Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 10 page





17) Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

18) Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу

Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-технических мероприятий, осуществляется в соответствии с требованиями межведомственной инструкции, регулирующей основы организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий.

19) При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

20) В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение в соответствии со ст. 114 УПК РСФСР обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

21) Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.

При отсутствии возможностей проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.

26) Результаты ОРД не представляются:

- если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

- если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности").

Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса."

15. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, учитываются руководителями предприятий, учреждений, организаций при принятии перечисленных в пп. 1-4 и в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД решений. Такие данные могут быть собраны как по запросам должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, так и по инициативе органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Отказывая в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность, руководители предприятий, учреждений, организаций не обязаны знакомить заинтересованных лиц с оперативно-розыскными данными, с учетом которых было принято соответствующее решение.

 

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

1. На законодательном уровне определено содержание понятий, используемых в комментируемой статье.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона "О государственной тайне").

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него (ст. 2).

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций- на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2).

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющим государственную тайну (ст. 2).

Рассекречивание сведений - снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 13 Закона "О государственной тайне").

2. Термины, не определенные на законодательном уровне, имеют следующее содержание.

Документ, содержащий государственную тайну, - акт, имеющий реквизиты, гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, выдачи и работы.

Источники информации - документы, физические и юридические лица, являющиеся носителями конфиденциальной информации в области оперативно-розыскной деятельности.

Организация проведения ОРМ - вид управленческой деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на подготовку и проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия, на основе планирования, контроля за исполнением и анализа итогов деятельности.

План - заранее намеченная система мероприятий по решению конкретной задачи, предусматривающая определенный порядок, последовательность, сроки и их исполнителей.

Результаты ОРД - фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном законом порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Сведения - информация, образующаяся в оперативно-служебной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел при реализации возложенных на них законодательством задач и функций.

Силы ОРД - сотрудники оперативных аппаратов подразделений криминальной милиции, собственной безопасности и других специальных служб органов внутренних дел, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие.

Средства ОРД - оперативные учеты и специальная техника, используемые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Тактика проведения ОРМ - способы и приемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

3. К сведениям, составляющим государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности, относятся:

- силы, средства, источники, методы, планы и результаты оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- организация и тактика проведения ОРМ;

- лица, внедренные в организованные преступные группы; штатные негласные сотрудники органов, осуществляющих ОРД;

- лица, сотрудничающие или сотрудничавшие на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД;

- методы и средства защиты секретной информации;

- расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Сведения, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом следует учитывать меру достаточной необходимости, которая позволяла бы сохранять в тайне вышеуказанные сведения и даже в случае рассекречивания ограничивала круг пользователей ими.

В соответствии с п. 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод граждан и о фактах нарушения законности должностными лицами органов государственной власти. Здесь же определено, что комментируемая статья не может служить основанием для отказа лицу в возможности ознакомления с полученными в результате ОРД сведениями, непосредственно затрагивающими его права и свободы, но не относящимися к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 5).

4. Доступ к сведениям о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, имеют только должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, у которых оформлен соответствующий допуск к секретным документам и работам.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к информации, содержащей государственную тайну, оформляется в добровольном порядке и предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем органа о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентируется Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной приказом МВД РФ.

Согласно ст. 22 Закона "О государственной тайне" должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне в случаях:

- признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у него неснятой судимости за эти преступления;

- наличия у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;

- постоянного проживания его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

- выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- уклонения его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

При отказе в допуске к государственной тайне гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Согласно ч. 6. ст. 21 Закона "О государственной тайне" устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой секретности.

Руководители несут персональную ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и в объемах, необходимых ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Предание гласности названных сведений возможно лишь при проведении расследования и рассмотрении в суде уголовных дел о преступлениях, относящихся к категории тяжких или связанных с участием в них членов организованных преступных групп, когда иными способами и средствами невозможно установить истину. Доступ к этим сведениям должен быть строго ограничен узким кругом лиц, участвующих в процессе расследования и рассмотрения данной категории уголовных дел. Недопустимо разглашение сведений об использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий по этим уголовным делам силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности в средствах массовой информации.

5. Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, перечисленные в ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, и хранится только в органах, осуществляющих ОРД, в условиях и порядке, предусмотренных законодательством о государственной тайне и ведомственными нормативными актами.

6. Оперативно-служебные документы органов внутренних дел, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут представляться органу дознания, следователю, судье на основании и в порядке, предусмотренных ч. 3 ст. 11 комментируемого Закона, а другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,- согласно ведомственным нормативным актам с соблюдением требований режима секретности.

К оперативно-служебным документам о результатах оперативно-розыскной деятельности, предоставляемым органу дознания, следователю, судье, относятся рапорта, справки, сводки, акты, отчеты, в содержании которых не должны отражаться сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах оперативно-розыскной деятельности, об организации и тактике проведения ОРМ.

Оперативно-служебные документы, направляемые в адрес других органов, осуществляющих ОРД, и относящиеся к их компетенции, должны иметь соответствующий гриф секретности.

Запрещается передача каких-либо оперативно-служебных документов в другие министерства, ведомства, организации и учреждения, не имеющие отношения к организации ОРД.

7. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ведется на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне и распространившие сведения, перечисленные в ст. 12 настоящего Закона, а также допустившие небрежность при обращении с оперативно-служебными документами, в результате которой были утрачены или разглашены указанные сведения, несут уголовную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность по действующему законодательству.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну (ч. 2 ст. 26 Закона "О государственной тайне", введенная Федеральным законом от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ).

В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны (ст. 283) и за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

Часть 1 ст. 283 УК предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Под разглашением государственной тайны понимается предание огласке (в разговоре, публичном выступлении, статье, переписке, при демонстрации чертежей, схем, документов) сведений, являющихся государственной тайной, в результате чего они стали известны посторонним лицам. Оно может выразиться путем не только действия, но и бездействия, например, оставление документов, содержащих государственную тайну, в доступном для постороннего месте. Утрата неучтенных тетрадей, блокнотов, записных книжек с выписками из документов, содержащих государственную тайну, а также непринятие мер, исключающих ознакомление с секретными и особой важности документами посторонними лицами, если содержание соответствующих сведений стало достоянием посторонних лиц, образует разглашение государственной тайны. К уголовной ответственности не могут быть привлечены лица, которым из какого-либо источника стали известны сведения, составляющие государственную тайну, и они доверили ее третьим лицам. Уголовную ответственность несет лицо, которому такие сведения были доверены или стали известны по работе или в связи с выполнением служебных обязанностей.

Статья 284 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, топографические карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Документ считается вышедшим из владения, если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан. Утрата документов предполагает такой их выход из владения указанного в законе лица, при котором они стали или могли стать достоянием посторонних. Сюда же относятся случаи утраты документов, когда судьба их неизвестна. Для привлечения виновного к ответственности необходимо установить, каким актом регламентируются правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых носят такой же характер, и какие положения этих правил были нарушены. Утрата документов и предметов, обладающих указанными признаками, является следствием нарушения специальных правил и выходом документа из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне, а поэтому должна быть установлена причинная связь.

Под тяжкими последствиями понимается переход сведений, составляющих государственную тайну, в руки иностранной разведки, причинивший ущерб внешней безопасности страны. Исходя из этого должностные лица органов внутренних дел к уголовной ответственности привлекаться не могут. Но тяжесть последствий является оценочным признаком состава преступления, и применительно к ОРД к таким последствиям может быть отнесена гибель должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам внутренних дел в результате перехода сведений или утраты документов, составляющих государственную тайну. Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный должен нести дисциплинарную ответственность.

 

Date: 2015-09-05; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию