Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия коммуникативного успеха





Термин Сущность понятия Комментарий
Восприятие речи Прием речевого сигнала с помощью органов чувств (слуха и/или зрения) Адресат воспринимает звуковую оболочку слов, интонационный рисунок предложения. В письменной речи – различает буквенную оболочку слов и знаки препинания («понимает» почерк пишущего )
Понимание речи Расшифровка смысла слов, выражений и текста в целом Адресату понятны лексические значения употребляемых слов и выражений, а также информативное содержание текста
Интерпрета-ция речи Соотнесение услышанного или прочитанного со своим опытом, фоновыми знаниями и выработка по этому поводу собственной точки зрения Адресат «расшифровывает» коммуникативное намерение субъекта речи; в его сознании происходит систематизация информации (её иерархизация). Полученное сообщение увеличивает объём его фоновых знаний

 

С другой стороны, успешность (или эффективность) общения оценивается и по тому, удалось ли достичь поставленных целей обоим партнерам. Ведь цель есть не только у субъекта речи, но и у её адресата, а может случиться (и довольно часто случается) так, что своей цели достигнет только одна сторона.

Скажем, рекламодатель добился своей цели: какая-то доля телезрителей запомнила название рекламируемого на телеканале товара. Однако у большей части зрителей реклама вызвала раздражение, неприятие, так как они хотели получить удовольствие от любимого фильма, а их коммуникативными намерениями в данном случае пренебрегли.

Такое общение далеко от гармонии. И.А.Стернин[1], например, справедливо утверждает, что эффективным можно считать только такое речевое взаимодействие, «которое позволяет говорящему достичь своей цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие)». Этот баланс отношений можно по-другому назвать гармоничными отношениями. И в этом мы находим ещё одно подтверждение тому, что коммуникативные и этические требования должны реализоваться в единстве.

Очевидно, что коммуникативные и этические нормы становятся особенно заметными при их несоблюдении. Степень нарушения этих норм могут существенно различаться: от незначительных промахов до нарушения основных принципов общения. Ситуация, когда коммуникативный акт не достигает своей цели, называетсякоммуникативной неудачей. Причины неудач разнообразны. Вот далеко не полный их перечень:



· нарушение главных коммуникативных и этических принципов;

· различия в национально-культурных традициях;

· расхождения в фоновых знаниях, в том числе в словарном запасе общающихся;

· помехи в канале связи (шумы, технические неполадки, плохая дикция, дефекты органов слуха или зрения) и др.

Подобные несоответствия сигнализируют о возникновении речевыхи коммуникативных барьеров в общении.

 

► Приведите примеры коммуникативных ситуаций из жизни или литературы, когда выбор средств и способов речевого взаимодействия не соответствует условиям и целям общения. Какова результативность такого взаимодействия?

 






Date: 2015-09-17; view: 98; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию