№ п\п
| Вид фигуры
| Определение, признаки
| Примеры
|
1.
| Сравнение
(иногда относят к тропам)
| Художественный приём, основанный на сходстве явлений (сравнит. оборот, придаточное сравнит. и др. конструкции со знач. сравнения).
Бывает простое, развёрнутое.
Цель: используется для создания художественного образа.
| 1. И по морщинам старика,/как тени облака слегка/ промчались тени черных дум…(М.Ю.Лермонтов).
|
2.
|
2.
| Антитеза
| -(греч. противопоставление) – создаётся с помощью использования антонимов.
| 1.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)
|
2.
|
3.
| Оксюморон
| -(греч.остроумно-глупое)-соединение противоположных или контрастных слов.
| 1. Смотри, ей весело грустить.(А.Ахматова)
|
2.
|
4.
| Параллелизм
| -(греч.идущий рядом) – однотипное строение предложений или их частей.
| 1.Воды глубокие
Плавно плывут.
Люди премудрые
Тихо живут. (А.С.Пушкин).
|
2.
|
5.
| Повтор
| - основан на повторе одних и тех же слов, однокоренных слов, словосочетаний и др. Цель: усиление их значения.
ВИДЫ частичного повтора:
- анафора (единоначалие строк),
- эпифора (совпадение окончаний строк),
- эпанафора (совпадение конца предыдущего и начала следующего предложений),
- симплока (совмещает свойства анафоры и эпифоры),
- кольцо (в начале и в конце произведения),
- рефрен (повтор одной строки, строфы).
| 1. Звонко раздавались лишь нестройные звуки.
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей. (А. А. Дельвиг).
|
2.
|
6.
| Эллипсис
(эллипс)
| - синтаксическое сжатие речи, пропуск слов с целью умолчания или придачи речи динамичности.
На месте пропуска слова – тире.
| 1. Я – за свечку,
Свечка – в печку. (К.Чуковский).
|
2.
|
7.
| Инверсия
| - (лат. перестановка) – обратный порядок слов. Цель: придание речи выразительности.
| 1. Швейцара мимо он шагнул по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин).
|
|
8.
| Период
| - особая форма сложных предложений, обычно большая по объёму.
|
|
9.
| Градация
| - (греч. усиление)- повторение семантически близких слов, которые усиливают значение друг друга.(Обычно строится на использовании синонимических рядов).
Климакс – градация со значением ослабления признака (нисходящее усиление).
Антиклимакс – градация со значением ослабления признака (восходящее усиление).
| 1. Вы прекрасны, блистательны, ослепительны!
Не жалею, не зову, не плачу. (С.А.Есенин).
|
2.
|
10.
| Риторичес-кий
вопрос
| - не требующий ответа, заданный с целью привлечения внимания.
| 1.Мой друг! К чему твои лобзанья
Теперь, столь полные огня? (М.Ю.Лермонтов)
|
2.
|
Риторичес-
кое
обращение
| - обращение автора к порой даже неодушевлённым предметам, сделанное ради привлечения внимания читателя к авторским размышлениям.
| 1. Унылая пора! Очей очарованье!
|
2.
|
Риторическое
восклицание
| - восклицание, вызванное сильным эмоциональным впечатлением и вызывающее такое же чувство у читателя
| 1. Люблю тебя, Петра творенье! (А.С.Пушкин)
|
2.
|
11.
| Алогизм
| - (лат. лишённый логики)- приём, построенный на нарочитом нарушении причинно-следственных связей. Цель: подчеркнуть противоречивость образа естественной логике.
| 1. Чичиков, вынув из кармана бумажку (деньги), положил её перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и тотчас накрыл её книгою. (Н.В.Гоголь).
|
12.
| Перифраз
| - (греч. перетолкование)-описательный оборот, используемый вместо прямого наименования предмета.
| 1. Царь зверей (лев); автор «Мёртвых душ» (Н.В.Гоголь).
|
2.
|
13.
| Бессоюзие
(асиндетон)
| - соединение однородных членов предложения без помощи союзов.
| 1. Мне сказочное видится во всём: в борьбе, в природе, в жизни человека.(В.Луговской).
|
2.
|
14.
| Многосоюзие
(полиситде-тон)
| - соединение однородных членов предложения повторяющимися союзами.
| 1. Язык вмещает в себя всё: и характер народный, и опыт, и историю, и философию… (В.Распутин).
|
2.
|
15.
| Парцелляция
| - непривычное членение предложения; одна часть (парцеллят) отделяется от другой паузой (на письме – точкой).
| 1. Люблю ветер. Больше всего на свете.
(С.Баруздин).
|
2.
|