Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феномен государства: уровни рассмотрения
Феномен государства можно рассматривать с разной "высоты" теоретического изучения, в разном контексте, в разном теоретическом приближении, "извне" и "изнутри". В первом приближении "извне", в контексте международных отношений или с "высоты" международного права, государство выступает как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью (нация, публично-властная ассоциация или публично-правовой союз). В таком контексте, как "политическая целостность" или "коллективный гражданин", государство выступает и как субъект, обладающий определенными "первичными" правами1. Это права государства как субъекта международного права — по отношению к тем субъектам, которые не входят в данную публично-властную ассоциацию (но не по отношению к отдельным гражданам, составляющим эту ассоциацию). В таком виде государство предстает "внешнему наблюдателю", который может различать в государственном целом лишь наиболее крупные его элементы — население государства, государственную территорию и организацию государственной власти. Во втором приближении наблюдатель находится "внутри" того, что в первом приближении, "извне", выглядело как публично-властная ассоциация. Здесь он вступает в отношения Повеления-подчинения и, как подчиняющийся субъект, воспринимает государство в качестве повелевающей, властной °рганизации. Он противопоставляет (или не противопоставля-ет) себя этой организации в той мере, в которой он участвует (не участвует) в формировании и осуществлении государственной власти. Но и как "рядовой гражданин", и как носитель 6ластных полномочий он не отождествляет государство со всем Народом, со всей совокупностью граждан или подвластных. См.: Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. М., 1998. С. 37. 516 Раздел VII. Государство: сущность, понятие, структура, функцщ, Иначе говоря, для субъекта, существующего в обществе в котором есть государство, последнее выступает как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти. Рассматривая государство в таком виде, можно понять его социальное назначение, его функции в обществе, выявить его связи с другими политическими (политизированными) институтами в обществе — партиями, общественными организациями и т. д. В этом контексте можно говорить о первичных (по отношению к законоустановленным) правах и обязанностях, связывающих человека (гражданина) и государство (аппарат власти). С одной стороны, у человека есть обязанность подчиняться государственной власти, быть законопослушным; соответственно у государства есть право принуждать к повиновению. Это "право" вытекает из самого факта существования государственной власти. С другой стороны, гражданин или свободный член общества (несвободные исключаются из государственно-правового общения) обладает первичными правами по отношению к государству, известными в Новое время как естественные права человека, — правами, гарантирующими человеку минимум свободы в обществе и отношениях с государством. Если у подвластных нет прав по отношению к власти, то это власть не государственная, а деспотическая. Наконец, в третьем приближении появляется возможность рассмотреть аппарат государственной власти как сложную систему, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними. В таком контексте, в частности с "высоты" конституционного права, государство рассматривают как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В этой системе связи между ее элементами — государственными органами и должностными лицами — определяются их компетенцией. Здесь изучают отношения субординации и коорДИ" нации "внутри" аппарата государственной власти. В таком приближении для описания государства используются понятия строения и формы государства, механизма государственной власти. Эти понятия раскрывают внутреннюю организацию, структуру аппарата государственной власти, территориальное устройство государственной власти и т. Д- Таким образом, термин "государство" употребляется в тре значениях, а именно обозначает (1) государственно организО ванное сообщество, (2) аппарат государственной власти ка1 целое (для краткости в этом контексте говорят просто "госУ Глава 1. Сущность и понятие государства дарственная власть") и (3) систему государственных органов, до всех трех случаях речь идет об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о разных ее аспектах. Поэтому понятие государства, т. е. объяснение сущности феномена государства, охватывает все три аспекта государственности. Так что три естественных значения термина "государство" — это не три разных понятия государства. Однако есть разные концепции государства. Каждая из этих концепций может учитывать все три значения термина "государство", но при этом сущность государства в каждой концепции объясняется по-своему. При этом понятие государства всегда объясняют через понятие публичной политической власти. Но в разных концепциях по-разному объясняют, каково соотношение публичной политической власти и государства. Date: 2015-09-17; view: 455; Нарушение авторских прав |