Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сословно-представительная монархия во Франции XIV – XV вв
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. Становление ее связано с дальнейшей централизацией, возвышением королевской власти. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный поли-тический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. Людовик XI (1461-1483 гг.) отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета. Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии – вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. была предусмотрена воз-можность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парла-мент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юс-тиция считалась суверенной. Постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Они отстаи-вали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верхов-ным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для при-нятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое дело сам или же делегировать это право своим слугам. Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий. Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым – дворянство, третьим – городское население и крестьяне – цензитарии – лично свободные крестьяне, которые обязаны были платить сеньору денежную ренту – ценз). Политическим выраже-нием этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты. Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственно-го органа предшествовали расширенные собрания королевской курии, имевшие место еще в XIII в. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым (1285-1314 гг.) в 1302 имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии феодального государства во Франции. Созванные в 1302 году первые Генеральные штаты ознаменовали собой начало становления во Франции сословно-представительной монархии. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность заседаний также определялись королем. Они созывались для того, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявлением королем войны, переговорами о мире, заключением договоров, обострением конфликта с папой и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя фор-мально их согласие на принятие королевских законопроектов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог. Поражения Франции в Столетней войне (1337 – 1453 г.г.) с Англией создали ситуацию, благоприятную для расширения прав Генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города и раньше всего Париж. В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла со-гласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королев-ских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них. Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года – Жакерия, преследовавшее антифеодальные цели. Между тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карлом, был оплачен теперь многими жертвами. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской власти, хотя объективно они помогали ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (на-пример, с 1468 по 1484 г.). После 1484 г. Генеральные штаты не собирались до 1560 г. Центральное и местное управление. Центральные органы управления не подвер-гались существенной реорганизации. Все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекали от короля. Из прежних должностей сохранила свое значение только должность канцлера. Он, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля. Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе коро-левской курии Большой совет (с 1314 по 1497 гг.). В его состав входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. Появились и новые должности в центральном королевском аппарате – клерки, сек-ретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено. Для усиления централизации местно-го управления короли вводят новые должности губернаторов. Сначала губернаторы имели чисто военные функции. Затем получили более широкие полномочия: они имели право запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д. В XIV в. появляются такие новые должностные лица, как генерал-лейтенанты. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XVв. стал называться провинцией. Организация финансового управления. Постепенно основным источником по-полнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 г., когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступавшие от бальи и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций. Судебная система. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации. Мелкие судебные дела решали прево, но дела о серь-езных преступлениях рассматривались в суде бальи, а в XV в. – в суде под председатель-ством лейтенанта. Вся судебная деятельность полностью контролировались королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. стали назначаться не на один год, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. Date: 2015-09-05; view: 782; Нарушение авторских прав |