Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре





Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной про­грамме, составляет в зависимости от вида высшего учебного заве­дения от 15 до 30% (В.В.Чоговадзе, М.М.Рыжак, 1993).

В связи с тенденцией увеличения количества студентов, име­ющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления физической культуры, объектом по­знания, воздействия и оздоровления которого являются боль­ные люди, — адаптивной1 физической культуры (АФК). Специ­алисты АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым макси­мально возможному развитию их жизнеспособности и эффек­тивной самореализации в качестве социально значимых чле­нов общества (С. П. Евсеев, 1998). Именно в АФК разрабаты­ваются средства и методы, способствующие оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья (С. П.Евсеев, 1998; Г.А.Хомуто, 1999; и др.).

Образовательный процесс по дисциплине «Физическая куль тура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной про грамме, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г. А. Хомутов, 1999)

 

1 От лат. adaptio — прилаживание, приравнивание.

В образовательном модуле программы студенты получают знания на уровне современных научных достижений по проблеме "Человек и его здоровье".

В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представление об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, динамике состояния здоровья под влиянием реализации собствен­ной программы оздоровления.

Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим на­чалом образовательного процесса является разработка студента­ми личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию, текущей и перспек­тивной по времени программы оздоровления. Обязательными со­ставляющими базовой программы являются двигательная актив­ность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы вклю­чают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от име­ющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная про­граммы индивидуального оздоровления по времени планируют­ся как текущие — на период обучения в вузе и как перспектив­ные — на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

В практическом модуле программы целеполагание подкрепля­ется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздо­ровления на занятиях по адаптивной физической культуре и са­мостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными состоянию здоровья) привлечения студентов к освоению ценностного потенциала фи­зической культуры являются:

1) практическая реализация под руководством преподавателя личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоров­ления;

2) рекреативные занятия в виде циклических физических уп­ражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыж­ные прогулки).

Как показали исследования Г.А.Хомутова, практическая ре­ализация личностно-ориентированной программы оздоровле­ния формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положи­тельной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после физической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культу- ре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

 







Date: 2015-09-17; view: 812; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию