Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксические нормы. Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм: ждать отпуск / отпуска





Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм: ждать отпуск / отпуска, не читал книгу / книги, двое пришло / пришли и т.д. Хотя все они с достаточной полнотой и последо­вательностью описаны в справочной литературе[34], тем не менее в речевой практике возникает ряд трудностей при выборе нужной синтаксической конструкции. Распространены отступления, в частности, от норм согласования и управления, размещения слов в предложении, построения предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами; от некоторых норм построения сложных предложений[35]. Особые трудности вызывает вы­бор формы сказуемого при подлежащем, форма и значение которого вступают в противоречие. В русской речи белору­сов, кроме того, в ряде случаев отступления от синтаксиче­ских норм связаны с межъязыковой интерференцией.

Варианты координации главных членов предложе­ния. Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкрет­ном акте коммуникации.

Варианты форм числа сказуемого отмечаются при под­лежащем, выраженном словом или сочетанием слов со зна­чением количества.

1. Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуе­мое предшествует подлежащему: Присутствовало пятеро, а выступило двое.

При сочетании собирательного числительного с место­имением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа: Нас было двое; Вас осталось четверо; Их пришло семеро.

Если при подлежащем есть согласованное определение к форме множественного числа, сказуемое употребляется только во множественном числе: Вскоре вернулись задер­жанные двое; Остальные пятеро придут завтра; Эти трое спали непробудным сном.

2. Подлежащее выражено сочетанием количе­ственного или собирательного числитель­ного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в ро­дительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.

Форма единственного числа сказуемого предпочитает­ся, если: а) сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения (На столе ле­жит несколько тетрадей; Выросло пять кленов); б) под­лежащее имеет значение приблизительности (На собрании присутствовало около 50 человек; В стране выпускается свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов, еже­дневно загорается более 75 миллионов телевизионных эк­ранов); в) в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени (Прошло несколько минут; Сыну исполнилось пять лет); г) компо­ненты количественно-именного сочетания разделены (Де­тей у матери было пятеро; Рабочих выступило трое); д) в составе подлежащего имеются слова со значением ограни­чения (В живых осталось всего несколько человек; В секции занималось только десять учащихся; Всего лишь несколько дней прошло с тех пор).

Сказуемое во множественном числе обычно употребля­ется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности[36], если: а) подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами (Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчи­ка); б) речь идет об известном, определенном субъекте (Нас провожали те самые две девушки, с которыми мы познакомились вчера); в) при количественном слове есть определение во множественном числе (Первые шесть дней прошли незаметно; Завтра приедут остальные двадцать человек); г) есть однородные члены в составе подлежащего или сказуемого (Большинство старшеклассников, учащих­ся ПТУ, студентов участвовали в беге на короткой дис­танции; Некоторые ребята уже отдохнули и с новыми силами взялись за работу).

В некоторых случаях форма множественного или един­ственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию. Сравни: Несколько учеников быстро выпол­нили задание и Несколько учеников быстро выполнило за­дание. Форма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдель­ности, т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа ска­зуемого указывает на то, что действие выполнялось совме­стно, группой, состоящей из нескольких учеников.

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фак­тор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или крат­кой формой страдательного причастия, особенно при подле­жащем ¾ неодушевленном существительном, обычно упот­ребляется в единственном числе: В деревне осталось не­сколько домов; Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выра­жения активности действия используется сказуемое ¾ гла­гол во множественном числе.

В составном именном сказуемом связка согласуется с именной частью. Например, в предложении Большинство участников соревнования были учащимися связка были упот­ребляется во множественном числе, так как именная часть сказуемого учащимися имеет форму множественного числа[37].

3. При подлежащем, выраженном сочетанием слова часть с неодушевленным существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов много, немного, мало, немало, столь­ко, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе: Часть аудиторий отремонтирована; Столько лю­дей погибло в тюрьмах!

Если подлежащее выражено словосочетанием "часть + одушевленное существительное в родительном падеже", сказуемое может иметь фор­му единственного и множественного числа: Часть арти­стов выступила / выступили. На выбор формы числа ска­зуемого в данном случае влияют факторы, указанные выше (см. п. 2).

4. При подлежащем, выраженном сложным суще­ствительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы) с существитель­ным, сказуемое предпочитается в форме единственного числа, а в прошедшем времени ¾ в форме среднего рода единственного числа: В субботнике участвует полгруппы; Сэкономлено полтора миллиона рублей. Но если при подлежащем есть определение во множественном числе, сказуе­мое употребляется во множественном числе: Кончились эти мучительные полторы недели неизвестности; Первые пол­часа прошли быстро.

Колебания в форме числа сказуемого наблюдаются также при подлежащем, выраженном открытым или закрытым рядом словоформ (На столе лежит / лежат ручка, карандаш, тетради; Ни прогулки, ни ката­ние на лодке, ни купание в море не привлекало / привлекали его; Меня встретил / встретили брат и сестра); соче­танием со значением совместности (Пришел/ пришли учитель с учениками); местоимением кто, кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-кто или некто (Да­же те, кто никогда не питал / не питали симпатий к нашему общественному строю, внимательно слушали го­лос Москвы) [38].

Вариантные формы рода сказуемого современные ли­тературные нормы допускают при подлежащем ¾ сущест­вительном мужского рода, называющем женщину по про­фессии, роду деятельности: секретарь позвонил / позвони­ла, технолог предложил / предложила. Сказуемое в таких случаях может употребляться и в мужском и в женском ро­де. Форма женского рода сказуемого обычно используется для того, чтобы подчеркнуть пол действующего лица, а также если при подлежащем есть определение или прило­жение в форме женского рода: Наша секретарь заболела; Операцию сделала хирург Петрова.

Отступления от синтаксических норм литературно­го языка, связанные с белорусско-русской интерферен­цией. Наиболее распространенными в русской речи белору­сов являются отступления от норм глагольного и именного управления. Многие русские словосочетания со связью управления не совпадают с эквивалентными им белорус­скими. Так, русскому словосочетанию "глагол + предлог к + существительное (местоимение) в дательном падеже" со­ответствует белорусское "глагол + предлог да + существи­тельное (местоимение) в родительном падеже": прислонить­ся к чему ¾ прыперціся да чаго, присмотреться к чему ¾ прыгледзецца да чаго, подготовиться к чему ¾ падрыхтавацца да чаго, стремиться к чему ¾ імкнуцца да чаго и т.д. Интерференция проявляется в употреблении в русской ре­чи белорусов ненормативных конструкций типа пришел до мастера, прислонился до стены.

В словосочетаниях со значением насмешки, издевки управляемое слово употребляется в русском языке в тво­рительном падеже с предлогом над, а в белорусском ¾в родительном падеже с предлогом з: смеяться (издеваться, насмехаться, шутить, измываться) над кем-чем ¾ смяяцца (здзеквацца и т.д.) 5 каго-чаго. Белорусы в русской речи допускают такие ошибки, как смеяться с меня.

Расхождение в характере управления русских слов и их белорусских эквивалентов способствует появлению в речи белорусов-билингвов ошибок типа извинишь брату (вместо брата), заведующий склада (вместо складом). Сравни: рус­ские извинить кого ¾ белорусские прабачыцъ кому, благодарить кого ¾ дзякавацъ кому, прощать кого ¾ дараваць кому, привыкнуть к кому-чему ¾ прывыкнуць да каго-чаго, заведующий чем ¾ загадчык чаго.

Несовпадение валентности русских и эквивалентных им белорусских слов часто приводит к замене предложных словосочетаний беспредложными (Мне болит горло вместо У меня болит горло) и, наоборот, к замене беспредложных конструкций предложными (Заболеть на тиф вместо Заболеть тифом; Радоваться на детей вместо Радоваться детям; Богат на витамины вместо Богат витаминами; Выше за березу вместо Выше березы).

Одна из самых распространенных ошибок в русской речи белорусов ¾ замена предлога из предлогом с в конст­рукциях типа приехать с города (вместо из города), прий­ти со школы (вместо из школы), позвонить с автомата (вместо из автомата). Причина таких ошибок в том, что русским предлогам из и с в конструкциях "глагол + из или с + родительный падеж" соответствует один белорусский предлог з; сравни: позвонить из автомата ¾ пазваніцъ з аўтамата, прибежать с улицы ¾ прыбегчы з вуліцы. Интерференция проявляется также в смешении предлогов у и в (учиться у школе вместо в школе, имеется во всех вместо у всех, находиться в нас вместо у нас).

В некоторых случаях результатом межъязыковых кон­тактов является активизация вариантов, смыкающихся с вариантами белорусского языка, и в связи с этим их семантико-стилистическая нейтрализация. Например, синонимич­ные сочетания глаголов речи ¾ мысли и существительных с предлогом о(об) и про (говорить о весне / про весну; ду­мать о рекорде / про рекорд) в русском языке различаются стилистической окраской и сферой употребления: сочета­ния с предлогом -о (об) стилистически нейтральны, обще­употребительны; сочетания с предлогом про характеризу­ются разговорной окраской, но под влиянием белорусского языка они нейтрализуются и активизируются, употребляясь не только в разговорной речи.

Русским конструкциям "глагол + предлог за + твори­тельный падеж" (пойти за водой, послать за сыном) соот­ветствуют белорусские "глагол + предлог па + винитель­ный падеж" (naucцi па ваду, паслаць па сына). Это способ­ствует проникновению в русскую литературную речь бело­русов диалектных конструкций типа пойти по воду.

Очевидно, не без влияния белорусского языка конст­рукция "глагол + предлог по + дательный падеж" (ездить по городам, плавать по морям, учить по книгам) часто за­меняется ее устаревшим вариантом "глагол + предлог по + предложный падеж" (ездить по городах, плавать по морях, учить по книгах). В конструкциях с предлогом по (‘после’) или о(об) ¾ по окончании вуза, по истечении времени, тос­ковать по нему влияние белорусского языка проявляется иногда в гиперизмах: по окончанию вуза, по истечению времени, тосковать по ним.

В результате интерференции конструкция читать про себя (‘читать тихо, не вслух’) приобретает дополнительный семантический оттенок: ‘читать о себе’, пойти за водой ¾ ‘пойти за течением’, т.е. возникает синтаксическая омонимия.

Под влиянием предложно-падежных конструкций, кото­рые возможны в белорусском языке в функции присвязочного компонента составного именного сказуемого, в речи белорусов возникают ненормативные сочетания типа (быть) за агронома, (стать) за директора.

Интерференция проявляется и в том, что в количественно-именных сочетаниях определения ¾ прилагательные при существительных мужского и среднего рода употребляются чаще в форме именительного, чем родительного падежа: два зеленые клена, три высокие дерева, четыре низкие куста.

Date: 2015-09-17; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию