценным деянием.

Первым таким героем является Фуси – проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Считается, что Фуси изобрел рыболовные сети. Введение в обиход и обращение в ритуал женитьбы и обряда посвящения также приписываются Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма.

Вторым героем является Шэнь‑нун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня). Ему приписывают такие нововведения, как мотыга и плуг, положившие начало обработке земли, земледелию, рытью первых колодцев. А также он положил начало осуществления торговли, открыл рынок. Шэнь‑нун также был первым, кто определил целебные свойства трав.

Третьим таким героем является Хуан‑ди, или Желтый император (также Бог Августа). Ему приписывают такие новшества, как лук и стрелы, водяной колодец, дом, глиняные изделия, повозка, ступка и пестик, лодка и весло, предметы одежды и обувь, музыкальные инструменты, календарь и способы прорицания. Хуан‑ди изобрёл средства передвижения – лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство дорог, соединивших города. С его именем связывают летоисчисления, изобретения календаря, а иногда и письменности (по другой версии, её создал четырёхглазый Цан‑цзе).

Имеются также сведения, что столица Желтого императора располагалась где‑то на территории нынешней Внутренней Монголии и что он отражал набеги кочевых племен.

Суй‑жэнь научил людей добывать огонь.

В соответствии с представлением о мире как о единстве четырех сторон и центра, каждому из мифических владык соответствовал и определённый первоэлемент. Например, первоэлементом Фуси принято считать дерево, из животных ему соответствует дракон, из цветов – зелёный, из времён года – весна, из частей тела – селезёнка, из оружия – секира. А Чжуань‑сюю, в представлении древних, соответствовали вода, чёрный цвет, зима, черепаха, кишки, щит. Всё это свидетельствует и о появлении довольно сложной иерархической системы, где все элементы находятся в постоянном взаимодействии, и о возможности передачи одних и тех же представлений с помощью разных знаков («пространственного», «календарно‑временного», «животного», «цветового», «анатомического» и т. п.). Не исключено, что в основе этой системы взглядов лежат представления о происхождении людей и космоса из первосущества. В древних памятниках письменности этого же периода зафиксировано также и представление о сань‑хуан – трёх мифических государях – Фуси, Суй‑жэне и Шэнь‑нуне (есть и другие варианты). И такая трактовка упорядоченности земной и небесной жизни является отражением уже иной (троичной) классификационной системы, которая в средние века привела к появлению образов трёх мифических государей – неба (Тян‑хуан), земли (Ди‑хуан) и людей (Жэнь‑хуан).

Одновременно происходило упорядочение представлений о родословной иерархии пантеона китайских богов. Древнейшим правителем стал считаться Фуси, за которым следовали Ян‑ди (Шэнь‑нун), Хуан‑ди, Шао‑хао, Чжуань‑сюй. Большинство мифологических сюжетов реконструируют по памятникам IV века до н. э. и более позднего времени. Однако это был уже период, когда в миф верили, в основном в его историзованной форме, чем и объясняются многочисленные противоречия, отраженные в сюжетах древних мифов. Отмирание и забвение древних мифологических сюжетов, однако, не означало прекращения мифотворчества в устной народной традиции и появления новых мифических героев и сказаний о них.

Среди всего многообразия мифов, которые рассказывают нам о создании мира и появлении человека в этом мире из состояния хаоса, можно выделить несколько основных концепций – превращение и деление. В соответствии с одной из этих концепций, живые существа и неодушевленные объекты возникают в результате деления хаоса на несколько первоэлементов. Первым элементом выступает мужское начало, которое признано как светлое и получило наименование ян, а второй элемент – женское начало, выступающее в качестве темного и получившее название инь.

Представление о существовании души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир природы: считалось, что все в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и прочее, находясь в расположении каких‑то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм и поклонение многим богам.

Последовательное структурирование и упорядочивание китайской мифологии усложнило понимание её развития. Можно лишь догадываться, что китайцы, как и другие народы, почитали змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племён. Со временем одна из таких покровительниц, приобрела в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея – дракона, которому было приписано господство над погодными явлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемые китайцами реальные птицы превратились в фантастическую птицу фэнхуан, ставшую символом царицы. Облик дракона был придан также богиням и богам, которых почитали как первопредков и создателей мира Вселенной.

Стоит отметить, что среди огромного разнообразия персонажей китайского пантеона можно выделить несколько групп богов и духов, почитаемых представителями всех религиозных и философских направлений. Среди них небесное божество Юй‑ди со своей свитой, божества стихии и природы, местности и города, общественных зданий и домов, медицины, боги‑чадоподатели, боги долголетия, счастья, духи и боги богатства, огромное количество приведений, чесов, теней, которые объединены одним термином «гуй», а также боги низшей мифологии.

 

Литература

 

Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась как необходимость практической жизни человека.

Литературное наследие Китая огромно, но, к сожалению, не переведено на другие языки, что делает его практически недоступным для западных читателей. Традиционно литература Китая представлена в двух формах: классической (в большей степени конфуцианской) и просторечной, народной (например, прозаический эпос о династии Минь).

Со временем писатели стали пробовать свои силы в разных жанрах, формах и направлениях, которые пришли в Китай. Шло разделение на «чистую литературу» (чунь еэньсюэ) и «популярную литературу» (тунсу вэньсюэ). Последняя является прибыльным бизнесом, и в ней господствующее положение занимают литераторы Тайваня и Сянгана. Это традиционный приключенческий «рыцарский» роман для подростков, истории «красавиц» для девочек и сентиментальная женская литература о счастливом замужестве.

Любовные романы и романы о боевых искусствах расходятся многомиллионными тиражами. Всего в Китае в среднем издается несколько сот романов в год.

Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост‑модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

В связи с политикой открытости и экономических реформ изменился образ жизни, произошел сдвиг в общественном сознании. С одной стороны, широко раскрылись двери для восприятия зарубежной культуры и творческого экспериментирования без каких‑либо запретов, за исключением явной порнографии. Культура Китая значительно обогатилась современными влияниями.

Небывало увеличилось количество переводной русской и западной литературы. Больше появилось современной китайской литературы, включая и переиздания классиков. Но, с другой стороны, литература утратила прежнее место в массовом сознании. Аудиовизуальные средства массовой коммуникации охватили значительную часть населения, снизился престиж литературной деятельности. Книжный рынок, переполненный колоссальным количеством литературы – как классической, так и современной, как китайской, так и иностранной – стал оказывать влияние на судьбу китайского писателя.

Чтобы стимулировать литературную деятельность в Китае учреждено множество литературных премий. Самые престижные – имени Мао Дуня и Лу Синя. Всекитайский конкурс литераторов проводится каждый год. Поощряется писательская деятельность среди женщин. Для них учреждена всекитайская литературная премия за женскую литературу, включающую беллетристику, очерковую литературу, прозу, поэзию, теорию женской литературы и искусства и художественный перевод. Эта премия присуждается каждые пять лет.

В 1981 г. государство учредило «Литературную премию имени Мао Дуня», ее присуждает Союз китайских писателей во главе с председателем жюри. Учрежденная для выявления и поощрения лучших авторов и произведений в жанре романа, эта премия является сегодня одной из самых почетных литературных наград в Китае.

 

Date: 2015-09-17; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию