Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушения речевых функций ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи. Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др. Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания: – трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе); – повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке; – дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примерами могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус; – недостаточная подвижность губ и языка; – задержка речевого развития вследствие задержки психического развития; – неграмотная речь в семье и др. При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др. Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой) [27, с. 16]. Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически [27, с. 98]. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке развития движений артикуляционного аппарата у ребенка. Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)). Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу [27, с. 110]. Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так называемое косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Выражается в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников. В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше поизошло обращение за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком. Некоторые нарушения речи являются афазией. Афазия – это полная или частичная утрата речи в результате поражения корковых структур доминантного полушария, которая возникает на фоне сохранности слуха [27, с. 30–31]. Не является афазией невротические нарушения (заикание), врожденные дефекты речи (например, алалия). В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А. Р. Лурии. Согласно этой классификации существуют следующие формы афазии: акустико-гностическая (сенсорная) и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая и афферентная моторная афазии, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная и динамическая афазии, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей). Рассмотрим каждый из этих видов подробнее. 1. Акустико-гностическая (сенсорная) афазия. Для данной формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Чужая речь воспринимается больным как нечленораздельный поток звуков. Речь у больного на раннем этапе заболевания может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов, словосочетаний, что получило название «речевой окрошки». В результате такой человек начинает понимать родную речь как иностранную, он не понимает обращенную к нему речь и сам не может правильно произнести слова. Нарушается и чтение, буквы воспринимаются нечетко, т. е. теряется устойчивость звукового образа. Такие больные беспомощны. В сенсорной афазии выделяется литеральная парафазия – нарушение речи при письме (на письме меняется одна из букв). 2. Акустико-мнестическая афазия – это особое состояние слуховой системы, которая не запоминает то, что она воспринимает (может воспринимать только очень медленную речь). При акустико-мнестической афазии нарушение слухоречевой памяти является основным дефектом. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводит к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти – семи слов. Пациент с трудом ориентируется в беседе с двумя–тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач. Эти больные плохо пишут под диктовку, плохо повторяют слова. У них наблюдается явление проактивного и ретроактивного торможения. Проактивное торможение – предыдущее слово оказывает влияние на последующее (в норме встречается очень редко) [13, с. 343]. Ретроактивное торможение – последующие слова оказывают влияние на предыдущие. Хотя подобные феномены являются закономерными процессами памяти, однако у данных больных они проявляются особенно ярко. К тому же у больного может обнаруживаться всплывание слов через 15–20 минут – таким образом проявляется эффект реминисценции. 1. Семантическая афазия. У больных с семантической афазией сохраняется понимание простых фраз. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа «брат отца» – «отец брата» и т. д. Больные затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова, не обнаруживается в них переносный смысл. 4. Афферентная моторная афазия. Главные трудности, которые испытывают такие больные – это трудности в произнесении слов – трудность в речевой моторике, распад в речевой моторике. Особенно это ясно, когда похожие звуки требуют похожих движений (например, звук «м» и «н» не различаются такими больными). Эти нарушения четко видны в речи, особенно на письме, например, путают «л» и «н». Нарушение речи часто сопровождается нарушением движения. Ошибок тем больше, чем менее автоматизировано слово. 5. Эфферентная моторная афазия относится к нарушению передних областей. Основной дефект состоит в затруднениях переключения с одного звука на другой. В грубой форме человек не может произносить слова, кинетическая мелодия выпадает, но мышление не страдает совершенно. В менее грубой форме произнесение удается, но много дефектов. Если нарушения не затрагивают глубоких отделов, то речь возможна, но телеграфного стиля. Преобладают глаголы и существительные в именительном падеже. Больные плохо владеют интонацией, нарушается письмо. Звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Эта форма афазии сопровождается массивными кровоизлияниями в мозг. Речь может быть восстановлена, но не до конца. 6. Динамическая афазия наступает при массивных поражениях мозга. Поражение сопровождается речевой аспонтанностью, больные предпочитают молчать, хотя контактны. При ответе они пользуются словами собеседника, наблюдается эхолалия — повторение слов за собеседником. Копируется все вплоть до интонации, характерна пассивность для таких больных. На практике они не могут составить развернутое высказывание, по-видимому, страдает этап программирования. Говорят штампами. Больше говорят существительными, чем глаголами. Эти дефекты сочетаются с нарушениями речевой моторики, причем нарушения тонкие – это выражается в том, что трудно говорить скороговорки. Чаще всего эта афазия возникает вследствие кровоизлияния или тромбов, которые закупоривают среднюю мозговую артерию. Неафазические нарушения речи. Страдает подкорка. Например, при поражении таламуса происходит нарушение речевого внимания, быстро забывается прочитанное, легко теряется нить рассказа.
Date: 2015-09-05; view: 503; Нарушение авторских прав |