Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Андрей Битов«Большой шар» OCR by Anton Vladimirovich Папа брился. Делал он это обстоятельно. Он оттягивал пальцем кожу на взмыленной щеке, проводил бритвой, трогал пальцем выбритое место, вытирал бритву и палец о газету. Он надувал то левую щеку, то правую, вбирал нижнюю губу и при этом еще пел. Папа гладил брюки. Он плевал на пальцы и шлепал по брюху утюга, он фыркал на брюки и при этом пел. Тоня была как на иголках. Она сидела на краешке дивана, положив руки на колени и выпрямив спину, всем своим видом показывая, как она «терпеливо ждет». Любимец, довоенный еще пупс, безногий и черномазый, лежал за ее спиной сиротливо и неприкаянно. Тоня сидела, а потом вскакивала, подбегала к окну и, вспрыгнув, ложилась на него животом. Окно выходило во двор, и там было серо и пусто. Выше было голубое-голубое небо. А во дворе было от этого вовсе пусто. Пробежал мальчишка, пища в «уйди-уйди». И скрылся в подворотне. Из подворотни доносился гул. Волнами. Топя сползла с подоконника и снова примостилась мм краешек дивана «терпеливо ждать». Папа, уже и брюках, начинял карманы. «Когда же я куплю пиджак?» - сказала папа, надевая побуревший китель. Он спи1 раз посмотрел на себя в зеркало, почему-то насупился, поджал губы, сдвинул брови и, сохраняя это суровое и красивое лицо, повернулся к Тоне, искоса еще поглядывая и зеркало, и сказал: — Ну пошли, Антон. Они вышли из подворотни и остановились, привыкая к свету и шуму. Бесконечной серой лентой, а выше — красные пятна лозунгов, а выше — очень голубое небо, тянулась по улице демонстрация. И как берега — люди, никуда пока не идущие: смотрят на демонстрантов. Солнце лилось на Тоню и папу, и они щурились. И рыжие Тонины волосы горели на солнце. Папа посмотрел на нее и сказал: — Ты у меня сегодня, как флажок. Он еще постоял немного, глядя на демонстрантов, и заторопился. Рядом с домом был садик, и туда он отвел Тоню. Это был очень удобный садик: в двух шагах, и ребенок на воздухе, и в безопасности, и не надо улицу переходить. — Ну, Антон... Ты тут погуляй. А я схожу, мне надо. В одно место. И повернулся. И пошел. Ушел, и Тоня сразу услышала: «Лиса! Лиса Патрикеевна явилась!» Подскочили мальчишки и за косу дернули, и она кого-то за нос, и звали попрыгать на аэростате. Но это все было неинтересно сегодня: и аэростат, который, полуспущенный, лежал огромной пухлой лепешкой на пустыре, за развалинами, и на котором так здорово было прыгать, и сами развалины, которые начинались сразу за садиком. И Тоня снова очутилась на улице. Колонны, колонны... А на тротуаре шла торговля. Слева продавали красно-зеленые бумажные шарики на палочках, справа две цыганки, торговавшие шарами, ссорились из-за шаров. Вернее, из-за жалкой синенькой шкурки, которую можно надуть, и она станет синим шаром. Они тянули шкурку в разные стороны, дергали, то одна, то другая, словно пилили: — Это мой шар! — Нет, не твой! — Это не твой шар! — Нет, это мой! Шкурка лопнула. Нет шара. И тогда они ссорились из-за места: чье оно, кто из двух первый пришел и кто раньше его занял. И тоже не могли договориться. Колонны шли и шли. Тоне очень захотелось идти со всеми вот в такой колонне. Может, нести что-нибудь, а может, петь. Но главное, идти в колонне. Тут, правда, все незнакомые люди. И Тоня колебалась. Вот сделает шаг—и она уже в колонне и идет со всеми. И она не делала шага. И сердце колотилось от этого часто-часто. Только шаг... Трень-бом-динь!—словно где-то далеко зазвенел колокольчик— и Топя уже в шеренге и идет со всеми. Никто не удивился и не спросил ничего. Она шла с этими многими незнакомыми людьми, и от этого что-то прыгало внутри радостное, щенячье, и ей самой хотелось прыгать. Но Тоня не прыгала. И тут сбоку, обгоняя колонну, прошел очень серьезный солдат... и было с ним что-то удивительное! На голове был шлем с наушниками, за плечами металлический ящик (сразу видно, сложный-сложный аппарат), а от ящика вверх — железный прут, он торчал над головой. Солдат шел в таком виде, серьезный и важный, и был он как человек, на которого смотрят: ничего не видел вокруг. Он прошел, как не из этого мира, погруженный во что-то, сбоку колонны, обгоняя. Трень-бом-динь! — прозвенело где-то внутри Тони и в то же время словно издалека, и она тоже обгоняет колонну сбоку, следом за солдатом. Она с трудом поспевала за ним, сталкиваясь с демонстрантами, обгоняя их и боясь почему-то, что он ее заметит. Так они двигались некоторое время вдоль колонны, как вдруг солдат свернул на боковую улицу. Она была безлюдна, а после такого многолюдья казалась особенно пустой и тихой. Солнце делило улицу вдоль: одна сторона была залита им, на другой — уступами — резкие тени. Они шли по теневой, и странной казалась другая — светлая, и пустынность, и тишина, и флаги от дома к дому — тоже казались странными. Солдат стал переходить на солнечную сторону и вдруг заметил метнувшуюся за ним Тоню. Он приостановился — и Тоня остановилась, не зная, куда деться на этой пустой улице и что теперь будет. «Что тебе, девочка?» — сказал солдат и отогнул один из наушников. Тоня молчала. Солдат засмеялся и полез в карман. Достал что-то, повертел в руках. «На»,— протянул он Тоне. Тоня отступила и недоверчиво на него посмотрела. «На же, бери,— ещё раз сказал солдат и шагнул к ней. — Это твои полосы». Топя испугалась и машинально взяла, все еще глядя ему в лицо. За его головой колебался железный прут. Солдат засмеялся и пошел. Тоня посмотрела, что у псе в руке. Это была маленькая катушка с рыжей проволокой, тоненькой, как волосок, и шелковистой. Топя подняла голову и поискала глазами солдата. Он уже был довольно далеко и тут свернул в подворотню большого серого дома. У самой подворотни он обернулся, увидел Тоню и помахал ей рукой, а издали — словно поманил. И скрылся. Тоня медленно подошла к дому. В подворотне были громоздкие деревянные ворота, сплошные, пригнанные. Тоня стояла и разглядывала их. Она видела полоску посередине, где разделялись створки, и прямоугольник внизу одной из створок (наверно, туда и скрылся солдат). И тут в другой створке откинулось маленькое окошко, и оттуда выглянул кто-то и сказал: «А тебе что тут надо? Проходи, пацанка, проходи...» Тоня испугалась и побежала, свернула в какую-то из улиц и еще раз, и перешла на шаг. Совсем успокоилась и шла по какой-то незнакомой улице, и слева был парк за красивой решеткой, а справа очень длинное здание с белыми колоннами, а впереди купол церкви, и ни одного разрушенного здания не было на этой улице. И ни одного человека. Тоня шла, зажав катушку в кулак, и поглаживала одним пальцем шелковую проволоку, шла и не узнавала этих мест. Она пыталась представить, в какой стороне находится их улица, по которой она шла с колонной и на которой стоит их дом. И это ей не очень удавалось. И может, вовсе это не ее город, такой солнечный, красивый и пустой. А другой, совсем другой... Волшебный. И тут случаются необыкновенные вещи! Такие, такие... Она никак не могла представить какие... И тогда из боковой улочки вышла женщина, на руках у нее был малыш, а выше... выше... на голубом небе — огромный (таких и не бывает даже!) красный шар. Трень-бом-динь! Трень-бом-динь! — настойчиво и где-то уж совсем рядом с Тоней зазвенел колокольчик. Шар... И золотой кораблик на нем. Шар натягивал ниточку в руках у женщины и рвался вверх. Трень-бом-динь! Трень-бом-динь! Тоня и не заметила, как оказалась прямо перед женщиной с малышом и встала. Она и не видела их — она видела только большой и такой круглый и прекрасный шар, а таких больших и не бывает вовсе. Женщина с малышом тоже остановилась. Так они стояли друг перед другом. «Что тебе, девочка?» — спросила женщина. Она была нарядная и красивая, меховая. «Шар...» — сказала Тоня. — Как шар? — сказала меховая женщина. — Это наш с Люкой шар. Правда, Люка? — сказала она, боднув своего малыша носом.— Мы его купили. Он нам очень понравился, и мы его купили.— Она говорила уже не Тоне, а малышу: — Люка у нас очень любит такие шары... — Люка сидел на руках у меховой мамы, розовый и равнодушный, как китайский божок, и бессмысленно таращился на Тоню.— Так что, девочка, шар этот — наш. И нам с Люкой надо бежать, потому что сейчас вернется наш па-поч-ка...— И она, еще раз боднув равнодушного Люку носом, хотела уже идти дальше. Но Тоня все стояла перед ней, и — трень-бом-динь! —только самый большой на свете, самый круглый и самый красный шар — только он один и был на свете. — Что же ты, девочка? Пропусти нас...— недовольно протянула женщина и шагнула на Тоню. — Тетенька! Тетенька!—закричала Тоня. — Что, девочка? — строго сказала меховая тетенька. — А где вы его достали?—сказала Тоня, и «его» почему-то произнесла шепотом. — А это мы с Люкой сейчас тебе объясним,— вдруг смягчившись, сказала тетенька.— Это ты сейчас пойдешь по этой улице и свернешь по первой улице направо. Пойдешь по ней, а там совсем близко. Недлинный переулок. Не-длинный... Нет, он ничего себе. Это у него название такое. Там дом такой зеленый. Он один там такой зеленый. Ты сразу его увидишь. У него еще у ворот женщины такие каменные стоят. Вот, пройдешь во двор, и там, прямо, парадная. Третий этаж... А мы с Люкой побежали-побежали. Ух ты, мое сокровище!—боднула она Люку и действительно побежала, но это только несколько шагов, а там пошла. И скрылась. Топя быстро и словно во сне нашла и не нашла — угадала и Недлинный переулок, и зеленый дом с белыми каменными женщинами и прошла во двор. Двор был странный. Дом внутри был тоже зеленый, но темный, облупившийся. А в середине двора, огороженные круглой решеткой, кольцом росли большие старые деревья, и были они, словно взявшись за руки. А в самой середине был круглый фонтан, а и середине фонтана красивая белая птица. Тоня увидела прямо через сквер парадную и направилась через сквер. Там были скамейки, и они все были заняты. Топя уже проходила в парадную, как услышала скрипучий голос: «Девочка! Девочка!» Тоня остановилась и обернулась. «Подойди сюда, девочка»,— сказала старуха на одной из скамеек. Тоня вернулась. «Ты ведь пришла за воздушными шарами?» — сказала старуха и пристукнула клюкой. «Да», — сдавленно сказала Тоня, изумившись, откуда старуха могла узнать. «Будешь за мной»,— сказала старуха. «И вам шар?» — удивилась Тоня. «Мы все здесь за шарами»,— сказали люди на скамейках. Тоня примостилась на деревянную жердочку, окружавшую газон. На газоне лежали прошлогодние бурые листья. Тоня не совсем понимала, что с ней происходит. Она осторожно покосилась на старуху. Та сидела, положив подбородок на клюку. Тоня увела взгляд. Ей было немного страшно. И уже точно, что — трень-бом-динь!— это не ее город, а изумрудный или еще какой-нибудь. И может, ей все это снится. Она еще раз покосилась на старуху. Старуха была на месте. Говорила что-то соседу. «Сейчас я что-нибудь узнаю...» — подумала Тоня и прислушалась. — И вот дом горит,— говорила старуха,— а я все вверх-вниз, вверх-вниз. Вытаскиваю, что могу. А сын все не идет и не идет. А на улице темно уже. Только сугробы белеют. И дом горит... И тогда-то ОН и появился. Черный такой, мрачный... Я выношу — а ОН принимает. А сына все нет. А я старая, что я с НИМ сделаю? Я его боюсь. Что ему стоит? Я выношу — а ОН принимает. Так все и принял. А потом сын пришел, а ничего и не осталось: все ТОТ принял. Только один самовар и остался. Я его в сугроб сунула. Серебряный... Трень-бом-динь... «Все правда,— думает Тоня.— Так оно и есть». — М-да,— говорит сосед.— Тяжелые были времена... — А сейчас что? А сейчас что?— как-то звонко и скороговоркой напала старуха.— Вот шар — и тот тридцать рублей стоит!.. «Тридцать рублей!» — эта новость пронзила Тоню. Она как-то и не подумала об этом: таким все странным было вокруг. Тридцать рублей!.. Тоня вскочила. — Бабушка! Бабушка! — Что, деточка? — А Портовый проспект есть в этом городе? — А как же, деточка. Совсем рядом. А что тебе? — Ой,— обрадовалась Тоня,— я там живу! — Странная девочка, не правда ли?—сказала старуха соседу.— Как выйдешь, деточка, так направо поверни и все иди и иди, все прямо и прямо. Там и будет твоя улица. — Бабушка, а я успею? — встревожено сказала Тоня. — Куда успеешь? — Я вернусь — шары еще будут? — Вот уж не знаю, деточка. Этого я сказать тебе наверняка не могу. Не знаю. А ты бегом, бегом... И Тоня побежала. И тоже очень легко нашла свою улицу. Да, это ее улица. Совсем такая. Народу было по-прежнему много, но колонн уже не было. До дома было еще довольно далеко. Тоня бежала — шар, шар!—и совсем уже еле дыша взлетела по лестнице. Папы дома не было. В отчаянии Тоня опустилась на диван и тут же вскочила: она же не поспеет, опоздает... Помчалась на кухню. Там у плиты, распаренная и сердитая, возилась Марья Карповна. Необъятная, она с легкостью носилась по кухне, ожесточенно громыхала мисками и кастрюлями, словно те были живыми и на них можно было сердиться. И рук ее почти было не разглядеть, так они мелькали. — А тебе что тут надо? Уходи, уходи... — не переставая мелькать, буркнула Марья Карповна. — Тетя Мария, дайте мне, пожалуйста,— жалобно растягивая слова, говорила Тоня,— папы нет дома, вечером он вам отдаст, дайте, пожалуйста... Ну честное слово, папа бы мне наверняка купил, только дома его нет. — И ходят, и ходят... Чего тебе? — Дайте мне тридцать рублей до вечера... — Тридцать рублей! Ишь чего захотела. Так вот вдруг возьми и дай какой-то девчонке...— говорила Марья Карповна, шлепая тесто красными и пухлыми руками.— А зачем тебе? —- Шар такой!..— сказала Тоня и взмахнула руками какой. — Воздушный, что ли? — Ну да, — уже обрадовавшись, сказала Тоня. — И это тридцать рублей за воздушный шарик!— ужаснулась Марья Карповна. — Тридцать рублей, шутка сказать, дерут-то как! Тридцать рублей-то еще заработать надо... Деньги-то какие!.. — Ну, тетенька Марья... Папа вам вечером отдаст. — Вечером, говоришь? Да и то, какие ж это сейчас деньги!.. Два мороженых — и все деньги. Э-эх... Она обтерла руки о фартук и вразвалку проковыляла к себе в комнату. Вернулась с красненькой. — И то ведь ребенку радость,— говорила она, разглядывая тридцатку.— Праздник ведь... Как же тебя не побаловать, сирота моя несчастная... Ой, горит! Ах ты господи!—бросилась она к плите, потом к Тоне: — На, хватай, да беги, пока не раздумала... Ох ты, господи, праздник!..— рычала Марья Карповна, хватаясь за горячую кастрюлю и с грохотом сбрасывая крышку. А Тоня уже мчалась по Портовому проспекту, сжимая в кулаке тридцатку, обегая, протискиваясь, проскальзывая, мелькая рыжей головой. Зеленый дом. Большие белые женщины. Круглый скверик во дворе. И в скверике никого нет. И старухи нет. «Опоздала, опоздала...»—стучала кровь в голове. Тоня взлетела на третий этаж. Хорошо еще, что сразу ясно, какая дверь. Одна всего. Другая заколочена. С налету Тоня позвонила. И тут же испугалась. Позвонить в незнакомую дверь — раньше она постеснялась бы, а может, и не решилась вовсе. Тоня еще не отдышалась, и сердце стучало на всю площадку. Дверь долго не открывали. Открыла ее полная, дряблая женщина, еще не старая и удивительно белая. Все у нее было вниз: и щеки, и фигура. Казалось, она стекала вниз. Она была растрепанная, запыхавшаяся и белая-белая. — Что тебе? — спросила она грубо. — Шар... У вас шары? — сказала Тоня и разжала кулак с побелевшими пальцами.— Вот. Так она стояла перед большой белой женщиной, держа перед собой на ладошке красненький комок. Женщина смерила это все: и Тоню, и комок. — Нет здесь никаких таких шаров! — сказала она и захлопнула дверь. У Тони немного закружилась голова,.все поплыло куда-то вправо, вправо. Что-то внутри с замиранием ухнуло вниз, как в лифте. Тоня ухватилась за перила. Потом из белого тумана выплыли, в обратном порядке, чем исчезали: перила, лестница, потолок, площадка, дверь и звонок на двери. «А как же шар? Самый большой на свете... Самый круглый... самый красный... и золотой на нем кораблик?» Шара не было. Но его не могло не быть. Это Тоня понимала. И не сходила с места. Так она простояла около часа. Какие-то люди спускались и поднимались по лестнице, и Тоня отворачивалась от них в сторону. Она хотела еще раз позвонить, но не могла. И только смотрела на узкую щель почтового ящика и в его пять дырочек внизу и тихо приговаривала: «Вот сейчас... откроется... Раз, два, три... Три-и-и... Вот сейчас...» Она достала из кармана катушку, погладила шелковую проволоку и с замедлением: «Ра-а-аз... два-а-а-а...» За дверью послышался смех, и она распахнулась. Подобранная и веселая, появилась та самая большая белая женщина с мусорным ведром. — Ты все еще здесь, девочка? — сказала она уже значительно мягче.—Шаров нет. Они были, но все уже кончились. Ты иди домой, иди... И она стала спускаться. Тоня не верила. Она гладила шелковую проволоку и уже знала, что шара не может не быть. Когда женщина поднялась с пустым ведром и увидела Тоню на том же месте и встретилась с ней взглядом, она вдруг побелела еще больше и левая щека у нее запрыгала. — И ты все стоишь?.. — сказала она. — Да я бы сейчас для тебя хоть десять сделала... Но нету. Ах ты, бедная моя... Ну что мне с тобой делать? Ах ты господи!!— вдруг вскрикнула она. — Ведь есть же один, есть! Только с брачком... Бочок у него подгорел... Да ты подожди, я сейчас, сейчас... Мигом. Только надую. Газ еще остался. Ты подожди... И торопливо она исчезла за дверью и дверь оставила полуоткрытой. Трень-бом-динь! Трень-бом-динь! – приближался издалека звон колокольчика. Ближе, ближе. Что-то разрывалось в Тоне, распирало, и она всхлипнула. И появилась женщина, неся перед собой огромный красивый шар. А вот и золотой кораблик… Трень-бом-динь! Тоня, ничего не видя, шагнула с вытянутыми вперед руками и взялась за веревочку. Женщина улыбалась. - Бери, милая, бери… Тоня протянула на ладошке красненький комок. Радость исчезла с лица женщины. Какие-то тени прошмыгнули по ее опущенному лицу. Всё это в одну секунду. Она взяла Тонину тридцатку и, не поднимая глаз, тихо ускользнула за дверь. Тоня спускалась. Трень-бом-динь!—звенело в ней. Трень-бом-динь! Она смотала шнурок и взяла шар руками с двух боков. Еле хватило рук обхватывать его. Она слегка сжимала шар и чувствовала под ладошками его, упругого, почти живого. Она слегка нажимала на шар пальцами, всеми пятью по очереди, словно играя гамму, и трень-бом-динь, трень-бом-динь! Потом она увидела, что шар не такой уж круглый: в одном месте он был словно перетянут ниточкой. И большое рыжее пятно было с одного его боку. Но все это было ничтожно и не смогло ее омрачить. Трень-бом-динь!— это ее огромный красный шар и золотой на нем кораблик! Она шла по своей улице, улыбалась и ничего не видела вокруг. Шар натягивал шнурок, и, когда она поднимала голову, он плыл над ней, огромный и красный на голубом небе. — Где это тебе, девочка, достали такой прекрасный шар?—спрашивали ее. — Это я сама достала,— говорила она. — Так где же? — говорили ей. — Там уже нет,— говорила она. Вот и ее дом. Вот и садик, из которого она вышла утром. В садике на нее со всех концов налетели мальчишки. «Лиса! Лиса Патрикеевна явилась!» — закричали они. И вдруг замолчали. Может, тоже услышали трень-бом-динь? Тоня стояла в центре, и ее распирала гордость. «Где ты его раздобыла?»—тихо и восхищенно сказал один. «В Недлинном переулке»,— сказала Тоня. «В Недлинном! В Недлинном! — заулюлюкали вдруг ребята.— Может, в Некоротком? Может, в Нешироком? Может, в Продолговатом?!» — закричали они и запрыгали, загалдели вокруг. Кто-то подпрыгнул и ущипнул шар. Резина пискнула у него под пальцами. Тоня вдруг поняла, что сейчас произойдет, побледнела и отшатнулась. Но сзади тоже были мальчишки. Они тоже прыгали и улюлюкали и хотели ухватить шар. Тоня вытягивала руку с шаром вверх и приподымалась на цыпочки. «Не надо, не надо! — кричала она.— Это мой шар! Мой! Нельзя, не надо!» Но кто-то уже схватил ее за рукав, кто-то дергал за косу. «Лиса! Лиса!»— кричали они. Тоне стало страшно, жутко. Рука, которую она вытянула с шаром, ныла. И тут Тоня почувствовала, что сжимает что-то в кулаке другой руки. Катушка! «Я вам лучше вот что отдам! Это лучше... Это гораздо лучше!»— сказала она и протянула им катушку с рыжей проволокой. Все с криком бросились на катушку. Тоне чуть не вырвали руку. Но она уже бежала вон, вон из садика — с шаром, с шаром. Он был цел, цел! Она взбежала на свою площадку, задыхаясь, и ключ не лез в скважину, и мешал шар. Сверху спускалась Элеонора Леонидовна с сыном. Сын закричал: «Шар! Хочу-у!» — Это девочкин шар,— сказала ему Элеонора Леонидовна.— Разве ты не видишь? Тонечка,— пропела она,— где это тебе достали такой прекрасный шар? — Это я сама достала,— сказала Тоня.— И там уже нет. «Хочу-у! Хочу-у!» — монотонно и равнодушно гудел сын. — Замолчи, замолчи,— сказала Элеонора Леонидовна сыну.— Ты, Тонечка, скажи где, а мы, может, завтра сходим... — В Недлинном переулке, а дома номера не помню и квартиры тоже,— сказала Тоня и засмеялась. — Не шути, не шути, девочка,— сказала Элеонора Леонидовна,— я все-таки как-никак постарше тебя. — Нет, серьезно в Недлинном. Он ничего себе, только название у него такое. А дом зеленый с большими белыми тетями, и внутри садик, и там фонтан с птицей. — Нехорошо, девочка,— сказала Элеонора Леонидовна и начала спускаться по лестнице. Топя справилась с дверью и, обняв шар, внесла его в квартиру. Вес, теперь он в безопасности. Марья Карповна, уже совсем вареная, высунулась из кухни. — А, вот он, голубчик!—сказала она.— Что же это он подгорел с одной стороны? И вот там...— она посмотрела на Тоню.— Ах, и до чего же прекрасный у тебя шар! — сказала она тогда.— Самый лучший... Я таких и не видывала. Тоня, обнимая шар, осторожно открыла дверь своей комнаты и вошла. Папы еще не было. Она придавила шнурок утюгом посредине круглого стола, зажгла свет. Шар натянул шнурок и покачивался в центре комнаты, огромный и красный. Трень-бом-динь! — невиданный цветок. Тоня маршировала вокруг стола, высоко задирая руки и ноги, и пела. А показать некому: папы все нет и нет. Комната у них с папой была узенькая и маленькая, и Тоне вдруг показалось, что для шара в ней мало воздуха. Такой он был огромный, этот шар. Она открыла окно, привязала шнурок к шпингалету и выпустила шар на улицу. За окном он был как флаг. «Теперь тебе хватит воздуху»,— сказала Тоня и села на диван. И тут почувствовала, как она устала. Надо только дождаться и показать... Она сидела и иногда посматривала в окно. За окном покачивался шар, и был он самый большой и круглый в мире. Тоня совсем уже клевала носом, когда пришел папа. Он вошел грустный и усталый и сел с ней рядом. — Как хорошо дома!..— сказал он. А Тоня посмотрела в окно — шар! И вся радость, задремавшая вместе с ней, проснулась, и от того, что есть с кем поделиться, возросла вдвое. И она рассказывала, рассказывала... — Вот и все,— сказала она. — Ах ты, мой флажок,— сказал папа и погладил ее по голове.— Это самый замечательный шар, какой яви-дел в своей жизни. И Тоня уснула, и снилось ей, как в детдоме ей пришла посылка от мамы. И были там красные штаны. Мама думала, что Тоня все такая же толстая, да еще и выросла за два года, и штаны оказались Тоне очень велики. Они висели ниже колен и торчали из-под юбки. И Тоня шагу не могла ступить из-за этих проклятых индюков. Вот она идет, а они, грозно шипя, медленно отделяются от заборов, и все ближе, и их все больше, со всей улицы. И такие гадкие птицы вытягивают свои голые шеи, и трясутся их противные красные клювы, тянутся к ее штанам. И шипят они все громче и противней. И Тоня бежит. И они бегут за ней, хватают ее за штаны и больно щиплют за ноги. И шипят. А она не может быстрей — сползают штаны... И вот они, эти индюки, они же мальчишки с ее двора, они же две цыганки, клюют, прыгают, рвут ее самый большой и самый красный шар. «Нет! Нет!» — кричит Тоня и просыпается. В испуге смотрит в окно. Трень-бом-динь! Папа сидит рядом и смотрит на Тоню. И папа улыбается ей. И Тоня вдруг вспоминает то, что все время хотела у него спросить. — Папа, ты знаешь, где Недлинный переулок? — Нет, Антон, не знаю. — И никогда не слышал о нем? — Нет... А зачем тебе? Тоня смотрит в окно — и вдруг улыбается. Тому, что знает только она... Трень-бом-динь! 1961
|