Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа будды: наши врожденные добрые качества





Мы убедились, что наша ситуация состоит из постоянно возобновляющихся проблем. Мы также установили причины этого: неведение, взращенные им беспокоящие эмоции, а также побуждаемые этими эмоциями действия. Теперь мы можем поинтересоваться: "А могут ли вообще люди, которые заблуждаются, привязываются и гневаются, когда-либо обрести буддовость? Есть ли выход из круговорота бытия? И, если да, то в чем он?"

Да, освобождение из этого круговорота постоянно возобновляющихся проблем возможно. Мы можем достичь состояния устойчивого покоя и радости, в котором можем использовать все свои добрые качества на благо других. Это возможно, поскольку у нас есть природа будды — наше неразрушимое достояние. К тому же у нас есть драгоценная человеческая жизнь, дающая возможность осознавать природу будды. Такова тема следующих двух глав.

Вы стояли когда-нибудь на горе, глядя в совершенно чистое и пустое небо? Чувство пространства, покоя и ясности вдохновенно и рождает благоговение. Но, если мы уставимся в небо посреди города, наше видение будет ограничено многоэтажными домами, и мы не сможем увидеть небо из-за закрывающих его облаков и загрязнений. Что касается неба, то здесь ничего не изменилось. Небо все такое же чистое, пустое и наполненное светом. Однако мы его не видим; наш обзор ограничен, а небо затянуто тучами и смогом.

Природа нашего ума сходна. В конечном счете она чиста и незапятнанна. Облака, которые мешают нам видеть эту истинную природу ума, — беспокоящие эмоции, такие, как привязанность, гнев и неведение, а также следы действий, совершенных под их влиянием.

Небо и облака не являются одной и той же сущностью. Они не являются нераздельно едиными. Облака и загрязнения являются временными препятствиями, которые можно разогнать, открывая ясное, пустое небо. Наши "облака" тоже можно вычистить и навсегда устранить, чтобы воспринять нашу собственную пространственную природу и объединиться с ней.

Откуда мы знаем, что беспокоящие эмоции и следы действий не являются сущностью нашего ума? Если бы, например, гнев был сущностью ума, мы бы всегда гневались. Но это не так; наш гнев появляется и исчезает. Кармические следы также не являются сущностью ума, поскольку их можно очистить и устранить.

Возможно ли навсегда избавиться от гнева? Да, возможно, поскольку гнев является ложной мыслью, основанной на заблуждении. Гнев рождается тогда, когда мы проецируем на людей и на вещи негативные качества. Мы неверно истолковываем ситуации, так что они кажутся нам вредоносными. Погруженные в собственные проекции, мы принимаем эти проекции за качества других людей и гневаемся на то, что сами же им приписали. Трагедия в том, что мы не осознаем этот процесс и ошибочно верим, что этот грубый и бесчувственный человек действительно существует как таковой.

Развивая мудрость, мы приходим к пониманию того, что внешний враг является преувеличенной проекцией нашего собственного заблуждающегося ума. В этот момент наш гнев автоматически исчезает, потому что мудрость и невежественный гнев не могут проявляться в одно и то же время. Постоянно развивая свою мудрость, мы можем полностью избавиться от гнева.

Беспокоящие эмоции, такие, как гнев, зависть и самомнение, опираются на ошибочное основание, ложные проекции, а потому могут быть устранены. Положительные качества, такие, как терпение, любовь и сострадание, имеют прочную основу — благие качества, которые имеются у всех других существ. Так что такие эмоции никогда не могут быть удалены из нашего потока мысли. Скорее их можно развивать беспредельно.

Каждое существо способно стать буддой, поскольку у всех нас есть два вида потенциала будды. Первый — это высшая природа нашего ума, способ, которым наш ум существует. Это явление — отрицание, отсутствие или недостаток у нашего ума надуманных способов существования. Второй — это принятие. Это условная природа нашего ума, его качества. Высшая природа нашего ума зовется естественной способностью к буддовости. Она словно чистое и обширное пустое пространство. То есть наша высшая природа пуста от всех ложных проекций неизменности и независимости. Наш ум не имеет "собственного существования". Это будет пояснено в главе о мудрости,

Высшая природа нашего ума не запятнана беспокоящими эмоциями. У нее нет ни начала, ни конца. Ее ничто не может разрушить. Никто не может ее у нас отнять. Эта пустая природа нашего ума наша по праву рождения. Зная это, мы будем уверены в себе, поскольку можем стать буддами.

В настоящий момент наша естественная природа будды омрачена беспокоящими эмоциями. По мере того, как мы, практикуя путь, их вычищаем, природа будды становится для нас все более явной.

Вторым видом потенциала будды является развивающийся потенциал будды. Это включает как условную природу нашего ума — его осознание и ясность, — так и положительные духовные состояния, такие, как сострадание.

Ум есть бесформенная сущность, не состоящая из атомов или иной материальной субстанции. Его ясность в том, что он освещает объекты, делает их ясными. Он осознает, поскольку обладает способностью познавать или воспринимать объекты.

И гнев, и сострадание являются состояниями ума и потому ясны и осознаваемы. Эта природа ясности и осознания есть один из наших развивающихся потенциалов будды. Однако гнев как таковой не является частью нашего потенциала будды, поскольку основан на ложных понятиях, которые могут быть устранены.

Сострадание, с другой стороны, не основано на ложных проекциях, и потому его можно бесконечно развивать. Сходным образом другие духовные состояния, которые верно воспринимают вещи — любовь, сострадание, доверие, непривязанность, забота о других, радостное усердие и так далее, — могут быть беспредельно усилены. Эти добрые качества, существующие в нас в настоящий момент, будут развиваться по мере того, как мы будем следовать пути. В конце пути они преобразятся в умы будд, которыми мы станем. По этой причине они также называются развивающейся природой Будды. Великий индийский мудрец и логик Дхармакирти сказал:

Природа ума есть ясный свет,

А омрачения временны.

Дхармакирти подтверждает нашу способность стать буддами, заявляя, что природа ума есть ясный свет. Это имеет два смысла, соответственно двум видам потенциала будды. Во-первых, наш ум есть ясный свет потому, что он пуст от всех надуманных способов существования. Когда наша мудрость непосредственно постигает этот ясный свет, пустоту собственного существования, тогда мы можем полностью, до самых корней устранить беспокоящие эмоции.

Во-вторых, ум есть ясный свет потому, что его природа ясности и осознавания всегда с ним. Беспокоящие эмоции и кармические следы не смешаны с этой ясностью и познающей природой ума. Иными словами, мы не есть наш гнев, мы не есть наши плохие качества. Они являются омрачениями, которые можно устранить.

Вопрос о природе будды очень глубок, так что вначале мы можем не понять его как следует. Но мы можем получить ощущение нашего внутреннего потенциала и внутренней красоты, нашей природы будды, которую временно заслоняют тучи гнева, привязанности и других беспокоящих эмоций. Когда мы начнем разгонять эти тучи, смысл нашей недвойственной природы Будды станет яснее. "Хеваджра Тантра" говорит:

Живые существа — это те же будды,

Но они омрачены временными пятнами.

Когда же их устранишь, они — будды.

Первая строка не означает, что мы уже являемся буддами, ибо тогда мы были бы невежественными буддами! Это означает, что у нас есть два вида природы будды. Когда мы вычищаем омрачения из своего мыслепотока, продолжение нашего нынешнего ума превращается в ум Будды, которым мы станем.

Таким образом, буддизм выбирает очень позитивный и оптимистичный взгляд на жизнь и человеческую природу. В каждом из нас есть семена совершенства, естественные и развивающиеся потенциалы будды, и эти семена нельзя ни украсть, ни уничтожить. У нас нет совершенно никаких оснований чувствовать отчаяние и беспомощность. Поскольку наш потенциал будды неотделим от нас, то всегда есть основа для уверенности в себе и положительных устремлений.

В настоящий момент потенциал будды дремлет в нас, сокрытый тучами беспокоящих эмоций и кармических следов. Иногда наш потенциал будды сравнивают с медом, окруженным разъяренными пчелами, или с чистым золотом, запачканным нечистотами. И пчелы, и нечистоты, подобно беспокоящим эмоциям и следам действий, являются временными препятствиями.

Как их устранить? Следуя пути, описанному Буддой: взращивая мудрость и сострадание. Мудрость, постигающая пустоту, делает нас способными воспринять свой естественный потенциал будды, который свободен от надуманных способов существования, Сострадание — это реалистичное отношение, желание каждому освободиться от всех неудовлетворительных и приносящих несчастья обстоятельств.

Решимость освободиться от постоянно возобновляющихся проблем — это первый шаг пути. Он устанавливает основу для развития сострадания и мудрости, тем самым позволяя расцвести потенциалу будды. Мы можем научиться техникам очищения и развития ума, постигая учение Будды.

 

2. Наша драгоценная человеческая жизнь:

Как использовать благоприятную возможность

Иногда мы можем впасть в депрессию, потому что нам кажется, будто в нашей жизни нет цели или же существует множество препятствий к тому, чтобы придать ей смысл. Однако, когда мы подумаем об имеющихся у нас свободе и возможностях, то поразимся и преисполнимся радости. Мы поймем, что на самом деле депрессию питает узость взглядов. Осознав свои возможности, мы автоматически почувствуем себя счастливыми.

Будучи людьми, мы обладаем разумом для понимания нашего мира. Несмотря на то, что люди порой злоупотребляют своим разумом, существует возможность благотворного его использования. Технологический и материальный прогресс — это не единственный способ использования человеческого потенциала. Хотя технология и разрешила много проблем, она создала и новые. В некоторых странах уровень жизни высок, однако жители их не вполне счастливы. Они страдают от общественных и душевных недугов, тревог и конфликтов.

Это происходит потому, что основные причины наших трудностей — неведение, гнев и привязанность — не были устранены. Пока у нас есть эти беспокоящие эмоции, нам никогда не обрести удовлетворения, в какой бы роскоши мы ни жили. Так что с буддийской точки зрения наиболее благотворным использованием разума будет развитие альтруизма и мудрости, постигающих нашу высшую природу. Когда ум спокоен, мы счастливы, где бы ни находились. Вдобавок мы можем сделать свое окружение более мирным,

К сожалению, большинство людей — включая нас с вами — не осознает своих возможностей и не развивает их. Мы зачастую воспринимаем свой человеческий разум как нечто само собой разумеющееся. Иногда нас ужасает, как некоторые люди злоупотребляют своим разумом. Однако благодаря пониманию того, как разум может сделать счастливее и наши, и чужие жизни, мы обретем больше радости, энергии и вдохновения для того, чтобы воспользоваться своими возможностями.

Мало того, что мы люди; большинство из нас к тому же обладает исправными органами чувств. Мы можем видеть и слышать, что обеспечивает нам получение огромной информации и позволяет легко узнать о пути к пробуждению. Более того, наш мозг хорошо функционирует, давая возможность учиться, думать и медитировать. Мы очень часто воспринимаем эти качества как должное; но, если подумаем, каково было бы иметь ущербное зрение, слух или рассудок, то поймем, как нам повезло.

Это не говорит о том, что глухие и слепые не могут продвинуться по пути к пробуждению. Они, конечно же, могут, ибо тоже обладают двумя видами природы будды. Однако Дхарму легче постигать, когда наши чувственные способности не повреждены. Те из нас, кто может хорошо видеть и слышать, должны ценить свою удачу.

Вдобавок мы живем в мире, где существует учение Будды. Будда не только описал путь, но его учения практикуются и передаются в непрерывной линии преемственности учителей и учеников уже более 2500 лет вплоть до наших дней. Если бы учение Будды было уничтожено политическими преследованиями или извращено теми, кто ищет богатства и славы, мы более не смогли бы его практиковать. Однако этого не произошло, и сегодня у нас есть доступ ко многим буддийским традициям.

В прошлом и сейчас было и есть много великих мастеров, которые осуществили свершения пути. Их опыт доказывает, что освобождение и пробуждение могут быть достигнуты и что путь, которому учил Будда Шакьямуни, приносит желаемые нами результаты. Кроме того, много великих духовных наставников живы и сегодня и могут вести нас и служить хорошим примером.

Нам посчастливилось жить там, где можно соприкоснуться с духовными учителями и учениями. У нас есть свобода вероисповедания, так что мы можем изучать и практиковать свою религию. Представьте себе, как ужасно было бы иметь сильное желание развиваться, но жить в стране, где нет свободы вероисповедания! Сейчас у нас есть возможность ходить в буддийские центры, учиться медитации, слушать лекции и проводить затворничества. У нас есть доступ к сведущим учителям, равно как и к книгам, кассетам, видеолентам и записям лекций.

Со своей стороны, мы заинтересованы в личном развитии и в том, чтобы наша жизнь приобрела значение для других. Эта открытость — положительное качество, которое нужно ценить. Некоторые не обладают подобными наклонностями и никогда не задумываются на темы жизни и смерти. И хотя они ищут счастья, обычно их жизни проходят в совершении разрушительных действий, в создании будущих неблагоприятных обстоятельств. Поскольку такие люди никогда не проявляли интереса к устранению омрачений и развитию своего потенциала, они умирают в тревоге и сожалении. Хотя мы не можем, положа руку на сердце, сказать, что наша жизнь в порядке, а ум спокоен, мы можем ценить, что у нас есть интерес и наклонности к росту в данном направлении.

У некоторых людей могут быть такие наклонности, но им недостает материального благополучия для преследования духовных целей. Будь мы голодающими, бездомными и неимущими, нам было бы труднее практиковать, потому что в первую очередь мы были бы озабочены своими материальными условиями. Однако у большинства из нас относительно комфортное материальное положение, в котором мы можем учиться практиковать. Хотя мы можем ощущать свою финансовую непрочность, все же, сравнив свое положение с положением других, мы увидим, что нам воистину очень повезло.

Нам следует понять, что мы живем рядом с теми, кто обладает схожими наклонностями к саморазвитию и служению другим. Эти духовные друзья являют великую поддержку нашей практике, поскольку мы можем обсуждать с ними то, чему научились, и делиться своим опытом. Это и приятно, и необходимо, так как иногда мы ощущаем уныние и неясность, а наши друзья в Дхарме помогают нам заново наполниться энергией. Нам повезло, что мы имеем таких друзей или живем там, где можно их встретить.

Вдобавок общины Сангхи, монахов и монахинь, дают нам хорошие примеры для подражания. Даже не желая вести такой образ жизни, как они, можно извлечь пользу из их примера, их опыта и знания пути.

Если мы улучим минутку и оценим те благоприятные обстоятельства, которые есть у нас в этой жизни, то испытаем восторг и радость. Важно видеть достоинства нынешней ситуации, ибо тогда мы не будем воспринимать их как должное, но будем использовать. Если мы будем думать только о своих препятствиях и о том, чего нам не хватает, то соскользнем в депрессию. Депрессия не дает использовать наши хорошие качества, поскольку мы не осознаем их и слишком погружены в самосожаление. Это прискорбная растрата человеческого потенциала. Ей противостоит памятование о наших добрых качествах и возможностях.

Останется ли наш золотоподобный потенциал будды закопанным в нечистоты беспокоящих эмоций и следов действий, останется ли пространственная природа нашего ума невидимой за тучами наших омрачений, зависит от нас. В этом красота нашей человеческой жизни: мы обладаем неразрушимым потенциалом будды, который был с нами с изначальных времен, и у нас есть прекрасная возможность осознать и развить его в этой жизни. Из сострадания Будда учил Дхарме, методам осуществления нашего потенциала. У нас есть поддержка и помощь Сангхи, нас направляющей. Но мы должны действовать сами. Лишь тогда мы продвинемся по пути к счастью.

 

Date: 2015-09-05; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию