Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специальность 050710 Специальное дошкольное образованиеДепартамент образования города Москвы ГБОУ СПО Педагогический колледж № 4
Программа повторения К экзамену по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Психолого-педагогические основы организации общения Детей дошкольного возраста Специальность 050710 Специальное дошкольное образование (очная форма обучения) Перечень теоретических вопросов 1. Предмет междисциплинарного курса. Роль общения в развитии ребенка. Задачи, связь с другими науками. Общение и его роль в развитии ребенка. 2. Основные понятия и термины междисциплинарного курса. Общение, виды общения, психологический климат, средства общения, форма общения, семья, конфликт, межличностные отношения, сюжетно-ролевая игра, педагогическое общение. 3. Культура общения, стороны общения. Понятие «культура общения». Интерактивная, перцептивная, коммуникативная стороны общения.
4. Понятие педагогического общения. Функции и специфика педагогического общения (по Н.Е. Щурковой). Функция открытия на общение, функция соучастия в общении, функция возвышения. 5. Позиции педагога в общении. Позиция «пристройка снизу», «пристройка сверху», позиция «вместе». Трансактный анализ: позиция «родитель», позиция «ребенок», позиция «взрослый». 6. Педагогическое требование. Понятие «педагогическое требование». Формы и технология предъявления педагогического требования. 7. Цели и способы организации общения детей дошкольного возраста. Создание позитивных межличностных отношений в группе, развитие коммуникативных способностей детей. Организация и поддержка взаимодействия детей в различных видах деятельности, создание предметно-развивающей среды, способствующей общению. 8. Понятие о психологическом климате в общении. Компоненты и показатели благоприятного климата в коллективе. 9. Специфика использования вербальных и невербальных средств общения в практике работы с детьми. Характеристика вербального и невербального общения. Паралигвистическая система коммуникации, язык взглядов, позы в общении. Значимость и условия применения вербальных и невербальных средств в общении с детьми. 9. Правила конструктивного общения в семье. Безусловное принятие ребенка. Язык принятия и непринятия. Принципы построения общения, Учет потребностей. Родительская, педагогическая поддержка. 11. Понятие «форма общения». Определение и параметры форм общения. Развитие общения. 12. Способы преодоления затруднений в общении детей.
13. Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная формы общения. Механизм смены формы общения. 14. Речевая сторона общения взрослого с дошкольниками. Речевые образцы. Понятие «речевое общение» Свойства речи и голоса.
15. Семейное общение. Функции семьи. Сущность детско-родительских отношений. 16. Модели детско-родительских отношений. Учебно-дисциплинарная модель. Модель «невмешательства» в жизнь ребенка. Психоаналитическая, гуманистическая, бихевиоральная модели. Типы воспитания детей в семье.
17. Формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Консультативная помощь семье. Традиционные и нетрадиционные формы.
18. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Изменение целей и содержания общения детей с возрастом.
19. Формы общения дошкольников со сверстниками. Особенности содержания эмоционально-практической, ситуативно-деловой, внеситуативно-деловой форм общения.
20. Роль взрослого в развитии товарищеских отношений детей. Пути организации детского общения: организация совместной предметной деятельности детей и формирование субъектного взаимодействия. 21. Затруднения, возникающие в общении детей дошкольного возраста. Детские конфликты. Варианты конфликтных отношений ребенка со сверстниками: обидчивые, застенчивые, демонстративные, агрессивные дети. Способы преодоления затруднений в общении детей. Способы обучения взаимодействию агрессивных, застенчивых, обидчивых детей. 22. Возможности игры как способа организации общения дошкольников. Правила взаимодействия в игре. Игра - средство адаптации ребенка к детскому саду. Ролевая игра - путь развития смысловой сферы дошкольника: соблюдение норм, приспособление поведения к конкретной ситуации, навыки установления контакта. Реальные и игровые отношения детей в сюжетно-ролевой игре. Групповые игры, игры на коммуникацию, игры на сплочение коллектива. Особая атмосфера игры: отсутствие соревновательного начала, эмоциональные переживания детей, содержательность общения. 23. Этапы педагогической работы с дошкольниками с трудностями в общении. Общение без слов. Внимание к другому ребенку. Согласованность действий. Общие переживания. Взаимопомощь в игре. Добрые слова. Помощь в совместной деятельности 24. Форма общения и возраст дошкольника Усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка.
25. Общение дошкольников в совместном труде. Способы распределения обязанностей в труде (по Я.Л. Коломинскому). Мотивация детей на совместный труд. Условия организации совместного труда. Методические приемы поддержки общения дошкольников в труде.
Примерные практические задания
1. Разработайте памятку для родителей по преодолению трудностей в общении дошкольника, по следующей схеме: характеристика состояния, причины, рекомендации (агрессивный, застенчивый, демонстративный ребенок)
2. Из предложенных игр выберите игры на развитие невербального общения дошкольников. Дайте характеристику данному виду игр, по схеме: общее правило, положительные стороны, возможности применения в режиме дня.
3. Соотнесите игру с ее целевым назначением. Охарактеризуйте каждый вид игр.
4. Составьте методические рекомендации по организации игр по развитию общения дошкольника, придерживаясь схемы: выбор игры, технология предъявления инструкции, сопровождение игровой деятельности, работа с проблемными детьми, технология окончания игры.
5. Установите соответствие возраста и формы общения дошкольника со взрослым. Дайте характеристику каждой форме общения.
6. Установите соответствие возраста и формы общения дошкольника со сверстниками. Дайте характеристику каждой форме общения
7. С опорой на предложенную литературу, разработайте комплексное занятие по преодолению трудностей общения у дошкольников, по проблеме – застенчивый, агрессивный, демонстративный ребенок. Придерживайтесь следующей схемы: 1.Ритуал приветствия. 2.Основная часть (система методов развития коммуникативных навыков). 3.Ритуал прощания.
8. Распределите характерные особенности общения дошкольника со взрослым и со сверстниками в таблицу: «Отличительные особенности общения дошкольника со сверстниками и взрослыми»
9. Разработайте памятку для родителей по активному слушанию: «Как разрешать конфликты, чтобы в выигрыше остались и родители, и ребенок?». Используйте пошаговую стратегию.
10. Составьте таблицу «Модели взаимодействия взрослого с ребенком»
11. Подберите систему игр направленных на сплочение детского коллектива.
12. Распределите игры по направлению развития слухового восприятия.
13. Решение психолого-педагогических задач.
|