Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспрессивный компонент эмоционального реагирования





Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull, 1951). Кроме того, блокирование (подавление, сдерживание) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т.п.) обычно приводит к появлению состояния эмоционального напряжения.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, то есть координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей.

 

Рис.55. Характерные черты мимики (по Т. Пидериту):

а — удовольствие; б — настороженность; в — ожесточение; г — гнев;

д — презрение; е — веселость; ж — сильный смех; з — печаль

Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 году немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений, и в подтверждение составляет множество схематических рисунков мимических реакций (см. рис. 55).

Однако систематическое изучение эмоциональной экспрессии началось с работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), в которой был сформулирован тезис об универсальности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений лица, отражающим основные, выработанные в процессе эволюции адаптивные модели. Например, «злоба» выражается нахмуренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) – так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросс-культурных исследований, а также изучение мимических реакций приматов в целом подтверждают данное предположение Дарвина, однако мимическое выражение не полностью детермини­ровано врожденными факторами.

Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному индивиду.

То, что человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследованиях Г. Остера и П. Экмана (1968): все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выражения лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Однако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных си­туациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д.

Первой же попыткой создания шкалы, системы мимических выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса (1938). Р. Вудвортс предложил все многообразие эмоциональной экспрессии мимики категоризировать с помощью линейной шкалы со следующими шестью ступенями: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Г. Шлосберг (1941), применив классификационную схему Вудвортса при анализе фотографий людей с различными выражениями лица, предположил, что представление шкалы Вудвортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (см. рис. 56): удовольствие-неудовольствие, принятие-непринятие (отвержение).

 

Рис. 56. Шкала мимического выражения (по Г. Шлосбергу)

 

Чем больше расстояние между отдельными эмоциональными категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимического выражения эмоции.

Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица: 1) область лба и бровей; 2) область глаз (глаза, веки, основание носа); 3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой (1988) наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные - в области лба-бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней части. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха – область глаз, гнева – верхняя часть лица, радости и отвращения – нижняя часть лица.

Таблица №

Характерные мимические изменения при различных эмоциях

(соответственно трем зонам лица)

Эмоция Верхняя часть лица Глаза Нижняя часть лица
Страх Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба Верхние веки подняты так, что видна склера, нижние - приподняты и напряжены Губы растянуты и напряжены
Удивление Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет
Радость Брови и лоб спокойные   Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки» Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки — носогубные складки  
Гнев Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки Верхние веки напряжены, нижние - напряжены и приподняты Рот закрыт, губы сжаты  
Отвращение Брови слегка опущены   Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки   Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе
Горе Внутренние уголки бровей подняты вверх   Внутренние уголки верхних век приподняты   Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет
Презрение Одна бровь дугообразно приподнята, на лбу поперечная складка Веки полуопущены, глаза смотрят вниз   Нижняя губа опущена  

Во временнόм аспекте каждая мимическая реакция, согласно К. Изарду, протекает следующим образом:

1) латентный период - интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции;

2) период развертывания – интервал времени от окончания латентного периода до достижения максимального уровня проявления;

3) период кульминации - максимальный уровень эмоциональных проявлений;

4) период спада – интервал времени от кульминации до полного угасания.

Оценив одну или несколько временных характеристик мимической реакции, можно довольно легко отличить искреннюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выражение базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше 1/3 и больше 10 секунд, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временнόго диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию.

Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. При этом речь может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Основными характеристиками речевой эмоциональной экспрессии являются: интонация, четкость дикции, логическое ударение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.

Речь в состоянии эмоционального напряжения имеет следующие отличительные особенности:

1) в плане моторной реализации: существенное повышение/понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа речи, более отчетливое произношение, повышение на 50% количества пауз хетизации (сомнения), незавершение фраз;

2) грамматически: увеличение количества существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями, повторы и двусмысленности, нарушения в синтаксическом строении фраз («телеграфный стиль»);

3) лексически: упрощение речи (выбор более коротких слов с наиболее высокой частотностью в языке), увеличение количества слов-паразитов, неологизмов, парафазий (ошибочных употреблений слов);

4) семантически: появление слов со значением семантической безысключительности (вечно, всегда, никогда, никто); речь характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой – нерешительностью (В. П. Белянин, 1999).

Date: 2015-09-05; view: 2336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию