Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно-распорядительная документация как разновидность письменной деловой речи и ее лингвистические и структурные особенности
Центром деловой письменности является организационно-распорядительная документация (ОРД). Она ярче всего демонстрирует все особенности официально-делового стиля. Особенность этих документов заключается в том, что они пишутся по строгой форме. Форма документа, или формуляр, как уже говорилось, представляет собой совокупность и последовательность расположения реквизитов и значимых частей текста. Они разрабатываются и утверждаются в виде государственного стандарта (ГОСТ) (Сборники "Система организационно-распорядительной документации. Требования к составлению и оформлению документов") и регулярно переиздаются. Опорными словами, определяющими конструкцию центральной фразы документа, являются глаголы-перформативы: "Предлагаю", "Обязываю", "Приказываю", "Постановляю" и т.д. Они определяют жанр и тональность документа. Среди перечисленных жанров распорядительных документов предприятия самым распространенным является приказ. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем органа управления для решения оперативных задач по деятельности предприятия и по личному составу. В форме приказа реализуются иерархические отношения "руководитель" - "подчиненный". С помощью приказов решаются вопросы организации работы предприятия, вопросы финансирования, планирования, отчетности, снабжения, реализации продукции и другие производственные вопросы. Текстовая организация приказа во многом сходна с текстовой организацией регламентированного письма. Приказ, как и деловое письмо, имеет заголовок ("О реорганизации предприятия", "Об изменении графика работы", "Об изменении оплаты отпусков", "О приеме на работу"). Заголовок располагается в левом верхнем углу. Текст приказа, как и любого жанра ОРД, состоит из двух частей: - констатирующей и распорядительной. Как и в деловом письме, в первой части указываются основания для составления документа. Основанием для приказа могут служить: 1) нормативные документы государственных органов (правительства, налоговой инспекции, органов местного самоуправления); 2) решения Совета директоров, общих собраний акционеров; 3) производственная необходимость. Помимо основания в констатирующей части излагают цели и задачи предписываемых действий. Констатирующую часть приказа опускают, если причина издания приказа очевидна и не нуждается в разъяснении. Констатирующую часть не имеют приказы по личному составу. Во второй части приказа, распорядительной, начинающейся со слова "Приказываю", указывают сначала адресата: "кому?" - конкретному исполнителю, структурному подразделению. Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя только в том случае, если исполнение действия предписывается конкретному лицу, в этом случае приводят полное наименование должности исполнителя. Далее - "что сделать?" - указывается конкретное действие, выраженное инфинитивной конструкцией; далее - "до какого числа?" - указываются сроки исполнения приказа в форме словосочетания в родительном падеже. Если срок исполнения не указывается, поручение носит постоянный характер. Если поручений несколько и они включают различные по характеру действия, текст приказа дробится на пункты и подпункты, которые нумеруют арабскими цифрами и пишут с красной строки. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается лицо или структурное подразделение, на которое возлагается обязанность контролировать ход выполнения приказа и ответственность за его исполнение.
По этой же схеме составляются тексты распоряжений и постановлений, распорядительная часть которых начинается словами "Постановляю", "Предлагаю". Как и тексты договоров и деловых регламентированных писем, тексты приказов, распоряжений, постановлений состоят из клишированных фраз.
Констатирующая часть: Во исполнение постановления... №... В соответствии с разделом 11 части I ГК РФ от 21.10.94 г., на основании представленных документов... В связи с возникшими финансовыми трудностями... В связи с производственной необходимостью... В связи с реорганизацией отдела инвестиций...
Распорядительная часть: Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на... Срок исполнения до...
ПРИКАЗ ректора университета
Во исполнение распоряжения Министра образования Российской Федерации от 5.01.01 Приказываю: 1. Отделу информатизации принять на баланс два компьютерных класса с последующим обслуживанием объектов. 2. Утвердить смету и штатные единицы для обслуживания объекта. 3. Контроль за исполнением возложить на проректора по информатизации Рубцова В.Н.
| Ректор
| Зайцев Н.П.
| Постановление. Постановлением является заключительная часть протокола заседания коллегиального органа. Постановления включаются в протокол или прилагаются к нему. Распорядительная часть начинается со слова "Постановляю", "Постановляет". В каждом пункте постановления перечисляются предписываемые действия, исполнители и сроки исполнения. Датой постановления является дата заседания коллегиального органа. Разновидностью постановления является решение.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
| 05.12.99 г. № 1668
|
| О включении в состав муниципальной собственности г. Москвы объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Акционерного общества "Юго-Запад Транснефтепродукт" В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 8 от 10.01.98 г. "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения акционерного общества "Юго-Запад Транснефтепродукт", включаемых в состав муниципальной собственности г. Самары, согласно приложению. 2. Комитету по управлению имуществом г. Москвы (Сидоренко А.В.) зарегистрировать в установленном порядке перечень в Комитете по управлению государственным имуществом Московской области. 3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по управлению имуществом г. Москвы Сидоренко А.В.
| Вице-мэр
| А.В. Шульгин
| Докладная и служебная записки используются для решения внутренних вопросов. В докладной и служебной записках информация представляется в виде придаточных предложений, вводимых союзом "что":
Довожу до Вашего сведения, что... Считаю, что...
Служебная и докладная записки предполагают в завершение документа изложение просьбы или предложений лица, подписывающего деловую бумагу.
Укажите, какие основные принципы включает в себя понятие деловая этика:
| 1. свобода
| 2. терпимость
| 3. деловая обязанность
| 4. все ответы верны
|
Укажите, какие свойства придают особую энергетику речи:
| 1. обаяние, артистизм
| 2. уверенность, дружелюбие
| 3. искренность, заинтересованность
| 4. все ответы верны
|
Укажите, как называется риторический троп (слово, используемое в переносном значении), при помощи которого издаётся живой, яркий и привлекательный образ:
| 1. парадокс
| 2. намек
| 3. ирония
| 4. метафора
| 5. градация
|
Укажите, как называется риторический троп (соответствующие слова), который используется в деловой речи для создания эффекта постепенного изменения - нарастания или убывания:
| 1. метафора
| 2. намек
| 3. ирония
| 4. градация
| 5. парадокс
|
Укажите, как называется вид риторических вопросов делового общения, предназначенных для формирования у партнера заинтересованности и определяющих сценарий разговора:
| 1. однополюсные
| 2. встречные
| 3. заключающие
| 4. вступительные
| 5. направляющие
|
Укажите, что не относится к понятию невербальные средства информации, которые, как известно, необходимы при деловом общении:
| 1. тембр речи, произношение, громкость
| 2. риторические тропы и другие средства языка
| 3. взгляд партнера, мимика, жесты, поза
| 4. почерк, способы графических дополнений к буквам, символы
|
К часто используемым организационно-распорядительным документам относят:
| 1. приказ
| 2. постановление
| 3. докладную и служебную записки
| 4. все ответы верны
|
Date: 2015-09-17; view: 728; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|