Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как мы защищены от сновидений





 

В рабочей группе пионера сомнологии Натаниэля Клейтмана записью сновидений занимался его ученик Уильям Демент, сам ставший со вре­менем крупнейшим исследователем сна. Демент сначала хотел стать психиатром и был в восторге от возможности экспериментально под­твердить идеи Фрейда о происхождении сновидений. Но в 1960‑е годы он опроверг предположение Фрейда, что продолжительное подавление сновидений ведет к душевной болезни. Основатель психоанализа исхо­дил из того, что возможность пережить в сновидении вещи, запретные для нас в реальности, защищает психику от повреждений. Поэтому Де­мент в течение длительного времени будил подопытных в стадии БС, однако не обнаружил никаких принципов назревающих психозов.

Большинство испытуемых у Демента смотрели свои сны до кон­ца – он будил их лишь к концу фазы БС. В ходе эксперимента посто­янно появлялись указания на то, что характерный внешний признак БС – движение глазных яблок – возникает тогда, когда и во сне глаза наблюдают за каким‑то объектом и поэтому должны менять направ­ление взгляда. «Глаза показывают, что мозг реагирует на события сна также, как если бы сон был реальностью», – пишет ученый.

Однажды Демент и его коллеги недоумевали, увидев на окулограмме необычно однообразные, повторяющиеся узоры. Они подошли к подо­пытному и пронаблюдали 26 строго ритмичных движений глаз туда‑обратно. После этого спавшего разбудили – и он рассказал легендарный «сон о пинг‑понге»: «Ему снилось, будто он сидит на столе для пинг‑понга и наблюдает за игрой своего брата и одного из друзей. Игроки долго пе­рекидываются мячиком, а он следит за ним глазами», – пишет Демент.

Сразу возникли новые вопросы: почему движутся только глаза? По­чему спящий не поворачивает также голову? Почему у нас не вздраги­вают ноги, когда нам снится, что мы от чего‑то убегаем? Ответ на это дал французский нейрофизиолог Мишель Жуве: мозг вынужден защи­щать нас от наших сновидений.

В 1959 г. Жуве обнаружил в основании мозга у кошек крошечный центр БС, который в этом парадоксальном третьем состоянии сознания парализует тело и активизирует мозг. Кошки – излюбленные подопыт­ные сомнологов в животном мире. Они спят очень много, разделяя сон на небольшие отрезки в течение всех суток. Когда Жуве начал свои экс­перименты, ученые уже выяснили, что кошки необычно часто впадают в БС. Их мозг при этом не менее активен, чем в состоянии бодрствования, глаза движутся, усы подрагивают, но все остальное тело парализовано.

Поэтому Жуве не случайно выбрал для своих опытов именно этих зверьков. И хотя его эксперименты – как и многие другие исследова­ния в области нейробиологии и сомнологии – заставляют задуматься об этической допустимости опытов на животных, результаты оказались настолько сенсационными, что они и сейчас определяют наше понима­ние сна и сновидений.

Жуве хирургически разрушал у кошек нейроны в мосту мозга, ко­торые передают сигналы, парализующие двигательную активность тела. В результате мышцы не получали команды к полному расслаб­лению, и животные начинали во сне активно двигаться! С наступле­нием парадоксального сна кошки вскакивали на ноги, гнались за не­видимой мышью, выгибали спину дугой, ощетинивались и шипели на несуществующих врагов, а потом вдруг, оскалившись, забивались в угол клетки, словно напуганные чем‑то. А иногда они начинали при­нюхиваться и шли по таинственному следу. В целом они вели себя импульсивно и эмоционально, демонстрируя в то же время автома­тизированные двигательные навыки. Все попытки биологов как‑то отвлечь животных ни к чему не приводили – кошки явно продолжа­ли спать.

Внезапно стало ясно, что природа и не могла поступить иначе, чем парализовать тело на время сна. Ведь было бы крайне неэкономно и к тому же очень опасно проживать сложные видения БС с полным учас­тием мышц тела. Поэтому центр БС, посылая в мозг волны возбужде­ния, одновременно всегда обездвиживает тело.

Впрочем, у людей встречается очень редкая и страшная болезнь, которая печально напоминает симптомы, появлявшиеся у оперирован­ных кошек Жуве. Это заболевание классифицируется как парасомния, называется нарушением поведения БС и является чаще всего ранним симптомом болезни Паркинсона. Механизм защитного мышечного тор­можения в этих случаях постепенно отказывает, поскольку с возрастом разрушаются необходимые нейроны в мосту мозга. Что при этом про­исходит, «предсказали давние эксперименты с кошками», говорит не­вролог Марк Маховальд, который в соавторстве с Карлосом Шенком впервые описал эту болезнь в 1986 г.


Страдают ею обычно люди старше 50 лет, и в девяти случаях из десяти – мужчины. В состоянии бодрствования, а также обычного сна, это зачастую совершенно нормальные, мирные, спокойные и доброжелательные люди. Но с наступлением парадоксального сна они способны превратиться в «монстров». Если симптомы выражены слабо, пациенты просто разговаривают во время эпизодов БС, или у них подрагивают руки и ноги – явления обычные, происходящие порой и с вполне здоровыми людьми, когда им снится особенно яркий сон. Зато при тяжелой форме болезни они встают с постели, ругаются, куда‑то бегут, иногда даже совершают насильственные действия, распахивают ногами двери, бьют своих домашних, наносят себе порезы и другие телесные повреждения. Чтобы избежать этого, такие больные, ложась спать, просят привязать себя к кровати, вмес­то одеяла используют спальные мешки или спят на полу в надежно запертом, совершенно пустом помещении.

«Когда такие пациенты ночуют в нашей лаборатории сна, всегда возникает огромное напряжение, – рассказывает швейцарский не­вролог Клаудио Басетти. – Но как это ни трагично для самих боль­ных, для сомнологии такие случаи – настоящий клад». Ведь для ученых это единственная возможность узнать содержание сновидений, не будя спящего.

Эту болезнь часто смешивают с другими парасомниями, например, с лунатизмом или ночными кошмарами. Однако при этих расстройствах, в отличие от нарушения поведения БС, пациенты встают всегда в состо­янии (фазе) глубокого сна и никогда – в парадоксальной фазе. Кроме того, лунатизм, вопреки распространенному мнению, не имеет никакого отношения к сновидениям. Лунатики встают и ходят потому, что у них неправильно работает система возбуждения. Она вызывает панические атаки во сне или активизирует автоматические двигательные навыки совершенно независимо от того, видит ли человек в этот момент сон и что именно ему снится.

 







Date: 2015-09-05; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию