Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции^ Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята. -/ Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]). -/ Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию. ^ В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности). Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов ^ Если у ребенка недостаточная подвижность губ (признаки дизартрии), ему нужно посильнее закусывать нижнюю губу зубами и в таком положении произносить не только слоги, но и слова. Первое время молено придерживать верхнюю губу пальцами. Постепенно приучайте ребенка более легко прикасаться зубами к губе — причем именно к ее внутренней поверхности. Рот при этом должен быть почти закрыт. Если у ребенка нижний выдвинутый прикус, нужно сформировать у него временное произношение звуков [ф] ([в]). Звуки будут произноситься посредством прикосновения нижних резцов к верхней губе. Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта. Если у ребенка долго не появляются верхние резцы, можно поставить ему промежуточный губной вариант произношения зву-ков [ф] ([в]). При таком произнесении звук [ф] возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ). Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л] СПОСОБ ПОСТАНОВКИ МЯГКИХ ЗВУКОВ В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ [И] •^ Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [хи — хи — хи] (или [фи — фи — фи] и т. п.), в этом случае перед гласным [и] будет слышаться мягкий звук. При произнесении слогов губы должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы — максимально сближены. Выдыхаемая изо рта воздушная струя должна ощущаться на подставленной ко рту ладони. •^ Если в этом положении произношение какого-либо из звуков будет недостаточно мягким, его нужно будет произносить в звукосочетании между двумя гласными [и] — [ихи] (или [ифи] и т. п.). ^ В дальнейшем нужно будет перейти к такому произношению: [ихи — хи — хи] (или [ифи — фи — фи] и т. п.). •^ После того как ребенок начнет легко произносить мягкий согласный звук, сообщите ему, какой звук он выговаривает. ^ Затем тренируйте его произношение в слогах с другими гласными ([хе — хю — хя — хё] или [фе — фю — фя — фё] и т. п.). Слоги можно произносить по подражанию. Постановка мягких согласных [т1] ([д1]) Произношение этих звуков нарушается из-за неправильного речевого выдоха, поэтому при их постановке тщательно контролируйте его направление. Уже научившись произносить эти звуки, ребенок первое время может возвращаться к прежнему их произношению, утрачивая правильный речевой выдох. Следите, чтобы ребенок произносил звуки самым кончиком языка, а не передней частью его спинки (кончик при этом округляется и перестает быть выраженным). От этого звуки звучат глуховато и недостаточно мягко. Сначала попытайтесь вызвать произношение звука [т'] первым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ПО ПОДРАЖАНИЮ ■^ Пусть ребенок поместит расплющенный язык между зубами и прикусит самый его кончик, верхние резцы при этом ложатся на язык «плашмя» (то есть расположение зубов сохраняет форму правильного прикуса). •^ В этом положении, выдохнув воздух, вслед за вами ребенок должен длительно и очень тихо произносить звук [т]. Вторым звуком после него будет слышаться, напоминающий [с] свистящий звук. Поток выдуваемого воздуха должен ощущаться на подставленной ко рту ладони. ■^ После этого ребенок должен, как бы «пожевывая» язык, очень тихо, медленно и протяжно произносить звуки [т — т — т] (на каждое «жевательное» движение по звуку). При этом воздух, как бы порциями будет «выплевываться» на ладонь. Звук приобретет несколько смягченный оттенок. ^ Произнося звуки, ребенок должен все шире и шире улыбаться. От этого звуки будут получаться еще мягче. ■^ Растянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [ти — ти — ти]. Воздух должен «выплевываться» на ладонь, язык — не двигаться с места. На язык нужно дуть коротко, аккуратно, чтобы звук [т'] оказался тонким. ^ Дальше пусть ребенок повторяет за вами звукосочетания [ити — ити — ити], губы должны быть сильно вытянуты в улыбку, а звук [и] — звучать подчеркнуто. •^ Затем нужно сблизить зубы (почти сомкнуть их в форме правильного прикуса) и продолжать произносить слоги с закрытым ртом. •^ Произнося слоги [ити — ти — ти — ти], ребенок должен чувствовать, как воздух тонкой струйкой проходит у него между зубами. ■^ После этого пусть произносит другие слоги (повторяет по подражанию): [ти — тя], [ти — тю], [ти — те], [ти — те]. При помощи ладони нужно контролировать речевой выдох ребенка. ^ Для усиления мягкости звучания полезно потренировать звук в слогах — [тин' — тин' — тин'] (произносить слоги нужно сплошным потоком). •/ В заключение ребенок должен повторять за вами изолированный звук. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С] ^ Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [си — си — си], выдувая воздух на ладонь. ■^ Затем также вслед за вами — слоги [с'ти — с'ти — с'ти]. Звук [с'] должен звучать максимально мягко, а слоги произноситься быстро, сплошным потоком, без пауз, как бы на одном дыхании. Предупредите ребенка, чтобы язык у него во рту не шевелился. На зубах он должен чувствовать тонкую воздушную струю. •^ После этого пусть повторяет за вами слоги [с'ти — ти — ти]. Скажите ему, что после звука [с'] слышится другой звук (как будто «тенькает» маленькая птичка). ^ Ребенок должен произносить слоги [ти — ти — ти] (повторяя только второй после [с'] «птичий» звук). -/ Переходите к произнесению слогов с другими гласными звуками (по подражанию). ^ В дальнейшем ребенок должен повторить за вами изолированный звук. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЩЕЛКИВАНИЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ЗУБАМИ ^ Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку. ■^ Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи). ^ Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающий [т']. Эти звуки должны произноситься попеременно. ^ В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу». •^ Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание. •^ Обратите внимание ребенка на звук [т'], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка). ^ Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т'] в положении между двумя гласными [и] ([ити — ити — ити]). ^ В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»). ■^ В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА [Н1] Артикуляция этих звуков фактически одинакова, поэтому этот способ очень удобен. Однако звук [н'] — «носовой», при его произнесении воздух поступает в нос, и это направление речевого выдоха может передаться звуку [т']. Поэтому, если заметите, что ребенок пытается произносить звук [т'] в нос, не используйте этот способ. ■^ Вытянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [ни — ни — ни]. Кончик языка при этом прикасается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт (между зубами должна виднеться узкая щель). Произнося слоги, ребенок должен пощелкивать кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать «чавкающий» звук). ^ В дальнейшем пусть произносит вслед за вами слоги [ни — ти — ни — ти] тихо, слитно, на одном дыхании. Звук [т'] произносится ' в том же месте, где и звук [н']. На ладони должна ощущаться струйка выдыхаемого воздуха. ^ Если у ребенка получается полноценный звук [т'], закрепляйте его в слогах с другими гласными. Делать это можно по подражанию. Постановка звуков [т'] ([д1]) при аномалиях строения речевых органов ^ При вертикальном прикусе звуки [т'] ([д']) ставятся третьим способом. Только расплющенный кончик языка «присасывается» сразу к верхним и нижним резцам. В таком положении ребенок должен произносить смягченный «цокающий» звук. Затем нужно сквозь зубы с характерным «всхлипыванием» всасывать в себя небольшие порции воздуха (как пьют сок через соломинку, когда его осталось мало, на донышке). Таким образом, на вдохе будет возникать некий звук, напоминающий мягкий звук [т']. При этом на кончике языка и на зубах ребенок должен чувствовать холодок. Следите, чтобы губы находились в широкой улыбке. В дальнейшем дайте ребенку такую инструкцию: «Ты всосал в себя этот звук (как будто пьешь сок с донышка через трубочку), а теперь также сквозь зубы выдуй (процеди) его наружу». То есть ребенок попеременно на вдохе и на выдохе будет произносить фак- тически слоги [ти — ти — ти]. «Выдувая» из себя слог, ребенок должен «целиться» им в подставленную ко рту ладонь. Затем потренируйте звук [т'] уже только на выдохе между гласными [и] ([ити — ити — ити]). Все эти вещи ребенок должен повторять за вами по подражанию. Если у ребенка нижний выдвинутый прикус, используйте третий и четвертый способы. При произнесении «цокающего» звука и звука [н'] кончик языка должен прижиматься к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к верхним. В произношении звуков может сохраняться шипящий оттенок. Это может быть оттого, что речевой выдох ребенка нарушен — используйте прием с произношением слогов [ти — ти — ти] ([ити — ити — ити]) на вдохе и выдохе (как это описано в предыдущем случае). Пусть ребенок также с помощью ладони контролирует направление воздушной струи. Если у ребенка высокое нёбо, используйте любой способ, кроме первого. Постановка звука [й] Прежде всего попытайтесь поставить звук [й] первым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] ОТ ЗВУКА [И] •^ Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно — тихим и низким голосом. ■^ На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно покажите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [й] (то есть ребенок произнесет [и — и — ий]). ^ Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила). ■^ После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»). ■^ В дальнейшем закрепляйте звук в слогах (по картинкам), начиная с [йа] («учите пилу разговаривать»). Слоги нужно произносить резко и отрывисто (но не громко и низким голосом), если делать это вяло, звук [й] будет звучать «смазанно». ^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] В СЛОГАХ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ ■^ Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [оиа], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким. ^ Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [й]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [й]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом. ^ Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа — аиа — аиа — аиа] — между гласными будет отчетливо слышаться звук [й]. -/ Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»). ■^ В дальнейшем закрепляйте его в слогах (по картинкам). •^ В заключение сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Вам понадобится деревянный шпатель или заменяющий его длинный, плоский предмет. ^ Пусть ребенок опустит кончик языка к нижним резцам, улыбнется и приоткроет рот (так, чтобы в него мог войти шпатель). •^ В таком положении он должен тянуть звук [и]. Вы нажимаете шпателем на кончик языка ребенка и не спеша продвигаете его в глубь рта, пока не услышите звук [й]. В этой позиции задержите язык. Все это время ребенок должен, не прекращая, тянуть звук [и]. •^ Назовите получившийся звук (например, звук «визжащей пилы»). ^ Заранее предупредите ребенка, что в результате вашей манипуляции звук будет меняться, скажите ему, чтобы он не препятствовал этому. ■^ Поставив шпателем язык ребенка в нужное положение и получив звук [й] («звук пилы»), уберите шпатель. Пусть ребенок самостоятельно продолжает произносить получившийся звук. Затем пусть ребенок без вашего участия ставит язык в нужное место и произносит звук [й] («звук пилы»). Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук [й], попросите его повторить этот звук вслед за вами. Закрепляйте звук в слогах, начиная со слога [йа] (по подражанию). Постановка звука [и] при аномалиях строения речевых органов Если у ребенка высокое твердое нёбо и вам не удалось поставить ему полноценного звука [й] (в звуке может не хватать «йотированнос-ти»), еще раз позанимайтесь с ним так, как это описано в первых двух способах. При работе первым способом, когда ребенок длительно произносит звук [и], пусть приближает кончик языка к верхним резцам. «Точку» нужно ставить передней частью спинки языка перед альвеолами. Пусть ребенок вначале ощупает пальцем это место. При работе вторым способом, звукосочетания [оиа], [аиа], [уиа] нужно произносить следующим образом. Звук [и] нужно произносить, прислоняя (приближая) кончик языка к верхним резцам. Перед тем как произносить звукосочетания, потренируйте с ребенком изолированное произношение звука [и] подобным образом. Первое время ребенок должен повторять за вами звукосочетания медленно. Затем темп нужно ускорить, и между гласными начнет произноситься звук [й]. Постановка звука [л] Прежде всего потренируйте речевой выдох ребенка на фоне произнесения звука [д]. Звук [д] нужно произносить, чуть приоткрыв зубы и прислоняя язык одновременно к верхним и нижним резцам (как бы «затыкая» им образовавшуюся щель). Постановка звука [л] может оказаться сложной. Во-первых, при его произнесении трудно управлять речевым выдохом. Во-вторых, требуется совершенно определенное состояние мышц языка. Если язык будет слишком напряженным, это нарушит речевой выдох (он пойдет в нос). Если он будет чрезмерно вялым, им невозможно будет совершать отрывистых и лаконичных движений, необходимых для произнесения звука [л] (звук будет «смазанным»). Возможно, вам придется переходить от одного способа постановки звука к другому и возвращаться назад — к уже испробованным. Это не должно вас смущать. При работе над звуком [л] вам ни в коем случае нельзя произносить его вслух до тех пор, пока ребенок не научится выговаривать его в слогах (это правило не относится к постановке звука [л] первым и пятым способами). Прежде всего попытайтесь поставить звук [л] вторым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
|