Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Введение. Уровни познания





Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой в процессе эволюции возникают все новые уровни организации. Наука представляет собой дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли (научные дисциплины: математика, физика, химия, технические, социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой. Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. Двадцатому веку последовательно присваивали три наименования – атомный, космический и век биологии, т. к. именно эти направления получили наиболее бурное развитие. Хотя вы знаете, что биология возникла давно и прошла различные этапы своего развития (от описательного до экспериментального).

Система научных знаний каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно выделить следующие формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д. ПРИМЕРЫ.

Принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования можно провести различия двух уровней познания – эмпирического и теоретического. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания. Достаточно четкая фиксация этих уровней была осуществлена в 30-х годах прошлого столетия.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического познания включают в себя приборы, установки и другие реальные средства. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. Объект изучается только опосредованно, в мысленном эксперименте.

Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В теоретическом познании отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирического описания. В качестве основы языка теоретического исследования выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструкциями. Их примерами могут служить материальная точка, абсолютно черное тело, идеализированная популяция в биологии (бесконечная популяция, где все особи скрещиваются равномерно).

Эмпирический и теоретический уровни познания различаются и по методам исследовательской деятельности. Теоретический - это особые методы: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, восхождение от абстрактного к конкретному, методы логического и исторического исследования и др. На теоретическом происходит выделение связей в чистом виде. Теоретический закон – это всегда знание достоверное!

А эмпирический путь познания фиксирует зависимости, которые носят вероятностный характер.

На эмпирическом - в качестве основных методов применяются реальный эксперимент. В свою очередь эмпирический уровень познания можно подразделить на наблюдения и эксперимент. Наблюдения могут быть случайными и систематическими. Иногда и случайные наблюдения приводят к величайшим открытиям. Ньютон – яблоко. Беккерель – естественное испускание ураном ионизирующих излучений. Но как говорил Луи Пастер: «случай помогает лишь умам, подготовленным к открытию». Дж Лагранж: «… на случай при великих открытиях наталкиваются только те, кто его заслужил». Случайные наблюдения чаще всего становятся импульсом для систематических наблюдений и новых разработок, для определения условий его воспроизводства.

В системе научного эксперимента реальное взаимодействие природы может быть представлено как набор различного вида «практических структур», число которых в принципе может быть неограниченно. В системе научного эксперимента каждая из таких структур выделяется благодаря фиксации по строго определенным свойствам. Эта фиксация не означает, что у объекта исследования исчезли все другие свойства, кроме интересующих исследователя. ПРИМЕР: Воздействие ИИ на кроветворение. Только кровь. +Костный мозг. + Лимфоидные органы. Не учитываем состояние других систем. Но в силу того, что страдает весь организм, влияние есть. Но оно как бы присутствует во всех экспериментах.

Научные наблюдения отличаются от бытовых целенаправленностью и осуществляются чаще всего систематически. Научное наблюдение носит деятельный характер, который обеспечивает непосредственный контакт субъекта с исследуемым процессом. Это не просто пассивное созерцание, а особая предварительно организованная работа. В протоколе наблюдения указывается, кто наблюдал. Время наблюдения, описываются приборы и описываются наблюдаемые явления: NN наблюдал в телескоп на участке неба с координатами Х, у яркое световое пятно. Подробная информация! Социологический опрос – анкета.

 

Date: 2015-09-17; view: 161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию