Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология общения
Елена Юрьевна Николаева
Литература: Куницына Казаринова Погольша «Межличностное общение» Г.А.Андреева «Социальная психология» (главы, которые посвящены межличностному общению). Бодалев «Познание человека человеком». Рекомендация: Доценко «Психология манипуляции» Аронсон «Общественное животное» Э.Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»
Межличностное общение – это взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, результатом которого является психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.
Общение – это реализация всей системы отношений человека (Г.А.Андреева)
Уровни общения Выделяют три уровня общения: 1. Ритуальный (социально-ролевой). Считается самым поверхностным и при данном уровне общения общение осуществляется на знании социальных норм и правил. 2. Манипулятивный (деловой). Цель этого общения – организация совместной деятельности. (общение Я-Вы) 3. Интимно-личностное общение. Цель этого общения – удовлетворить потребность в сочувствии, сопереживании, в интимности (=доверительности, искренности). Целью этого общения становится партнер сам по себе. (общение Я-Ты)
Виды общения. В зависимости от целей общения выделяют 2 вида общения. Если мотивы общения лежат в пределах самого общения, то речь идет о модальном общении (люди получают удовольствие от самого процесса общения). Если мотивы общения лежат за пределами самого общения, то это диктальное общение.
Функции общения. 1 Контактная функция. Сам контакт – состояние готовности к восприятию и передаче информации и взаимодействию. 2 Информационная функция. Обмен сообщениями. 3 Побудительная функция. 4 Координационная функция. Взаимное ориентирование и согласование действий. 5 Функция понимания. Это адекватное восприятие и понимание смысла сообщений партнера. 6 Эмотивная функция. Возбуждение в партнере определенных эмоциональных состояний и изменение его эмоционального состояния. 7 Функция установления отношений. В процессе общения происходит осознание и фиксация своего места в системе социальных и межличностных отношений. 8 Функция оказания влияния. Это изменение поведения, состояния, даже личностно-смысловых образований партнера.
Структура общения Самый распространенный подход – выделение 3 сторон общения: 1. Коммуникативная сторона. Суть – обмен информацией. 2. Интерактивная сторона. Суть – обмен действиями. 3. Перцептивная сторона. Суть – восприятие и познание друг друга партнерами по общению. Выделение этих сторон условно. В отдельности от других ни одна из этих сторон не существует. Но для изучения удобно.
Строго разделить межличностные и социальные отношения невозможно.
Коммуникативная сторона общения Информацией в человеческом общении могут являться не только информация о событиях, но эмоциональное состояние партнера, ценности партнера, убеждения партнера, оценки партнера. 1. Фактическая информация. Особенность – одинаково воспринимается всеми партнерами, соответственно договориться можно только на языке фактов. Фактом может являться информация об уже произошедших событиях, выраженная в терминах физических величин. Факты сами по себе безэмоциональны. 2. Информация об оценках партнера происходящих событий. Оценками часто подменяются факты. В этом ловушка. Оценка очень часто идет вместе с информацией об эмоциональном состоянии партнера. 3. Эмоциональная информация. Бывает, что эмоции начинают подменяться оценками.
Особенности передачи информации в человеческом общении 1. В процессе общения информация уточняется и развивается как для коммуникатора, так и для реципиента. 2. Коммуникатор и реципиент должны обладать одинаковым тезаурусом (система значений). (использовать информацию в одинаковом значении). 3. В человеческом общении существует особый сверхлингвистический контекст сообщения (прямая и скрытая информация). Сверхлингвистический контекст чаще всего передается невербальными средствами общения (чаще всего интонацией). 4. В человеческом общении при передаче информации действуют коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры – это препятствия на пути движения информации от коммуникатора к реципиенту. При возникновении коммуникативных барьеров информация теряется или искажается. 1. Барьеры непонимания. Информация передается, а реципиент ее не понимает. А) Фонетическое непонимание. Возникает вследствие дефектов звукопроизношения, дизартрических расстройств, заиканий, слишком быстрого или слишком медленного темпа речи, сильного иностранного акцента или местного выговора, большого количества слов-паразитов. Б) Семантическое непонимание. Возникает тогда, когда коммуникатор и реципиент используют слово в разных значениях. Проблема сленга и профессионализмов. В) Стилистическое непонимание. Возникает вследствие несоответствия стилей общения у коммуникатора и реципиента. Г) Логическое непонимание. Возникает в том случае, если реципиент не понимает логики коммуникатора или считает ее неправильной. Человек, логику которого мы не понимаем, воспринимается как глупый или как обманщик. 2. Социально-культурные различия. Необходимо помнить, что коммуникатор и реципиент это лица определенных возрастов, профессий, пола, национальности и т.д. Обладают разными системами ценностей, системой логики и т.д. Коммуникатор не зависимо от того, к каким социальным группам он принадлежит, должен быть авторитетным, тогда действие барьера социально-культурной группы может быть преодолимым. 3. Барьеры отношений. Возникновение этих барьеров связано с тем, что отношение к коммуникатору распространяется и на передаваемую им информацию. Полностью избежать действия коммуникативных барьеров невозможно. В профессиональной работе психолога нужно четко понимать, что эти барьеры есть. Нужно уточнять информацию.
Информация может передаваться как вербальным способом, так и невербальным. При вербальной системе передачи информации знаковая единица – слово. Невербальная система делится на следующие сферы: 1. Оптико-кинетическая сфера. Те движения, которые мы можем видеть глазами (жесты, мимика, пантомимика-положение тела в пространстве). Не существует единой системы интерпретации жестов. 4 группы жестов: А) Жесты-иллюстраторы = картинка руками. Читаются абсолютно однозначно, легко. Б) Жесты-эмблемы – это общепринятые жесты, заменяющие выражения. Тоже читаются достаточно легко. В) Жесты, передающие определенное эмоциональное состояние. Именно их интерпретировать достаточно сложно. Человек сам контролировать может с большим трудом – эти жесты относятся к неосознаваемым. Г) Жесты выраженных биологических потребностей. С интерпретацией как правило проблем не возникает. По поводу сексуальных жестов: Первая крайность – когда человек жестов сексуальной привлекательности не использует совсем. Вторая крайность – использование вместо жестов сексуальной привлекательности жестов сексуального призыва (на сексуальный призыв особь противоположного пола отвечает избирательно).
Мимика. Нужно рассматривать лицо в целом. Контролировать нижнюю часть лица сложнее, чем верхнюю. 2. Пара- и экстра- лингвистическая. Паралингвистика – характеристики голоса (высота, темп, тембр, звонкость либо глухота, интонации). Экстралингвистика – голосовые добавки (смех, слезы, покашливания, паузы). Сферхлингвистический контекст передается как правило при помощи пара- и экстра-лингвистики 3. Организация времени и пространства. Организация пространства. Деление пространства на зоны: До 40 см от тела – интимная зона. В которой выделяется сверхинтимная зона – 15 см от тела человека. Вступление в интимную зону без физического контакта невозможно. Вторжение в интимную зону вызывает эмоциональное напряжение. В интимную зону можно войти по приглашению, может быть вторжение в интимную зону. Вторгаться в интимную зону клиента не стоит, даже если приглашают. До 1.2м от тела – личная зона. То расстояние, на котором происходит межличностное общение До 4м от тела – социальная зона. То расстояние, на котором происходит социальное общение. Свыше 4м – открытая зона. Это зона для обращения к группе людей. Человек может относительно легко переносить переход из социальной зоны в личную. В любом пространстве человек выделяет зоны жизнедеятельности. Организация времени: Начало и конец общения. Организация дня по времени. Хронотоп – специфическая организация времени и пространства. Специфично тем, что вызывает определенный психологический эффект. (Ухтомский) 1 хронотоп – хронотоп вагонного попутчика. Эффекты – приступ искренности, желание поговорить. 2 хронотоп – хронотоп больничной палаты. Эффекты – приступ интереса, эффект братства. 4. Контакт глаз. Без контакта глаз человеческое общение практически не происходит. Первый вопрос: куда смотреть? Человеческое зрение устроено так, что невозможно смотреть в другому человеку прямо в глаза. Смотрят в область: А) Область делового (безэмоционального, официального) взгляда. Треугольник: основание - линия глаз вершина - верхней точкой середины лба. Б) Область дружеского (эмоционального) взгляда. Треугольник: основание – линия глаз, вершина – кончик носа. В) Область интимного взгляда. Треугольник: основание = Б, вершина опускается вниз. Второй вопрос: сколько смотреть в глаза: длительный взгляд в глаза свидетельствует о высокой заинтересованности в партнере (агрессия или интимные отношения). Третий вопрос: как смотреть в глаза? Взгляд соотносится с мимикой. 5. Сфера физиологических реакций (покраснел, побледнел, вспотел, руки вытирает). 6. Сфера прикосновений. Прикосновение к партнеру. Вопросы: К какой части тела прикосновение? Как долго прикосновения задерживать? 7. Ольфакторная сфера (запаховая сфера). Обоняние – древнейшее чувство. Если неправильно пахнет, то не доказать, что этот человек хороший.
Бывает, что между вербальной и невербальной информацией наблюдается противоречие. В этом случае большее доверие получает невербальная сфера, потому что невербальная сфера хуже контролируется, и поэтому более искренняя.
К (коммуникатор) → R (реципиент) Когда реципиент реагирует на информацию, то сам становится коммуникатором, потому что реакция – это тоже информация, поэтому К (R)→ ← R (K)
Интерактивная сторона общения (межличностное взаимодействие)
Суть интерактивной стороны – обмен действиями. Теория Белла (про попытки выделить единицу взаимодействия) – можно посмотреть в учебнике Андреевой
Социально ролевой уровень взаимодействия (это общение социальных ролей) – действия, демонстрирующие знание социальных правил и социальных норм, знание последовательности действий. Сценарий взаимодействия – определенная последовательность действий в стандартной ситуации. Удобно – человек знает последовательность своих действий, и действий партнера по общению. Если все идет соответственно стандарту, то никаких осложнений не происходит. Если происходит отклонение от сценария, то партнер по общению старается вернуть общение в стандартное положение.
Деловой уровень взаимодействия – суть: повышение эффективности совместных действий, решение поставленных задач. У данного уровня общения тоже есть стандартные сценарии. Формируется с опытом
Интимно-личностный уровень общения (в основе – интерес к партнеру как к личности и достижение особой психологической близости). Сценарий для интимно-личностного уровня сложно разработать и придерживаться его.
Способы организации межличностного взаимодействия Эрик Берн «Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры» Э.Берн выделял 6 способов, называл их способы структурирования времени, а не способы организации межличностного взаимодействия → 6 форм социального поведения (2 пограничных и 4 основных): 1 (пограничный). Замкнутость: несмотря на физическое присутствие партнера (при этом партнер в сознании;-)), по общению явная коммуникация отсутствует. Может быть связано с погруженностью в свое собственное состояние, мысли, эмоции 2 (стандартный, основной). Ритуалы. Привычные повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Могут быть неформальные, могут быть сложными (деловой, светский этикет). 3 (основная). Времяпровождение (полуритуалы). Возникают между хотя бы чуть-чуть знакомыми людьми, не так формализованы, как ритуалы, но тем не менее характеризуются повторяемостью. (существует ряд тем, действий, из которых можно выбирать, но есть и такие, которых нельзя касаться). Цель: структурируют время, формируют чувство безопасности, облегчают установку новых социальных связей (владеешь техникой полуритуалов – легче знакомиться). 4 (основная). Совместная деятельность. Взаимодействие между людьми, целью которого является достижение результата. 5 (основная). Игры (по Берну – наиболее сложная форма человеческих отношений). Смысл игр – достичь превосходства над партнером, психологического выигрыша, вознаграждения. Основное отличие игр по Берну – скрытая мотивация участников (иногда скрытая от него самого). 6 (переходная). Близость. Двусторонняя близость – свободное от игр общение, предполагающее исключение извлечения выгоды (выгода вообще не рассматривается) – интимно-личностный уровень. Максимальная искренность. Искренность не предполагает полной открытости, но исключает ложь.
Формы общения по оси «Объект – Субъект» Если другой – субъект: 1. С моральной стороны отношение к другому как к субъекту – это признание самоценности другого человека, ценен просто потому что он есть. Признание его права быть таким, каким он хочет. Признание его права на собственные мысли, чувства, желания. 2. С психологической стороны отношение к другому как к субъекту – это стремление к сотрудничеству, к равноправным партнерским отношениям, это готовность понимать другого человека, видеть его во всей сложности и противоречивости, это установка на диалог. Если другой – объект: 1. С моральной стороны отношение к другому как к объекту человек – это средство достижения моих целей. В основе такого отношения лежит убеждение, что люди не равны. 2. С психологической стороны отношение к другому как к объекту – желание обладать другим, контролировать и распоряжаться другим человеком для достижения одностороннего выигрыша; эгоцентризм мышления (мои мысли единственно правильные); одностороннее видение другого человека; стереотипы; предвзятость; установка на монолог. Формы общения – см.Рис.1 (схема Доценко)
Ситуации бывают разные, форма взаимодействия может быть любая, и это будет нормально, адекватно ситуации, если имеется в виду двусторонний выигрыш.
1. Доминирование (императивное общение) – это игнорирование целей, средств, желаний партнера. Форма подобного общения – приказ, указ, директива. Цель – принуждение к определенным действиям, тотальный контроль. Особенность – открытость, незавуалированность. Необходимое условие для подобной формы общения – явное преобладание в силе одного из партнеров. Адекватные ситуации для данной формы - чрезвычайная, экстремальная ситуация, системы закрытого типа (армия)
2. Манипулирование (от лат. manus – рука). Манипуляция в чистом виде – принуждение другого к тому, чего хочу я, отличается от императива – скрытость воздействия, возникает иллюзия «Я сам этого хотел». Манипуляция – обращение с другим как с вещью, но с вещью особого рода. Манипуляция – это многовекторное воздействие, манипулятор как правило действует по нескольким направлениям: 1) подчеркивание манипулятором своего статуса, своей значимости, своей важности; 2) отвлечение внимания от много, часто путем фокусировки внимания на какой-то детали (резкое сужение объема внимания); 3) снижение критичности мышления партнера по общению (приятный голос, лесть); 4) психологическое воздействие (очень характерно – перехват инициативы, введение своей темы общения, ограничение времени для принятия общения, апелляция к окружающим людям, манипуляторы обращают к окружающим риторические вопросы); 5) использование психологического автоматизма (структурно-динамического образования, актуализация которого приводит к предсказуемому результату), т.е. играет на струнах души (мишенях манипулятивного воздействия), использует слабые места, особенно если поставить человека в ситуацию фрустрации, жажда денег, жажда славы, потребность в пище, потребность в удовольствии, сексуальные потребности, потребность в признании, страх смерти, желание быть хорошим родителем и т.д.; 6) эксплуатация личностных качеств (это очень широко используется для манипуляций родственниками) Признаки манипуляции: А) Подавление воли (поставить в подчиненное положение); Б) Обман (склейка правды и неправды – такой обман очень сложно распознать, нужно ориентироваться на собственное ощущение «здесь что-то не так»), лицемерие (демонстрация интереса) В) Призыв к отъединению, исключительности Как противостоять манипуляции: Выбор способов противостояния зависит от того, на какие отношения в дальнейшем человек рассчитывает. А) Если ни на какие совсем – просто развернуться и уйти Б) Вскрытие манипуляции, конечной цели манипулятора – например, можно конкретно задать вопрос «Вы мне хотите что-то продать?» В) Активная выжидательная позиция, не присоединяться, спокойно выяснить, что случилось, разобраться в ситуации; Г) Срыв сценария – выдавать непредсказуемую реакцию на действия манипулятора Манипуляция не всегда имеет негативный оттенок, в зависимости от ситуации (пример: мыло в форме зайчика для ребенка), нормально, если предполагает двусторонний выигрыш. 3. Соперничество. Возникает тогда, когда партнер по общению представляется опасным. Появляется стремление переиграть, вырвать преимущество. Цель соперничества как правило вскрывается. Бывают такие ситуации, когда соперничество является движущей силой самой ситуации (любой конкурс, соревнование). По хорошему, такие ситуации конкурсами можно ограничить. Понятие из конфликтологии «Иллюзия игры с нулевой суммой» - представление, опасная иллюзия, что в ситуации выиграть может только один, чтобы один выиграл, нужно, чтобы другой проиграл. Средства соперничества могут быть любые: манипуляция, обман, тактические соглашения (компромиссные), заключение неустойчивого мира 4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, при стремлении не допустить ущерба себе. «Ты конечно хороший, но я хочу гарантировать себе безопасность». Классический пример партнерства – договор (средство сотрудничества и при этом – средство давления) 5. Сотрудничество. Это форма человеческих отношений, где происходит стремление к объединению. Отношение к партнеру как к самоценности, достижение близких или совпадающих целей. Инструментом сотрудничества (содружества) является не договор, а согласие, в первую очередь, согласие быть вместе. Пример: Гражданский брак может быть содружеством до тех пор, пока в нем не появились дети (появляются обязанности) В человеческих отношениях сотрудничество не всегда возможно. Там где появляются формальные, юридические отношения – необходимо партнерство. Содружество возможно на этапе начала отношений. Резюме: Может быть три основные стратегии влияния человека на человека: 1. Императивная 2. Манипулятивная 3. Развивающая. Речь идет об актуализации собственного потенциал (может быть при помощи любой формы)
Составляющие взаимодействия: 1. Горизонтальная составляющая взаимодействия – дистанция взаимодействия, межличностное расстояние, которое определяется количеством преград, стоящих на пути сближения. Преграды могут быть физические (но они играют роль психологических), возможны преграды смысловые (семантическое непонимание), дистанции духовные, может быть закрытость (недоступность одного или нескольких психологических слоев для контакта). Психологическая дистанция есть всегда. Не существует взаимодействия, в котором нет преград. 2. Вертикальная составляющая взаимодействия – это пристройка. Можно говорить о пристройке сверху, пристройке снизу и пристройке с боку. Пристройка сверху – стремление занять доминирующую позицию, стремление управлять и контролировать. Внешне это поучения, советы, указания, осуждение, замечание и т.д. В вербальном общении это использование таких слов как общение на «ты» (особенно когда второй – на «вы»), «ребятки», девочки, покровительствующие, снисходительные интонации. В жестах – взгляд сверху вниз, жесты типа похлопывания по плечу. Пристройка сверху – это стремление занять лучшее (главенствующее) место. Пристройка сверху адекватна для преподавателя, учителя, родителя, который внушает что-то ребенку, начальник, выдающий распоряжение, указание. Пристройка снизу – все наоборот. Тенденция к покорности и подчинению. Внешне – извинения, оправдания, просьбы, просьба дать совет, любая демонстрация зависимости. В жестах – виноватые жесты (особенно с опусканием головы). Абсолютно обычная вещь – переход от пристройки сверху на пристройку снизу. Пристройка сбоку – общение на равных, стремление к сотрудничеству, обмен информацией, диалоговая форма общения, установка на собеседника. Самостоятельно почитать – ролевое взаимодействие
Перцептивная сторона межличностного общения Перцепция = восприятие. Суть – восприятие и познание друг друга партнерами по общению. Воздействие объекта на субъект (информация, предоставляемая объектом: физические характеристики, поведенческие проявления. Рис.2. Информация, которая поступает в процессе социальной перцепции - интерпретируется субъектом, причем интерпретируется несколько раз: 1. Информация оценивается (высокий, худой, молодой, хорошо одет). 2. Умозаключение о внутреннем мире объекта (ответ на вопрос о том, почему он высокий, худой, молодой, хорошо одет и т.д.) 3. Формирование отношения (нравится – не нравится) 4. Выстраивание собственного поведения Особенность социальной перцепции: неразрывность перцептивных и когнитивных процессов!!!! То, как пойдут когнитивные процессы, зависит от жизненного опыта, культуры, в которой индивид воспитан, общественных стереотипов, актуальных потребностей. Андреева: По большому счету, процесс социальной перцепции сводится к «пониманию» причин демонстрируемого поведения. «Понимание» происходит в условиях недостатка информации, а поэтому причины как правило приписываются, человек их придумывает. Приписываются причины, интерпретируется только значимое поведение. Для одного человека поведение может быть значимым, для другого тоже самое поведение может быть незначимым. Разные люди замечают разное поведение. В большей степени интерпретируются уникальные поступки. Уникальные = нетипичные, новые, необычные. Уникальность может рассматриваться как относительно группы (один человек делает не так, как все в группе), так и относительно одного человека (человек делает то, что он никогда не делал). В большей степени интерпретируется социально нежелательное поведение (возможно потому что больше значимо). Как интерпретируется социальное поведение? Процесс интерпретации социального поведение – каузальная (от лат. causa - причина) атрибуция (приписывание причины). Первое направление приписывания – субъектная (внутренняя) атрибуция. Причина в личностных качествах того, кто совершает действие. Второе направление приписывания – объектная (внешняя) атрибуция. Причина в личностных качествах того, в отношении кого совершается действие. Третье направление приписывания – обстоятельственная (внешняя) атрибуция. Никто не виноват, так сложились обстоятельства. Внутренняя – за то, что со мной происходит, я сам за это отвечаю. Человек – экстернал. Внешняя – то, что со мной происходит, происходит из-за чего-то/кого-то извне. Человек – интернал. В разных сферах жизни уровень интернальности/экстернальности разный. При интерпретации поведения другого человек совершает фундаментальную ошибку атрибуции – переоценка роли личностных диспозиций при недооценке влияния внешних факторов. Человеческие поступки не всегда поддаются четкой логике, их надо как-то объяснить. Феномен соответствия Хайдера: хороший человек совершает хорошие поступки. Это описание обыденного сознания (так думает человек с улицы). Физическая привлекательность часто в обыденном сознании связывается с «хорошестью» (пример: красивый ребенок не может быть плохим)
Бывает, что человек переоценивает того, кого интерпретирует (раньше считал хорошим, потом начал считать плохим). Одним из механизмов понимания другого человека является механизм идентификации (сами пережили такое, либо смогли поставить на его место). Если человек не понимает, почему другой действует так или иначе, то включается каузальная атрибуция Схема социальной рефлексии (механизм осознания того, каким человек предстает в глазах другого человека) – рис.3. У Джона есть представление о самом себе (Дж’), и представление о Генри (Г”). У Генри есть представление о самом себе (Г’), и представление о Джоне (Дж”) У Джоне есть представление о том, каков он в глазах Генри – Дж’” (это и есть социальная рефлексия). У Генри есть представление о том, каков он в глазах Джона – Г”’. Джон, исходя из своего представления о самом себе, общается с Генри – таким, каким Джон его себе представляет. Генри, исходя из своего представления о самом себе, общается с Джоном – таким, каким Генри его себе представляет. Если Джон считает, что он в глазах Генри не очень хорош, то у него есть два выхода: стараться быть лучше или принизить Генри в своем представлении (велика вероятность того, что нам нравятся те, кому мы нравимся).
Межличностная аттракция Аттракция - это процесс формирования привлекательности другого субъекта, а также результат этого процесса, сама эта привлекательность. Отношение (см.рис. №2) может быть положительным или отрицательным. Дальнейшее собственное поведение в отношении объекта восприятия субъект формирует в зависимости от знака отношения к этому объекту. Эмоции выполняют регулятивную функцию (если что-то вызывает негативные эмоции, то человек от этого объекта старается дистанцироваться, если позитивные – приблизиться) Существует несколько уровней межличностной аттракции – симпатия, дружба, любовь. В дальнейшем в лекции речь будет идти о первом уровне межличностной аттракции – симпатии. 1. Нам нравятся люди, похожие на нас. Вопрос: в чем и на сколько? Уровень физического сходства – как минимум привлекает внимание, но если человек не ниже по социальному статусу. Гораздо более важен уровень ценностного сходства – нам нравятся люди, обладающие теми же ценностями, что и мы. 2. Нам нравятся люди, «обещающие» удовлетворение наших потребностей. Люди могут даже не догадываться, что они чего-то вообще «обещают». 3. Нам нравятся те, кому нравимся мы. 4. Нам нравятся люди, демонстрирующие помогающее поведение. Помощь не предполагает ответной услуги, платы чем бы то ни было за эту помощь, помощь бескорыстна. Как демонстрировать помощь: главное, чтобы у того, кому вы помогаете, не возникло предубеждение о вашей корысти. 5. Нам нравятся люди-герои. Человек-герой – воплощение представления о нашем идеальном Я. В людях-героях нам нравимся мы сами 6. Нам нравятся люди-свидетели наших побед, при условии, что они тоже оценивают это как победу. 7. Нам нравятся люди, с которыми мы вместе пережили эмоциональное напряжение, при этом знак эмоции значения не имеет. 8. Нам нравятся люди, которых, при прочих равных условиях, мы чаще и ближе встречаем. Понимание человека человеком – сложный процесс, в котором могут быть задействованы феномен ореола, эффект стереотипизации, феномен новизны и первичности. Имплицитные теории личности (это категория обыденного сознания) устойчивые представления человека о связи черт, формируют определенные ожидания (если я вижу определенную черту, то начинаю ждать другую). Существуют имплицитные теории личности, свойственные для большинства представителей данной культуры, а могут быть индивидуальные.
Развитие отношений
История отношений складывается из межличностных событий (значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек). История отношений считается не временем, а количеством межличностных событий. В развитии отношений можно выделить пять стадий. 1. Стадия сближения. 2. Стадия близости. 3. Стадия дифференциации. 4. Стадия отдаления. 5. Стадия распада отношений. Переход от стадии к стадии связан с межличностными событиями, а не с количеством времени. Могут быть необратимые изменения отношений (прогресс, регресс). Могут быть периодические изменения отношений (ритмы отношений). Изменяться могут интенсивность отношений, модальность (форма: разговариваем по телефону, потом кино смотрим, потом кофе пьем) отношений. Стадия сближения Основа данной стадии – поиск и выбор партнера. Существует теория фильтров: на следующий этап сближения проходит пара, прошедшая фильтр. В роли фильтров выступают факторы межличностной аттракции. Особо значимые факторы: 1. Внешние данные (пол, возраст, манера поведения, профессия, экологические переменные, т.е. место учебы, работы, жительства) 2. Определенный уровень сходства. Основная задача фильтров – обеспечение психологической безопасности. Проще заговорить с тем, с кем безопаснее. Для того, чтобы начать проходить эти фильтры, необходимы навыки: 1. Умение начать разговор, заговорить с человеком, который понравился. 2. Умение поддержать разговор с человеком, который понравился. Нужно умение заговорить на безопасную тему (ту, которая собеседнику не будет неприятна); Не прошли фильтр → не понравились → отношения закончились. Прошли фильтр – понравились → отношения начали двигаться дальше. Особо ценной становится возможность включения в совместную деятельность. Здесь очень важно ролевое соответствие (представление о своей и о чужой роли совпадают). Отношения становятся стабильными (постоянными) тогда, когда они (отношения) – одно из условий достижения значимых целей. Стадия близости Основа стадии близости – становление пары, формирование чувства «Мы». Формирование чувства «Мы»: 1. Пара начинает чаще встречаться в разнообразных ситуациях. 2. Ищут общество друг друга, стремятся дольше общаться. 3. Открываются друг другу, делятся секретами, стремятся ближе находиться физически. 4. Начинают лучше понимать точку зрения и мировоззрение друг друга. 5. Цели и поведение партнеров достигают высокой синхронности. 6. Возникает понимание, что благополучие каждого партнера связано с устойчивостью отношений. Для возникновения понимания нужно поссориться. 7. Отношения начинают рассматриваться с точки зрения настоящего и будущего. 8. Партнеры начинают действовать как пара, формально закрепляют отношения (брак, объявление о помолвке, объявление «мы друзья», объявление «это мой лучший деловой партнер»), принимают обязательства по отношению друг к другу. У каждого человека свой предел сближения. Стабильность пары поддерживается тем, что предел сближения у партнеров схожий. У женщин, как правило, предел сближения ниже, чем у мужчин.
Стадия дифференциации Человек не может все время жить в состоянии «МЫ». Основа стадии дифференциации – стремление противопоставить привязанности самостоятельность, стремление иметь интересы, не совпадающие с интересами партнера (я к тебе привязан, но я хочу побыть один, побыть собой). Есть осознание «Мне нравится то, что не нравится партнеру, и я считаю это нормальным». Это кризис романтической любви (средний возраст романтической любви – 6-7 месяцев). На этой стадии очень важен уровень положительных реакций партнеров друг на друга: положительные реакции начинают восприниматься как норма, а эмоциональные переживания начинают вызывать изменения этого уровня. После стадии дифференциации либо наступает подлинная близость (принятие другого таким, какой он есть, без попыток переделать его под себя), либо наступает стадия отдаления.
Стадия отдаления Основа стадии отдаления – проведение черты между «Я» и «Ты» Взаимные оценки становятся ниже, меняется интерпретация поведения, меньше времени проводят вместе, появляются темы, закрытые для обсуждения, нет открытости. Конечная стадия отдаления – чувство исчерпанности отношений. На этой стадии еще можно выстраивать отношения, вернуться на стадию дифференциации.
Стадия распада отношений В основе стадии – прекращение отношений. Человеческие отношения прекращаются очень непросто, бывший партнер долго остается эмоционально значимой фигурой, причем значимой настолько, что эмоционально нагруженными остаются даже вещи, оставшиеся от партнера. Бывший партнер часто остается мысленным собеседником. 4 фазы стадии распада: 1. Интрапсихическая – один из партнеров решает, что эти отношения невыносимы, «Я больше не хочу». Переживания носят внутриличностный характер, человек ими пока ни с кем не делится. В этой фазе появляется двоякость: партнер испытывает негатив по отношению к другому партнеру, с другой стороны это сопровождается чувством вины и тревожности. Можно восстановить отношения. Надо начинать с восстановления положительного образа партнера. 2. Диадическая – отношения невыносимы, идет выяснение: «Что мы можем предпринять в этой ситуации». Может быть фраза «Я хочу прекратить эти отношения», вслух сказанная партнеру. Происходит качественное изменение характера отношений. Восстановление отношений на этой стадии возможно. Это может быть первый действительно искренний диалог за последнее время, возможно, начав обсуждение, мы найдем варианты, как изменить отношения. 3. Социальная – мы объявляем всем (значимым людям), что мы намерены расстаться. Люди информируются с целью получения поддержки. Поддержку получит, если значимый примет версию человека. Можно вернуть отношения: хорошо, если друзья наоборот настроят человека на сохранение отношений. Предполагается работа обоих партнеров. Стремление переложить ответственность на другого партнера в этой ситуации приводит к прекращению отношений. 4. Фаза отделки – умершие отношения нужно достойно похоронить. Закончившиеся отношения нужно отделать так, чтобы о них было не больно вспоминать. В первую очередь срабатывает самооправдание. Должна возникнуть нетравмирующая история распада (например, может быть распространение собственной версии распада), переоценка ситуации. Успешность общения – достижение целей, удовлетворенность общением, успешное преодоление трудностей в общении. Почитать: Глава «Трудности в общении» в хрестоматии Казариновой. 1 тема: обратить внимание на сами транзакции, чем они отличаются берн+как минимум Харрис 2 тема: по Доценко 3 тема: межличностные отношения во взаимодействии социальных ролей. Поподробнее про социальные роли. 4: Возрастные особенности межличностного общения. Рекомендация: Рассмотреть особенности одиночества. 5: Коммуникативная компетентность (умение общаться, можно ли этому научиться, если да, то как). Это должна быть теоретическая исследовательская работа. Если сильно понравится, то может быть автомат. Объем – 6-8 страниц, чтобы было интересно читать.
Date: 2015-09-05; view: 392; Нарушение авторских прав |