Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика проектно-творческих способностей учащихся





Тест Е. Торренса.

В работе над тестом Е. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (твор­ческого) мышления Дж. Гилфорда. Дж. Гилфордом были выделены четыре классических свойства дивергентного мышления:

- «беглость» - способность продуцировать большое количе­ство идей;

- «гибкость» - способность применять разнообразные страте­гии при решении проблем;

- «оригинальность» - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

- «разработанность» - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Образная батарея. Описание субтестов.

Невербальная батарея включает в себя три субтеста, направ­ленных на измерение разных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения.

Субтест 1 («Создание рисунка») является воплощением ори­гинальной идеи Е. Торренса. Участникам предлагается нари­совать картинку, при этом в качестве отправной точки необходи­мо использовать определенный элемент. Этот элемент представ­ляет собой цветное овальное пятно, напоминающее довольно обычные предметы.

Субтест 2 («Незаконченные фигуры») является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Участнику предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порож­дающих у него желание завершить их простейшим путем соглас­но законам гештальт-психологии. Поэтому для того, чтобы со­здать оригинальный рисунок, участник должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку опре­деленные устойчивые образы.

Продолжение приложения А

Стимульным материалом субтеста 3 («Повторяющиеся линии») являются 30 пар параллельных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какое-либо изображение. Таким образом, участник должен предлагать различные идеи на основе одного и того же стимула, преодолевая ригидность мышления.

На выполнения каждого субтеста отводится 10 минут. Художественный уровень в рисунках не учитывается, самое важное - заложенная в них идея.

Специальные инструкции к субтестам.

Субтест 2. «Незаконченные фигуры»

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фи­гуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку под­робной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появи­лись вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

Если во время выполнения субтеста психолог замечает, что некоторые участники начинают волноваться, так как не успевают выполнить все задания, необходимо сказать следующее:

«Я заметил(а), что вы все работаете по-разному. Некоторые быстро рисуют все картинки, а затем возвращаются к ним и добавляют некоторые детали. Другие успевают нари­совать лишь несколько изображений, но превращают их в сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам боль­ше нравится и как вам удобнее».

Обработка результатов:

Беглость. Этот показатель оценивается в соответствии со следующи­ми правилами:

-для оценки беглости необходимо подсчитать общее ко­личество рисунков, получившихся в результате завершения пред­ложенных незаконченных фигур;

- при подсчете беглости учитываются только адекватные ответы. Если какой-либо рисунок из-за своей неадекватности не получает оценку по параметру «беглость», он вообще исключает­ся из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие ответы:

- рисунки, при создании которых предложенный стимул (неза­конченная фигура) не был использован;

- рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие

бессмысленное название или не имеющие названия вообще. (Однако прежде

чем отнести рисунок к бес­смысленной абстракции, важно подробно

расспросить участника о том, что он нарисовал.

Часто при этом обнаруживается совершенно определенный смысл рисунка).

- если две (или более) незаконченные фигуры использова­ны участником

при создании одной картинки (объединены в одну картинку), то за беглость

начисляется количество баллов, соответствующее числу использованных

незаконченных фигур. Объединение нескольких незаконченных фигур может

быть осу­ществлено путем создания на их основе одного рисунка, а также

нескольких рисунков, объединенных последовательностью раз­вития единого

сюжета или с помощью названия (см. оценку па­раметра «оригинальность»).

Оригинальность. Оригинальность оценивается только в тех ответах, которыепри подсчете показателя «беглость» были признаны адекватными.

Показатель «оригинальность» подсчитывается (как и в субтесте 1) в соответствии со следующими правилами:

- оценка за оригинальность основывается на статистической редкости

ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы, перечисленные ниже, оцениваются в 0 баллов. Все остальные от­веты оцениваются в 1 балл;

 

Российская выборка. Возрастной диапазон 16-17 лет

Фигура №1: буквы, лицо человека, облако (туча), птица (любая), сердце, цифры, яблоко.

Фигура №2: антенна, дерево (куст), метелка, рогатка, буквы, цифры.

Фигура №3: буквы, звуковые волны, лицо человека, морда животных, цифры.

Фигура №4: буквы, волны, змея, усы, цифры.

Фигура №5: буквы, качели (гамак), лицо человека, лодка (корабль), фрукты, цифры.

Фигура №6: буквы, машина, молния, ступени, цифры.

Фигура №7: буквы, кость, ложка (поварешка), машина, рука, серп, цифры.

Фигура №8: буквы, дерево, лицо и фигура человека, платье, ракета, цифры.

Фигура №9: буквы, горы, лицо человека, уши животных, цифры.

Фигура №10: буквы, ель, клюв птицы, лицо человека, мордочка животного, цифры.

- при сравнении ответов участника с приведенными списками

банальных, часто встречающихся ответов внимание акцентируется на том, как использована незаконченная фигура, а не на названии. Е. Торренс иллюстрирует это положение следую­щим примером. Если в списке неоригинальных ответов приво­дится ответ «лицо человека» и соответствующая незаконченная фигура превращается у участника в лицо, то данный рисунок получает за оригинальность оценку 0 баллов. Однако, если эта же незаконченная фигура превращается у участника в губы или усы, которые затем становятся частью лица, то ответ оцени­вается в 1 балл. При этом названия рисунков и в том, и в другом случаях могут быть одинаковыми.

Аналогично, если первая незаконченная фигура превраща­ется у участника в птицу - часто встречающийся ответ, то рисунок получает оценку 0 баллов (рисунок 3 а). Но если этот же сти­мул станет какой-то частью головы птицы,

 

 

то оценка за ориги­нальность будет 1 балл (рисунок 3 б). При этом названия рисунков могут быть одинаковыми;

- оценка за оригинальность в каждом субтесте равна коли­честву ответов, получивших 1 балл;

- за оригинальность предусматривается начисление поощ­рительных баллов (бонуса), если при создании рисунка объединяются несколько исходных стимульных фигур. Рассматривают­ся три способа объединения:

- единый рисунок: при создании одного рисунка используются сразу несколько незавершенных фигур;

- последовательный сюжет: на основе двух или нескольких не­законченных фигур нарисовано несколько картинок, последо­вательно развивающих единый сюжет;

 

- общее название: на основе двух или нескольких незакончен­ных фигур

нарисовано несколько картинок, объединенных об­щим названием.

- количество поощрительных баллов (бонус) зависитотколичества

объединенных незаконченных фигур (таблица 4);

- поощрительные баллы начисляются за оригинальность, даже если

отдельные рисунки, входящие в комбинированный сю­жет, не являются

оригинальными.

 

Количество объединенных стимулов Бонус
   
   
   
   

Таблица 4 - Начисление поощрительных баллов

Разработанность.

При подсчете разработанности в данном субтесте руковод­ствуются теми же правилами, которые использовались для суб­теста 1:

- 1 балл начисляется за каждую существенную деталь ри­сунка, дополняющую исходную стимульную фигуру (рисунок 7). При этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оценивают только один раз;

Продолжение приложения А

- если рисунок содержит несколько одинаковых предме­тов, то подробно

оценивается разработанность одного из них, и еще 1 балл дается за идею нарисовать другие такие же пред­меты (рисунок 8);

- если рисунок содержит несколько предметов, похожих и относящихся

к одному классу, но (в отличие от предыдущего пун­кта) обладающих уникальными отличительными характеристиками, то необходимо подробно оценить разработанность одного из них, а также дать по 1 баллу за каждую отличительную особен­ность остальных предметов этого класса. При этом за саму идею нарисовать несколько похожих предметов балл не начисляется.

Например, если участник нарисует несколько облаков разной формы, то следует подсчитать все существенные детали одного из облаков, и прибавить по 1 баллу за каждую новую фор­му (рисунок 9).

Еще один интересный пример приведен на рисунке 10. В дан­ном случае в изображении второго сердечка отмечены три отличи­тельные особенности: по 1 баллу начислено за каждую из трех деталей, свидетельствующих о

 

 

принадлежности второго сердеч­ка к женскому полу: бантик, большие глазки и женский ротик;

- 1 балл дается за специальное закрашивание или" штри­ховку какого-то предмета или части изображения (рисунок 9, 11), а также за штриховку (тень), если она несет смысловую нагрузку, то есть отражает объем или время суток;

- 1 балл дается за цвет, если он дополняет основную идею ответа;

- 1 балл начисляется за каждую вариацию изображения, если она несет в себе определенный смысл и дополняет основную идею ответа. Например, обследуемый может нарисовать предметы пос­ледовательно уменьшающимися или увеличивающимися в разме­рах, может просто нарисовать предмет большим или маленьким для того, чтобы передать идею пространства (рисунок 11);

- если изображенная на рисунке разделяющая линия имеет специальное значение (например, пояс, шарф, оконная рама), то за нее также дается 1 балл;

 

- 1 балл начисляется за каждую подробность в названии рисунка, превосходящую уровень простого названия (ярлыка), относящего нарисованный предмет к какому-то классу;

- очень примитивные изображения с минимальной разра­ботанностью оцениваются в 0 баллов;

- баллы за разработанность, полученные участником в данном субтесте, переводятся в обобщенные сырые баллы в со­ответствии с таблицей 6. Это снижает вероятность ошибки и влияние субъективного фактора при подсчете данно­го параметра.

Абстрактность названий.

Показатель «абстрактность названий» оценивается только в тех ответах, которые при подсчете параметра «беглость» были признаны адекватными. Критерии оценки те же, что и в субтесте 1.

Сопротивление замыканию. Рисунки участника оцениваются по шкале от 0 до 2 бал­лов в соответствии со следующими критериями:

0 баллов. Фигура замыкается самым быстрым и простым способом:

с помощью прямой или простой кривой линии, сплошной штриховки или раскрашивания (рисунок 12 а, б,в). Буквы алфавита или цифры оцениваются также в 0 баллов.

1 балл. Решение превосходит простое замыкание фигуры. Участник быстро и просто замыкает фигуру, но потом дополняет ее деталями снаружи (рисунок 13 а, б). Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ оценивается в 0 баллов.

2 балла. Стимульная фигура не замыкается вообще (рисунок 14 а-е).

Стимульная фигура замыкается с помощью линий сложной конфигурации (рисунок 15).

Заметим, что менее творческие люди, выполняя задания суб­теста 2, обычно завершают фигуры немедленно - прямыми или ломаными линиями, исключая возможность создания более силь­ных, оригинальных рисунков.

 

Стимульная фигура становится открытой частью закрытой фигуры (рисунок 16). Буквы и цифры оцениваются в 0 баллов.

Суммирование первичных результатов.

Первичная обработка результатов в соответствии с правила­ми, описанными в предыдущих разделах, осуществляется в Тесто­вой тетради. Рисунки, которые при под­счете показателя «беглость» были признаны неадекватными, вы­черкиваются, Рядом с адекватными рисунками записываются бук­венные обозначения показателей (Б - беглость, О - оригиналь­ность, Н - абстрактность названия, Р - разработанность, 3 - со­противление замыканию) и количество сырых баллов.

Далее следует переходить к суммированию результатов. Для этого необходимо заполнить Таблицу 1 («Суммирование первич­ных результатов») на Бланке фиксации результатов.

Для получения суммы баллов по показателям «беглость», «оригинальность», «разработанность», «абстрактность названий», «сопротивление замыканию» в каждом субтесте необходимо сло­жить баллы, которые получил по этим показателям каждый рису­нок. Баллы за разработанность, полученные обследуемым в каж­дом из образных субтестов, переводятся в обобщенные сырые баллы по Таблице 2, представленной на Бланке фиксации резуль­татов, и затем уже заносятся в Таблицу 1.

Для получения суммы баллов по каждому показателю для образной батареи в целом следует сложить баллы во всех колон­ках Таблицы 1. Следует напомнить, что некоторые показатели об­разной креативности подсчитываются не во всех субтестах. На­пример, для получения сырых баллов по беглости суммируются данные второго и третьего субтестов. Сопротивление замыка­нию подсчитывается только во втором субтесте. А вот для полу­чения сырых баллов по оригинальности суммируются данные во всех трех субтестах.

 

 

Внимание! Для подсчета обобщенного показателя «образ­ная креативность», для сравнения беглости, оригинальности, аб­страктности названия, разработанности, сопротивления замы­канию и образной креативности в целом у разных людей, а также для понимания сильных и слабых сторон образного креативного мышления полученные суммы баллов (сырые оценки повсем по­казателям) необходимо перевести в шкальные значения.

Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность»

Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по каждому показателю (беглость, оригинальность, разработанность, абст­рактность названий и сопротивление замыканию). Для перевода сырых значений в Т-баллы используется формула:

s  
Тi = 50 + 10 XiM где

i - порядковый номер участника;

Тi - шкальное значение показателя (беглость, оригинальность, разработанность, название, замыкание) у данного участника;

Xi - сырая оценка показателя (беглость, оригинальность, разра­ботанность, название, замыкание) у данного участника;

М - среднее арифметическое значение показателя (беглость, оригинальность, разработанность, название, замыкание), по­лученное на соответствующей возрастной выборке (таблица 4);

s - стандартное отклонение значений показателя (беглость, ори­гинальность, разработанность, название, замыкание), полу­ченное на соответствующей возрастной выборке (таблица 4).

Анализ тенденций изменения М и ст в зависимости от возра­ста по таблицам нормативных данных, полученных на российс­кой и американской выборках, что статистически значимые различия между российскими и американскими данными отсутствуют. Наши данные близки данным

 

Е. Торренса и по уровневым характерис­тикам, и с точки зрения прослеживающихся в них тенденций (по всем показателям, кроме «абстрактности названий», нет роста средних значений в зависимости от возраста). Поэтому в образ­ной батарее нормативные данные Е. Торренса могут быть исполь­зованы и для российской выборки как более достоверные с уче­том большого объема американской выборки.

Для получения обобщенного показателя «образная креативность» (Ток) необходимо просуммировать Т-баллы по беглости (Тб), оригинальности (То), разработанности (Тр), абстрактности названий (Тн), замыканию (Тз) и поделить эту сумму на 5:

 
Т образной креативности = S Тi = Т б + Т о+ Т р+ Т н+ Т з

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1981.

3 Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4 Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. - М.: Высшая школа, 1977.

5 Грэйс Крайг. Психология развития. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

6 Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

7 Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. /Психология творчества. - М., 1990.

8 Жуковская В.И. Маленькая домашняя энциклопедия. - М. 1992.

9 Зак А. З. Методы развития способностей у детей. - М., 1994.

10 Кравчук П.Ф. Творческий потенциал личности в системе подготовки специалиста в ВУЗе. /Творчество и личность. Тезисы. - Курск, 1995.

11 Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1982.

12 Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2005.

13 Кукеов В.А. Столярное дело. - М.: Профтехиздат, 1960.

14 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Издательство «Учитель, 2005.

15 Ларченко Д., Келле-Пелле А. Интерьер дизайн и компьютерное моделирование. - СПб.: Питер, 2008.

16 Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.

17 Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами // Научно-практический журнал. - 2002.

18 Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.
19 Лук Л.И. Мышление и творчество.- М.: Педагогика, 1976.

20 Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция - М., 2006.

21 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.22 Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., - 1992.

23 Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. - М.: Просвещение, 1989.

24 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.

25 Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М. Ю. - М., - 2005.

26 Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006.

27 Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985.

28 Прудников П.Г., Гольдберг Е.Э., Кордонская Б.К. Справочник по отделке мебели. - Киев: Тэхника, 1982.

29 Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. - «Питер».

30 Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1984.

31 Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. /Сб. Художественное творчество. - Ленинград, 1982.

32 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2003.

33 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль. -1997.

34 Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

35 Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.

36 Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000.

37 Цукерман Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. Вопросы психологии, 1999.

38 Шамова Т.И. «Активизация учения школьников». - М.: Педагогика, 1982.

39 Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991.

40 Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. - М., 1996.

41 Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997.

42 Предметный дизайн (Электронный ресурс) - Режим доступа:

http://kuzmin-pro.ru/arhitektura-i-dizayn/predmetnyy-dizayn.html

43 Реставрация мебели своими руками (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.restoreforum.ru/rforum/viewtopic.php?f=17&t=457

44 Мастерская (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.restavraciy.ru/knigi/5/1.html

45 http://www.art-con.ru/node/505

46 http://school32uslab.narod.ru/metod6.htm

47 http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page28345.html

 

Виды стульев

 

 

Виды стульев

 

 

Виды реставрации

 

 

Элементы и узоры гжельской росписи

 

Применение гжельской росписи

 

Date: 2015-09-05; view: 1788; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию