Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Готовность оратора
У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его: – Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость? – Конечно, знаю, не хуже всякого другого. – А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему‑то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо? – Конечно, несправедливо! – Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо? – Нет, пожалуй что, справедливо. – А если он будет грабить и разорять их землю? – Тоже справедливо. – А если будет обманывать их военными хитростями? – Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо. – Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем, если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой? – Нет, пожалуй что, справедливой. – А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым? – Нет, тоже справедливым. – А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве? – И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло. – Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь? – Думаю, что знаю, Сократ, хотя почему‑то уже не так в этом уверен. – Так что же это такое? – Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло. – Очень хорошо, про пищу и питье я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло? – Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу? – А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом? – Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо! – А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум? – Тогда – красота, сила, богатство, слава! – Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные неедко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла. – Ну, коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чем мне молиться богам. – Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам‑то народ ты знаешь? – Думаю, что знаю, Сократ. – Из кого же состоит народ? – Из бедных и богатых. – А кого ты называешь бедными и богатыми? – Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка. – А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало? – Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы. – Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам? – Нет уж, лучше не надо, Сократ. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю. – Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но ужо себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все‑таки лучше, а какие хуже? – Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных. – А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней? – Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок. – А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана! – Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего‑то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать! И Евфидем ушел домой, не помня себя от горя.
Date: 2015-09-17; view: 317; Нарушение авторских прав |