Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы налоговой политики





Налоговая политика— курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

 

МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Одним из методов налоговой политики выступает полити­ка максимальных налогов. В этом случае государство устанав­ливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает на­логовые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой полити­ки. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как пра­вило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических ре­форм, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и полити­ческих предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть ко­торых состояла в следующем: у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось средств на развитие своего бизнеса, вследствие чего происходило массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что госу­дарство собирало по большинству налогов чуть более полови­ны причитающихся средств. При этом каждый третий легаль­ный налогоплательщик, состоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством. Массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», где уровень производства по раз­ным оценкам достигал от 25% (по официальным данным Гос­комстата России) до 40 % (по экспертным оценкам). Но ук­рываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 года острого финансового кризиса в стране, по­следствием которого стали изменившаяся налоговая поли­тика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Другой формой проявления налоговой политики являет­ся политика экономического развития. В этом случае госу­дарство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, как вид­но из названия, чтобы обеспечить приоритетное расшире­ние капитала, стимулирование инвестиционной активнос­ти. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики были ис­пользованы, в частности, в США в начале 80-х годов двад­цатого века, получившей название «рейганомика».

Проведение такой политики провозгласило российское пра­вительство на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации и проекта феде­рального бюджета на 2001 год. Сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принци­пы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.). В Российской Федерации субъектами налоговой поли­тики являются Федерация, республики, области, края, авто­номные области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправле­ния — города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законо­дательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципа­литеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного фе­деральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению нало­говых ставок, льгот и других преференций, а также в уста­новлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйство­вания, которые наиболее выгодны как для самих налогопла­тельщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство заклады­вает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

— соотношение прямых и косвенных налогов;

— применение прогрессивных ставок налогообложения и сте­пень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

— дискретность или непрерывность налогообложения;

— широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

— использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

— степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

— методы формирования налоговой базы.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Используя указанные принципы, государство в условиях ста­бильно развивающейся экономики стимулирует расширение объе­мов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную ак­тивность, качественные показатели развития экономики. Бла­годаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложение. В период кризисной ситуации налоговая политика через исполь­зование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя ука­занную политику. В современной мировой практике наибо­лее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, измене­ние сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налого­вых льгот и преференций, введение дифференцированной си­стемы налоговых ставок.

Цели налоговой политики не являются чем-то застыв­шим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстанов­ка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осу­ществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

— участие государства в регулировании экономики, направ­ленном на стимулирование или ограничение хозяйствен­ной деятельности, а также в общественном воспроизвод­стве;

— обеспечение потребностей всех уровней власти в финансо­вых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответ­ствующими органами власти и управления, возложенные на них функций;

— обеспечение государственной политики регулирования до­ходов.

 

Date: 2015-09-17; view: 1600; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию