Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 33





Просматривая текст с максимально возможной скоростью (но не быстро), раздельно, подчеркните все отдельно стоящие значимые слова и словосочетания (не служебные), все мысли, все числовые факты и все графические символы и знаки, использованные в тексте для раскрытия содержания. Закончив подчеркивание, оцените значимость каждой подчеркнутой информационной единицы для понимания текста. Для этого попробуйте выбросить информационную единицу из текста или замените ее на информационную единицу с противоположным значением или смыслом и оцените, не изменился ли смысл данной части текста (а возможно, и смысл всего текста). Если смысл после этого пункта не изменится, то даная информационная единица является незначимой. Вам показалось, что изменения произошли, скорее всего, вы ошиблись и эта информационная единица является значимой.

Если после этого у вас останутся сомнения, то попробуйте заменить информационную единицу на другую, с тем же (или с приблизительно тем же) значением или смыслом. Изменение смысла данной части текста (или смысла всего текста) после подобной замены будет говорить о том, что скорее всего данная информационная единица не является значимой.

Обычно читатель воспринимает и запоминает текст в его непрерывном и последовательном изложении, читая все, что предлагает ему автор, с одинаковым вниманием и одинаковой скоростью. В общем ряду оказываются и главные мысли автора, и второстепенные мысли, и та несущественная информация, которая является как бы связующим звеном в цепи последовательного изложения между разными единицами существенной информации.

При таком восприятии текста внимание рассредоточивается, механизм памяти работает избирательно, выхватывая из текста для запоминания не всегда существенное, главное. Текст запоминается хуже, слабее осмысливается.

Такой способ чтения малоэффективен, потому что нельзя, да и не нужно запоминать все и существенное (главное и второстепенное), и несущественное (хотя и на первый взгляд показавшееся существенным).

Гораздо продуктивнее запоминать отдельные, но существенные с точки зрения автора факты и мысли, а затем связывать их друг с другом и/или с уже имеющимися в памяти по данной тематике фактами и мыслями. Этот способ чтения не только позволяет лучше усваивать тексты, но и активизируется мыслительный процесс.

Если научиться группировать информацию, выделять в ней главное, не упуская при этом существенные второстепенные детали, эффективность чтения заметно повысится.

 

Следует заменить, что в выделении существенной информации, которую составляют главная и второстепенная мысли, много субъективного. Действительно, то, что важно для одного человека, может быть несущественным для другого. При чтении текста и вычленении в нем главных и второстепенных мыслей важно понять ПОЗИЦИЮ АВТОРА, осмыслить, что для него наиболее важно в данном тексте, что он хотел сказать. Осмысление авторской позиции поможет объективно проанализировать весь текст.

И если ваша точка зрения будет отличаться от авторской, что будет выяснено в процессе чтения, то во внутренней полемике с автором вы усвоите текст гораздо лучше.

Если же ваша точка зрения совпадает с авторской то текст тоже будет воспринят активно, так как вы будете вполне удовлетворены, найдя в авторе своего единомышленника.

При этом в процессе чтения будет происходить как бы внутренний диалог читателя с автором, обсуждение наиболее важного в каждом абзаце, главе, части текста, т.е. будет проходить полноценный активный анализ текста, внимание будет предельно сконцентрировано не нем, а это послужит гарантией того, что содержание текста хорошо запомниться. Материал будет усвоен наиболее полно и эффективно. Кроме того, на такое чтение-анализ потребуется гораздо меньше усилий и времени, т.е. текста будет усваиваться РАЦИОНАЛЬНО.

Выявить основные мысли автора и выработать критическое осмысление поможет СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Скоро он станет для вас привычным, и выработается автоматизм в его применении, что поможет вам стать квалифицированным читателем. Для этого нужно научиться не сосредотачивать внимание не несущественной информации.

1. Выделять существенное в каждом абзаце:

- главную мысль;

- второстепенные мысли;

2. Связывать новую информацию с имеющимися знаниями на эту же тему;

3. Выстраивать систему логических связей между существенными мыслями текста.

Нередко, прочитав одну и ту же статью, главу, раздел в книге, два читателя по-разному воспринимают ее содержание. Один может подробно и последовательно пересказать содержание, другой же подробно перескажет лишь некоторые узловые моменты, совокупность которых представит содержание произведения во всей полноте, акцентирует в них главное, с его точки зрения. Очевидно, что первый читатель более глубоко усвоил текст, творчески его переработал и интерпретировал, потому что он проанализировал структуру произведения.


Поиск существенной информации в тексте и игнорирование несущественное, а также выделение в существенной информации главной мысли и второстепенных мыслей графически можно представить таким образом (здесь представлены два абзаца текста).

 

К НЕСУЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ относятся вводные слова, связующие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация:

 

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ МЫСЛИ показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно:

 

 

ОСНОВНАЯ, ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ – наиболее важная информация из всех существенных в абзаце:

 

 

Каждый абзац и каждую часть текста (параграф, главу, раздел) нужно тоже рассматривать, размышляя о главной и второстепенных мыслях, указывая их одну с другой и с уже имеющимися сведениями на эту тему.

Работу по вычленению главной и второстепенной мыслей и оттеснению несущественной информации нужно проводить постоянно, научиться делать это автоматически, подсознательно, быстро и качественно. Нужно выработать в себе психическую установку на непременное отделение главного от второстепенного при чтении текста. В этом случае текст будет восприниматься и перерабатываться РАЦИОНАЛЬНО.

 







Date: 2015-09-17; view: 274; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию