Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение и обзорСтр 1 из 68Следующая ⇒
Тубтен Чодрон
ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ, ЯСНЫЙ УМ Перевод с англ. И. Берхина Пусть перевод этой книги послужит исполнению всех обязательств, как мирских, так и духовных Переводчик
Предисловие Его Святейшества Далай-ламы XIV За последние две с половиной тысячи лет учение Будды принесло счастье и покой бесчисленному количеству людей. В течение этого времени его влияние ощущалось по большей части в странах Азии, хотя за последние десятилетия значительно вырос интерес к нему во всем мире. Радостным свидетельством тому являются такие люди, как достопочтенная Тубтен Чодрон, которая, не будучи ни рожденной, ни воспитанной в традиционно буддийской стране, с воодушевлением посвятила свои время и усилия, дабы помочь другим извлечь благо из буддийской практики. Я рад, что она подготовила эту книгу, "Открытое сердце, ясный ум", основанную на ее собственном опыте, которая легко доступным языком передает ясное понимание буддизма, как его практикуют тибетцы. Это учение и сокровенно, и глубоко, и очень важно сделать его доступным, чтобы люди могли действительно применять его на практике и извлечь из него истинное благо. Я уверен, что эта книга достигнет данной цели и окажется полезной широкому кругу читателей, в особенности тем, кто недостаточно хорошо знаком с буддизмом. 20 февраля 1990
ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР В 1989 году, во время визита в Соединенные Штаты, Его Святейшество Далай-лама, лауреат Нобелевской премии Мира 1989 г., прямо обратился к сердечным чаяниям людей современности: "Все в нашем мире взаимосвязаны и взаимозависимы. Мои личные покой и счастье являются моей заботой. Я ответственен за них. Но счастье и покой всего общества являются заботой каждого. Каждый из нас несет личную ответственность за то, чтобы делать все, что он может, ради улучшения нашего мира. В наш век сострадание — необходимость, а не роскошь. Люди — общественные существа, и мы должны жить вместе, нравится нам это или нет. Если нам недостает добросердечия и сострадания для каждого, само наше существование оказывается под угрозой. Даже если мы хотим любить самих себя, мы должны любить себя мудро и понимать, что наши личные выживание и счастье зависят от других. Поэтому доброта и сострадание к ним существенны. У пчел и муравьев нет религии, образования или философии, но все же они инстинктивно сотрудничают друг с другом. Поступая так, они обеспечивают выживание своего общества и счастье каждого индивида в нем. Конечно же, мы, люди, более сложные и разумные, можем делать то же самое! Таким образом, у каждого из нас есть личная ответственность за то, чтобы помогать другим, чем можем. Однако не следует ожидать, что мир изменится мгновенно. Пока мы не пробуждены, наши действия на благо других будут ограничены. Без внутреннего покоя невозможно мировое спокойствие. Поэтому мы должны улучшать самих себя и в то же время, как можем, помогать другим." В своей речи Его Святейшество прямо говорит о сострадании как о существенной части нашего мира. Чтобы наше сострадание было действенным, оно должно сопровождаться мудростью. Сострадание помогает всем другим освободиться от страданий и заблуждений; мудрость непосредственно постигает нашу высшую и относительную природу. Это — важнейшие компоненты здоровой и счастливой жизни и они являются сутью духовного пути. Эта книга озаглавлена "Открытое сердце, ясный ум". Открытое сердце дополняется и усиливается концентрированной мудростью — ясным умом. Союз сострадания и мудрости приносит полное развитие человеческих возможностей, пробужденное состояние. Открытое сердце и ясный ум сегодня так же уместны, как и 2500 лет назад, когда Будда Шакьямуни впервые описал путь их осуществления. Учение Будды первоначально привлекало меня потому, что оно содержало ясные методики эффективного взаимодействия с повседневными ситуациями. Наставления о том, как подчинить гнев или привязанность, работали, когда я их проверяла. Конечно же, тренировка ума требует времени, и не следует ожидать мгновенных чудес, но, по мере ознакомления с реалистическим и сострадательным подходом, нас уже не выводят из равновесия многие ситуации, а наша способность сделать свою жизнь более полезной для других возрастает. Будда был глубоким философом и психологом, его наставления могут дать нам возможность улучшить свою жизнь. Не нужно считать себя буддистом, чтобы практиковать его советы. Настоящая духовная практика превосходит крысиные норы "измов". Как часто говорит Его Святейшество Далай-лама, "сострадание не является собственностью какой-либо религии или системы убеждений". В ходе преподавания буддийской философии, психологии и медитации во многих странах меня часто просили порекомендовать хорошую книгу для начинающих, которую было бы легко понять и которая объясняла бы важнейшие положения учения Будды применительно к жизни в XX веке. Хотя есть множество превосходных книг по буддизму, большинство из них не подходит для этой цели. "Открытое сердце, ясный ум" предназначена заполнить этот пробел. Она написана современным английским языком с небольшим, по возможности, количеством технических или иностранных терминов. Я постаралась ясно изложить те темы буддизма, которые новички находят наиболее интересными, существенными или озадачивающими. Эта книга позволит вам ощутить вкус учения Будды, хотя и не даст ответов на все вопросы. Скорее всего, возникнут дополнительные вопросы. Но это нормально, поскольку мы растем, когда ищем ответы на наши вопросы. При обучении буддизму никто не ожидает, что мы сразу же поймем все, чему нас учат. Это отличается от одного из свойств западного образования, когда предполагается, что мы запомним, поймем и повторим то, чему нас научили. При изучении Дхармы, учения Будды, допускается, что нам не все будет ясно с первого раза. Повторный просмотр того же самого материала зачастую открывает новые смыслы. Обсуждение с друзьями также может прояснить понимание. Будда говорил о нашей жизни и нашем уме. Так что и эта книга не об отвлеченной философии, а об опыте — нашем опыте — и о путях его улучшения. Таким образом, было бы полезно обдумать прочитанное применительно к своей собственной жизни и опыту. Это книга об учении Будды в целом, а не о какой-то отдельной буддийской традиции. Однако, поскольку по большей части я проходила подготовку в тибетском буддизме, порядок изложения соответствует его подходу.
Обзор Кто-то из вас прочитает эту книгу от начала до конца, другие же выберут разделы, представляющие для них особый интерес. Если вы в числе последних, то ясные названия глав помогут вам найти то, что вас интересует. Относительно тех, кто читает "от корки до корки": последовательность глав предназначена для того, чтобы направлять вас. В первой излагается буддийский подход к поиску истины. Второй раздел, "Как работать с эмоциями", описывает наши повседневные переживания и дает несколько новый взгляд на них. Это включает много практических техник улучшения наших взаимоотношений с людьми. Третий раздел, "Наша нынешняя ситуация", рассматривает нашу жизнь в другой перспективе, подводя к теме перерождений и кармы. Поняв нашу нынешнюю ситуацию, мы исследуем возможности своего роста — наше врожденное добро и нашу драгоценную человеческую жизнь — в четвертом разделе. Раздел пятый объясняет, как развить свои возможности, следуя пути к пробуждению. Четыре Благородные Истины были первым учением, которое дал Будда. Когда мы поймем недостатки нашей нынешней ситуации и наши потрясающие возможности, в нас возрастет решимость освободиться от всех неудовлетворительных жизненных обстоятельств. Это приведет нас к практике нравственности с целью заложить прочную основу своего будущего развития. В результате мы сможем расширить поле зрения и различить чужую доброту, развивая тем самым любовь, сострадание и самоотверженную устремленность. Чтобы осуществить свои возможности и лучше служить другим, необходима мудрость, в частности мудрость в отношении высшей природы бытия. Сострадание, самоотверженность и мудрость ведут нас к открытому сердцу и ясному уму. Все эти темы дают пищу для медитации, которая и обсуждается следующей. Имея общий обзор пути к пробуждению, мы уже можем оценить качества будд (пробужденных существ), Дхармы (духовных постижений и учения) и Сангхи (тех, кто помогает нам на пути). Это объясняется в главе о принятии прибежища. Кому-то из вас может быть интересна жизнь Будды Шакьямуни, основоположника буддийской философии и психологии. В шестом разделе говорится об этом, а также описываются некоторые важнейшие буддийские традиции, практикуемые сегодня. "Сострадание в действии" предлагает практические пути применения учения Будды в нашей повседневной жизни. Моей задачей является дать вам доступ к сути учения Будды. Таким образом, большой материал был сжат в несколько страниц. Я постаралась дать вам достаточно, однако, поскольку у каждого свой аппетит, сделать это трудно! Если вы ищете больше информации, читайте, пожалуйста, другие книги, посещайте буддийские лекции или беседуйте с практиками буддизма. Я приглашаю вас также писать мне. В конце книги есть краткий список источников. Следует объяснить несколько лингвистических и стилистических моментов. Во-первых, в буддийской терминологии не проводится различий между сердцем и умом, одно слово используется для обоих. Ради удобства здесь использовано слово "ум", хотя этот термин не относится только к нашему мозгу или интеллекту. Ум есть то, что воспринимает и переживает наш внутренний и внешний мир. Он не имеет формы и включает наше чувственное сознание, умственное сознание, эмоции, рассудочность и так далее. Это будет объяснено позже. Во-вторых, "Будда" относится к Будде Шакьямуни, жившем в Индии 2500 лет назад. Однако есть много существ, которые достигли пробуждения и стали буддами. В-третьих, выражения типа "он/она" или "он/а" неуклюжи при использовании их в качестве неопределенного местоимения третьего лица. Вместо этого, я попеременно использую местоимения "он", "она" и "он или она". И, наконец, некоторые слова могут быть незнакомыми или иметь значение, несколько отличное от обычного словоупотребления. Краткий вспомогательный словарь прилагается в конце этой книги.
Date: 2015-09-05; view: 307; Нарушение авторских прав |