Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благозвучие речи





Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстети­ческой ролью звуков занимается особый раздел стилисти­ки ¾ фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого нацио­нального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправ­данному и стилистически целесообразному звуковому вы­ражению мысли[19].

Звуковая выразительность речи прежде всего заключа­ется в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значе­ние фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художествен­ной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде все­го на радио и телевидении). В нехудожественной речи фо­ника решает задачу наиболее целесообразной звуковой ор­ганизации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фо­нетических средств языка обеспечивает быстрое (и без по­мех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, кото­рое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуко­вой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний со­гласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высо­кую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворе­ний А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой...

Интересна звуковая инструментовка этого стихотворе­ния. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочета­ние гласных и согласных звуков (и само их соотношение примерно одинаково: 60% согласных и 40% гласных); приблизительно равномерное сочетание глухих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд ¾ [сквос] и [фстр’ и ‘ч’ajьт]. Все эти качества в совокупности и придают стиху особую музыкальность и мелодичность. Они присущи и лучшим прозаическим произведениям.

Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько, самой распространенной среди которых является скопление согласных звуков: лист бра­кованной книги: [стбр], [йкн]; конкурс взрослых строите­лей: [ревзр], [хстр]. Еще М.В. Ломоносов советовал "обе­гать непристойного и слуху противного стечения соглас­ных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные ¾ вств-вз, язык весьма запинают"[20]. Для создания благозвучия важным является количество звуков, входящих в консонантное сочетание, их качество и последовательность. В русском языке (это дока­зано) сочетание согласных звуков подчиняется законам бла­гозвучия. Однако есть слова, включающие большее коли­чество согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, приткнуться; есть лексемы, содержащие два-три согласных звука в конце, что значительно затрудняет произношение: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и т.д. Обычно при стечении согласных в устной речи в таких случаях развивается дополнительная "слоговость", появля­ется слоговой гласный: [рубъл], [м’этър] и т.д. Например:

Этот Смурый пришел в т е а т р года два назад... (Ю. Трифонов); В Саратове шел с п е к т а к л ь, поставленный Сергеем Леонидовичем еще весною (Ю. Трифонов);

 

Земля надрывается от жары.

Т е р м о м е т р взорван. И на меня

Грохоча, осыпаются миры

Каплями ртутного огня.

(Э. Багрицкий)

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, яв­ляется скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благо­звучнее, неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет арти­куляцию. Труднопроизносимыми являются, например, та­кие фразы: Письмо у Оли и Игоря; Такие изменения наблю­даются у аориста; название стихотворения В. Хлебникова "Слово о Эль".

Третьей причиной нарушения благозвучия считается по­вторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: ...Они производят крушение отношений (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторяется сочетание -шени-.

Правда, в поэтической речи очень трудно бывает раз­граничить нарушение благозвучия и парономазию ¾ наме­ренную игру сходных в звуковом отношении слов. См. на­пример:







Date: 2015-09-17; view: 1027; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию