Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы науки и техникиТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.СОЛОВЬЕВА
Философские проблемы науки и техники
Методические рекомендации и планы теоретических семинаров для магистров
Рыбинск
УДК 1.14
Философские проблемы науки и техники. Методические рекомендации и планы теоретических семинаров для магистров / Сост. И. М. Сидорова. – Рыбинск: РГАТУ, 2015. – 42 с.
Данные методические указания предназначены для подготовки магистров РГАТУ по дисциплине «Философские проблемы науки и техники». Они составлены таким образом, что ориентируют магистров на самостоятельную подготовку к теоретическим семинарам по всем разделам дисциплины. При написании методических рекомендаций и планов теоретических семинаров использованы материалы работ Лебедева С. А., Ильина В. В., Степина В. С., Горохова В.Г., Горюнова В. П., Гавришина В. Н. и др.
СОСТАВИТЕЛЬ доктор философских наук, профессор И. М. Сидорова
ОБСУЖДЕНО на заседании кафедры Философии, социально-культурных технологий и туризма
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим Советом РГАТУ
история и философия науки. Обзор основных проблем
В XX в. в результате углубления представлений о функциях и социальных связях науки получили широкое распространение формулировки «наука – вид духовного производства» и «наука – социокультурный феномен». Первая из них делает акцент на социально-исторической обусловленности функций науки и форм научно-познавательной деятельности. Вторая подчеркивает включенность науки в систему ценностей, норм, идеалов, характерных для определенной цивилизации. Всеобщность интеллекта опосредуется конкретными способами его применения. В философии науки нужно выделить гносеологический, социально-философский, философско-антропологический срезы понимания, взаимосвязанные, но не совпадающие друг с другом. В философско-антропологическом плане наука может быть понята как средство и результат экспансии человека, концентрированное выражение претензий на овладение миром и его рациональное переустройство. Через формулу Ф. Бэкона «Знание – сила» осуществляется самовозвышение человека, в ней он находит обоснование и оправдание бытия в мире. Возникновение науки характеризует определенный уровень развития сущностных сил человека: наука возникает как сторона, элемент средств преобразования мира и собственного бытия, в ней выражено определенное отношение человека к природе и самому себе. Социально-философский аспект рассмотрения науки выявляет ее общественную сущность. Наука возникает, развивается и функционирует лишь через взаимодействие отдельных субъектов. В отличие от обыденного познания, хотя и опирающегося на общественные средства (язык), но являющегося прежде всего личным достоянием человека, наука – это систематическое, целенаправленное и социально значимое использование и создание общественных интеллектуальных ресурсов. Она могла возникнуть только в рамках технической или техногенной цивилизации с ее особым отношением к природе, базовыми ценностями и соответствующим типом личности. Она является специфичным для этой цивилизации регулятором общественных отношений, и, в свою очередь, сама регулируется и контролируется характерными для техногенной цивилизации способами: наука включается в господствующую систему экономических, социально-политических и идеологических отношений, при этом цели, средства научно-познавательной деятельности и нормы взаимоотношений ее субъектов формируются в зависимости от потребностей социальных групп, институтов и общностей. Знание становится не просто силой, но силой социально-значимой, в частности, элементом производительных сил общества, а научное исследование – предварительным этапом производственной или управленческой деятельности. И здесь философия науки выступает частью философии техники, но техники, понимаемой уже не как атрибут человеческого бытия, а как атрибут социального мира. Ключевыми вопросами этого среза философии науки являются следующие проблемы: каковы возможности науки в обеспечении устойчивости техногенной цивилизации? Какова степень автономности науки в выборе целей познавательной деятельности, границы социальной ответственности ученого, вероятность негативных, разрушительных для общества результатов научных исследований? Как соотносятся идеалы и нормы научного познания с исторически конкретной системой отношений в обществе, его идеологией? Наконец, гносеологический срез философии науки, наиболее разработанный в ходе исторического развития философии (ибо для гносеологии научное знание всегда было эталоном знания вообще и наиболее респектабельным предметом изучения), связан с выявлением природы научной истины. Речь идет об анализе тех особенностей субъектно-обьектных отношений, которые вытекают из специфики науки: оперирования на теоретическом уровне познания с идеальными объектами, создания и использования в науке специального языка, методов, приборов, средств систематизации и формализации знании и т. д. В первой половине XX в. гносеологическая проблематика науки была совершенно автономным направлением философии. Во второй половине века стала очевидна взаимосвязь всех предметных областей философии (гносеологии, аксиологии, т. е. учения о ценностях, социальной философии и философской антропологии) в осмыслении сущности, структуры и динамики науки.
Наука направлена на выявление объективных законов – внутренних, существенных, устойчивых, необходимых и связей и отношений. В этих целях используются специально разрабатываемые приборы, методы и приемы познания, средства систематизации знания, особый язык, предъявляются специальные требования к оформлению результата познания. Каков гносеологический статус знания, возникающего на этом противоречивом и зигзагообразном пути к объективности? Какие черты характеризуют научность знания? Наиболее важными характеристиками современного научного знания считаются рациональность и интерсубъективность. Рациональность характеризует научное знание как продукт сугубо интеллектуальной деятельности, очищенной от эмоций, настроений и др. внерациональных мотивов познающего субъекта – с одной стороны, и от конкретных обстоятельств, в которых проявляются изучаемые свойства предметов – с другой. В основе науки лежит убеждение в том, что только разум, правильно и строго контролируемый, способен отразить объективную сущность. Рациональность не сводится к упорядоченности и систематизации знания. Она предполагает обоснованность и доказательность любых научных утверждений, включает критицизм как средство преодоления заблуждений, требует определенности и конкретности высказываний. Рациональность придает научному знанию выводной характер – следствие выводится с математической и логической необходимостью из ограниченного числа посылок. Донаучное знание не только фрагментарно и пронизано внерациональными (напр., эмоциональными и магическими элементами, как средневековая алхимия), но организовано принципиально иным образом. Так, вавилонская и древнеегипетская математика, послужившие материалом для формирования в Древней Греции математики как науки были организованы рецептурно: как набор правил и приемов вычислений, не базирующийся на аксиоматике и не выводящийся из нее. Именно рациональность придает научному знанию универсальный характер и позволяет ему воплощаться в технике. Но при этом рациональность реализуется в конструировании особого умопостигаемого мира, в котором реальные объекты заменяются их идеализациями (математическая точка, прямая, идеальный газ и т. д.), создаваемыми и полностью контролируемыми интеллектом. Это порождает гносеологические и методологические проблемы, связанные с необходимостью переноса знаний о свойствах идеальных конструкций на реальные объекты с учетом их существенных различий. Интерсубъективность. В известной мере научное знание является результатом конвенции (соглашения) между субъектами познания. Изучая любую научную дисциплину, человек «вступает» в эту конвенцию – принимает базовые постулаты, правила интерпретации показаний приборов, осваивает язык науки. В этом смысле научное знание, в отличие от обыденного, становится надындивидуальным, лишается какой бы то ни было личностной окраски. Это необходимая ступень в достижении объективности, однако ее гносеологическое значение противоречиво. Являясь интерсубъективным достоянием, научное знание приобретает статус независимости от отдельного ученого и необходимости по отношению к нему. Однако интерсубъективность не тождественна объективности: интерсубъективное знание зависит от особенностей коллективного субъекта, предрассудков научного сообщества и культуры в целом. Конвенционализм абсолютизировал этот момент научного знания, трактуя все его содержание как результат более или менее произвольных конвенций, лишенных объективного основания.
Проблема структуры научного знания. Целостность науки обеспечивается не только очевидными структурными связями между фактами, проблемами, теориями, методами, приборами и др. элементами научного знания и научной деятельности. Структура (под-структура) науки – это связи, пронизывающие все предметные области и уровни научного познания, создающие саму возможность существования знания в форме науки, придающие единство и определенность научной деятельности. К ним относятся основания науки, стиль научного мышления, внутринаучная рефлексия. «Основания науки» включают: 1) идеалы и нормы исследовательской деятельности, регулирующие отношение ученого к объекту познания, регламентирующие применение средств познания (идеалы и нормы (правила) объяснения и описания объектов, доказательности и обоснования знания, его построения и организации); 2) научную картину мира (общенаучную или специальную, характерную для данной дисциплины), в которой зафиксирован современный уровень представлений о системных свойствах изучаемой реальности. Научная картина мира составляет фундаментальный каркас для построения любых теорий, претендующих на научность; 3) философские основания науки, т.е. идеи и принципы, вненаучные по своему происхождению, которые используются для обоснования как научной картины мира, так и тех идеалов и норм познавательной деятельности, которых придерживается исследователь. Важно иметь в виду, что речь идет не об идеях, которые философ специально создает для науки и навязывает ей, а о тех элементах массива философского знания, которые выделяет и привносит в качестве обоснования своей деятельности и ее результатов сам исследователь. В ситуации, когда в готовом виде этих идей не существует, возникает необходимость в «философствующем ученом», образцом которого являлись И. Ньютон, А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Пригожий и др. Основания науки в форме явного или неявного знания присутствуют в любом акте познавательной деятельности. Они опосредуют формулировку цели исследования, процесс взаимодействия эмпирического и теоретического знания, выдвижение, обоснование и выбор научных гипотез. Тем самым порождается еще одна подсистема опосредования, внеэмпирическая (а зачастую и вненаучная по происхождению) и ценностная, а не позитивно-научная по своей природе. Стиль мышления – это стереотипы интеллектуальной деятельности, способы, которыми анализируется и обобщается материал познания, ставится и решается познавательная задача. В стиле научного мышления выражен как уровень развития самой науки, так и уровень философской методологии конкретного исторического периода. Для стиля мышления классической науки, опиравшегося на философскую методологию ХVIII в., были характерны: 1) редукционизм (мысленный прием сведения сложного к простому, более известному и кажущемуся более фундаментальным – например, объяснение физических и химических процессов механическим перемещением в пространстве); 2) элементаризм (стремление разложить предмет на составные части, «кирпичики», через свойства которых объяснить свойства целого); 3) жесткий (лапласовский) детерминизм (представление об однозначности причинно-следственных отношений и отрицание объективной основы случайности). Стиль мышления современной науки опирается на: 1) идею многокачественности (несводимостъ и взаимопревращение свойств объекта), 2) принцип системности и 3) вероятностное видение мира. Обобщенной характеристикой инфраструктуры научного знания является трактовка самой научной рациональности как результата внутринаучной рефлексии: что считать научным и к какому познавательному идеалу необходимо стремиться? Вопрос о демаркации, т. е. разграничении научного и ненаучного, спекулятивного в познании, который позитивизм считал главным вопросом философии науки, в действительности не может быть поставлен и разрешен вне конкретно-исторического контекста. Разные науки (математические, естественные, технические, гуманитарные) опираются на собственные стандарты научности. В историческом развитии науки эти стандарты могут пересматриваться и дополняться. Изменение этих стандартов и составляет предмет гносеологии, аксиологии и социологии науки. В современной философии науки принято различать классический тип научной рациональности, соответствующий научным идеалам XVII-XIX вв., неклассический (конец ХIХ – середина ХХ вв.), современный – постнеклассический. Если классическая наука стремилась при теоретическом описании объекта устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, видя в этом залог объективного и истинного познания, то неклассический тип научной рациональности требует учета в самом описании объекта характера используемых средств и операций деятельности субъекта, а постнеклассический – соотнесенности знаний с ценностно-целевыми структурами (как внутринаучными, так и внешними, социально-культурными ценностями и целями). Проблема механизмов развития науки. До середины XX в. развитие науки трактовалось как кумуляция (накопление) проверенных на опыте, и, соответственно, истинных объяснительных схем. Кумулятивная или традиционная модель развития науки полагала, что опытный факт является основой теории, абсолютно независим от нее, а стало быть, является ее верховным судьей – может однозначно подтвердить или опровергнуть гипотезу. Содержание науки – это массив подтвержденных, «верифицированных» гипотез. К. Поппер (австрийский философ, с конца 30-х гг. вынужденный работать в Англии) показал, что опровергающая и подтверждающая способность факта неравноценны («асимметричны»). Самая вздорная гипотеза может мнимо «подтверждаться» за счет своеобразной интерпретации фактов, внесения несущественных изменений в ткань гипотезы и т. д. Поэтому подтверждение не означает не только истинности, но даже научности гипотез. Подлинная значимость факта в возможности опровергнуть выводы из гипотезы. Признак научности не в подтверждаемости («верификация»), а в принципиальной опровергаемости («фальсификация»). Весь массив подлинно научного знания состоит из опровергнутых гипотез, доказавших свою научность (и, одновременно, неистинность!), и гипотез, пока не опровергнутых, но четко обозначивших, какие именно факты будут считаться опровергающими. Истинность и объективность знания в этой концепции отсутствуют вовсе: гипотеза, «ускользающая» от опровержения, не является истинной – она просто ненаучна (например, идея существования Бога). В таком понимании главным механизмом развития науки является критицизм – заинтересованность ученых в скорейшем опровержении теоретического знания. Сильным моментом этого подхода является стремление найти логический критерий различия научных и «спекулятивных» гипотез. Однако слабые стороны подхода явно перевешивают: 1) сама опровергающая способность факта относительна – факт зафиксирован на определенном языке, получен с помощью приборов, интерпретирован с помощью теоретических средств. Что именно опровергается в случае рассогласования факта и гипотезы – гипотеза или нестрогая интерпретация самого факта – это еще вопрос. 2) модель Поппера имеет мало общего с реальным поведением ученых в истории науки. Т. Кун (американский историк науки) в сенсационной работе «Структура научных революций» (1963 г.) предложил принципиально новую модель механизмов функционирования и развития науки. Центральным понятием этой модели является «парадигма» – набор теоретических положений, методологических принципов и эталонов исследования, которые составляют фундамент данной научной дисциплины. Парадигма, как правило, разделяется всеми исследователями, работающими в какой-либо области, она направляет и организует их деятельность. «Нормальная наука», в терминологии Куна, отличается от до-науки или не-науки наличием устойчивой и не подвергающейся сомнению парадигмы. Деятельность ученых, работающих в ее рамках, понимается как «решение головоломок», т. е. рациональное согласование теоретического знания, опирающегося на парадигму, с напором фактического материала. «Опровергающие факты» ученые либо интерпретируют особым образом, либо просто «не замечают». Научная революция (предмет специального интереса Куна) заключается в смене парадигмы. Этот процесс связан не столько с количеством неудобных фактов, сколько с появлением новой парадигмы, дающей принципиально иной взгляд на реальность («теоретический раскол») и психологическим предпочтением этой парадигмы новым поколением ученых. «Наука нелогична, а психологична», «парадигмы несовместимы» (т. е. не существует никакого «критического эксперимента», позволяющего опровергнуть какую-либо из них: просто старое поколение ученых вымирает, а для нового привычно работать в рамках новой парадигмы). Сильные стороны этого подхода можно свести к следующему: 1) Впервые объектом изучения стали метатеоретические и инфраструктурные компоненты научного знания (основания науки, картина мира, нормы и идеалы познания и т. п.). 2) Впервые предметом специального исследования стала роль научного сообщества в развитии науки. 3) В объяснении механизмов развития научного знания обращается внимание на реальную картину научной деятельности, а не на ее умозрительную схему. Очевидны и слабые моменты концепции: в куновской модели проблема объективности научного знания уходит на задний план, а научная деятельность лишается какого бы то ни было рационального компонента. Определенную попытку преодолеть слабые стороны как попперовской, так и куновской модели развития науки предпринял И. Лакатос (английский философ, ученик Поппера). В его понимании, в истории науки конкурируют друг с другом не отдельные гипотезы, а исследовательские программы. Они и составляют основные структурные единицы теоретического знания. Исследовательская программа состоит из «твердого ядра» (в известной мере сходного с куновской парадигмой), положительной и отрицательной эвристики и пояса «защитительных гипотез», генетически связанных с «твердым ядром» программы, но достаточно широко варьирующихся. Как и парадигма, твердое ядро программы не сталкивается непосредственно с фактическим материалом – его опровергающие возможности «гасятся» за счет изменения защитительных гипотез и использования средств интерпретации фактов. Однако смысл концепции противоположен куновскому. И «ядро» и программа в целом не просто способ координации научной деятельности. Исследовательская программа, как следует из смысла самого термина, направлена на приращение знаний, претендует на предсказание новых фактов. Имея вполне определенное гносеологическое и логико-методологическое содержание, программы могут сравниваться не на уровне психологических предпочтений, а по критериям методологического характера. Лакатос различает «прогрессивный сдвиг программы» (этап, когда она предсказывает и открывает новые факты) и «дегенеративный сдвиг», когда усилия ученых тратятся на защиту программы, согласование ее с фактами, не предсказанными ею. Сильные стороны концепции очевидны. Однако, конвенционализм не преодолен. Стремление расширить контекст объяснения оказывается недостаточным, коль скоро выявляемые факторы научного прогресса рассматриваются безотносительно к проблеме объективной истины. Рассмотренные модели развития науки принято объединять общим термином «постпозитивизм». От предшествующих этапов позитивизма их отличает общее основание – открытие так называемой «теоретической нагруженности факта», его зависимости от методов получения, целевых установок, средств интерпретации. Возникает опасность замкнутого круга: теория формирует факты, а затем использует их для своего подтверждения – такие ситуации особенно часты в УФОлогии (учении о неопознанных летающих объектах) и других сходных паранаучных дисциплинах. Респектабельность придает науке не сама по себе «опора на факты», а попытка прорвать возникающий круг. Этот прорыв идет по двум направлениям: во-первых, через создание техники, что самым убедительным образом подтверждает наличие объективного содержания научного знания, во-вторых, через соотнесение знания эмпирико-теоретического характера с фундаментальными (ценностными по природе и практическими, социально-историческими по происхождению) основаниями культуры. Последний момент также может быть неправомерно абсолютизирован. Американский философ П. Фейерабенд рассматривает науку как воплощение определенного типа культуры, не имеющее никаких методологических канонов. В его концепции, называемой «методологическим анархизмом», развитие науки определяется принципом «пролиферации идей» (т. е. требованием выдвижения возможно большего числа объяснительных гипотез) и «принципом упорства», т. е. стремлением ученого защищать и развивать свою гипотезу, даже если она сталкивается с трудностями. Наука, по его мнению, ничем не отличается от любых других культурных феноменов – просто в одних культурах для решения стоящих перед обществом проблем проводятся исследования, а в других – исполняется танец дождя. Никаким особым гносеологическим статусом и приоритетом наука не обладает. Такая позиция в настоящее время используется антисциентизмом для дискредитации науки как способа отношения человека к миру. Развитие науки – результат сложного переплетения разнообразных факторов как собственно гносеологических и логико-методологических, так и связанных с особенностями организации научного сообщества, ценностными ориентациями ученых, развитием социальной функции науки и характером требований, предъявляемых к науке обществом.
Социокультурные проблемы развития науки. Субъектом науки является не столько отдельный ученый, неизбежно ограниченный в своих возможностях, сколько вся совокупность когда-либо живших исследователей – научное сообщество. Вместе с тем, очевидно, что любой научный факт, формула, закон имеют вполне определенного автора: они открыты (созданы) конкретным исследователем или научным коллективом. В связке «ученый – научное сообщество» последнее выполняет ряд важных функций. Во-первых, оно придает всеобщий характер исследовательскому результату. Факт, идея, гипотеза, возникшие в ходе индивидуального познания, становятся элементами науки только через их принятие и развитие научным сообществом. Только в таком виде они вплетаются в ткань науки и влияют на ее развитие. Во-вторых, научное сообщество играет роль гносеологического фильтра, обеспечивающего тенденцию к повышению истинности научного знания. Оно является творцом и хранителем познавательных идеалов и норм. В-третьих, по отношению к отдельному исследователю или научному коллективу оно выполняет функцию регулятора деятельности, порождает и поддерживает соответствующую мотивацию. Ученый становится таковым лишь через «вхождение» в научное сообщество – освоение знаний, методов, средств, норм познавательной деятельности, принятие ценностей и идеалов, транслирующихся из поколения в поколение. Научное сообщество – это целостный организм, который воспроизводит себя через систему образования и внутринаучного общения. В нем можно выявить устойчивые структурные единицы: национальное научное сообщество, существующее и действующее в пределах того или иного государства, дисциплинарное сообщество, ограниченное рамками соответствующей области знаний, «невидимые колледжи» и научные школы, объединенные интересом к определенной проблематике или являющиеся носителями особой парадигмы. Научное сообщество структурировано и «вертикально» – в нем можно выделить иерархию научных авторитетов, «центр» и «периферию». Для любой структурной единицы научного сообщества характерны свои особенности истолкования идеалов и норм познания. Каждый ученый одновременно является членом нескольких подсистем научного сообщества: в случае несовпадения их нормативно-ценностных структур он оказывается перед лицом весьма непростого выбора, зачастую драматичного и разрушительного для личности. Научный этос – это совокупность базовых идеалов, ценностей, обеспечивающих мотивацию деятельности, представления о ее целях, нормы взаимоотношений между субъектами деятельности, особый настрой личности. Очевидно, что в иерархии ценностей научного сообщества доминирует ориентация на истинность, новизну и доброкачественность научного результата (которые в свою очередь требуют точности измерений, надежности логического и математического аппарата обобщения, однозначности и строгости средств описания, научного языка). Вторым доминирующим идеалом является свобода исследования и равноправие всех членов научного сообщества. При этом более конкретные нормы деятельности ученых имеют принципиально противоречивый, «амбивалентный» характер. Как показал Р. Мертон (США), научное сообщество предъявляет ученому противоположные требования: скорейшая публикация результатов исследования и, одновременно, тщательная, скрупулезная их проверка; восприимчивость к новым идеям и избегание научной моды; широта знаний и самостоятельность мышления. Р. Мертон выделил 9 пар противоречащих друг другу требований, в рамках которых осуществляется выбор исследователя. Сам процесс выбора зависит от личной интерпретации ученым этих неписаных норм. На него накладывают отпечаток и особенности формирования (принадлежность к определенной эпохе, социаль-ной и научной общности, личная биография), и психологический склад личности данного индивида. В исследовательской деятельности происходит самореализация личности ученого. Научное сообщество, мотивируя и регламентируя этот процесс, не только влияет на ученого извне в виде контроля и санкций (например, изгнание плагиаторов и недобросовестных ученых), но и вплетается в ткань индивидуальной исследовательской работы. Механизмом такой детерминации личности научным сообществом является внутренний диалог исследователя, в котором он совмещает основные функции исследовательской деятельности (эрудиция – генерация идей – критика) и осуществляет личностный выбор в рамках научного этоса. В связи с развитием институализации науки, превращением научной деятельности впрофессиональную, возникновением формализованных научных коллективов, современной системы связей науки с производством, т.е. возникновением так называемой «большой науки», возникают новые коллизии и проблемы. Наибольшую остроту приобретает вопрос о социальной ответственности ученого, входящей в противоречие с традиционной для науки ориентацией на свободу исследовательской деятельности. Научный этос постепенно адаптируется к новым условиям существования и новым функциям науки. Отношения общества как совокупности социальных групп, общностей и институтов с институализированной наукой описываются через понятия «социальный заказ» и «социальный контроль». Социальный заказ – это некоторая более или менее созревшая общественная потребность, для удовлетворения которой нет соответствующей технической базы, но которая могла бы быть создана на основе научного изучения. Степень конкретности социального заказа, его сформулированности может быть различна: от объявления конкурса грантов на лучшее решение определенной задачи до неопределенного представления о том, что стоило бы найти новые источники энергии, повысить эффективность общественного производства и т. д. Аналогичным образом и социальный контроль, как регулирование и регламентация научной деятельности, может осуществляться в явной и осознанной форме, но чаще носит характер стихийной, неосознаваемой корреляции целей и нормативов научной деятельности с доминирующими в обществе ценностями, настроениями, модой и т. п. Неявные и не вполне определенные формы социального заказа и социального контроля зачастую оказываются более значимыми и более эффективными, нежели непосредственное стимулирование, ибо оставляют сравнительно большую свободу в выборе тематики исследования и альтернативных ориентаций в рамках научного этоса. В этой неявной детерминации науки важная роль принадлежит ее социокультурной среде. Социокультурная среда науки – это целостная система, отражающая уровень развития самой науки, степень зрелости данного общества, наконец, историю взаимоотношений науки с другими социальными институтами. Ее главными компонентами являются: 1. интеллектуальный уровень общества, наукоемкость всех сторон общественной жизни; 2. образ науки, складывающийся в общественном сознании и концентри-рующий социальные ожидания и претензии, отражающий престиж науки в данном обществе; 3. интересы ведущих социальных групп и приоритеты государственного управления; 4. организационные формы связи науки с экономикой, политикой, бытом; 5. систему общего и специального образования. Социокультурная среда придает определенную форму общественному интеллекту, обеспечивает воспроизводство научных кадров, формируя не только знания и навыки, но, прежде всего, мотивацию субъекта научной деятельности. Она влияет на целевые установки, нормы и идеалы научной деятельности, в том числе и критерии научности. Отношение науки и ее социокультурной среды носят характер диалога, в результате которого каждое общество получает такую науку, которой заслуживает. В Советском Союзе социокультурная среда науки носила весьма противоречивый характер, что отражало противоречивость общественного организма в целом. Довольно высокий уровень образования и престиж науки сочетались со слабой восприимчивостью экономики к инновациям и отсутствием серьезной заинтересованности властных структур в научном знании, широкая сеть научных учреждений и массовость научных кадров обесценивались неадекватными способами управления их деятельностью, формализмом в оценке научных результатов. Это создавало возможность имитации научной деятельности в многолетнем бесплодном функционировании ряда исследовательских структур. Современные экономические и социально-политические реформы разрушили этот тип социокультурной среды, одновременно сокрушая и здание коррелировавшей с ней отечественной науки. Складывание же нового типа отношений между обществом и наукой, степень благоприятности этой социокультурной среды для развития российской науки будут зависеть от той конкретной модели экономического и социально-политического развития России в целом, которая стихийно или сознательно будет реализовываться в нашей стране. Нужно иметь в виду, что современному этапу развития техногенной цивилизации присущи негативные тенденции и противоречия, характерные и для вполне благополучных в экономическом отношении стран. Парадоксальным образом сочетаются две противоположные тенденции: «онаучивание» всех сфер жизни общества, постоянное повышение роли науки, ее сращивание с производством и системой управления обществом сопровождается нарастанием отчуждения рядового обывателя от науки, недоверия к ее плодам и сомнений в ценности науки. В оценке современной науки имеются две позиции: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм считает науку высшей формой духовной деятельности человека, стержнем культуры, эталоном знания, способом решения всех социальных проблем. Сциентизм строит некий миф о науке, уходящий корнями в эпоху Просвещения с ее культом разума и верой в совпадение гуманизма и рациональности. Антисциентизм склонен винить науку во всех грехах современной цивилизации, в отрыве от действительных проблем, стоящих перед человеком. В наиболее последовательной форме антисциентизм отрицает всякую ценность науки для культуры человека, вболее «мягких» вариантах отрицается ее приоритетная роль по сравнению с религией, магией и др. видами вненаучного знания. Каковы основания роста антисциентистских настроений вобщественном сознании? Во-первых, развитие социальных функций науки приводит к тому, что наука перестает быть только средством решения проблем и достижения социально-значимых целей. Ученые привлекаются в качестве экспертов и консультантов к самому процессу формирования целей экономической и политической деятельности. Участвуя в формировании стратегии и тактики управления обществом, наука берет на себя известную долю ответственности за последствия управленческих решений. Во-вторых, вторгаясь в наиболее тонкие структуры мироздания (физика микромира, генетический код организма, нейрофизиологические процессы и т. п.), создавая технические средства эффективного манипулирования этими структурами, исследователь порождает новые, прежде неведомые опасности для человечества. В этой связи показательной является постановка вопроса о моратории на определенные направления исследования, зачастую исходящая от самих ученых. Неконтролируемость воздействия на предмет исследования, непредсказуемость его результата, имевшие прежде чисто гносеологическую значимость, на современном уровне экспериментальной научной деятельности могут стать не менее разрушительными, чем сознательная разработка новых видов оружия. В-третьих, реальные результаты науки оказались значительно скромнее возлагавшихся на нее надежд. Она не избавила человечество от голода, страданий, вражды, не превратила человека в существо автотрофное (выражение В. И. Вернадского), т. е. не зависящее в своем существовании от ресурсов биосферы, не сделала человека более гуманным, моральным и духовным. Сциентистские утопии, ведущие отсчет от «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона, и достигшие апогея в проекте «Общего дела» русского мыслителя Н. Ф. Федорова так и остались красивыми мечтами: научная рациональность не является синонимом добра. В-четвертых, как уже отмечалось, потребность в знании объективных законов не является единственной и даже главной компонентой в поиске человеком смысла своего существования, обретения опоры и надежды. В-пятых, усложнение предмета и средств исследования, высокая степень специализации в науке приводит к тому, что результат исследования является непонятным не только для рядового обывателя, но и для представителя другой научной дисциплины. Массовое сознание воспринимает этот результат лишь в популяризированной, а точнее, вульгаризированной и сенсационной форме. При этом стирается разница между возможным и действительным, гипотетическим и доказанным, содержанием факта и его популярной интерпретацией. Показательным для понимания современного состояния социокультурной среды науки является расцвет так называемой «паранауки» – областей знания, не укладывающихся в рамки научной рациональности. Паранаука является продуктом социокультурной среды науки, средством преодоления отчуждения обывателя от науки как таковой, показателем неудовлетворенности актуальным состоянием той области познания, около которой формируются паранаучные дисциплины: парапсихология, УФО-логия.
Проблемы философского исследования техники. Традиционно в философии понятие техники употребляется в двух оппозиционных смыслах: во-первых, как совокупность материальных средств деятельности, искусственно произведенных, – то есть артефактов. Во-вторых, в соответствии с буквальным исходным значением самого термина techne (искусство, мастерство, ремесло), – то есть как совокупность навыков, умения. Таким образом, в одном случае техника – это особая материально-предметная сфера орудий, инструментов; в другом – это метод деятельности, в том числе и метод использования орудия. Однако в данном случае мы имеем дело с оппозицией элементов одного и того же целого, ибо техника, даже если ее понимание ограничить вещно-материальной предметностью, в своем предельно широком общесоциологическом смысле будет означать особый способ существования общества в отличие от способов существования ассоциаций живых организмов в природе. Следовательно, техника не сводима ни к совокупности предметов, дополняемой знаниями их изготовления и умением использования, ни к совокупности навыков человека, предполагающих его орудийную оснащенность. Техника – это всеобщее средство и всеобщий способ жизни в окружающей среде, сущностная, родовая характеристика самого человека, состоящая в его способности преобразовывать природу и преодолевать налагаемые ею ограничения на количественный рост и улучшение качества жизни. При таком подходе под техникой понимается как способность человека к преобразующей деятельности, так одновременно и ее предметное воплощение – определенные материальные средства деятельности, представляющие собой овеществленную форму способа выживания. Неразрывное единство того и другого составляет всеобщее содержание понятия техники безотносительно к ее конкретно-историческим формам. До эпохи машин используемые человеком орудия дополняли человеческое тело: отдельный индивид действовал с помощью отдельных орудий и осуществлял законченные циклы операций, совершал целостную материально-предметную деятельность. Появление мануфактуры с ее разбивкой трудовой деятельности на частичные операции не меняло сути дела. Собственное предметное существование ручных орудий не было требующим учета фактором общественной жизни и окружающей природной среды. Машинная техника, оставаясь так же средством деятельности, обрела самостоятельность своего бытия и обусловила возникновение специальной деятельности по его поддержанию и вообще в связи с самим фактом существования техники. Кроме того, возможности человека в предметном воздействии на окружающую природную и социальную среду настолько увеличились, что превысили способность человеческого разума достаточно полно просчитывать результаты своей собственной деятельности. Иначе говоря, техника как бы отрывается от человека, выходит из-под его контроля и обретает самостоятельную жизнь. Она все больше объективирует материально-техническую деятельность человека, задавая ей определенную направленность при уменьшении предсказуемости последствий. Таким образом, если с помощью ручных орудий человек осуществлял непосредственную деятельность, будучи напрямую связанным с ее предметом, то с возникновением машинной техники его деятельность все более предметно опосредствуется и одновременно обобществляется. Субъектом деятельности становится общество в целом, а ее средством служит всеобщая материально-техническая система. Индивид уже не осуществляет деятельность как таковую, он только выполняет отдельные функции в рамках некой глобальной технологии, которую не может контролировать и направлять. Сущность техники не меняется по мере материально-технического развития – техника остается способом человеческого существования независимо от степени предметной опосредованности и обобществленности деятельности. Но в ходе материально-технического развития она все больше становится не только средством получения ресурсов жизни, но также и источником опасности для нее. Все это и послужило причиной мистификации техники, наделения ее некой самостоятельной демонической силой, враждебной человеку. Обострение технологической рефлексии человека привело к формированию философии техники как самостоятельного направления философского исследования. В истории философии техники четко прослеживаются два направления: одно занимается преимущественно самим предметным бытием техники, его всеобщими принципами и законами: а второе рассматривает главным образом вопросы общественного функционирования техники. Условно их можно обозначить как инженерную и гуманитарную философию техники, которые вполне определенно отличаются друг от друга. Основными представителями первой являются немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896) – создатель самого словосочетания «философия техники», русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1942), который ввел понятие философии техники в русскоязычный оборот, и немецкий философ Фридрих Дессауер (1881-1963). Классиками гуманитарной философии техники стали Карл Маркс (1818-1883), Карл Ясперс (1883-1969). Льюис Мэмфорд (1896). Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жак Эллюль (1912). За последние тридцать лет техника стала предметом систематического философского исследования, и сейчас философия техники представлена многими сотнями работ, все многообразие содержания которых сводится к определению всеобщих законов функционирования природных форм в технике и техники в природной среде, человека в системе техники и техники в системе общества, а в конечном счете – к вопросу о сущности техники, ее источнику и направленности развития.
Предельно общим содержанием техники, охватывающим ее функциони-рование и развитие во всех аспектах отношения к природе, является материальная предметность, которая выражает движение технических объектов в соответствии с законами природы, но не сводима к природности техники, потому что в своих конкретных формах образована трудом человека. В совокупности всех своих проявлений материальная предметность техники наиболее адекватно отражается понятием субстрата техники – материального носителя ее общественных свойств, связей и отношений. Следовательно, технические системы вне общественного функционирования остаются просто материальными предметами, совершенно не обнаруживающими своего собственно технического бытия. Технический прогресс состоит не в преодолении законов природы, а в продвижении от использования одних из этих законов к использованию других, в углублении и расширении сферы преобразования естественных процессов, накоплении разнообразия применяемых форм движущейся материи. Техника обладает системной целостностью на всех структурных уровнях: в границах отдельного технического устройства и в рамках конкретно-исторической глобальности она представляет собой некое целое, связанное субстратно и функционально. Системность техники, никогда не достигая своей завершенности, постоянно требует включения новых элементов и перестройки структуры, откуда следует, что роль материально-предметной сопряженности в техническом прогрессе не однозначна и противоречива. С одной стороны, изменение отдельных элементов тормозится инерцией сложившейся структуры всей системы техники, что замедляет темпы ее развития, поскольку внедрение нового элемента в общую систему требует ее перестройки, пропорциональной по масштабам объему связей этого элемента. Чем масштабнее и разветвленнее система техники, тем труднее отдельным открытиям и изобретениям форсировать ее развитие. Старое «укрепляет» свои позиции, являясь основой включения нового. Но, с другой стороны, чем более радикальным будет изменение какого-либо отдельного элемента, тем глубже и шире будут изменения во всей системе, а в конечном счете и эффективнее, потому что отпадает необходимость воспроизводить многие элементы, функции которых ограничивались поддержанием целостности эволюционирующей в границах одного и того же качества системы. Задача научно-технической политики в первую очередь в том и состоит, чтобы обеспечивать соответствующие прорывы, определять приоритеты материально-технического развития общества. Внедрение представляет собой процесс вписывания новой техники и технологии в существующую целостность и способно опережать материально-техническое развитие ровно настолько, насколько материально-техническая система уже подготовлена для перехода на следующую ступень своего развития. Следовательно, в нормально развивающейся системе каждое новое изделие должно быть изобретено и внедрено в свой срок. И в той мере, в какой перерывы постепенности, а проще говоря, – технические революции, – в тех или иных областях придают всей системе техники резкое ускорение, в той же мере отставание даже в отдельных областях материально-технического развития отбрасывает ее назад на больший срок, чем данное конкретное отставание. Противоречие между материально-техническим функционированием и развитием находит свое разрешение в процессе материально-технической реконструкции, сочетающей в себе внедрение новых элементов в систему материально-технических средств «на ходу», то есть при продолжении и нарастании скорости ее функционирования. В экономической сфере это называется единством экстенсивного и интенсивного развития производства. Сам характер их соединения обусловлен социальными основаниями хозяйственного механизма. То, что в нашей стране перешли к новым экономическим отношениям, означает, что реконструкция материально-технической системы будет регулироваться новыми методами на основе этих новых отношений. Но задача самой реконструкции остается на повестке дня, и откладывание решения ведет лишь к ее усложнению, как отсрочка платежей ведет к нарастанию процентов, а запущенная болезнь – к хроническому состоянию или гибели.
Сущность технического прогресса не понять без рассмотрения роли человека в системе техники, в которую он входит в качестве главного элемента, приводящего технику в движение. Техника сама по себе не обладает целостностью ни функционирования, ни развития, – носителем материально-технической целостности является человек, от которого исходит цель и управленческая функция, без чего целостность материально-технического развития просто неосуществима, она создается и поддерживается человеком. В частности, материально-техническая системность обеспечивается живым, предметно выраженным трудом, без которого функционирование системы техники невозможно, независимо от степени развития средств автоматики. Техника никогда не превратится в единую самодвижущуюся систему, в ней всегда остаются места стыковки, где не обойтись без человека как главного элемента системы техники, источника ее функционирования и развития. Главную закономерность технического прогресса составляет замещение техникой непосредственных технологических функций человека. Однако его вытеснение техническими средствами из процесса деятельности относительно, потому что развитие техники ведет не только к увеличению степени замещения человека, но и к расширению сферы его взаимодействия с техническими средствами и втягивания в общий процесс движения техники. Изменение роли человека в системе технических средств противоречиво, так как осуществляется в единстве этих противоположных тенденций. Технический прогресс изменяет содержание труда, сокращает или даже устраняет одни его конкретные формы и расширяет или вновь вводит другие, но не сокращает и тем более не устраняет труд как таковой. Применение техники сокращает количество живого труда в конкретном производстве, повышает его производительность, позволяет увеличить свободное время работников. Но все это за счет того, что возникает новое производство, промежуточное, не дающее конечного продукта, но ведущее к увеличению общего количества живого труда. Вообще, если довести до логического конца такую схему материально-технического развития, когда непрерывно возрастает производительность труда и увеличивается свободное время, то мы должны в конце концов получить парадоксальную модель самодвижущейся системы техники, самообеспечивающей себя материалами и энергией и обеспечивающей полное удовлетворение потребностей всех членов общества. Более того, сохранение субстратных функций человека в системе техники, независимо от уровня ее развития, означает сохранение именно физического труда, детерминация которого техническим прогрессом ограничивается изменением его содержания, но не изменением степени значимости в процессе труда вообще и по отношению к умственному, в частности. Противоположность физического и умственного труда определяется тем, что их историческое разделение существует в форме общественного разделения труда и социальной дифференциации, образующих в своем единстве устойчивую структуру общества. Различия физического и умственного труда по содержанию, характеру и условиям определяются конкретными историческими обстоятельствами и исторически относительны, поэтому не следует смешивать соотношение видов труда и соотношение их представителей, самих участников (субъектов) труда. Субстратное единство человека и техники конкретизируется в исторических формах структурно-материального единства системы «человек – техника» в виде их взаимного соответствия друг другу. Развитие этой системы характеризуется единством исчерпаемости и неисчерпаемости, которое относится главным образом к человеку, потому что развитие техники как процесс его замещения, компенсация субстратной ограниченности сдерживается этой самой ограниченностью. В каждой конкретной форме субстратного взаимодействия человека с техническими средствами он обладает исчерпаемым комплексом свойств, определенным потенциалом в физическом, психическом, интеллектуальном отношении. Исчерпаемость свойств человека одновременно относительна, и в общеисторическом плане можно говорить об их неисчерпаемости. С одной стороны, неисчерпаемость свойств человека выражается в более эффективном использовании уже имеющегося известного потенциала и обнаружении скрытых резервов, с другой – в формировании новых свойств на основе установления новых субстратных связей и отношений с техникой. Создавая новые технические средства, человек формирует свои новые функции и вырабатывает необходимые новые свойства; потребность в замещении этих новых функций обусловливает создание новых технических средств. Абсолютная исчерпаемость свойств человека сделала бы невозможным появление и развитие техники, но их абсолютная неисчерпаемость сделала бы ее просто ненужной. Только единство того и другого определяет безграничную поступательность технического прогресса. В ходе усложнения деятельности, когда ее предмет становится менее доступным для непосредственного восприятия человеком и само содержание деятельности включает все больше опасных для его здоровья и жизни элементов, возникают технические средства, главная функция которых состоит уже не в преобразующем воздействии на предмет, а в обеспечении необходимых условий для поддержания связи человека с предметом. На этой основе формируются относительно самостоятельные отрасли, определенным образом отличающиеся от собственно производительной техники. Во-первых, это технические средства для перевода содержания недоступных для непосредственного наблюдения, контроля и управления процессов на язык органов чувств человека. Сюда относятся главным образом контрольно-измерительные и другие приборы. Во-вторых, это технические средства, призванные обеспечить защиту людей от вредных воздействий со стороны самих технологических процессов или естественной окружающей среды функционирования системы «человек – техника». В комплексе они составляют технику безопасности, взятую в самом широком смысле и составляющую вещный элемент охраны труда. В-третьих, это технические средства защиты самой окружающей природной среды. Объективная противоречивость материально-технического развития общества, выражающаяся в единстве положительного и отрицательного содержания его результатов, благоприятности и неблагоприятности новых условий существования человека, находит свое разрешение в социальной дифференциации общества, когда положительное содержание материально-технического развития реализуется одной частью общества, а связанные с ним отрицательные издержки выпадают на долю другой части общества. Это является предметным выражением социальной дифференциации как движущей силы общественного развития, его общеисторической закономерностью.
Обусловленное производством взаимодействие общества и природы в концентрированном виде находит свое непосредственное выражение в развитии техники. И наоборот, все содержание технического прогресса в конечном счете основывается на овладении человеком элементами природной среды. В своем единстве развитие техники и преобразование природы складываются в общую линию материально-технического развития общества. Исчерпаемость субстрата техники на отдельных этапах ее развития обусловливает ограниченность освоения и преобразования окружающей природы. В свою очередь, исторически определенная природная среда налагает соответствующие ограничения на функционирование и развитие техники, т. е. сама является исчерпаемой основой технического прогресса. Эта исчерпаемость конкретной природной среды выражается в наличии конструкционных пределов функционирования технических средств, конечности ресурсов для воспроизводства субстрата техники и ограниченности величины возможного включения отходов человеческой деятельности. В целом субстрат техники соответствует субстрату исторически определенной природной среды. Человечество добивается все более полного использования ресурсов, имеющихся в природной среде, и постоянно оказывается перед необходимостью ее освоения на более глубоком уровне, с переходом на который открываются новые возможности в использовании природы. Следовательно, исчерпаемость природной среды является объективной предпосылкой возникновения общественной потребности, движущей силы развития производства. В процессе взаимодействия общества и природы всегда сохраняется тенденция к полному исчерпанию ресурсов природной среды, причем эта полнота исторически конкретна и определяется технологическими возможностями. Чем уже и ограниченнее сфера использования ресурсов, тем быстрее истощаются их естественные запасы. Собирательство, кочевое скотоводство, земледелие, – все эти формы жизнеобеспечения требовали освоения все новых и новых пространств. Улучшение культуры земледелия и развитие промышленности, с одной стороны, затормозили это движение вширь, интенсифицировали природопотребление. Но как более глубокое использование старого материала требует вовлечения новых материалов, так и переход к более углубленному природопотреблению требует одновременно его расширения, в том числе освоения нового пространства. Таким образом, исчерпаемость конкретно-исторической природной среды проявляется на входе и выходе материально-технической системы и обусловливает постоянную тенденцию к критической напряженности равновесия между обществом и природой: на входе – в виде истощения ресурсов, разрушающего системную целостность техники; на выходе в виде техногенного загрязнения, разрушающего системную целостность природной среды. Соответственно научное рассмотрение взаимодействия общества и природы должно исходить из противоречивого единства конечности и бесконечности природы по отношению к человеку, которую, следовательно, нельзя рассматривать как природу «вообще». Понятие природной среды должно использоваться в качестве конкретно-исторической категории, отражающей уровень материально-технического развития. В процессе материально-технической деятельности на каждом конкретном этапе общественного развития люди имеют дело с природой как конечным комплексом внешних материальных условий, существующих в готовом виде и данных человеку в качестве источника предметов труда и совокупности факторов, определяющих способ их использования, составляющих субстратную основу материально-технической базы общества. Неограниченность материально-технического развития общества вытекает из неисчерпаемости природы в такой же мере, в какой эта неисчерпаемость природы в качестве окружающей среды вытекает из неограниченности материально-технического развития. Бесконечность материальных факторов жизнедеятельности людей существует сама по себе лишь в возможности, а реализуется в общественной практике. Научно-технический прогресс обусловливает углубление и расширение сферы материального единства общества и природы. Его революционные стадии означают скачкообразный переход общества из пределов одного исчерпаемого комплекса природных условий в другой, более широкий, и каждому уровню материально-технического развития присущи специфические проблемы взаимодействия общества и природы. Современные представления об оптимальном природопользовании связываются прежде всего с комплексным использованием природных ресурсов. В самом общем виде это означает всестороннюю реализацию их полезных свойств, обеспечивающую высокую эффективность общественного производства. Полезность ресурсов и полнота ее реализации носят конкретно-исторический характер и обусловлены техническими, экономическими, экологическими и социальными факторами, каждый из которых является относительно самостоятельным регулятором процесса природопользования. В наиболее концентрированном виде современные тенденции комплексного использования природных ресурсов воплощены в поиске и разработке различных форм безотходного производства.
Общеизвестная формула жизни состоит в том, что численность живых организмов определяется массой пищевых ресурсов, имеющихся в среде их обитания, и не может превысить уровень равновесного состояния, являющийся абсолютным. Человек преодолел границы естественноприродного равновесия, получив на основе использования техники дополнительные средства жизни сверх данного самой природой и увеличив свою численность в той же самой среде обитания. Его жизнедеятельность осуществляется в рамках производственно-природного равновесия, переходящего с одного уровня на другой по мере расширения сферы материального единства общества и природы. Но на каждой очередной ступени этого динамичного равновесия, соответствующей историческому типу материально-технического развития, имеется абсолютный предел роста, не преодолев который, общество не только не поднимется на более высокий уровень, но не сможет удержаться и на существующем, поскольку потребляет ресурсы сверх суммы их фиксированных запасов и естественного воспроизводства. Если до сих пор линия развития общества целиком вписывалась в линию развития биосферы в ее прошлом и настоящем существовании и, благодаря этой предметной преемственности, была устойчивой, то теперь предметная преемственность развития общества сузилась до пока еще не ставшего существенно значимым перечня форм неорганической материи, с использованием которых можно было бы достаточно определенно связывать его дальнейшее существование вне зависимости от ограничений условиями Земли. Таким образом, линия материально-технического развития общества складывается в результате взаимодействия двух переменных: роста производства средств жизни и снижения ресурсного потенциала природной среды. При этом, чем больше истощается природная среда, тем больше дополнительного труда требуется даже для сохранения достигнутого уровня производства, а на определенном гипотетическом этапе, когда научно-технический прогресс уже не сможет обеспечить компенсирующий прирост новых ресурсов в среде, производство и вовсе перейдет в фазу абсолютной неэффективности. Модель предотвращения всеобщей экологической катастрофы обычно строится на введении двух главных ограничений: сокращение численности населения Земли (по некоторым расчетам до 1 млрд. человек) и прекращение роста материального потребления, переход к преимущественно духовному развитию человека, что в совокупности обеспечит решение проблем неравенства, эксплуатации, насилия и т. п. Данная модель представляет собой типичный образец технологической и социальной утопии, потому что не учитывает действие главного закона материально-технического развития. Этот закон выражает не соотнесенность абсолютных показателей материального производства и ресурсного потенциала природной среды, когда теоретически оказываются равновероятными модели предельного и беспредельного роста производства и потребления, а соотнесенность ресурсов, затрачиваемых на осуществление производства, и ресурсов, получаемых в его результате. В зависимости от ее оценки мы получаем ту или иную формулу производства, в соответствии с которой строится вся модель общества – определяемый уровнем знания тип материально-технического развития, обусловленная им система социальных отношений и отражающая ее сфера духовности. Следовательно, данная формула производства, выражая главное материальное отношение и будучи своеобразным ядром социальной кристаллизации, по сути своей является предельно свернутой техносоциальной формулой общества. Техника постоянно стремится к достижению предельного уровня производственно-природного равновесия, на котором она исчерпывает свою всеобщую функцию быть средством выживания человека. Вопрос о реальном достижении такого предела является предметом острых дискуссий в самых разных областях и получает альтернативные решения в виде технологического оптимизма и пессимизма, провозглашаемых различными технократическими концепциями, развиваемыми на общей методологической основе технологического детерминизма. Объективный закон существования людей в окружающей природной среде тот же, что и закон существования живых организмов в среде обитания, а именно: выживание. Никакого особого предназначения общества в природе нет, – это следует признать, если оставаться на естественнонаучных позициях. Человек и животное совершенно одинаковы по статусу потребителей ресурсов среды, и людей отличает лишь то, что, во-первых, их отношения строятся на основе производственно-природного равновесия, когда природная среда, благодаря труду, используется универсально и сфера материального единства общества и природы постоянно расширяется; во-вторых, столь же универсален и предмет их отношений, не ограничивающийся, как у животных, пищей и брачностью; а в-третьих, отношения между людьми осуществляются в виде осмысленных действий на основе нормативно-ценностной ориентации и с использованием технических средств воздействия. Разумеется, указанные различия являются качественными, но они касаются только способа освоения ресурсов природной среды и способа регулирования отношений по поводу их потребления, сам же закон отношения к среде и к себе подобным одинаков для всех живых существ, независимо от того, являются они разумными или нет. Определение этого закона и реконструкция механизма его действия могут рассматриваться как ключ к объяснению возникновения социальности, поскольку здесь находится та клеточка в отношениях самой природы, из которой образуются и развиваются дальше социальные отношения.
Кризисные черты развития современной цивилизации прослеживаются в остроте экологической и демографической проблем, нарастании региональных конфликтов, дефиците положительных идеалов в культуре. В какой мере они связаны с объективными закономерностями научно-технического прогресса – стремлением технических систем к завершенности, дискретно-ступенчатым характером поддержания производственно-природного равновесия, тенденцией к освоению наукой и техникой все более глубоких структурных уровней организации материального мира и т. д.? Глобализация технической системы, ее выход на предельный (планетарный) уровень целостности – важнейшая тенденция, вытекающая из объективных законов развития техники. Она реализуется в создании единой технологической цепи, охватывающей всю планету, и глобальной информационно-технической среды, основанной на современных системах связи. Потребление природных ресурсов, формы производственной деятельности и повседневно-бытовая жизнь людей во все большей мере определяются этой тенденцией. Различие уровней научно-технического развития отдельных стран и регионов превращается в различие их места в единой технологической цепи. Различие людей как цели и средства переносится на население отдельных стран и регионов: его численность, структура занятости, уровень жизни диктуются не столько внутренними потребностями данной общности, сколько ее местом в мировом разделении труда. В наиболее острой форме результаты этой тенденции переживает современная Россия. Выход ее экономики на мировой рынок и непосредственное включение в сложившуюся глобальную технологическую цепь закономерно привели к свертыванию большей части ее промышленности как излишнего звена этой цепи. Тем самым «излишней» оказалась и значительная часть населения страны. В целом глобализация технической системы создает качественно новый уровень взаимосвязи и взаимозависимости человечества, формирует единое социальное пространство и социальное время. Наталкиваясь на константы, определяющие целостность отдельных общностей, этот процесс разрушает те традиционные для конкретных стран системы ц
|