Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XX





1 О Кампанелле см. L. Amabile, Fra Tommaso Campanella, la sua congiura, i suoi processi, Napoli, 1882, и того же автора: Fra Tommaso Campanella ne' Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi, Napoli, 1887; L. Blanchet, Campanella, Paris, 1920; Paolo Treves, La filosofia politica di Tommaso Campanella, Bari, 1930; A. Corsano, Tommaso Campanella, second edition, Bari, 1961.

Незаменимый путеводитель по «темным местам» труда Кампанеллы — L. Firpo, Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940.

2 Blanchet, op. cit., p. 37.

3 См. выше, с. 305—306.

4 Amabile, Congiura, I, pp. 63 ff.; Blanchet, op. cil., pp. 24—27.

5 Blanchet, op. cit., pp. 25-29.

6 Ibid., p. 29.

7 Ibid., p. 32.

8 Ibid., pp. 33-41.


9 Документы о калабрийском восстании были опубликованы Амабиле в третьем томе Congiura.

10 См., например, Campanella, Lettere, ed. V. Spampanato, Bari, 1927, pp. 23, 219.

11 Amabile, Congiura, III, p. 490.

12 То, что доминиканская составляющая этого восстания была весьма значительна, ясно по документам, изданным Амабиле, однако более поздние авторы ни разу не обращали на это внимания.

13 Amabile, Congiura, I, pp. 25—28.

14 См. выше, с. 303-304.

15 Firpo, «Processo e morte di F. Pucci», p. 23.

16 Amabile, Congiura, I, pp. 220 ff.; Blanchet, op. cit., pp. 66 ff.

17 Campanella, Città del Sole, ed. E. Solmi, Modena, 1904. Ссылки относятся к этому изданию.

18 Città del Sole, ed. ей., pp. 3-5.

19 См. выше, с. 54.

20 См. выше, с. 55.

21 Эта точка зрения на источник Города Солнца не противоречит предположению, сделанному Паоло Тревесом, указавшим в качестве источника книгу пророка Исайи, XIX, 18: «In die ilia erunt quinque civitates in terra Aegyptii, loquentes lingua Chanaan, et jurantes per Dominum exercituum; Civitas Solis vocabitur una» («В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца») (Paolo Treves, «The Title of Campanela's City of the Sun», J. W.C.I., III, 1939-1940, p. 251). Город Солнца (Civitas Solis), о котором говорит еврейский пророк, находится в Египте.

22 Campanella, Città del Sole, ed. cit., р. 11.

23 Ibid., p. 43.

24 Ibid.,р.38.

25 См. выше, с. 210.

26 Campanella, Theologia libro primo, ed. R. Ameno, Milano, 1936; другие тома были изданы Америо в Риме в Centro internazionale di studi umanistici.

27 Walker, pp. 203-236.

28 Campanella, Univesalis philosophiae seu metaphysicarum rerum, iuxta propria dogmata, Libri 18, Paris, 1638. О судьбе этого труда, первую версию кото-


poro Кампанелла написал, возможно, около 1590 г., см. Firpo, Bibliografia di Campanella, pp. 119-122.

29 Campanella, Metaphysica, Pars III, XV, vii (2), pp. 179-183; ср. Walker, pp. 210-211.

30 Campanella, Metaphysica, III, XV, iii (1), pp. 167-170.

31 Ibid., p. 169.

32 Ibid., p. 179, cp. Walker, pp. 211-212.

33 Campanella, Astrologicorum Libri VI. In quibus Astrologia, omni superstitione Arabum, & Iudaeorum eliminata, physiologice tractatur, secundum S. Scripturas, & doctrinam S. Thomae, & Alberti, Lyons, 1629, Lib. VII, De siderali Fato vitando, IV, I, pp. 11-13; ср. Walker, pp. 206-210.

34 Quétif & Echard, Scriptores Ordinis Praedicatorum, Paris, 1721, II, p. 508; cp. Walker, p. 223.

36 Эти отступления парижского издания от оригинальной версии перечислены в Città del Sole, ed. cit., примечания к pp. 7, 38, 44—45; ср. Walker, p. 209.

37 Campanella, Metaphysica, III, XV, ii (1 и 2); ср. Walker, pp. 224-229.

38 Campanella, Città del Sole, ed. cit., pp. 34-35.

39 Campanella, Magia e Grazia, ed. R. Ameno, Roma, 1957, p. 45. Ср. также в одном из писем Кампанеллы осуждение приверженности Пико кабале (Campanella, Lettere, ed. Spampanato, p. 134).

40 Walker, p. 218.

41 Правда, название Магия и благодать (Magia e Grazia) дал этому тому Теологии издатель.

42 Campanella, De Sancia Monotriade (Theologia, Liber П), ed. R. Amerio, Roma, 1958, p. 14.

43 «Trismegistus autem non loquitur de mundo, sed de Deo trino mundi creatore: nam Verbo suo omnia creasse docet et clamasse Germinate et pullulate omnia opera mea, sicuti Moyses dixi Crescite et multiplkamini. Item docet quod Deus Verbo genuit tertiam mententi, quae Deus est et Spiritus et Numen, et semper in divinis ista considerat» [«Ведь Трисмегист говорил не о мире, а о триедином Боге, творце мира: он учит, что Бог своим Словом сотворил все сущее и воскликнул: Множьтесь и давайте новую поросль, все мои творения, как Моисей сказал: Плодитесь и размножайтесь. Еще он учит, что Бог своим Словом породил третий разум, который есть Бог, Дух и Воля, и неизменно почитает все это делом божественным»]. Campanella, op. cit., loc. cit.

44 «Ex templo Deus uerbo sancto clamauit pullulate, adolescite, propagate universi germina, atque opera mea» [«Сразу Бог изрек священное слово:


давайте новую поросль, возрастайте, распространяйтесь, побеги мироздания и мои творения»]. Ficino, p. 1838.

45 Ficino, p. 1839. См. выше, с. 28-29.

46 «...Thomas, cum non vident Platonicos, neque Trismegistus suo tempore nondum redditos latinos, ut patet ex sua confessione super Ethicam Aristot., et ex historiis, nihil mirum si glossas dat textui non convenientes» [«Поскольку Фома не читал ни платоников, ни Трисмегиста, которые в его время еще не были переведены на латынь, как явствует из его собственного признания в работе 0б этике Аристотеля, а также из истории, — нет ничего удивительного в том, что его комментарии не подходят к тексту»]. Campanella, De Sancta Monotriade, p. 12.

47 Walker, pp. 43, 214-215, 218-219,222-223. Защита талисманов встречается в издании: Thomas Aquinas, Opera omnia, Roma, 1570, XI, Pars Altera, folios 241 r.—242 r., comment. Tommaso de Vio, Cardinal Caietano.

48 Walker, p. 214.

49 Blanchet, Campanella, pp. 138 ff., 201 ff.

50 Campanella, Theologia, Libro Primo, ed. Ameno, 1936, p. 189.

51 См. выше, с. 217-219.

52 Campanella, Del senso delle cose e della magia, ed. A. Bruers, Bari, 1925, p. 223.

Оригинальная версия этого труда была написана на латыни приблизительно в 1590—1592 гг., но рукопись была выкрадена у Кампанеллы некими монахами, когда он был в Болонье в 1592 г., направляясь в Падую. Рукопись была использована против него в деле о ереси, когда его забрали для дознания из Падуи в Рим. Эту рукопись тщетно искали в архивах папской канцелярии. Кампанелла вновь написал эту книгу уже на итальянском языке — возможно, в 1604 г., находясь в неаполитанской тюрьме. Позже он вновь написал ее на латыни, и эту латинскую версию Адами увез в Германию и издал во Франкфурте в 1620 г.; она была переиздана в Париже в 1637 г. Таким образом, итальянская версия, которую мы здесь цитируем, — вероятно, самая близкая к исходной мысли Кампанеллы, хотя и не такая близкая, как утраченная латинская версия, конфискованная эмиссарами Ватикана. Ср. предисловие Бруэрса к его изданию итальянской версии, а также Firpo, Bibliografia di Campanella, pp. 67—72.

53 Op. cit., ed. cit., p. 224.

54 Ibid., p. 119.

55 Ibid., p. 138. Однако этот пассаж внушает некоторые сомнения.

56 Walker, pp. 228-229.

57 Campanella, Quod reminiscentur..., ed. R. Amerio, Padova, 1939, pp. 23 ff.; cp. Blanchet, op. cit., pp. 90 ff.; Walker, p. 213.


58 Campanella, Apologia pro Galileo, Frankfurt, 1622, p. 9.

59 Campanella, Lettere, ed. Spampanato, p. 241. Все письма Кампанеллы Галилею очень напоминают сочинения Бруно, особенно Cena de le ceneri, см. Lettere, ed. cit., pp. 163 ff.; 176 ff.; 240 ff.

60 Campanella, Lettere, ed. cit., p. 177; письмо Галилею 1614 г.

61 Хотя Агриппа, говорит Кампанелла, отвергал магию, которая отдавала человека дьяволу, он сохранил магию, при помощи которой человек подчинял дьявола и заставлял исполнять его волю. Campanella, Magia e Grazia, ed. cit., p. 206.

62 Ibid., p. 202.

63 См. Walker, pp. 178-185.

64 См. Blanchet, op. cit., pp. 44 ff.; 59 ff., etc.

65 Я проанализировала мистический империализм Кампанеллы в его отношении к французской монархии в статье «Considérations de Bruno et de Campanella sur la monarchie française», L'Art et la Pensée de Léonard de Vinci, Communications du Congrès International du Val de Loire, 1952, Paris-Alger, 1953-1954, pp. 409 ff.

66 См. Campanella, Articuli profetales, опубликовано в Amabile, Congiura, III, pp. 489-498.

67 См. E. Kantorowicz, Frederick II, пер. E. Lorimer, London, 1931, pp. 234 ff.

68 Blanchet, op. cit., pp. 52—53. Это посвящение встречается в одной из рукописей труда. Оно было опубликовано: J. Kvacala, Thomas Campanella, ein Reformer der ausgehenden Renaissance, Berlin, 1909, p. 152. О замысловатой судьбе сочинения Quod Reminiscentur, о том, как разрешение на его издание было уже практически дано Беллармином, а затем отменено, см. Firpo, Bibliografia di Campanella, pp. 153—157. Первый том сочиненияя вышел в свет в 1939 г. в издании Р. Америо.

69 Campanella, Lettere, ed. cit., pp. 328, 330.

70 Blanchet, op. cit., pp. 56—57. Трактат Atheismus Triumphatus был издан в Риме в 1631 г., но изъят из обращения по распоряжению церковной цензуры. Он был повторно издан в Париже в 1636 г. См. Firpo, Bibliografia di Campanella, pp. 101—103.

71 Walker, p. 205. Blanchet, op. cit., pp. 56-57.

В письме к папе Урбану VIII, датированном 1628 г., Кампанелла описывает снижение Солнца, говоря, что теперь оно находится гораздо ниже, чем во времена Птолемея, а также говорит о других знамениях (Lettere, ed. cit., pp. 218—225), почти дословно повторяя те утверждения, которые он делал во время калабрийского восстания (Amabile, Congiura, III, pp. 480, 495, etc.). Ср. также Lettere, pp. 23, 65 и эклогу на рождение дофина (см. ниже, р. 390).


Снижение Солнца и связанные с ним знамения упоминаются и у Спенсера: Spenser, Faerie Queene, V, Introduction, 5—8.

72 Blanchet, op. cit., p. 57.

73 Firpo, Ricerche Campanelliane, Firenze, 1947, pp. 157 ff., и Bibliografia di Campanella, pp. 98-100; Walker, p. 208.

74 Campanella, Opiscoli mediti, ed. L. Firpo, Firenze, 1951, pp. 57 ff. (Documenta ad Gallorum nationem).

75 Это посвящение опубликовано в Lettere, ed. cit., pp. 372—374.

76 Ibid., pp. 309, 403, etc.

77 Blanchet, op. cit., p. 62.

78 См. предисловие Америо к его изданию Theologia, Lib. I, p. xviii; Firpo, Bibliografia di Campanella, p. 161.

79 «Пропоет Петух; Петр невольно преобразится; Петр запоет; Петух будет летать над всем миром, но отдаст его во власть Петра и впряжется в его упряжь. Труд станет удовольствием, и каждый с радостью возьмет на себя свою долю общего труда, ибо все признают единого Отца и Бога....Все короли и народы сойдутся в городе, который назовут «Гелиака», построенном этим благородным героем. В центре его будет построен храм, представляющий собой земную копию небес; управлять им будет верховный священник и сенаты монархов, у изножия Христа поместят скипетры королей». Из Ecloga Christianissima Regi et Reginae in portentosam Delphini.. Nalivitatem, Paris, 1639. Эклога снабжена примечаниями самого Кампанеллы. Лучшее современное издание — в Campanella, Tutte le opere, ed. L. Firpo (Classici Mondadori), 1954, Vol. I, pp. 281 ff.; приведенная выше цитата — pp. 308, 310 этого издания. Эклога начинается с упоминания о знамениях, снижении Солнца, Копернике и т.д., часто повторяются текстуально обороты, употреблявшиеся во время калабрийского восстания; поскольку в примечаниях Кампанеллы указаны источники, это произведение — одно из ключевых для понимания его эсхатологии.

80 Quetif and Echard, Scriptores Ordinis Praedicatorum, Paris, 1721, II, p. 508; cp. Blanchet, op. cit., p. 65; Walker, p. 210.

81 См. выше, с. 257-258.

82 «Queen Elizabeth as Astraea» J. W.C.I.,X (1947), pp. 27 ff. По поводу проекции имперского мистицизма на национальные монархии см. также мою статью «Charles Quint et l'idée d'empire» в Fêles et Cérémonies au temps de Charles Quint, Centre National de la Rechreche Scientifique, Paris, 1960, pp. 57 ff.

83 См. выше, р. 58.

84 Влияние Бруно на эту «маску» общепризнано. См. Thomas Carew, Poems, with his Masque CoelumBritannicum, ed. R. Dunlap, Oxford, 1949, pp. 275-276.


85 Ibid., p. 158.

86 Ibid., pp. 182-183.

87 См. выше, с. 245.

88 См. Firpo, Bibliografia di Campanella, pp. 43 ff. Лучшее издание — в Campanella, Tutte le opere, ed. Firpo, I, 1954.

89 Tutte le opere,ed. cit., p. 9.

89 Campanella, Epilogo Magno, ed. С Ottaviano, Roma, 1939, pp. 181-182.

91 В списке задач, поставленных перед собой Кампанелой, когда он был в неаполитанской тюрьме, есть слова о том, что он может «создать Город таким удивительным образом, что лишь взглянув на него можно будет овладеть всеми науками», и что он может обучать «локальной памяти», трактуя мир как книгу. См. Lettere, ed. cil., pp. 27, 28, 160, 194 и другие версии перечней удивительных дел, которые Кампанелла обещал выполнить, опубликованные Л. Фирпо в Rivista di Filosofia, 1947, pp. 213—229.

92 Цитируется по английскому изданию Campanella, Monarchia di Spagna, trans. E. Chilmead, Discourse touching the Spanish Monarchy, London, 1654, p. 48.

93 Мерсенн, письмо Пейреску от 1635 г., цит. по R. Lenoble, Mersenne et la naissance du mécanisme, Paris, 1943, p. 41.

94 Письма Декарта Гюйгенсу и Мерсенну, 1638; цит. ibid., р. 43.

95 Цитируется в английском переводе Дж.А. Саймондса по изданию: Sonneis of Michael Angelo Buonarotti and Tommaso Campanella, London, 1878, p. 123. Итальянский оригинал см. в издании: Campanella, Tutte le opere, ed. Firpo, I, p. 18.

Date: 2015-09-17; view: 222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию