Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Этапы формирования сознания





В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г.К.):

I — до I года — бодрствующее сознание;

II — от I года до 3 лет — предметное сознание;

III — от 3 до 9 лет — индивидуальное сознание;

IV — от 9 до 16 лет — коллективное сознание;

V —от 16 до 22 лет —рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание.

Первый этап формирования сознания характеризуется появле­нием выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом на­блюдаются первые реакции на окружающую среду — первые эле­менты сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или за­сыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобраз­ные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение («автаркия» по Парте О.П. с соавт.).

На втором этапе формирования сознания (предметного) главную роль играют непосредственные впечатления действи­тельности. Сознание ребенка обогащается представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На этом этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь реальных событии и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окру­жающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «Я».

На третьем этапе формирования сознания (индивидуально­го) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, от­дифференцирование от других предметов действительности. Со­знание собственного «Я» в последующем развитии совершенству­ется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективно­го) характерно появление более дифференцированных представ­лений о предметах действительности, о себе, о простейших взаи­моотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетли­выми представления об объектах пространства, о связи пережива­емых в прошлом событий с настоящими.

Глава 11. Нарушения сознания и самосознания 121

Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них обще­ственного, социального сознания.

На пятом этапе формирования состояние подростка приоб­ретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и со­относятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обес­печивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их. Зрелость сознания дости1ае1ся к окончанию юношеского возраста к 20—22 годам.








Date: 2015-09-05; view: 241; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию