Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии





Организация работы по музыкальному воспитанию в специ­альном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, за­держкой психического развития имеет особенности. Они просле­живаются и во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспита­теля), в обязательном планировании коррекционной работы только после диагностического обследования детей, в создании заведую­щей и старшим педагогом детского учреждения необходимых ус­ловий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-направленного процесса музыкального воспитания.

Непосредственное руководство музыкальным воспитанием в специальном детском саду осуществляется музыкальным руково­дителем. Проведение с детьми с проблемами коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию требует тесно­го сотрудничества музыкального руководителя с дефектологом, психологом и воспитателем группы. Это взаимодействие по-раз­ному выражается на различных этапах работы по музыкальному воспитанию.

На первом этапе пребывания ребенка в коррекционном детском саду обязательно проводится его диагностическое обсле­дование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него от­клонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолог, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты ди­агностического обследования познавательной, эмоционально-во­левой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель про­водит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной дея­тельности, только после этого он определяет возможности и пер­спективу развития ребенка средствами музыкальной деятельнос­ти, намечает пути и содержание коррекционного воздействия сред­ствами музыки.

На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном пла­нировании коррекционно-развивающей работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществ­ляется посредством общения ребенка с музыкой, включения его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру име­ющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная ра­бота на этом этапе может проходить в форме консультаций спе­циалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, на­блюдений за детьми на занятиях и в свободное время дня и т. д.

На третьем этапе проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, ко­торая определяется соответствующими квалификационными ха­рактеристиками: музыкальный руководитель проводит занятия, музыкально-игровую, театрализованную и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и кор­рекционные задачи средствами музыки, организует учебно-мето­дическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; вос­питатель организует микрохудожественную среду в группе, созда­ет игровые зоны для музыкальной и театрализованной деятельно­сти, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, вклю­чает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности.

Организация коррекционной работы по музыкальному воспи­танию невозможна без общего руководства заведующей и старше­го воспитателя или дефектолога в детском саду. Оно проявляется в двух направлениях.

Первое направление можно определить как организа­ционно-содержательное. В рамках этого направления заведующей и старшим педагогом планируется вся работа дошкольного уч­реждения с включением раздела «Музыкальное воспитание» в систему помощи детям, контролируется выполнение требований, определенных Программой воспитания и обучения в детском саду. В процессе проведения работы оказывается помощь в организа­ции семинаров, практикумов для воспитателей по музыкальному развитию детей. Совместно с музыкальным руководителем, пси­хологом и воспитателями администрацией прорабатывается тема­тика педсоветов, теоретических семинаров и практикумов, на которых расширяются знания педагогов по воздействию музыкаль­ного искусства, а также совершенствуются их практические на­выки в организации с детьми разных видов музыкальной деятель­ности (игр с пением, театрализованных, музыкально-дидактичес­ких игр). Во взаимодействии с музыкальным руководителем адми­нистрация ведет работу с родителями по включению их в совмест­ную коррекционную музыкальную деятельность с ребенком. Фор­мами такого сотрудничества могут быть родительские собрания, групповые консультации, тематические выставки, открытые за­нятия, праздники.

Второе направление работы администрации имеет орга­низационно-техническую ориентацию. В рамках данного направле­ния создаются необходимые условия для успешного осуществле­ния коррекционно-направленной работы по музыкальному вос­питанию, для оснащения педагогического процесса необходимым оборудованием: музыкальными инструментами (пианино, роялем), техническими средствами (музыкальным центром, магнитофоном, аудио- и видеокассетами); музыкально-дидактическими пособия­ми, методической и научно-педагогической литературой, игруш­ками; красивой мебелью.

Важное место в организации работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения. Создание атмосферы радости в музыкальной деятельности обеспечивается многими факторами, в том числе и оформлением зала. Для этого используются ковровое покрытие на полу, картины или эстам­пы, украшающие стены, зеркало вдоль одной из стен. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены зала и рас­положению музыкального инструмента (рояля, пианино). Для него выбирается такое место, где дети могли бы свободно располагать­ся справа от музыкального руководителя, у верхнего регистра кла­виатуры, чтобы педагог во время движений мог видеть из-за ин­струмента всех детей. Оборудование зала в специальном до­школьном учреждении должно учитывать специфические особен­ности имеющихся у детей нарушений.

Так, зал в детском саду для детей с нарушением слуха должен быть оснащен индукционной установкой, создающей электромаг­нитное поле, в пространстве которого дети со слуховыми аппара­тами могут проявлять себя в музыкальной деятельности. Такая ус­тановка должна быть регулируемой, поскольку часть или все за­нятие может проходить и вне ее действия, с опорой на остаточ­ный слух детей.

Все учебно-методическое оборудование по музыкальному вос­питанию может храниться в специальной комнате около музыкального зала или в шкафах в самом зале. Важную роль в органи­зации музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где дети находятся в течение дня. Она должна отвечать современным требованиям и носить развивающий харак­тер, реализовывать эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворять познавательные интересы ребенка, коммуникатив­ные взаимодействия со сверстниками и взрослым. Предметно-му­зыкальная среда предполагает наличие музыкального оборудова­ния. Это могут быть музыкальные игрушки, инструменты, посо­бия к музыкально-дидактическим играм, атрибуты к театрализо­ванным играм (фланелеграф, ширма, куклы би-ба-бо) и др.

Успешность коррекционной работы по музыкальному воспи­танию зависит и от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического об­следования детей. Исходя из результатов его проведения дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, планируется музыкальная деятельность детей с проблемами, определяются пер­спективные, долгосрочные и ближайшие цели, где учитываются не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи в художественно-педагогическом процессе. Они могут быть направлены как на развитие и коррекцию познавательных пси­хических функций, так и эмоционально-волевой сферы детей.

Date: 2015-09-17; view: 617; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию