Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы





1. Развитие умений видеть проблемы

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается.

В частности,умение выявлять проблему формируется при формулировке темы и задач лабораторных работ, при работе с текстом учебника, при рассматривании какого-либо вопроса с различных точек зрения. Например, выяснить роль испарения воды в листьях можно с точки зрения о газообмене веществ, а можно с точки зрения защитырастения от перегревания.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

Развитие умений задавать вопросы.

Вопрос - это форма мышления. В вопросе выражается потребность в информации. Человеку всегда хочется что-то и чего-то. Для решения самых насущных потребностей необходимо поставить для начала вопрос: Как я могу это сделать? Умение задавать вопросы - это умение управлять своим мышлением, а также осуществлять обратную связь с другими людьми. Мы ежедневно задаем себе сотни вопросов. Одни из них умные, другие глупые. Умные вопросы характеризуют сильное мышление, это умение задавать вопросы по существу дела. Именно для развития мышления и нужно учить детей задавать вопросы. Ведь поиск ответа на вопрос и есть работа мышления. Как же научиться задавать умные вопросы? Существует несколько типов умных вопросов.

Типы вопросов

1. Осведомительные вопросы, или описательные. Цель - получение новой информации ("Что это?", "Где...?", "Когда...?", "Какой...?"). Частный случай осведомительных вопросов - "на понимание", для прояснения ситуации или правильности своего понимания.

2. Контрольные вопросы. Задаются для проверки знаний. Это вопросы для воспроизведения полученных знаний. По другому называются репродуктивные. Частными случаями контрольных вопросов являются экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Олимпиадные вопросы или, по другому, задачи повышенной сложности. Они проверяют не знания, а умение пользоваться ими для решения задач, выявляют склонность к научному анализу, умение мыслить логически. Основные требования к таким вопросам:

вопросы должны быть из разных разделов темы, трудность должна быть различной. Вопросы должны быть и простые, и трудные.

Частным случаем олимпиадных вопросов являются вопросы викторин, задачи на смекалку, шуточные задачи.

4. Наводящие вопросы. Помогают решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Наводящие вопросы задавать сложно, т.к. нужно хорошо знать обсуждаемый предмет, уметь давать четкие определения понятий, уметь классифицировать их, а также понимать, что и почему не понимает ребенок. Для того чтобы задать ребенку наводящие вопросы, нужно сложное понятие разложить на несколько простых до тех пор, пока ребенку не будет понятно каждое слово. Очень хорошо помогает использование схем, таблиц, фотографий, рисунков, опытов, моделей. Кроме того, нужно задавать следующий наводящий вопрос только после того, как ребенок ответит на предыдущий. Примеры наводящих вопросов: "Какие части входят в эту задачу?", "Что известно о...?", "Что надо узнать?", "Что будем узнавать сначала, что потом?".

5. Проблемные, или развивающие вопросы. Эти вопросы побуждают ребенка думать. Проблемные вопросы начинаются так: "Зачем...?", "Почему...?", "Какие функции выполняет...?"

Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова "зачем", помогают прояснить цель.

Вопросы, начинающиеся с "почему", выявляют причины рассматриваемого явления.

Вопрос "Какие функции выполняет...?" помогает понять механизм действия рассматриваемого предмета или явления.

Частный случай проблемного вопроса: "Найди ошибки (в рисунке или в рассказе)".

Для развития умения сравнивать необходимы вопросы, начинающиеся со слов: "сравните", "сопоставьте", "чем отличается...", "что общего...".

Примеры проблемных вопросов: "Чем дети отличаются от взрослых?", "Зачем надо слушаться родителей?", "Почему в шубе тепло?".

6. Критикующие вопросы. Цель этих вопросов - выявить недостатки. Эти вопросы способствуют развитию критического мышления. Только помните лозунг, которого следует придерживаться, если вы используете критикующие вопросы: "Критикуешь - предлагай, предлагаешь - выполняй".

7. Рефлексивные вопросы. Их цель - осмысление создавшейся ситуации, самоанализ своего состояния и изменений в понимании ситуации, своих знаниях и умениях. Например: "Что нового я узнал сегодня? Чему научился? Что мне понравилось, что нет? Что мне понятно, что нет? Что было трудно, что легко?"

8. Отсекающие вопросы. Это вопросы, которые позволяют отсечь большое поле неизвестности. Например, чтобы угадать задуманный предмет, лучше задавать не конкретные вопросы "Это кастрюля?", а отсекающие: "Это живое? Это рукотворное?". Они помогают сузить поле поиска.

9. Прогнозирующие вопросы. Ответами на них могут быть гипотезы, предположения о возможном решении проблемы. Они позволяют анализировать условия, при которых возможны те или иные явления. Они включают слово "если" и помогают выявить причинно-следственные связи. Такие вопросы являются основой научного исследования. Например, простой, казалось бы, вопрос "Что будет, если исчезнут птицы?", на самом деле является сложным системным вопросом, который требует изучения всех пищевых цепочек, опыление растений и др.

10. Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к мыслительной деятельности, поиску ответов на них, повышают познавательный интерес. Развитие может протекать только при получении удовольствия от мыслительной деятельности, от процесса познания, преодоления трудностей при решении задач разного рода.

11. Провокационные вопросы. Это вопросы со скрытой ошибкой или ложным утверждением. Их цель - воспитать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение, способность противостоять нападению, подвоху, обману, мошенничеству.

12. Мудрые вопросы. Умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как в нее не попасть. Еще одно важное качество мудрого человека: он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени, потому что он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания.

13. Глупые вопросы. Глупый вопрос не нужен никому, кроме задавшего. Глупый вопрос высвечивает глупость того, кто его задал или обижает того, кому его задают. Могут быть и откровенно оскорбительные вопросы, ущемляющие его достоинство, ставят под сомнение его честь или компетентность.

14. Открытые вопросы. Предполагают ответ развернутый.

15. Закрытые вопросы. Предполагают однозначный ответ или ответ да/нет.

16. Уточняющие вопросы. "Верно ли, что..."; "Надо ли...?"; "Должен ли...?"

17. Восполняющие вопросы. "Кто, что, где, когда" и т.д.

18. Сложные вопросы - содержат сразу несколько вопросительных слов или предлагают варианты на выбор.

19. Корректные вопросы. Базируются на истинных рассуждениях.

20. Некорректные вопросы. Основываются на ложных утверждениях, отличаются от провокационных вопросов тем, что спрашивающий не знает о ложности основы своего вопроса.

Date: 2015-09-05; view: 1048; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию