Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужчины лучше действуют при стрессе





 

Услышав, что не нужно тревожиться, они, как подобает разумным женщинам, немедленно ударились в панику.

Вашингтон Ирвинг

 

На сайте «Антитеррор» (http://antiterror.condoleeza.ru/psych/adekvat.html) размещена следующая рекомендация.

 

Чтобы действовать адекватно в экстремальной ситуации, постарайтесь по возможности следовать следующему плану действий:

1) прежде чем принимать какое-то решение, проанализируйте ситуацию, в которой вы оказались;

2) попробуйте, насколько это будет возможно, оценить человека, противостоящего вам, обратив внимание на его физические и психические данные, его настроение и возможные особенности в поведении;

3) приведите себя в состояние, которое позволит вам не только действовать, но и думать;

4) определите тактику своего поведения в зависимости от всего объема поступившей к вам информации и ведите себя в соответствии с ней.

 

Очевидно, что следовать такой инструкции может только человек, который привык к экстремальным ситуациям. Среди обычных людей тоже встречаются те, кто способен выполнить подобный план действий, и это, как правило, мужчины.

В предыдущих разделах мы неоднократно подчеркивали, что женские особи по сравнению с мужскими замечательно пластичны, т. е. значительно лучше приспосабливаются к изменениям в окружающей среде. Это правило, конечно же, справедливо и для человека: женщины приспосабливаются лучше, чем мужчины. Но оно работает при одной существенной оговорке: изменения, к которым нужно адаптироваться, должны происходить медленно и (или) не быть принципиально новыми для данного человека. Другими словами, женщины пластичнее мужчин в ситуациях с низким уровнем стресса.

В стрессорных ситуациях, т. е. содержащих большую долю новизны, мужчины действуют лучше женщин – сохраняют способность к принятию решений и реже проявляют смещенные реакции.

В Российской Федерации существует список профессий, которыми женщинам заниматься запрещено. Например, нельзя нанимать их для выполнения физически тяжелой работы. Это совершенно понятно, так как мужчины, будучи заметно сильнее и выносливее женщин (см. главу 1), лучше переносят мышечную нагрузку. Однако запрещенными для женщин являются и некоторые профессии, связанные с операторской деятельностью. Например, водителем автобуса, машинистом тепловоза или вертолетчиком женщина быть не может. Это объясняется тем, что такие профессии связаны с высокой вероятностью возникновения стрессорной ситуации и ответственностью за жизнь десятков людей, которая лежит на шофере и машинисте. Когда указывают на существование женщин-водителей автобусов в Европе, это свидетельствует не о лучшей приспособленности к стрессу европейских женщин, а только о значительно лучшем дорожном покрытии, лучшей дорожной инфраструктуре (разметка, количество освещенных трасс, регулируемых железнодорожных переездов и т. д.) и меньшей склонности европейцев нарушать правила.

Отметим, что при тестировании в лаборатории женщины лучше выполняют задания, связанные с операторской деятельностью. Иначе говоря, физические качества, необходимые, например, шоферу, лучше развиты у женщин. У них шире поле зрения, лучше способность определять расстояние до объекта и скорость его движения и т. д. Даже чувство инерции, которое очень редко используется в повседневной жизни, но которое необходимо водителю автомобиля, лучше развито у женщин. У них лучше развиты моторика и, наконец, сенсомоторная интеграция, т. е. выше согласованность движений с получаемой зрительной информацией. Но это превосходство женщины проявляется только при лабораторном исследовании, в ситуации с очень низким уровнем стресса. В реальной же жизни, когда уровень стресса потенциально очень высок, женщины-водители значительно чаще, чем мужчины, создают аварийные ситуации (рис. 8.51).

 

Рис. 8.51. Женщины лучше управляют автомобилем на компьютерном тренажере благодаря лучшим сенсорным системам и лучшей сенсомоторной интеграции. В реальных условиях дорожного движения, когда постоянно возникают непредсказуемые аварийные ситуации, женщины хуже справляются с вождением, чем мужчины. В стрессорной обстановке мужчины, в отличие от женщин, сохраняют способность к принятию решений

 

В очередной раз подчеркнем, что описываемые закономерности имеют статистический характер. Существование высоких женщин не опровергает общую закономерность «Мужчины выше женщин». Девушка может стать профессиональным пилотом «Формулы-1». Может стать летчиком, как Валентина Гризодубова и Мелитта фон Штауффенберг. Тем не менее в такую массовую профессию, как пилот пассажирского лайнера, женщин не берут – на всякий случай.

После стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для того чтобы секреция кортизола снизилась до исходного уровня. Многие другие физиологические параметры тоже возвращаются к норме после стрессорных изменений медленнее у женщин, чем у мужчин (рис. 8.52).

Несмотря на идеологическое значение полета Валентины Терешковой, полеты женщин в космос были прекращены на десятилетия. И причина этого, конечно же, не в том, что ЧСС В. Терешковой значительно дольше возвращалась к норме, чем ЧСС мужчин. Дело в том, что она не выполнила исследовательские программы своего полета. Из 72 часов пребывания на орбите Терешкова значительное время не выходила на связь, видимо, из-за нарушенного сознания. Когда связь удавалось восстановить, она сообщала, что «корабль не управляется». При этом в центре управления отчетливо слышали звук «п» в слове «корабль», что указывало на отключение высших когнитивных функций, поскольку именно так Терешкова произносила это слово до того как попала в Москву и обучилась нормативному произношению.

 

Рис. 8.52. Медленное восстановление физиологических параметров у женщин после стресса[394]

У всех космонавтов частота сердечных сокращений нарастает по мере приближения старта и достигает максимума в момент старта. Затем следует постепенное уменьшение ЧСС. К моменту возникновения невесомости у всех космонавтов-мужчин частота пульса была меньше, чем за пять минут до старта. Принципиально иная картина изменения пульса отмечена у единственной женщины-космонавта. Частота сердечных сокращений у Терешковой при пятиминутной готовности и в момент старта не превышала максимальное значение пульса, которое встречалось в группе мужчин. После старта этот показатель снижался у Терешковой очень медленно. Если в момент старта он был выше, чем в среднем у мужчин, на 16 ударов в минуту, то на среднем этапе выхода на орбиту превысил средний показатель у мужчин на 33, на конечном этапе – на 34 и при возникновении невесомости – на 36 ударов в минуту. Таким образом, стрессорный подъем частоты сердечных сокращений дольше сохранялся у Терешковой, чем у космонавтов-мужчин. Время угасания реакции больше у женщин, чем у мужчин, и для других показателей стресса

 

Но самую большую досаду исследователей вызвало то, что после приземления в поле Терешкова в нарушение строжайшего запрета сразу же основательно поела, приняв дары восторженных колхозников. Тем самым она загубила всю программу медицинских исследований. Ведь ее полет и был предпринят для выяснения влияния на организм женщины пребывания в космосе. Вдобавок Терешкова нарушила закон о государственной тайне, угостив колхозников своим космическим пайком, состав которого был совершенно секретным. Таким образом, все ее поведение указывало на сильнейший стресс как во время полета, так и после приземления.

Запрет на полеты женщин в космос был совершенно оправдан. В математической теории игр существует теорема, которая доказывает существование выигрышной стратегии в любой игре, правила которой неизвестны. Для этого нельзя повторять проигрышный ход. Первые полеты в космос были такой игрой. Никто не знал, что влияет на космонавта. Поскольку полеты мужчин прошли благополучно, а первый полет женщины провалился, совершенно правильным было решение больше не пускать женщин в космос.

Неизвестно, учитывали ли американцы советский опыт запуска женщины в космос, но отряд своих женщин-астронавтов они продержали в резерве вплоть до расформирования. В отряд входили пилоты, имевшие боевой опыт войны в Корее, опытнейшие парашютистки, т. е. женщины незаурядные. На тренировках они показывали результаты, значительно превосходившие мужские. Например, в «бассейне молчания». При этом человека погружают в абсолютно темный бассейн с соленой водой для создания невесомости. Испытуемый одет в специальный костюм, который препятствует движениям. Человек не может даже прикоснуться большим пальцем к указательному. Так сводится к минимуму сенсорный приток к ЦНС. Почти полная сенсорная депривация крайне тяжело переносится людьми. Нетренированный человек выдерживает не больше минуты: помимо непередаваемого ужаса у него начинаются перебои в сердечной деятельности. И женщины перекрывали показатели мужчин в несколько раз! Два их лучших показателя составили чуть больше двух и трех часов, тогда как женщины выдерживали в «бассейне молчания» по девять и одиннадцать часов.

И тем не менее превосходные результаты на тренировках не свидетельствуют о высокой устойчивости к стрессу и способности принимать решения в стрессогенной ситуации. Испытуемый знает, что по первому же сигналу его немедленно извлекут из бассейна (или барокамеры, или термокамеры), а космонавт в реальном космосе, напротив, знает, что никто не придет ему на помощь. Первые космические полеты были полетами в неизвестность, поскольку создаваемая ситуация, несмотря на все тренировки на земле, имела огромную долю новизны. Это чисто психологический фактор, и он является определяющим неприспособленность женщин к работе испытателей.

В рассказе Гарри Гаррисона «Тренировочный полет»[395], опубликованном в 1958 г., первую экспедицию на Марс отправляют, внушив экипажу, что это имитация, тренировка. И когда люди обнаружили, что находятся на реальном Марсе, то тут же улеглись в гибернаторы в ожидании автоматической отправки корабля на Землю, резонно опасаясь за собственную психику.

Нужно сказать, что организаторы полетов имели и экспериментальные данные о том, что именно новизна является критическим фактором космического полета, а не невесомость, перегрузки, шум, вибрация и прочие физические обстоятельства. Перед стартом одного из первых кораблей собака, которая должна была стать космонавтом, сбежала в степь. Дублера не было, поэтому поймали первую попавшуюся байконурскую дворнягу, запихнули в ракету, пристегнули и запустили. Собака благополучно вернулась из космоса, выдержав все физические нагрузки, не содрав с себя многочисленные датчики и не имея признаков психических расстройств. А ведь собак-космонавтов тренировали по шесть месяцев, приучая к космической амуниции, к перегрузкам и другим неприятным ощущениям полета. Успешный опыт наивной собаки показал, что самое тяжелое при полете в космос – неизвестность. Собака же не знала, что ей предстоит. Она не понимала, что находится в абсолютно враждебной живым существам среде, отделенная от вакуума тонким слоем ненадежного металла. А человек знал, и его бессознательно работающее воображение порождало стресс, что проявлялось в смещенных реакциях и неадекватном поведении. Прав был Ганс Селье, прав и Ф. М. Достоевский:

 

Стресс – это не что, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем.

Ганс Селье

 

 

Слишком много сознания – это болезнь.

Ф. М. Достоевский

 

В настоящее время, после накопления полувекового опыта космических полетов, когда новизна значительно уменьшилась, женщины успешно летают и как туристы, и как командиры кораблей. Ситуация, лишенная новизны, содержит минимум стрессогенности, поэтому сегодня космические полеты вполне доступны и женщинам, и случайным людям – космическим туристам. Последних готовят к полету всего шесть дней. Его (ее) одевают в скафандр, погружают в бассейн, немного крутят на центрифуге, дают послушать рев взлетающей ракеты и т. п. Все это делается отнюдь не для того, чтобы подготовить организм к состоянию невесомости и перегрузкам. Нужно, чтобы ощущения от самого пребывания в скафандре, от стартовых перегрузок и невесомости не были совершенно новыми для организма космического туриста. Это позволит уменьшить эффект новизны и тем самым – переживаемый стресс. Но даже неоднократный опыт полетов в космос не увеличивает вероятность адекватных реакций в других стрессогенных ситуациях, что показал инцидент с полковником Новак (см. главу 4).

Стрессом всегда сопровождается и не такое драматическое отклонение от привычных условий существования, как полет в космос или супружеская измена. Существуют национальные особенности стереотипных представлений о поведении других людей. Русские женщины, уехавшие жить за границу, многие годы болезненно реагируют на другие стереотипы отношений между мужчинами и женщинами. Например, в Италии женщина может идти по улице только с сугубо деловым видом, «из точки А в точку Б». Стоит ей расслабиться, задуматься, улыбнуться хорошей погоде или присесть на скамейку, подставив солнцу лицо, как тут же материализуется мужчина! Он не попытается заговорить, но будет болтаться поблизости, что-то напевая и очень раздражая. Русские женщины, работающие в Финляндии, тоже испытывают стресс при общении с мужчинами. Никто не откроет перед тобой дверь, не скажет самого простого комплимента, а подать даме пальто – это сексуальное домогательство, уголовное преступление! То, что русские женщины испытывают стресс из-за нарушения гендерных стереотипов, даже проработав в Финляндии больше десяти лет, доказывает их бурная реакция на стандартное (для России) поздравление с 8 Марта.

Способность мужчин при высоком уровне стресса принимать решения (т. е. формировать программу поведения, а не проявлять смещенную активность) и пластичность поведения женщин при низком уровне стресса отчетливо проявляются, когда речь идет о медицинских профессиях.

Если женщины лучшие диагносты, чем мужчины, то среди хирургов и анестезиологов мужчин гораздо больше, чем женщин. Даже проведение плановой операции чревато для врачей неожиданным развитием событий, т. е. стрессом. Что уж говорить о неотложной хирургии! Даже медсестры, как правило, через несколько лет меняют специальность из-за очень больших психологических нагрузок, хотя ответственность, лежащая на хирургической сестре, неизмеримо меньше ответственности врача. Заметим, что способность действовать в стрессорной ситуации не означает, что постоянные стрессы протекают совершенно бесследно для организма. Например, по сравнению с врачами других специальностей хирурги чаще страдают алкоголизмом и, по данным Американской медицинской ассоциации, живут на пять лет меньше.

Склонность женщин к смещенным реакциям хорошо известна в спорте. Обычной является ситуация, когда, ведя в счете 5:0, теннисистка проигрывает сет 5:6. Мужчины очень редко упускают явное преимущество.

Тип смещенной активности при стрессе тоже имеет половые различия. Женщины значительно чаще, чем мужчины, демонстрируют реакцию замирания. Напомним, что это одна из адаптивных стратегий поведения. Собаки в лесу живо интересуются движущимися объектами, но не замершим слетком (выпавшим птенцом) или лягушкой, когда та прекратила прыжки и замерла. Однако при таких стрессогенных ситуациях, как нападение преступника, авария или террористический акт, замирание, как правило, – неадекватная реакция.

Отметим, что замирание при стрессе не ограничивается отсутствием двигательной активности. Замирают и когнитивные процессы.

 

Женщины чаще, чем мужчины, демонстрируют замирание как смещенную реакцию при стрессе

 

Рассмотрим два примера[396]. Курсант-летчик неправильно входит в вираж. Инструктор дает команду снизиться. Курсант отвечает: «Есть!» – и ничего не делает. Во второй раз происходит то же самое. Тогда инструктор командует: «Ручка вправо и левую педаль». Курсант выполняет.

Во время пожара человек бьется в дверь. Ему кричат: «Замок отопри!», но он продолжает биться всем туловищем, не пытаясь отпереть замок. Тогда ему говорят: «В скважину вставлен ключ. Поверни его против часовой стрелки, нажми на ручку двери и потяни на себя». Человек смог выполнить эти простые команды и спасся.

В обоих случаях мы видим, что были заблокированы сложные программы поведения, включавшие движения разными конечностями и манипуляции с разными объектами. Человек в состоянии стресса мог выполнять лишь пошаговые инструкции, так как достаточно сложные когнитивные процессы были у него заторможены.

Когнитивное замирание можно наблюдать при начальном обучении вождению автомобиля. После команды инструктора «остановись» автомобиль, управляемый курсантом, как правило, глохнет посередине проезжей части. Но курсант останавливает автомобиль штатно, если последовательно поступают команды «поворотник», «притормаживай», «сворачивай», «сцепление», «выключи передачу», «тормоз», «выключи поворотник».

Замирание как смещенная реакция часто случается у женщин, подвергшихся внезапному нападению. Мужчина, на которого напали, как правило, сопротивляется, бежит и кричит. А на женщину «находит столбняк», и это, увы, лишено всякого приспособительного смысла.

Напомним, что теория стресса – одна из множества схем, созданных для описания реакций человека. Как и любая схема, эта теория не универсальна, т. е. не все формы поведения описываются исключительно с помощью концепции стресса. Поведение человека в каждой конкретной ситуации определяется не только индивидуальными особенностями его стрессорной реакции, но и многими другими характеристиками его психики. Поэтому иногда, несмотря на присутствие явного стрессогенного фактора, поведение людей лучше объясняется с помощью других схем. Рассмотрим два примера.

Иногда в качестве иллюстрации лучшей приспособленности женщин к стрессорной ситуации указывают на воспитание ею неизлечимо больного ребенка. Действительно, в такой ситуации мужчины часто уходят из семьи. В данном случае поведение человека определяет не его способность к поведению в стрессорных ситуациях, а стратегия размножения, которая различна у мужчин и женщин. Мужчине проще произвести новое потомство. Женщина же, вложившая огромную энергию в данного потомка, продолжает его выращивать.

 

Рассматривая конкретный случай поведения, попробуйте объяснить его, используя несколько схем. Например, не только концепцию стресса, но и понятия о стратегиях размножения или представления о пластичности поведения

 

И действительно, ценой колоссальных затрат времени и энергии ей порой удается не излечить, например, болезнь Дауна, но добиться значительного улучшения состояния больного и даже в некоторых случаях сделать его социально адекватным. В данной ситуации разница в поведении мужчин и женщин объясняется, главным образом, различием репродуктивных стратегий, а не половыми особенностями стресса.

Другой пример. Рассказывают, что Борис Герасимович Ананьев, основатель факультета психологии СПбГУ, однажды измерил у студентов уровни психического напряжения и физиологические показатели стресса (давление крови и пульс) до и после своего экзамена. Разница между данными была значительно меньшей у девушек, чем у юношей, на основании чего был сделан вывод о лучшей переносимости стресса женщинами. Но равным ли по силе стрессорным событием является экзамен для девушек и юношей? Хорошо известно, что женщины более прилежны в учебе, чем мужчины. Девушки-студентки занимаются на протяжении семестра, а юноши-студенты, как правило, лишь накануне экзамена погружаются в предмет, поэтому уровень новизны ситуации оказывается разным для тех и других. Особенно явно это должно было проявляться на экзаменах у Ананьева, тексты которого можно понять, только внимательно в них вчитавшись и крепко задумавшись. Человек, который взял конспект лекций за день до экзамена, оказывается в ситуации стресса, так как сталкивается с большим массивом новой информации. Если же это тексты Ананьева, то возникает не просто стресс, а неконтролируемый стресс. Таким образом, в данной ситуации различия между юношами и девушками связаны не с половыми особенностями стресса, а с лучшей подготовкой девушек-студенток, вытекающей из их прилежания, которое является следствием конформности, а оно служит одним из проявлений пластичности поведения женщины.

Слишком уверенные в себе люди неприятны окружающим, поскольку в их присутствии у всех понижается самооценка (см. главу 7). Самоуверенные мужчины производят негативное впечатление даже на женщин, хотя, в общем-то, они предпочитают высокоранговых мужчин, поскольку те могут обеспечить им и их потомству максимальный материальный комфорт. Но отношения мужчины и женщины – это отношения не только двух потенциальных половых партнеров, но и отношения, инвариантные сексуальным чувствам. В частности, каждый человек озабочен неснижением своей самооценки; отсюда и неприязнь к людям, которые высоко себя ставят и не скрывают этого от окружающих.

Рассмотренные примеры предостерегают читателя от увлечения схемами в таком сложном деле, как объяснение поведения человека. Дело не в том, что имеющиеся схемы слишком грубы, а в том, что существует проблема выбора наиболее подходящей к данному случаю схемы. Эта задача может быть решена только перебором. Например, для описания индивидуальных особенностей человека создано множество систем темпераментов, систем психологических типов и систем поведенческих типов. Встречаются люди, о которых думаешь: «Типичный эпилептоид по Кречмеру». Но другого человека никак не удается «впихнуть» в систему Кречмера, зато он типичный сенсорный тип по Юнгу. А третий невнятно описывается как Кречмером, так и Юнгом, но при взгляде на него сразу же вспоминается поведенческий тип А Фридмана и Розенмана. Поэтому во время изучения поведения человека очень желательна кооперация мужчин и женщин. Мужчины будут настаивать на использовании определенных схем, а женщины предложат не ограничиваться одной схемой, а попробовать применить и другие.

Впрочем, выйти за пределы используемой системы представлений очень сложно не только при изучении поведения, а и в других науках. Например, физика традиционно разделяется на ряд дисциплин: механика, электричество, оптика и т. д. И, как правило, специалисты изучают некое явление, оставаясь в рамках данной дисциплины. Очень немногим физикам удается видеть изучаемое явление с разных сторон. Например, выдающийся физик Лев Ландау однажды решил оптическую задачу с помощью уравнений из гидродинамики. Свидетели рассказывают об этом с восхищением и завистью. Постараемся же быть пластичнее.

 

Date: 2015-09-05; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию