Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторский коллектив





РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

  • Авторский коллектив
  • Методические рекомендации по изучению курса
  • Программа курса

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

  • Балыхина Т.М. доктор филологических наук, профессор;
  • Лысякова М.В. кандидат филологических наук, доцент;
  • Рыбаков М.А. кандидат филологических наук, старший преподаватель.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
"РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

1. Роль и значение дисциплины для изучения всего блока гуманитарных и социально-экономических наук.
Курс русского языка и культуры речи нацелен на обучение студента умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Этим определяется значение данной дисциплины как для изучения всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, так и предметов профессиональной подготовки. Изучение любого курса в значительной степени зависит от умения студента воспринимать и продуцировать речь в рамках различных функциональных стилей русского литературного языка.
Курс русского языка и культуры речи, обучая студента важнейшим приёмам работы с устным и письменным текстом, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.
Данный курс имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.
Проблемы современного русского языка и культуры речи являются объектом филологической науки, которая разрабатывает практические рекомендации по совершенствованию речевой культуры, распространению научных знаний о русском языке и культивированию литературных норм языка.
Филология, имея в качестве главной цели всестороннюю интерпретацию культуры народа, его языка и литературы, тесно связана со всеми науками гуманитарного цикла.
Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.
Уверенное владение родным языком, способность быстро понимать речь окружающих и грамотно реагировать на неё, способность ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме необходимы специалисту в любой области.
Для изучения курса русского языка и культуры речи особое значение имеет хорошее знание студентом таких дисциплин общегуманитарного цикла, как психология, философия, социология.
Содержание дисциплины "Русский язык и культура речи" опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.
2. Цели и задачи, которые ставятся перед студентом в период изучения дисциплины.
Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

  • Важнейшими задачами дисциплины являются:
    • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
    • формирование коммуникативной компетенции специалиста;
    • обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
    • развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);
    • повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Особенности структуры электронного учебника и краткая характеристика отдельных её элементов.
Структура электронного учебника позволяет студенту выбрать индивидуальный график изучения лекционного материала и выполнения тренировочных заданий.
Электронный учебник даёт возможность обратиться за справкой к словарю терминов и понятий.
В электронном учебнике по русскому языку и культуре речи лекционный материал представлен в 21 теме, которые сгруппированы в 4 раздела. Лекционный материал содержит основные положения курса, определения, факты и примеры.
Тренировочные упражнения построены на базе лекционного материала и предназначены для самостоятельной работы студента по усвоению основных положений курса, установлению логических связей между отдельными частями лекционного материала и закреплению полученных знаний.
Тестовые задания предназначены для проверки знаний студента.
Программа курса определяет принципы его построения, содержание и формы учебной работы по курсу.
Словарь терминов и понятий содержит необходимые для понимания лекционного материала термины.
3. Объём знаний и средства мониторинга.


  • В результате изучения курса студент должен получить предусмотренный программой объём знаний, а именно:
    • систему знаний по всем уровням языка: фонетическому (орфоэпия), грамматическому (морфология и синтаксис, орфография и пунктуация), лексическому (выбор слова, сочетаемость слов), стилистическому (функциональные стили, стилистическая окраска единиц, стилистическое единство текста);
    • знания об организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения, знание правил речевого этикета;
    • знания о роли языка в обществе, о нормах языках, качествах речи, средствах создания выразительности речи.

Средствами мониторинга учебного процесса являются тестовые задания по темам и по всему курсу.
Учебная программа предусматривает объём курса - 140 часов.

  • 4. Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины:
    • умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
    • умение определять цель и понимать ситуацию общения;
    • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
    • умение прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;
    • умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
    • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
    • умение трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей;
    • навыки владения нормами литературного языка;
    • навыки создания текстов различных стилей речи.

5. Характеристика трёх степеней самоконтроля, требований к рубежной и итоговой аттестации.< br> Первая степень самоконтроля предусматривает узнавание упомянутых в лекционном материале понятий, явлений, объектов, фактов.
Вторая степень самоконтроля предназначена для проверки умения устанавливать логические взаимосвязи между понятиями.
Третья степень самоконтроля предусматривает проверку умения продуцировать тексты заданной тематики в соответствии с литературными нормами, требованиями стиля и жанра.
Рубежная аттестация осуществляется при помощи тестов.
Итоговая аттестация представляет собой зачёт, который состоит из ответа на один из теоретических вопросов курса и практического задания (выявление структурных составляющих текста, построение текста указанного типа, коррекция речевых ошибок).
Рубежные аттестации являются необходимым этапом подготовки к итоговой аттестации.
6. Акцентирование внимания студента на принципиальных базовых понятиях и темах курса русского языка и культуры речи осуществляется с помощью графического выделения базовых понятий в тексте лекций, специальной темы, посвященной базовым понятиям (см. тему 3), ссылок на словарь терминов и понятий, тренинговых упражнений, направленных на усвоение и проверку знания основных понятий.







Date: 2015-09-17; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию