Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прагматические основы существования позитивного права





Иод позитивным правом имеется в виду действующее в данном обществе право, рассматриваемое в аспекте его конкретно-определенного содержания и формы, т. е. таким, каким оно непосредственно выступает в качестве регулятора поведения людей, объединенных в единое государство или прото-государственное ("варварское") общество: сельскую общину, орду кочевников-скотоводов, раннегреческий полис (город-государство), древневосточное царство и т. и. В данном аспекте право выступает как фактически существующий в обществе онтологический феномен бытия, определяющий порядок поведения граждан или подданных государства либо населения протогосударственных образований. Однако в основе государственного порядка лежат, как правило, аксиологические (ценностные) принципы, выработанные практикой общения, прежде всего разрешения противоречий, споров, возмещения "обид", восходящие к единым религиозным или иным, идеологическим убеждениям, которые выражают интересы различных классов, страт или групп населения, делящегося по видам занятий (профессий), и лежат в основе существования членов данной социальной группы, класса и, в конечном счете, единого общества и государства.

В процессе создания и использования права его сущность познается людьми значительно позже, чем возникают и упрочиваются практически необходимые правила поведения. СаМ° же право выступает именно в виде признанных и единых обязательных для всего общества правил поведения, влекУ щих за собой упрочение социальных обязанностей, повинное тей, а также притязаний членов общества на предоставлене им известных прав, привилегий, доли общественного достой ния, или плодов собственного производительного труда, иЛ деятельности по обмену товарами, роли в семейном хозяйств и бытовых отношениях.

Глава 1- Позитивное право и социальный процесс его формирования 235

Таким образом, право возникает на основе убеждений, оценок и стремлений людей в сфере их практической деятельности, взаимодействия людей в различных обществах, перешедших или совершающих переход от родо-племенного строя к разноплеменным обществам.

При этом, естественно, такое общество, объединяющее население определенной территории либо сплоченное (у кочевых народов) едиными формами и средствами существования, должно руководствоваться едиными для всех идеями, представлениями о порядке взаимоотношений между членами общества. Такими представлениями служили на ранних этапах становления государств религиозные заповеди древних народов, переходящих к производящим формам хозяйства, какими явились земледелие, скотоводство, ремесла и обусловленные ими формы семьи, управления общими делами, хозяйством, нужды военной защиты и завоевания новых территорий. Примером могут служить заповеди Библии и христианства.

Лишь позднее эти религиозные орновы права дополнились нормами светской государственности и наукой. Такие светские дополнения, отнюдь не порывавшие с теологическими воззрениями о праве, наиболее известны нам с эпохи античных государств Древней Греции и Рима.

Но и глубокое познание сущности права философскими учениями античности, а затем средних веков и Нового времени не могло отрываться от практических требований жизни людей современной им эпохи. Ведь право должно было всегда давать ответ на вопросы о реальном поведении людей, вытекать из потребностей их повседневной жизни: из форм присвоения результатов производства, отношений по труду, обмена средствами существования и продуктами труда; из складывающихся форм управления делами общины, государства; из сложившихся форм семьи и отношений между ее членами и Родственных связей; из представлений о правильном, допустимом, о наказаниях за преступления и т. и.

Поэтому результатом религиозных, идеологических, на-Учньгх и философских теорий о праве, его значении и сущно-Сти в том или ином обществе должны были быть и всегда яв-ЛЯ/1исъ представления о содержании и формах правовых, обя-Загпельных, признанных и защищаемых государством норм, Равил поведения людей;.о формах и средствах управления 1цими делами; о правах и обязанностях каждого человека и Разуемых людьми групп, кланов, классов, общин, каст и сообществ.

Раздел V. Позитивное право: система и категории

Вот такие представления, идеи и целые учения о праве реально существующие и действующие в том или ином цивилизованном (т. е. организованном в государство1) обществе, и дают основу позитивному праву как реальному средству регулирования поведения людей, составляющих, в конечном счете, подобное общество.


Структура содержания норм позитивного права исторически обогащалась: от простейшего выражения и накопления отдельных разрозненных (ситуативных) "приказов", "приговоров", выносившихся верховной властью, судами по разным вопросам, до закрепления различных общих положений, принципов правового поведения граждан, власти и чиновников государства. Как в современном мире, так и в прежние эпохи человеческой истории позитивным правом признавались и презюмировались некие общие положения, принципы, сложившиеся обычаи, традиции, как бы лежащие в основе конкретных государственных правовых норм. В прежние времена эту роль выполняли религиозные заповеди и постулаты Библии, Корана, источников различных иных вероучений (ведическое право индусов; церковное право у славянских народов).

В древнем Китае, Японии такими общими постулатами признавались нравственные учения (конфуцианство, легизм). В современном мире религиозные и традиционные нормы поведения также не утратили значения общих принципов и постулатов для правового поведения людей.

В международном праве общепризнанные принципы и нормы договоров служат основой не только общих норм, но и для разрешения конкретных споров и конфликтов. Общие принципы права рассматриваются в качестве источника прецедентного права в англосаксонских странах.

Наконец, в современном мире на основе международного признания сложились и все более упрочиваются принципы и нормы о правах человека, которые признаются обязательными для государств — членов ООН и иных международных организаций (ОБСЕ, ЕС и др.). Поэтому права человека, их осуществление и защита не только служат общим идеологическим принципом, нравственной основой права, но также входят через международные пакты, конституции современных государств

1 Слово "цивилизованный" происходит от латинского "civitas" — грая4 данская община, государство. В современном разговорном языке "цивилизованный" приобрело также значение "культурный", "просвещенный что первоначально было связано с противопоставлением римского СУ дарства и его народа "некультурным варварам".

1- Позитивное право и социальный процесс его формирования 237

в состпав действующего позитивного (международного и внутригосударственного) права, признанного и защищаемого государствами — членами мирового и регионального сообществ.

В состав действующего позитивного права входят также права, обязанности и ответственность, вытекающие из конкретных договоров, а также обычаев, не противоречащих закону, допускающему правоотношения по свободному волеизъявлению сторон. Такие конкретные, принятые на себя сторонами обязательства в современном мире имеют важное значение для осуществления принципа индивидуальной свободы, являющейся основой демократического строя. К ним относятся свобода гражданского правового и трудового договоров, а также договорные обязательства публичного права между центральными органами федерации как единого государства в целом и членами федерации или между автономными образованиями и центральной властью (в унитарных государствах).

Таковы наиболее важные основы и состав позитивного права современных государств и международного общения между ними, а также между организациями и гражданами различных государств, сложившиеся в ходе мировой истории.


§ 2. Теоретические основы понятия "позитивное право"

Термин "позитивное право" прочно вошел в правовую науку и практику Нового времени с конца XVI — начала XVII в., когда право "государственное" противопоставлялось естественному и даже божественному праву. Наиболее четко эти мысли были впервые сформулированы нидерландским мыслителем Гуго Гроцием1.

На признание естественных прав человека как не зависящих от законодательства и обязательных для справедливого государства опирались Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Воль-Тер, Т. Гоббс, И. Кант, А. И. Радищев и другие мыслители-просветители XVII—XVIII вв. в борьбе против тирании монархи и бесправия народа в эпоху имперского абсолютизма в Европе.

Естественное право характеризовалось как вечное и неизменное в отличие от законодательных норм и даже норм б°5кественного права, которые подвергались изменениям в "дорическом развитии человечества или были различными для

См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 45—47, 71—74.

Раздел V. Позитивное право: система и категории

людей и государств разных религиозных убеждений и верова-ний1. «

В XIX — начале XX в. в условиях укрепившейся в стра. нах Европы и Северной Америки буржуазной государственности, основанной на свободе собственности, внимание правоведов и политиков сосредоточилось не столько на естественных правах личности, сколько на анализе реально существовавшего права, создаваемого государством в форме законов и иных нормативных актов, а также судебного прецедента и санкционированного государством обычая. Авторитет теории естественного права значительно упал по сравнению с эпохой просвещения и буржуазных революций XVIII—XIX вв. Эта линия развития теории права в XIX — начале XX в. прослеживалась в таких новых течениях юриспруденции, как историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), различные позитивистские (Д. Остин, И. Бентам и др. в Англии, Г. Ф. Шерше-невич в России) и социальные теории права (солидаризм Л. Дю-ги, теории интересов Р. Иеринга, И. М. Коркунова, социологическая школа Ф. Жени, С. Эрлиха, С. А. Муромцева, психологическая теория права Л. И. Петражицкого и его последователей).

В этих условиях естественное" право стало представляться как бы ненужным, отжившим понятием, сыгравшим уже свою роль в истории борьбы с феодальным абсолютизмом. Теория и практика передовых буржуазных государств европейской культуры сосредоточились на анализе именно позитивного, т. е. установленного или признанного государством, права (часто весьма критичном по отношению к действовавшему имперскому праву России, Австро-Венгрии, Германии). Например, Л. И. Петражицкий, резко отрицательно относившийся к естественному праву, пришел даже к такому выводу: поскольку не существует естественного права, то отпадает и необходимость приставки "позитивное" к праву, официально действующему в данном государстве2.


Тем не менее термин "позитивное право" признавался " признается теорией и практикой английского, французского, немецкого, австрийского права и права других современны" государств, отнюдь не порвавших с демократическими прий ципами естественных прав и свобод личности. Он помогает

1 В античных государствах, в том числе в древних Афинах и Риме, при знавалось наличие естественного права, но его содержание и значен понимались иначе — как право, "общее для всех животных" (см.: Дигв сты Юстиниана. М., 1984. С. 23).

2 См.: Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорйе нравственности. Т. 2. СПб., 1910. С. 473—475.

Глава

1. Позитивное право и социальный процесс его формирования 239

линять содержание форм (источников) права различных правовых систем современных государств. Так, если термины "законодательство", "закон" (в широком смысле) можно считать почти однозначными термину "позитивное право" для систем действующего права стран Европейского континента, то вряд ли можно назвать "законодательством" прецедентное право днглии, Канады, Австралийского Союза и других англосаксонских стран. Неадекватен термин "законодательство" содержанию и формам религиозных и традиционных правовых систем (мусульманского, индусского права, права ряда стран Центральной Африки), а также действующему праву Китая и Японии, стран Юго-Восточной Азии. Поэтому термин "позитивное право" вполне приемлем для обозначения понятия "действующее право" современных государств, большинства современных национальных правовых систем. Он, mutatis mutardis, приемлем и для обозначения действующего, т. е. признанного государствами мирового сообщества, современного международного права, основанного на договорах. Разумеется, при этом необходимо учитывать все особенности международного права и его весьма разнообразных источников, сферы их действия, порядка их применения и т. и.

В современных условиях нельзя также согласиться с тем, что понятия и термины "естественное" или неотчужденное от человека право, выраженное в известных международных документах о правах человека и гражданина, "ушли в прошлое" либо представляют собой только теоретическую основу действующего позитивного права, как это представлялось российским или английским позитивным и другим теоретикам начала XX в. Поэтому и термин "позитивное право" не утратил своего значения вопреки мнению некоторых русских юристов начала XX в.

С учетом сказанного под позитивным правом имеются в юридически действующие, защищенные государством и Международным сообществом нормы, общие принципы права, а также основанные на них законные интересы, права и °бязанности участников правовых отношений.

§ 3. Понятие социального процесса формирования позитивного права

Официальное установление или признание норм позитивно права, выраженного в законах и иных официальных пенниках, происходит на базе возникновения сложившихся УсЛ жизни общества и деятельности государства, возни-

Раздел V. Позитивное право: система и категории

кающих при этом социальных потребностей, целей, ожиданий членов общества, организаций людей, органов государства постепенного накопления опыта их удовлетворения, реализации и разрешения возникающих противоречий и т. и.1

Всякое появление новых потребностей, целей, социальных ролей и иных социальных условий и факторов, типичных ддя данного общества2, исторического этапа развития народа, должно также получить известное распространение и упрочение в производственной, социальной сферах и личной жизни людей, их сообществ, в деятельности органов государства прежде, чем эти потребности, цели, роли получат всеобщее признание и закрепление в законе. Зачастую такому закреплению предшествует их признание и поддержка общественной моралью, религией, практикой чиновников, государевых слуг либо политическими и иными общественными организациями, благодаря чему возникает возможность рассмотрения вопроса о правовом закреплении законами и иными решениями государства соответствующих отношений.

Поэтому изучение становления и развития социальных процессов, вызывающих потребности правового регулирования тех или иных отношений, представляется абсолютно необходимым условием для правильного понимания формирования позитивного права независимо от того, происходит такое формирование путем спонтанного становления обычая, признаваемого затем государством правовым, либо путем постепенного накопления судебной практики, религиозных и нравственных правил, либо, наконец, законодательным (и иным официальным) установлением правовых норм государственными органами (государственной властью).

Конечно, практика восточных деспотий, абсолютных монархий, фашистских режимов и иных форм и исторических моделей верховной неограниченной власти включает в состав законодательства подобных государств элементы произвола, даже прямой расправы с неугодными, забвение интересов народных масс, прямое расточительство и раздачу почестей и богатств приближенным и т. и. Однако влияние законодатель-

1 Идея обусловленности правовых норм социальными условиями и потребностями разделяется всеми учеными, признающими генетическЯ0 концепцию права (подробнее об этом далее). Существование такой обусловленности подтверждается также всей историей возникновения и Ра3" вития права.

2 Совокупность (система) факторов и условий жизнедеятельности данного общества получила в экономической и социальной философии найме нование образа жизни людей, членов данного общества.

1. Позитивное право и социальный процесс его формирования 241

ого произвола на правовые порядки всегда носило случайный характер, даже тогда, когда его последствия были длительными и весьма тяжкими для народов и государств. Произвол, оц1ибки, нелепости правителей, судей, парламентов или за-к0цосовещательных собраний не могут рассматриваться как.действующее право", поскольку они не создавали и сейчас не создают правового порядка в отношениях между людьми, правового порядка управления, устойчивого, повторяющегося процесса реализации общественных отношений. Поэтому произвол в любой его форме, начиная от указов и повелений фараонов, императоров, абсолютных монархов и; кончая противозаконным творчеством властей и чиновничьим вымогательством, — по сути антиправовые установления действия. Для теории права это лишь объект отрицания и показатель социального вреда, а не критерий права.

Реально возникающие социальные потребности и основания правового регулирования рассматриваются в правовой литературе как различные факторы, обусловливающие процесс правового урегулирования, его изменения, отмены действующих норм права. Важно при этом подчеркнуть, что речь идет о факторах, обусловливающих правотворческий процесс и лежащих, как правило, вне самого правотворчества государства и как бы извне детерминирующих содержание правотворчества и его результаты, т. е. само позитивное право1. Социальные факторы, непосредственно влияющие на правотворческий процесс, т. е. на деятельность государства по установлению или признанию правовых норм, следует рассматривать как предпосылки правотворчества и позитивного права. Поэтому представляется необходимым характеристику различ- ных социальных факторов формирования права рассматривать в качестве особого, социального, но еще не оформленного юридически процесса, генетически связанного с правотворческой деятельностью государства, но не тождественного самому правотворчеству как юридически оформленному процессу и его Результату — позитивному праву2.

Признание такого социального процесса, предшествующего и обусловливающего официальное позитивное право, арактерно не только для марксистской концепции права, но 11 Для таких крупных теоретических концепций права, как есте-

"то подчеркнуто в следующих работах: Степанян В. В. Теоретические облемы правообразования в социалистическом обществе. Ереван, 1986.». "-—49; Нагииц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника, f, 1974. С. 7—11.

Uj. об этом: Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 5.

Раздел V. Позитивное право: система и

ственное право, историческая, психологическая и в особенно, сти социологическая школы права, "теория интереса". ОбщИ1ч для всех этих правовых теорий являются поиски социального субстрата, причин, порождающих нормы позитивного пра, ва, признаваемого или устанавливаемого государством. Такие теории известный венгерский юрист академик В. Пешка характеризует как генетические концепции, имеющие в виду факторы, являющиеся причиной появления правовых норм, в отличие от юридического (легального) позитивизма, ориентирующегося на раскрытие всего того, что помогает выявить правовой характер правил поведения, и ничего более1.

Марксистская концепция права относится, несомненно, к генетическим концепциям, но в отличие от иных концепций, названных выше, она придает экономике, т. е. развитию производительных сил и производственных отношений, а также классовому делению общества, определяющее значение среди социальных факторов формирования права (правообразова-ния). Советские юристы — теоретики права наряду с этими основополагающими, базисными факторами правообразования различали значение материальных и других объективных факторов, к которым относили условия жизни общества, интересы господствующего класса (классов) или всего народа (при социализме); идеологические, социально-психологические представления и волевые стремления классов, т. е. общественное (в отличие от индивидуального) сознание, выражающее интересы различных классов и слоев населения. Среди субъективных, т. е. идейных и психологических, факторов формирования позитивного права подчеркивалось значение правового сознания личности, а также формирование воли классов, стоящих у власти либо стремящихся к овладению властью. Наконец, особо выделялось формирование государственной воли господствующего класса (классов) или всего народа2, выступающее как бы завершающей и решающей ступенью социального процесса формирования права (правообразования), создания государством правовых юридических норм, т. е. собственно юридически оформленным процессом правотворчества.

В советской литературе разрабатывался и несколько иной подход к пониманию факторов и процесса правотворчества (на пример, в монографии "Научные основы советского правотвор чества"3). Авторы этого труда в общем анализировали пример

1 См.: Pescka V. Jogforras es Jogalkotas. Budapest, 1965. P. 43.

2 См. об этом: Правотворчество в СССР. М., 1976. С. 5—21; Степанян В- & Теоретические проблемы правообразования в социалистическом обШе стве. Ереван, 1986. С. 12—29; Нашиц А. Указ. соч. С. 7—11.

3 Научные основы советского правотворчества. М., 1981.

,3ва 1. Позитивное право и социальный процесс его формирования 243

р те же объективные и субъективные факторы процесса формирования права: определяющее значение экономических факторов (базиса) для возникновения правовой надстройки; формирование интересов и воли господствующего класса; объективные и субъективные факторы самой правовой надстройки, закономерности ее развития; обусловленность пра-вовой формы содержанием общественных отношений; внутреннюю согласованность норм права; объективную обусловленность соотношения средств правового регулирования и т. и. Выделялись также проблемы научного познания средств правового регулирования; социально-политические факторы правотворчества, в том числе роль КПСС в выработке правовой политики, участие масс в правотворчестве; выявление потребностей в правовом регулировании в деятельности субъектов законодательной инициативы, а также в стадии разработки законопроекта (проблем структуры законодательства, выбора формы нормативного акта и т. д.). В монографии ставились и другие важные проблемы правотворчества: прогнозирование, планирование правотворчества, законодательная техника и др.

Все эти проблемы, несомненно, имеют отношение к правотворчеству как деятельности государства.

Не будем касаться здесь недостатков, присущих в равной мере всем работам советского периода, неизбежно выставлявшим на первый план преимущества социализма и его права, руководства партии и т. и. и на все вопросы находившим ответы у классиков марксизма-ленинизма, подчас вполне правильно, но всячески отстраняясь или открещиваясь от проблематики буржуазных правовых теорий1. Отметим лишь тот аспект предложенного подхода, который интересует нас именно в современных условиях. Так, автор первой главы названной книги проф. Р. О. Халфина исходила из того, что понятие правотворчества есть научно обоснованный процесс, представляющий собой "форму государственного руководства обществом, завершающий процесс формирования права и отражающий социальные факторы этого процесса..."2. Но если это так, то, по существу, речь должна была бы идти не о тех социальных явлениях, которые "отражаются", а лишь о том, как они учитываются и воплощаются в правотворческой деятельности государства. Между тем Р. О. Халфина стремилась указанным понятием "охватить более широкий круг явлений, включить все

Разумеется, в советской юриспруденции изучались и освещались буржуазные теории права, но неизменно в сочетании с критикой их основах положений.

"аучные основы советского правотворчества. М., 1981. С. 7.

Раздел V. Позитивное право: система и категори

сложные процессы, предшествующие решению о подготовке проекта нормативного акта, выявить потребности правового регулирования..."1.

Такое понятие охватывает реальные жизненные элементы, процессы правообразования, которые "во всей их сложности" должны быть проанализированы, познаны и отражены в процессе правотворчества государства, но реально существуют и действуют вне его (в производстве и потреблении продуктов труда, в общественных отношениях людей, в практике международных отношений и даже в судебной и административной практике), но не в самой правотворческой практике.

Те требования и потребности, которые обусловливают принятие закона и позитивного права, следует искать не в самом правотворчестве, а скорее в объектах и целях устанавливаемого государством позитивного права.

Познание, анализ, научный подход к правотворчеству несомненно необходимы для правотворчества государства. Но эти важные средства деятельности государства не следует отождествлять с самим социальным процессом формирования норм права. Государственное правотворчество лишь завершает и отражает воздействие на формирование норм права экономики, политики, конкретных интересов и представлений о праве, конкретных условий и сложившегося образа жизни, которые будут затем закреплены законом, действующим позитивным правом.

Допущенное же авторами названной книги смешение "познания", "изучения", "выявления" социальных факторов в процессе правотворчества (т. е. субъектами законодательной инициативы, органами и организациями, готовящими проекты законов и т. и.) с реальным существованием и влиянием социальных процессов жизни общества и разнообразной (не только правотворческой) деятельности государства не дало возможности раскрыть и выделить и само понятие "социальный процесс формирования права" в отличие от его завершающей стадии — юридического процесса правотворчества, непосреД ственно порождающего нормы действующего позитивного права.

Таким образом, социальный процесс формирования позитивного права — это объективно складывающееся и субъективно выявляющееся в жизни общества и государства взаиМО действие, влияние разнообразных социальных факторов а формирование правовых норм; этот процесс, несомненно,

1 Научные основы советского правотворчества. М., 1981. С. 7.

1- Позитивное право и социальный процесс его формирования 245

д с завершающей стадией — юридически оформленным

процессом правотворчества государства как организованной деятельностью его правотворческих органов по созданию либо признанию и закреплению в юридически обязательной форме лорм позитивного права.

Если же весь процесс правообразования состоит лишь в дознании, изучении, правильном отражении и закреплении лорм права государственными органами правотворчества, хотя бы и с участием населения, науки и разнообразного практического опыта людей, то анализ такого формирования права не может достаточно глубоко и полно раскрыть реальный процесс зарождения общественной потребности в правовом регулировании и выявить разнообразные социальные факторы, влияющие на процесс создания позитивного права и на содержание его норм.

Глава 2. Нормы права







Date: 2015-09-17; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию