Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод наблюдения





Данный метод достаточно широко применяется в педагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целе­направленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительно­сти на основе непосредственного восприятия»1.

Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь не­обходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учит­ся наблюдать за организацией процесса музыкального воспита­ния в детском саду в целом, за процессом проведения музыкаль­ных занятий, за поведением, реакциями группы детей или одно­го ребенка и т.д. Для того чтобы наблюдение было целенаправ­ленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднаме­ренным.

В практике педагогических исследований используются такие виды наблюдений, как непосредственное, опосредованное, от­крытое и скрытое.

Непосредственное наблюдение предполагает прямое или кос­венное участие педагога-исследователя в непосредственно проис­ходящем педагогическом процессе. При этом сам исследователь становится либо его участником, либо свидетелем, либо руково­дителем. Разные позиции, занимаемые им во время наблюдения, позволяют ему рассматривать одно и то же явление с разных то­чек зрения, проникая в суть происходящих процессов, глубже изучать поставленные вопросы. Так, например, педагог может са­мостоятельно организовать и провести в дошкольном учреждении музыкальное занятие, развлечение, другие формы музыкального воспитания и обучения детей, наблюдая за их поведением как бы изнутри.

Опосредованное (или косвенное) наблюдение. Такое наблюде­ние могут проводить исследователи, апробирующие в условиях дошкольного учреждения, например, новые экспериментальные программы музыкального развития детей или специальные зада­ния. При этом исследователь наблюдает процесс как бы со сторо­ны и оценивает его.

Открытое наблюдение осуществляется, когда, например, пе­дагог-исследователь открыто присутствует на музыкальном заня­тии, проводимом музыкальным руководителем. При этом дети чувствуют присутствие незнакомого человека и могут вести себя более скованно, неестественно. Это следует учитывать и не оце­нивать детские проявления на основании только такого наблю­дения.

Скрытое наблюдение. Ценность этого наблюдения состоит в том, что испытуемые не ощущают его, поэтому ведут себя естественно, раскрепощенно, без напряжения. Это дает возможность получить более объективные данные об изучаемом процессе, поведении группы детей или одного ребенка и т.д. Такое наблюдение может осуществляться разными путями. Наиболее простой из них — на­блюдение за деятельностью ребенка в естественных условиях, на­пример во время проведения игр с пением. Более сложные пути — это использование телеустановок, зеркала Гелло и др.

Наблюдения дают исследователю ценный материал, но при использовании этого метода на первый план выступают внешние проявления происходящих процессов без взаимосвязи с другими их элементами. Поэтому метод наблюдения следует применять в комплексе с другими методами исследования.

Проведение наблюдений требует четко продуманной органи­зации, которая зависит от цели и задач исследования, от того, что в данный момент изучается. В связи с этим составляется план наблюдения, определяются его цель, задачи, объект, время, ме­сто, условия, длительность, ожидаемые результаты.

Во время проведения наблюдений обычно делаются протоколь­ные записи, отражающие все, что смог увидеть наблюдатель, — выборочные, матричные (по заданной схеме). При длительных наблюдениях желательно вести дневниковые записи. Такие записи очень важны, например при наблюдении за музыкальным разви­тием ребенка в семье. Результаты наблюдений можно фиксировать не только в виде записей, но и в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При проведении наблюдений могут широко использоваться технические средства — видеозапись, магнитофонная запись, фотосъемка, киносъемка. Они позволяют фиксировать наиболее важные процессы, отдельные моменты экспериментальной рабо­ты, мимику, движения детей, их творческие проявления, осо­бенности поведения во время проведения экспериментального

занятия и т. д. Применение технических средств дает возможность получить более объективную картину происходящих процессов и подтвердить эффективность применяемых методов и приемов обу­чения.

Date: 2015-09-17; view: 517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию