Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика проектно-творческих способностей учащихся ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Тест Е. Торренса. В работе над тестом Е. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда. Дж. Гилфордом были выделены четыре классических свойства дивергентного мышления: - «беглость» - способность продуцировать большое количество идей; - «гибкость» - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; - «оригинальность» - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; - «разработанность» - способность детально разрабатывать возникшие идеи. Образная батарея. Описание субтестов. Невербальная батарея включает в себя три субтеста, направленных на измерение разных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения. Субтест 1 («Создание рисунка») является воплощением оригинальной идеи Е. Торренса. Участникам предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве отправной точки необходимо использовать определенный элемент. Этот элемент представляет собой цветное овальное пятно, напоминающее довольно обычные предметы. Субтест 2 («Незаконченные фигуры») является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Участнику предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальт-психологии. Поэтому для того, чтобы создать оригинальный рисунок, участник должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. Продолжение приложения А Стимульным материалом субтеста 3 («Повторяющиеся линии») являются 30 пар параллельных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какое-либо изображение. Таким образом, участник должен предлагать различные идеи на основе одного и того же стимула, преодолевая ригидность мышления. На выполнения каждого субтеста отводится 10 минут. Художественный уровень в рисунках не учитывается, самое важное - заложенная в них идея. Специальные инструкции к субтестам. Субтест 2. «Незаконченные фигуры» «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появились вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками». Если во время выполнения субтеста психолог замечает, что некоторые участники начинают волноваться, так как не успевают выполнить все задания, необходимо сказать следующее: «Я заметил(а), что вы все работаете по-разному. Некоторые быстро рисуют все картинки, а затем возвращаются к ним и добавляют некоторые детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько изображений, но превращают их в сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится и как вам удобнее». Обработка результатов: Беглость. Этот показатель оценивается в соответствии со следующими правилами: -для оценки беглости необходимо подсчитать общее количество рисунков, получившихся в результате завершения предложенных незаконченных фигур; - при подсчете беглости учитываются только адекватные ответы. Если какой-либо рисунок из-за своей неадекватности не получает оценку по параметру «беглость», он вообще исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие ответы: - рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченная фигура) не был использован; - рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название или не имеющие названия вообще. (Однако прежде чем отнести рисунок к бессмысленной абстракции, важно подробно расспросить участника о том, что он нарисовал. Часто при этом обнаруживается совершенно определенный смысл рисунка). - если две (или более) незаконченные фигуры использованы участником при создании одной картинки (объединены в одну картинку), то за беглость начисляется количество баллов, соответствующее числу использованных незаконченных фигур. Объединение нескольких незаконченных фигур может быть осуществлено путем создания на их основе одного рисунка, а также нескольких рисунков, объединенных последовательностью развития единого сюжета или с помощью названия (см. оценку параметра «оригинальность»). Оригинальность. Оригинальность оценивается только в тех ответах, которыепри подсчете показателя «беглость» были признаны адекватными. Показатель «оригинальность» подсчитывается (как и в субтесте 1) в соответствии со следующими правилами: - оценка за оригинальность основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы, перечисленные ниже, оцениваются в 0 баллов. Все остальные ответы оцениваются в 1 балл;
Российская выборка. Возрастной диапазон 16-17 лет Фигура №1: буквы, лицо человека, облако (туча), птица (любая), сердце, цифры, яблоко. Фигура №2: антенна, дерево (куст), метелка, рогатка, буквы, цифры. Фигура №3: буквы, звуковые волны, лицо человека, морда животных, цифры. Фигура №4: буквы, волны, змея, усы, цифры. Фигура №5: буквы, качели (гамак), лицо человека, лодка (корабль), фрукты, цифры. Фигура №6: буквы, машина, молния, ступени, цифры. Фигура №7: буквы, кость, ложка (поварешка), машина, рука, серп, цифры. Фигура №8: буквы, дерево, лицо и фигура человека, платье, ракета, цифры. Фигура №9: буквы, горы, лицо человека, уши животных, цифры. Фигура №10: буквы, ель, клюв птицы, лицо человека, мордочка животного, цифры. - при сравнении ответов участника с приведенными списками банальных, часто встречающихся ответов внимание акцентируется на том, как использована незаконченная фигура, а не на названии. Е. Торренс иллюстрирует это положение следующим примером. Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая незаконченная фигура превращается у участника в лицо, то данный рисунок получает за оригинальность оценку 0 баллов. Однако, если эта же незаконченная фигура превращается у участника в губы или усы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл. При этом названия рисунков и в том, и в другом случаях могут быть одинаковыми. Аналогично, если первая незаконченная фигура превращается у участника в птицу - часто встречающийся ответ, то рисунок получает оценку 0 баллов (рисунок 3 а). Но если этот же стимул станет какой-то частью головы птицы,
то оценка за оригинальность будет 1 балл (рисунок 3 б). При этом названия рисунков могут быть одинаковыми; - оценка за оригинальность в каждом субтесте равна количеству ответов, получивших 1 балл; - за оригинальность предусматривается начисление поощрительных баллов (бонуса), если при создании рисунка объединяются несколько исходных стимульных фигур. Рассматриваются три способа объединения: - единый рисунок: при создании одного рисунка используются сразу несколько незавершенных фигур; - последовательный сюжет: на основе двух или нескольких незаконченных фигур нарисовано несколько картинок, последовательно развивающих единый сюжет;
- общее название: на основе двух или нескольких незаконченных фигур нарисовано несколько картинок, объединенных общим названием. - количество поощрительных баллов (бонус) зависитотколичества объединенных незаконченных фигур (таблица 4); - поощрительные баллы начисляются за оригинальность, даже если отдельные рисунки, входящие в комбинированный сюжет, не являются оригинальными.
Таблица 4 - Начисление поощрительных баллов Разработанность. При подсчете разработанности в данном субтесте руководствуются теми же правилами, которые использовались для субтеста 1: - 1 балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру (рисунок 7). При этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оценивают только один раз; Продолжение приложения А - если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то подробно оценивается разработанность одного из них, и еще 1 балл дается за идею нарисовать другие такие же предметы (рисунок 8); - если рисунок содержит несколько предметов, похожих и относящихся к одному классу, но (в отличие от предыдущего пункта) обладающих уникальными отличительными характеристиками, то необходимо подробно оценить разработанность одного из них, а также дать по 1 баллу за каждую отличительную особенность остальных предметов этого класса. При этом за саму идею нарисовать несколько похожих предметов балл не начисляется. Например, если участник нарисует несколько облаков разной формы, то следует подсчитать все существенные детали одного из облаков, и прибавить по 1 баллу за каждую новую форму (рисунок 9). Еще один интересный пример приведен на рисунке 10. В данном случае в изображении второго сердечка отмечены три отличительные особенности: по 1 баллу начислено за каждую из трех деталей, свидетельствующих о
принадлежности второго сердечка к женскому полу: бантик, большие глазки и женский ротик; - 1 балл дается за специальное закрашивание или" штриховку какого-то предмета или части изображения (рисунок 9, 11), а также за штриховку (тень), если она несет смысловую нагрузку, то есть отражает объем или время суток; - 1 балл дается за цвет, если он дополняет основную идею ответа; - 1 балл начисляется за каждую вариацию изображения, если она несет в себе определенный смысл и дополняет основную идею ответа. Например, обследуемый может нарисовать предметы последовательно уменьшающимися или увеличивающимися в размерах, может просто нарисовать предмет большим или маленьким для того, чтобы передать идею пространства (рисунок 11); - если изображенная на рисунке разделяющая линия имеет специальное значение (например, пояс, шарф, оконная рама), то за нее также дается 1 балл;
- 1 балл начисляется за каждую подробность в названии рисунка, превосходящую уровень простого названия (ярлыка), относящего нарисованный предмет к какому-то классу; - очень примитивные изображения с минимальной разработанностью оцениваются в 0 баллов; - баллы за разработанность, полученные участником в данном субтесте, переводятся в обобщенные сырые баллы в соответствии с таблицей 6. Это снижает вероятность ошибки и влияние субъективного фактора при подсчете данного параметра. Абстрактность названий. Показатель «абстрактность названий» оценивается только в тех ответах, которые при подсчете параметра «беглость» были признаны адекватными. Критерии оценки те же, что и в субтесте 1. Сопротивление замыканию. Рисунки участника оцениваются по шкале от 0 до 2 баллов в соответствии со следующими критериями: 0 баллов. Фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или простой кривой линии, сплошной штриховки или раскрашивания (рисунок 12 а, б,в). Буквы алфавита или цифры оцениваются также в 0 баллов. 1 балл. Решение превосходит простое замыкание фигуры. Участник быстро и просто замыкает фигуру, но потом дополняет ее деталями снаружи (рисунок 13 а, б). Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ оценивается в 0 баллов. 2 балла. Стимульная фигура не замыкается вообще (рисунок 14 а-е). Стимульная фигура замыкается с помощью линий сложной конфигурации (рисунок 15).
Заметим, что менее творческие люди, выполняя задания субтеста 2, обычно завершают фигуры немедленно - прямыми или ломаными линиями, исключая возможность создания более сильных, оригинальных рисунков.
Стимульная фигура становится открытой частью закрытой фигуры (рисунок 16). Буквы и цифры оцениваются в 0 баллов. Суммирование первичных результатов. Первичная обработка результатов в соответствии с правилами, описанными в предыдущих разделах, осуществляется в Тестовой тетради. Рисунки, которые при подсчете показателя «беглость» были признаны неадекватными, вычеркиваются, Рядом с адекватными рисунками записываются буквенные обозначения показателей (Б - беглость, О - оригинальность, Н - абстрактность названия, Р - разработанность, 3 - сопротивление замыканию) и количество сырых баллов. Далее следует переходить к суммированию результатов. Для этого необходимо заполнить Таблицу 1 («Суммирование первичных результатов») на Бланке фиксации результатов. Для получения суммы баллов по показателям «беглость», «оригинальность», «разработанность», «абстрактность названий», «сопротивление замыканию» в каждом субтесте необходимо сложить баллы, которые получил по этим показателям каждый рисунок. Баллы за разработанность, полученные обследуемым в каждом из образных субтестов, переводятся в обобщенные сырые баллы по Таблице 2, представленной на Бланке фиксации результатов, и затем уже заносятся в Таблицу 1. Для получения суммы баллов по каждому показателю для образной батареи в целом следует сложить баллы во всех колонках Таблицы 1. Следует напомнить, что некоторые показатели образной креативности подсчитываются не во всех субтестах. Например, для получения сырых баллов по беглости суммируются данные второго и третьего субтестов. Сопротивление замыканию подсчитывается только во втором субтесте. А вот для получения сырых баллов по оригинальности суммируются данные во всех трех субтестах.
Внимание! Для подсчета обобщенного показателя «образная креативность», для сравнения беглости, оригинальности, абстрактности названия, разработанности, сопротивления замыканию и образной креативности в целом у разных людей, а также для понимания сильных и слабых сторон образного креативного мышления полученные суммы баллов (сырые оценки повсем показателям) необходимо перевести в шкальные значения. Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность» Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по каждому показателю (беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названий и сопротивление замыканию). Для перевода сырых значений в Т-баллы используется формула:
i - порядковый номер участника; Тi - шкальное значение показателя (беглость, оригинальность, разработанность, название, замыкание) у данного участника; Xi - сырая оценка показателя (беглость, оригинальность, разработанность, название, замыкание) у данного участника; М - среднее арифметическое значение показателя (беглость, оригинальность, разработанность, название, замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (таблица 4); s - стандартное отклонение значений показателя (беглость, оригинальность, разработанность, название, замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (таблица 4). Анализ тенденций изменения М и ст в зависимости от возраста по таблицам нормативных данных, полученных на российской и американской выборках, что статистически значимые различия между российскими и американскими данными отсутствуют. Наши данные близки данным
Е. Торренса и по уровневым характеристикам, и с точки зрения прослеживающихся в них тенденций (по всем показателям, кроме «абстрактности названий», нет роста средних значений в зависимости от возраста). Поэтому в образной батарее нормативные данные Е. Торренса могут быть использованы и для российской выборки как более достоверные с учетом большого объема американской выборки. Для получения обобщенного показателя «образная креативность» (Ток) необходимо просуммировать Т-баллы по беглости (Тб), оригинальности (То), разработанности (Тр), абстрактности названий (Тн), замыканию (Тз) и поделить эту сумму на 5:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1981. 3 Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 4 Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. - М.: Высшая школа, 1977. 5 Грэйс Крайг. Психология развития. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. 6 Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 7 Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. /Психология творчества. - М., 1990. 8 Жуковская В.И. Маленькая домашняя энциклопедия. - М. 1992. 9 Зак А. З. Методы развития способностей у детей. - М., 1994. 10 Кравчук П.Ф. Творческий потенциал личности в системе подготовки специалиста в ВУЗе. /Творчество и личность. Тезисы. - Курск, 1995. 11 Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1982. 12 Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2005. 13 Кукеов В.А. Столярное дело. - М.: Профтехиздат, 1960. 14 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Издательство «Учитель, 2005. 15 Ларченко Д., Келле-Пелле А. Интерьер дизайн и компьютерное моделирование. - СПб.: Питер, 2008. 16 Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.17 Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами // Научно-практический журнал. - 2002. 18 Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000. 20 Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция - М., 2006. 21 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.22 Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., - 1992.23 Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. - М.: Просвещение, 1989. 24 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 25 Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М. Ю. - М., - 2005. 26 Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. 27 Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985. 28 Прудников П.Г., Гольдберг Е.Э., Кордонская Б.К. Справочник по отделке мебели. - Киев: Тэхника, 1982. 29 Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. - «Питер». 30 Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1984. 31 Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. /Сб. Художественное творчество. - Ленинград, 1982. 32 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2003. 33 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль. -1997. 34 Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. 35 Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. 36 Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000. 37 Цукерман Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. Вопросы психологии, 1999. 38 Шамова Т.И. «Активизация учения школьников». - М.: Педагогика, 1982. 39 Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. 40 Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. - М., 1996. 41 Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997. 42 Предметный дизайн (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://kuzmin-pro.ru/arhitektura-i-dizayn/predmetnyy-dizayn.html 43 Реставрация мебели своими руками (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.restoreforum.ru/rforum/viewtopic.php?f=17&t=457 44 Мастерская (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.restavraciy.ru/knigi/5/1.html 45 http://www.art-con.ru/node/505 46 http://school32uslab.narod.ru/metod6.htm 47 http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page28345.html
Виды стульев
Виды стульев
Виды реставрации
Элементы и узоры гжельской росписи
Применение гжельской росписи
|