Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальность 050710 Специальное дошкольное образование

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 4

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _______Воробьева Т. М.   УТВЕРЖДАЮ Председатель ПЦК   ______Ковтуненко В.В.    

Программа повторения

К экзамену по междисциплинарному курсу

МДК 02.01. Психолого-педагогические основы организации общения

Детей дошкольного возраста

Специальность 050710 Специальное дошкольное образование

(очная форма обучения)

Перечень теоретических вопросов

1. Предмет междисциплинарного курса. Роль общения в развитии ребенка.

Задачи, связь с другими науками. Общение и его роль в развитии ребенка.

2. Основные понятия и термины междисциплинарного курса.

Общение, виды общения, психологический климат, средства общения, форма общения, семья, конфликт, межличностные отношения, сюжетно-ролевая игра, педагогическое общение.

3. Культура общения, стороны общения.

Понятие «культура общения». Интерактивная, перцептивная, коммуникативная стороны общения.

 

4. Понятие педагогического общения.

Функции и специфика педагогического общения (по Н.Е. Щурковой). Функция открытия на общение, функция соучастия в общении, функция возвышения.

5. Позиции педагога в общении.

Позиция «пристройка снизу», «пристройка сверху», позиция «вместе». Трансактный анализ: позиция «родитель», позиция «ребенок», позиция «взрослый».

6. Педагогическое требование.

Понятие «педагогическое требование». Формы и технология предъявления педагогического требования.

7. Цели и способы организации общения детей дошкольного возраста.

Создание позитивных межличностных отношений в группе, развитие коммуникативных способностей детей. Организация и поддержка взаимодействия детей в различных видах деятельности, создание предметно-развивающей среды, способствующей общению.

8. Понятие о психологическом климате в общении.

Компоненты и показатели благоприятного климата в коллективе.

9. Специфика использования вербальных и невербальных средств общения в практике работы с детьми.

Характеристика вербального и невербального общения. Паралигвистическая система коммуникации, язык взглядов, позы в общении. Значимость и условия применения вербальных и невербальных средств в общении с детьми.

9. Правила конструктивного общения в семье.

Безусловное принятие ребенка. Язык принятия и непринятия. Принципы построения общения, Учет потребностей. Родительская, педагогическая поддержка.

11. Понятие «форма общения».

Определение и параметры форм общения. Развитие общения.

12. Способы преодоления затруднений в общении детей.

 

13. Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная формы общения. Механизм смены формы общения.

14. Речевая сторона общения взрослого с дошкольниками.

Речевые образцы. Понятие «речевое общение» Свойства речи и голоса.

 

15. Семейное общение.

Функции семьи. Сущность детско-родительских отношений.

16. Модели детско-родительских отношений.

Учебно-дисциплинарная модель. Модель «невмешательства» в жизнь ребенка. Психоаналитическая, гуманистическая, бихевиоральная модели. Типы воспитания детей в семье.

 

17. Формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

Консультативная помощь семье. Традиционные и нетрадиционные формы.

 

 

18. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Изменение целей и содержания общения детей с возрастом.

 

 

19. Формы общения дошкольников со сверстниками.

Особенности содержания эмоционально-практической, ситуативно-деловой, внеситуативно-деловой форм общения.

 

20. Роль взрослого в развитии товарищеских отношений детей.

Пути организации детского общения: организация совместной предметной деятельности детей и формирование субъектного взаимодействия.

21. Затруднения, возникающие в общении детей дошкольного возраста. Детские конфликты.

Варианты конфликтных отношений ребенка со сверстниками: обидчивые, застенчивые, демонстративные, агрессивные дети. Способы преодоления затруднений в общении детей. Способы обучения взаимодействию агрессивных, застенчивых, обидчивых детей.

22. Возможности игры как способа организации общения дошкольников. Правила взаимодействия в игре.

Игра - средство адаптации ребенка к детскому саду. Ролевая игра - путь развития смысловой сферы дошкольника: соблюдение норм, приспособление поведения к конкретной ситуации, навыки установления контакта. Реальные и игровые отношения детей в сюжетно-ролевой игре. Групповые игры, игры на коммуникацию, игры на сплочение коллектива. Особая атмосфера игры: отсутствие соревновательного начала, эмоциональные переживания детей, содержательность общения.

23. Этапы педагогической работы с дошкольниками с трудностями в общении.

Общение без слов. Внимание к другому ребенку. Согласованность действий. Общие переживания. Взаимопомощь в игре. Добрые слова. Помощь в совместной деятельности

24. Форма общения и возраст дошкольника

Усредненная возрастная последователь­ность, отражающая нормальный ход развития ребенка.

 

25. Общение дошкольников в совместном труде.

Способы распределения обязанностей в труде (по Я.Л. Коломинскому). Мотивация детей на совместный труд. Условия организации совместного труда. Методические приемы поддержки общения дошкольников в труде.

 

 

Примерные практические задания

 

1. Разработайте памятку для родителей по преодолению трудностей в общении дошкольника, по следующей схеме: характеристика состояния, причины, рекомендации (агрессивный, застенчивый, демонстративный ребенок)

 

2. Из предложенных игр выберите игры на развитие невербального общения дошкольников. Дайте характеристику данному виду игр, по схеме: общее правило, положительные стороны, возможности применения в режиме дня.

 

3. Соотнесите игру с ее целевым назначением. Охарактеризуйте каждый вид игр.

 

4. Составьте методические рекомендации по организации игр по развитию общения дошкольника, придерживаясь схемы: выбор игры, технология предъявления инструкции, сопровождение игровой деятельности, работа с проблемными детьми, технология окончания игры.

 

5. Установите соответствие возраста и формы общения дошкольника со взрослым. Дайте характеристику каждой форме общения.

 

6. Установите соответствие возраста и формы общения дошкольника со сверстниками. Дайте характеристику каждой форме общения

 

7. С опорой на предложенную литературу, разработайте комплексное занятие по преодолению трудностей общения у дошкольников, по проблеме – застенчивый, агрессивный, демонстративный ребенок. Придерживайтесь следующей схемы:

1.Ритуал приветствия.

2.Основная часть (система методов развития коммуникативных навыков).

3.Ритуал прощания.

 

 

8. Распределите характерные особенности общения дошкольника со взрослым и со сверстниками в таблицу: «Отличительные особенности общения дошкольника со сверстниками и взрослыми»

 

9. Разработайте памятку для родителей по активному слушанию: «Как разрешать конфликты, чтобы в выигрыше остались и родители, и ребенок?». Используйте пошаговую стратегию.

 

10. Составьте таблицу «Модели взаимодействия взрослого с ребенком»

 

11. Подберите систему игр направленных на сплочение детского коллектива.

 

12. Распределите игры по направлению развития слухового восприятия.

 

13. Решение психолого-педагогических задач.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Исторические предпосылки менеджмента

Date: 2015-09-05; view: 707; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию