Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Концепции постсоциалистического развития





общества, права и государства............................................................788

§ 1. Проблемы постсоциалистического пути

к праву и государству.........................................................................788

§ 2. Концепция цивилитарного общества,

права и государства..............................................................................797

§ 3. Цивилитарное право как новая ступень

во всемирно-историческом прогрессе равенства,

свободы и справедливости..............................................................803

Предисловие

Настоящий учебник содержит систематическое изложение всех основных проблем, охватываемых вузовским учебным курсом по общей теории права и государства. Он рассчитан не только на первичное ознакомление студентов со стандартным набором вопросов по этой учебной дисциплине, но и на дальнейшее углубленное изучение и; освоение более широкого круга общетеоретических проблем и тем современной юриспруденции. В этом отношении данная работа является первым в постсоветской литературе учебным курсом по проблемам общей теории права и государства.

Известно, что наблюдаемый в стране взлет интереса к юридической профессии и юридическому образованию породил огромный спрос на учебную литературу. Появилось множество новых учебников, учебных пособий, лекционных и методических материалов также и по вопросам теории права и государства. Они, разумеется, разного уровня и качества. Но в целом они отражают позитивный процесс формирования различных направлений объективного научного анализа проблем права и государства. Существенное достоинство этой постсоветской юридической литературы состоит в ее ориентированности на идеи и ценности прав и свобод человека и гражданина, господства права, гражданского общества и правового государства. Большое достоинство новой учебной литературы состоит также и в том, что в ней в отличие от прежних учебников, провозглашавших бесспорные "истины", присутствует собственная научная позиция автора (со всеми ее достоинствами и недостатками).

Вместе с тем очевидно, что свобода науки от политико-идеологической цензуры вовсе не означает свободы от требований самой науки. Это обстоятельство особенно актуально в условиях широкой коммерциализации вузовского юридического образования с ее установками на упрощенную учебную литературу (в виде развернутой шпаргалки для экзаменов) и ускоренную юридическую дипломизацию массовой аудитории разного рода правовых чтений.

Этой мощной тенденции, ведущей к девальвации юридического образования и юридической профессии, сообщество ученых-юристов (представители науки и образования, авторы учебной литературы и т.д.) должно противопоставить тысячелетние традиции подготовки квалифицированных юристов —

XIV

Предисловие

знатоков права, ответственность за продолжение и развитие этих традиций в наше время — словом, волю к правоведению (как научному познанию права) и твердость в ее реализации в процессе формирования нового поколения отечественных юристов, соответствующих своему высокому призванию и месту в обществе.

Существенное значение в этом плане имеют дальнейшие шаги по преодолению разрыва между наукой и вузовским образованием, укрепление научных основ учебно-образовательного процесса, усиление и обогащение научного содержания учебной литературы.:; к

Содействовать решению этих задач призван и данный учебный курс. Он подготовлен известными учеными-юристами, внесшими заметный вклад в отечественную юриспруденцию,1 в ее обновление и развитие в современных условиях. Вместе с тем члены авторского коллектива обладают значительным опытом вузовского преподавания и подготовки учебной литературы.

Участие в составе авторского коллектива представителей разных теоретических школ и направлений (и соответствующие различия в их подходах к тем или иным проблемам пра-вопонимания и т.д.) в целом соответствует реалиям нынешнего переходного этапа в развитии нашей теории права и государства и позволило отразить в курсе основные идеи, концепции и достижения разных течений современной теоретико-правовой мысли.

Авторский коллектив курса далек от представлений о бесспорности содержащихся в нем положений и будет признателен за критические замечания и пожелания по его совершенствованию.

Раздел I. Предмет и метод общей теории права

и государства

Глава 1. Предмет общей теории права и государства

§ 1. Предмет общей теории права и государства: как общенаучной юридической дисциплины,


Общая теория права и государства занимает фундаментальное место в системе юридических наук. Более кратко данная дисциплина зачастую именуется просто как "Теория права и государства".

Название "Общая теория права и государства" предметно и содержательно точнее, поскольку вопросами теории права и государства, т. е. теоретическими (научными) исследованиями, занимаются все юридические науки — каждая в своей сфере, а не только общая теория права и государства. Ведь в гносеологическом (познавательном) плане понятия "теория" и "наука" — это синонимы. Поэтому под теорией имеется в виду именно научная теория, а под наукой — определенная (общая или более частная) теория.

Однако независимо от названия эта основополагающая юридическая дисциплина по своим задачам, функциям, предмету и методу имеет общенаучное значение для юриспруденции в целом и представляет собой именно общую (всеобщую — для данной концепции и системы юридических наук) теорию права и государства. В ней сконцентрированы все наиболее существенные достижения научно-теоретической мысли о праве и государстве, все теоретически (и научно) наиболее важное и значимое в совокупном знании о праве и государстве.

Научное (и теоретическое) значение отдельных юридических дисциплин (характер их взаимосвязей и отношений между собой и взаимодействия с юридической наукой в целом) определяется их местом и функцией в общей системе юридической науки, в структуре целостного юридико-теорети-ческого знания. При этом именно научные свойства целого (т. е. специфические теоретико-познавательные свойства и особенности юридической науки в целом с ее единым предметом и методом) определяют научные свойства отдельных юридических дисциплин, их предмет и метод, их научно-познава-

2 Раздел I. Предмет и метод общей теории права и государства

тельный статус и т. д., а не наоборот. По логике системно-структурных отношений в сфере юридико-теоретического знания свойства целого (юридической науки в целом) принципиально несводимы к сумме свойств составляющих ее юридических дисциплин и невыводимы из них.

В познавательно-концентрированном виде эти свойства научно-юридического целого представлены в понятии права, которое исходно определяет предмет и метод юридического познания и которое в теоретически развернутой, структурно и функционально конкретизированной и организованной форме представлено во всей юридической науке как единой и целостной системе юридического знания.

Отсюда ясно, что единый предмет и метод юридической науки в целом — это одновременно предмет и метод также и каждой юридической науки. Ведь отдельные юридические науки как составные элементы всей системы юридической науки в целом являются лишь определенными, относительно самостоятельными формами (структурными частями) выражения понятийно единого юридико-теоретического знания, различными формообразованиями единого для всей юридической науки понятия права, т. е. различными аспектами одного и того же юридического предмета и юридического метода.

Предметное своеобразие общей теории права и государства обусловлено научно-познавательными возможностями и целями данной дисциплины, ее общенаучными задачами и функциями в системе юридической науки, местом и значением юридической науки в целом — в системе общественных и иных наук.


Смысл сказанного можно в предварительном порядке резюмировать следующим образом: предмет общей теории права и государстваэто общая теория всей юриспруденции как единой самостоятельной, системно целостной науки. Предметом общей теории права и государства, таким образом, являются общенаучные основы всей юриспруденции, ее предмет и методология, ее система и структура, ее онтология, гносеология и аксиология.

С учетом такого общенаучного статуса и роли общей теории права и государства можно сказать, что предмет и методология общей теории права и государства — это научно-теоретическое обоснование (объяснение, раскрытие и развитие) предмета и методологии всей юридической науки в целом.

Поэтому все последующее освещение общенаучных (и общетеоретических) основ юриспруденции (ее предмета, методологии, системы и т. д.) вместе с тем представляет собой

Глава 1. Предмет общей теории права и государства 3

адекватное содержательное исследование и изложение всей той проблематики, которая именуется предметом и методом общей теории права и государства. Одновременно в ходе дальнейшего освещения темы будут все более уточняться и конкретизироваться — в общенаучном контексте юриспруденции и системы всех юридических дисциплин — уже высказанные в предварительном порядке суждения и положения о предмете и методе общей теории права и государства.







Date: 2015-09-17; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию