Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тип стрессорной реакции – А или Б – генетически детерминирован
Тип стрессорной реакции почти полностью зависит от наследуемых, т. е. врожденных факторов. Те 5 % изменчивости такого признака, как «тип стрессорной реакции», которые обычно приписывают факторам внешней среды, частично связаны с ошибкой методов тестирования. Кроме того, существуют методы, позволяющие радикально изменить личность, например выработка выученной беспомощности. Однако, как правило, они приводят к разрушению личности. Тем не менее формально нельзя говорить о полной независимости типа стрессорной реакции от воздействия факторов внешней среды. Надо подчеркнуть, что ими нельзя изменить только тип, но не величину стрессорной реакции. Накопление индивидуального опыта человеком или животным приводит к тому, что они будут все реже сталкиваться с ситуациями, содержащими значительный элемент новизны. Соответственно, стрессорная реакция будет становиться, как правило, все менее выраженной. Таким образом, влияние разнообразных средовых воздействий приведет к изменению стресс-реактивности, но тип реакции не изменится никогда. Склонность к бегству либо, напротив, к затаиванию в стрессорной обстановке – это признак с высокой наследуемостью. При селекции по высокой (тип поведения А) и низкой (тип поведения Б) скорости избегания источника боли (при равной чувствительности) уже через несколько поколений получаем две популяции крыс. Различие между средними значениями скорости избегания в них будет в несколько раз превышать различие между крайними значениями внутри каждой группы животных (рис. 6.7, 6.8).
Рис. 6.7. Схема селекции на противоположное проявление признака
Кривая представляет собой распределение признака в исходной популяции. Животные, у которых он выражен максимально и минимально, дают следующее поколение. В нем тоже для воспроизводства отбираются животные с экстремальными значениями признака. Та же процедура повторяется в каждом последующем поколении. Через несколько поколений различие между средними значениями двух популяций животных будет больше, чем различие между крайними значениями внутри каждой группы. При селекции крыс по высокой и низкой скорости избегания, т. е. по поведению типа А и типа Б, такое различие между группами может быть получено в пятом поколении.
Рис. 6.8. Тип поведения – А либо Б – признак с высокой наследуемостью
Рис. 6.9. В результате перекрестного воспитания тип поведения при стрессе – А либо Б – определяется генетической наследственностью, а не социальной
Высокая наследуемость признака свидетельствует о большой роли генетических факторов, но не является окончательным доказательством отсутствия средовых влияний на его проявление. Многие признаки формируются в результате таких влияний среды, как поведение родителей. Такое воздействие оказывается с самого рождения, когда организм исключительно чувствителен к любым влияниям, поэтому широко используется прием с перекрестным воспитанием. При наличии двух групп животных, полученных в результате расходящейся селекции, детеныши одной группы сразу же после рождения подкладываются самке из другой группы, чьи детеныши перемещаются в гнездо первой самки. При тестировании животных, которые были выращены приемной матерью, оказывается, что они демонстрируют тот тип поведения при стрессе (А или Б), который имели их биологические, а не приемные родители (рис. 6.9).
Date: 2015-09-05; view: 414; Нарушение авторских прав |