Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисование человека и животных в программах изоискусства и в практике учителей общеобразовательных школ





ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И

ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Методические рекомендации для студентов и

преподователей

'"' iiv:.


-2-

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

(Методическая разработка для студентов стационара и заочного отделения) План:

1. Рисование человека и животных в программах изоискусства и в
практике учителей общеобразовательных школ - с.З

2. Анализ положительного опыта и экспериментальной работы по
руководству обучением учащихся изображению человека: 1-4 классы и 5-7
классы - с.7

Литература:

Основная:

1. Глинская И.П. Как рисовать фигуру человека. Пособие для учителей
(Из опыта работы) - М, - Л.: Просвещение, 1963

2. Глинская И.П. Рисование фигуры человека. - В кн.: Изобразительное
искусство. Методика обучения в 1-3 классах, 1978, с.93-102

3. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. - М.:
Просвещение, 1976, с. 60-67

Дополнительная:

1. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.:
Искусство, 1957

2. Карлов Г.П. Изображение птиц и зверей. - М.: Просвещение 1970

3. Кузин В.С Наброски и зарисовки. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1970

4. Лаптев А.Н. Как рисовать лошадь. -М.: Искусство, 1953


-3-

Рисование человека и животных в программах изоискусства и в практике учителей общеобразовательных школ

В практике работы общеобразовательных школ по изобразительному искусству задача обучения детей рисованию человека, животных и птиц считается одной из самых сложных и в большинстве случаев решается неудовлетворительно.

С нашей точки зрения, причину следует искать, прежде всего, в неправильном понимании целей, содержания и методов учебной работы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

В прежних программах по данному предмету для украинских школ ставилась задача обучения передаче строения фигуры человека, изображению животных при рисовании на темы с 1 по 7 классы и на отдельных уроках рисования с натуры в 5-7 классах.

Методические руководства рекомендовали также практиковать наброски с натуры человека и животных в качестве подготовительного этапа перед выполнением рисунков на темы, в некоторых методических пособиях — начиная с 1 класса.

В младших классах большинство учителей понимает общеразвивающую и воспитательную значимость обучения детей изображению человека, животных и птиц. Но по неопытности, недостаточности специальной подготовки не уверены в себе, боятся руководить соответствующей деятельностью детей. Некоторые считают, что дети неплохо справляются с заданиями самостоятельно. Эта убежденность базируется на правильных наблюдениях: младшие дети рисуют смело, решительно берутся за изображение любых предметов и событий, интересующих их. Ребенок получает в изодеятельности возможность высказаться, выразить себя, он - непременный участник изображаемого события. При этом ребенку не чужды и эстетические запросы, его радует ритмический строй рисунка или его симметричная равновесность (получающиеся вначале непреднамеренно), цветовая яркость. Вопрос «правильно или неправильно» еще не возникает. Однако критическое отношение к своему рисунку развивается быстро. Уже во 2 классе многие дети отказываются рисовать человека и животных. Одни из них просто отвечают: «не умею», а другие пускаются на хитрость, говоря, например, что у них магазин закрыт на обед (поэтому нет ни продавцов, ни покупателей), что космонавт сидит в ракете (поэтому его не видно) и т.п.

Так обстоит дело в 1-4 классах. А в 5-7 классах до недавнего времени программа предусматривала уже несколько специальных уроков по рисованию с натуры фигуры человека в разных поворотах и положениях (6-7 классы). Цель здесь ясна и правомерна: возросшее общее развитие детей позволяет ставить задачу возможно более полного познания и отражения действительности, ее закономерностей. Однако методы академического рисования, применяемые в специальных средних учебных заведениях и перенесенные в общеобразовательную школу, себя не оправдывают.


-4-

Например, наблюдения показывают, что рисование с натуры чучел животных и птиц с задачей точной передачи пропорций, очертания, конструктивно-аналитического строения, объемно-пространственной характеристики модели (именно так формулируется она часто в методических пособиях и понимается учителями) является для учащихся общеобразовательной школы нереальной, вступающей в противоречие с уровнем психофизиологического развития, спецподготовки детей, их изобразительными возможностями и интересами.


Неправильно понимая задачу ознакомления учащихся с пропорциями фигуры человека (или желая облегчить процесс рисования для детей) многие учителя предлагают не только для анализа, но и для последующего рисования таблицу с изображением фигуры человека во фронтальном (иногда - и в профильном) положении с показом соотношения частей тела, с головой в качестве модуля (единицы измерения). Рисунок начинается с деления вертикальной линии, обозначающей высоту фигуры, на необходимое количество отрезков-модулей и рисование приобретает характер механического срисовывания с образца.

При таком «профессиональном», а по сути дела - формальном методе руководства уроки изобразительного искусства превращаются и для учащихся, и для учителя в занятия скучные, а подчас и мучительные. В результате - неумелые, равнодушно-статичные, однообразные по манере исполнения рисунки и полная неспособность рисовать в отрыве от таблицы, затем - от натуры, по памяти, использовать изображение человека и животных в тематических рисунках.

Возникает вопрос: нужно ли вообще обучать детей рисованию человека, животных в общеобразовательной школе? Какую пользу могут получить учащиеся при этом?

Известно, что изобразительная деятельность близка ребенку в силу того, что является одной из наиболее доступных для него форм освоения, познания окружающей среды, средством выражения своего отношения к явлениям и событиям жизни. Поэтому тематическое рисование из всех видов изобразительной деятельности является наиболее привлекательным для младших школьников. Однако и учащиеся 4-6 классов испытывают к нему достаточно сильный интерес. Этот факт может быть использован в педагогических целях, поскольку тематический рисунок дает естественный повод для беседы с детьми в общеобразовательном, художественно-эстетическом и специально-учебном направлениях. Такая беседа и собственно практическая работа над тематическим рисунком имеет воспитательной целью формирование у учащихся необходимых положительных качеств, развитие их фантазии, воображения, наблюдательности, творческой активности и ряда специфических, художественно-изобразительных способностей: чувства формы и цвета, пространственного мышления, композиционного чувства и мышления.

Однако, представим себе, что дети не изображают человека, животных и птиц в своих рисунках. Они боятся, не умеют этого делать. В таком


-5-

рисунке отсутствует действие, он утрачивает сюжетную смысловую направленность, а дети при этом теряют интерес к рисунку и постепенно - к учебному предмету в целом. Само собой разумеется, в этом случае самые лучшие намерения учителя не достигнут цели. Отсюда вывод: в школе следует с первого класса помогать детям в овладении умением изображать человека и животных. Этого требуют и специальные цели художественного воспитания детей и воспитательные цели занятий. Вопрос, следовательно, заключается в том, как в условиях школьного урока достигнуть усвоения учебного материала подавляющим большинством учащихся. Т.е. найти такое содержание учебного материала и методы обучения, которые соответствовали бы жизненному опыту, возможностям, возрастным особенностям развития и интересам детей.


-6-

Детские работы учащихся 2 класса с изображением животных

Думается, здесь следует, прежде всего, идти по пути изучения опыта работы специалистов художественного воспитания детей, учителей, работающих с учащимися изобразительному искусству в 1-4 и 5-7 классах. Мы имеем в виду не общие рекомендации о необходимости рисовать человека и животных с натуры перед выполнением тематического рисунка, а эффективные приемы работы, положительный опыт, апробированный в работе с детьми и дающий хорошие результаты.

Детские работы учеников 6-7 классов с изображением птиц в декоративном ключе, слева - в технике апликации


-7-







Date: 2015-09-05; view: 573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию