Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никопольский цех вольных матросов (1834-1919 г.г.) – продолжатель традиций запорожского казачества





26 января 1834 года вышел Указ Правительствующему Сенату "Об учреждении вольных матросских обществ или цехов в городах Алеш­ках и Никополе", где было сказано: "Желая споспешествовать пользам Черноморского купеческого мореплавания, учреждением матросских об­ществ или цехов для образования опытных мореходцев. Повелеваем в городах Алешках Таврической и Никополе - Екатеринославской губерний, учредить таковые общества, первоначально для опыта на 10 лет с осво­бождением их от платежа податей и рекрутской повинности на основании заключения Комитета Министров и Правил нами утвержденных и при сем в Правительствующий Сенат для надлежащего исполнения препровождаемых»

На подлинном собственноручно Его императорской рукою написано "Николай".

(Полное Собрание Законов России. Собрание второе, т.IX,, 1854 СПБ 1855 ст.85-85).

К указу прилагались «Правила для.учреждения вольных матросских обществ или цехов в городах Алешках и Никополе».

Обосновываясь вышесказанным, становиться ясным, что Русское правительство имело значительную вы­году от создания цехов вольных матросов, так как были подготовлены кадры для службы на купеческих и частновладельческих судах пополнялись кадры опытных моряков, которых можно использовать в военное время на кораблях военного Черноморского Флота.

Вольные матросы с Никополя и Алешек были не только опытные мореходы, но и прекрасные судостроители. Известный дворянский историк А.Скальковский в своей работе "Опыт статистического описания Новороссийского краю" отмечает: "На Днепре имеются три верфи, важнейшая находится в Херсоне, с конторою и краном для постройки и починки судов и корветов, учреж­денная еще в 1780 годах вместе о бывшим адмиралтейством, а теперь (с 1855 г.) преобразована в торговую на европейский образец.

Другие две назначены для постройки каботажных лодок, находятся в Никополе и Алешках. В Херсоне на пристани, особенно близ шерстомоек, можно видеть целые десятки двухмачтовых мелких судов (часто беспалубных), которые называются Никопольскими или Алешковскими лодками. Они точно выстроены на этих верфях и служат для транспорта товаров и пассажиров из Никополя, Алешек в Херсон. Некоторые никопольские суда опускаются до лиману и даже морем до Одессы, но таких немного.". (А.Скальковский, "Опыт статистического описа­ния Новороссийского края". Одесса, 1850 г., стр.125).

Известный писатель и этнограф, друг Т.Г.Шевченка, А.С.Афанасьев-Чужбинский, который в 1856-1857 г.г. сделал большое путешествие по Днепру, отмечает в своих очерках: "Поездка в Южную Россию" (очерки Днепра): "Молодые люди, получившие патенты с военных судов, выходили дельными матросами. Цель и призвание вольных матросов - каботажное судоходство".

Афанасьев-Чужбинский в книге "Поездка в Южную Россию" указы­вает, что каботажных судов, которые принадлежали в 1856-1857 г.г. никопольчанам, было 49, из числа которых вольным матросам - 25.

Следует добавить, что Цех вольных матросов в Никополе номинально про­существовал до 1941 года.

В Никополе Цех вольных матросов занимал небольшое низкое здание. Староста или голова имел круглую печать с гербом и надписью "Никопольский цех вольных матросов". В последние предоктябрьские годы в Цехе был староста, писарь, которых избирали на три года. Были и десятские.

Мореходное дело, безусловно, требовало грамотных людей и поэтому согласно § II "Правил для учреждения матросских обществ или цехов в городах Алешках и Никополе" в 1856 г. в Никополе -было учреждено Матросское приходское училище и подчинено дирекции училищ Екатеринославской губернии (первое приходское училище в Никополе было организовано в 1808 г. духовенством из запорожцев).

Из записей историка Карелина, в 1865 г. в Никополь­ском матросском училище училось:

"Детей вольных матросов - 14

Купеческих и мещанских - 18

Дворянских - 5

Обер-офицерских - 1

Военного ведомства - 1

Еврейских - 3

(И.Карелин "Материалы для истории Запорожья-Никополь", "Записки Одесского общества истории и древностей";

том 6, Одесса, 1867).

Многие дети вольных матросов позже учились в Херсонском мореходном училище и выходили опытными моряками.

В музее Черноморского флота и обороны Севастополя, в Днепро­петровском историческом музее им.Д.И.Яворницкого, в Никопольском музее выставлена групповая фотография 41-го никопольчанина - участника обороны Севастополя.


Прежде всего, фотография была сделана 16 апреля 1901 г.

Участники обороны Севастополя в количестве 4 сфотографиро­вались у никопольского фотографа Беликова, который имел фотографию в Керчи.

На снимке мы видим почтенных стариков, у которых на груди по три - четыре медали.

Внизу на оригинале подпись "Общий вид защитников Севастополя, оставшихся в живых до 1901 года и получивших высочайшую награду".

П.Ф.Рерберг сообщает, что еще в феврале 1901 г. он выступил с предложением пополнить коллекцию портретов участников обороны Севастополя и к началу 1902 г. уже было получено от участников и их родственников 250 портретов, кроме тех 80, которые имелись, Всего собрано было им 484 портрета.

Фотографию группы 41 лиц прислал участник обороны, отставной вольный матрос Семен Степанович Черный.

Эта фотография с 41 участниками обороны Севастополя, которая и сейчас сохранилась у многих никопольчан, и помещена была в альбоме "Севастопольцы" на 46 странице, где под фотографией имеется под­текстовка, дающая краткое сообщение о вольных матросах, их участии в боевых операциях.

Возвратившиеся после войны в родной Никополь участники обороны Севастополя создали при Свято-Покровской церкве, где сохранялось много запорожских книг, предметов быта, памятный киот (1858 г.)

А участники обороны Севастополя, жители Довгалевки - пред­местья Никополя, в дни 50-летия обороны Севастополя, при поддерж­ке духовенства, которое было заинтересовано в привлечении верующих к Троицкой церкви, создали оригинальную икону "Георгий По­бедоносец", которую рисовал местный художник П.Волошин.

На эту икону уже состарившиеся защитники Севастополя, собираясь умирать, вешали свои награды: медали, кресты и матрос­ские ленточки. Тут же хранились и ряд документов, в том числе письмо царя Николая 2. «Матросам с Довгалевки.»

Эта икона найдена и экспонируется теперь в Никопольском краеведческом музее.

В дни 50-летия Севастопольской обороны на торжества в Севастополь прибыли никопольчане, защитники Севасто­поля: Марко Бульба, Тимофей Горобец, Никита Руденко, Гаврило Настобурко. Они посещали музей, панораму обороны Севастополя, были приглашены на военные корабли Черноморского флота.

Две фотографии, сделанные умелой рукой фоторепортера, изобра­жают беседу с командованием корабля на палубе, на заднем плане мы видим офицеров, матросов, неизвестных дам.

Интересная фотография четырех защитников Севастополя сделана на палубе броненосца "Ростислав".

На палубе у орудий главного калибра сидят слева направо: Гавриил Настобурко, на шее которого висит матросская ленточка о надписью "Двенадцать апостолов". Марко Бульба, на шее которого ленточка "Ростислав", Тимофей Горобец и Никита Руденко, тоже с матросскими ленточками. Сзади два матроса поддерживают щит, на котором изображен георгиев­ский крест, георгиевская лента и приветственный адресат команды броненосца "Ростислав".

Видимо, к этому времени (1905-1910 гг) относится фотография группы участников героической обороны Севастополя, проживающих на Довгалевке, предместьи Никополя, вместе с довгалевским молодым дьяконом В.Н.Верником, который по просьбе защитников Севастополя писал разные прошения и письма.

На фотографии в первом ряду слева направо: Гаврило Трофимович Настобурко, дьяк Довгалевской Троицкой церкви В.Н.Верник, Михаил Денисович Смоленский. Стоят слева направо: Марк Петрович Бульба, Тимофей Федорович Горобец, Григорий Григорьевич Стояненко (Стоян) и Никита Павлович Руденко.

Следует обратить внимание на то, что когда в 1909 году Ханженков и Гончаров снимали первую русскую полнометражную кинокартину "Оборона Севастополя", то в конце они снимали живых ветеранов геро­ической обороны Севастополя не только русских, но англичан, францу­зов, некоторые старожилы Никополя утверждают, что там сняты и никопольчане.

Когда эта картина демонстрировалась в Никопольском "Иллюзионе" Ерлашова, то ее смотрели и защитники Севастополя, которые к этому времени еще были живы.

В 1911 году умер Марко Бульба, который перед смертью обратился с прошением к императору – НиколаюІІ, в котором завещал похоронить себя на Братском кладбище в Севастополе, где лежат его братья по оружию. И как результат, с Высочайшего разрешения на братском кладбище похоронено с отданием воинских почестей тело умершего в Никополе участника обороны Севастополя, вестового адмирала Нахимова, Марка Бульбы, о чем было написано в газетах того времени.

 







Date: 2015-09-17; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию