Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дело об ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Предвоенная программа Сталина стала образцом решения «триединой задачи по коренному переустройству общества». Ее составными частями стали индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. Совершив стремительный рывок вперед, СССР превратился в ведущую индустриальную державу, располагавшую практически всеми необходимыми отраслями производства и поэтому независимую от Запада. Одной из глупостей историографии хрущевского периода было утверждение, что Сталин якобы не доверял старым специалистам. Историки не могли сообразить, что специалистов в стране фактически не было. Уже с началом Первой мировой войны российская наука стала деградировать. Последовавшие катаклизмы Гражданской войны только усугубили проблему. Часть технических интеллигентов бежала за границу, другая – безнадежно отстала в развитии. Сталин как никто понимал неспособность отечественной интеллигенции обеспечить решение вопросов индустриализации. Еще в речи на съезде комсомола в мае 1928 года, в связи с Шахтинским делом, он пояснял: «Конечно, у нас есть старые специалисты по строительству промышленности. Но, во-первых, их мало у нас, во-вторых, не все они хотят строить новую промышленность, в-третьих, многие из них не понимают новых задач строительства, в-четвертых, значительная часть из них уже состарилась и выходит в тираж. Чтобы двинуть дело вперед, надо создать новые кадры специалистов из людей рабочего класса, из коммунистов и комсомольцев». Определяя цели своей политики, Сталин говорил: «Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нем доли промышленности, но она имеет еще ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окруженной капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь ее от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит… орудий и средств производства». Величие Сталина, как вождя и организатора, состоит в том, что, создавая мощную современную промышленную экономику, он в полной мере использовал научный и технический потенциал именно развитых западных стран. Конечно, на индустриализацию требовались средства, и уже в 1927 году был выпущен первый индустриальный займ, но даже такая мера не могла обеспечить финансирование в полном объеме. Поэтому для нужд индустриализации и оплаты заграничных счетов снимались и переплавлялись бронзовые колокола церквей и золото с куполов храмов; на продажу пошла часть художественных произведений из музеев. Однако стенания по этому поводу интеллигенции не стоят выеденного яйца, ибо доля проданных холстов и поделок ювелиров была незначительна. Впрочем, ценность этих предметов чисто условная. К слову сказать, что миллиарды людей за свою жизнь никогда не посещали музеи, и еще более – не увидят «богатств», скопидомски хранящихся в частных коллекциях. Даже в том случае, если подобно Атлантиде погибнут все мировые «шедевры», человечество не прекратит развития, но если исчезнут плоды научной и инженерной мысли – оно действительно вернется в каменный век. К тому же не старые предметы из хранилищ и музеев обеспечили финансирование индустриализации. Валютой становился лес, меха, пушнина, но, как и в современной России, главной была нефть. Еще в 1921 году компания «Standard Oil Co» построила в СССР нефтеперерабатывающий завод, а в 1928 году она же запустила керосиновый завод. Весной этого же года было объявлено о заключении различных контрактов с американскими компаниями «Standard Oil Company of New York» и «Vacuum Oil Company» на ежегодную закупку советских нефтепродуктов на общую сумму 10 млн долларов. В 1930 г. американские установки для крекинга нефти системы «Jenkins» начали работать в Батуми. 15 крекинг-установок с 1930 по 1932 г. поставила американская компания «Winkler-Koch». С 1917 по 1930 г. в Советском Союзе было построено 19 нефтеперерабатывающих заводов, и только на одном из них стояло советское оборудование. Причем на экспорт в 1928–1929 гг. отправлялось 88 % всего производимого в СССР топлива. После начала «холодной войны» советские историки не афишировали тот факт, что ядро советского военно-промышленного комплекса первых пятилеток было спроектировано и оснащено оборудованием при непосредственном участии инженеров американских фирм. Сталин в полной мере использовал потенциал предприимчивых акул США, и в те годы не было секретом, что еще к началу 1-й пятилетки СССР начали кредитовать финансовые учреждения Уолл-стрита. Так, в 1927 году компания «Kuhn, Loeb and Co» предоставила заем для Советского Союза в размере 65 млн долларов. В 1928 году советские облигации в США начал продавать национальный банк «Rockefeller’s Chase National Bank». Из 788 основных объектов индустрии, построенных в СССР в 1926–1927 гг., по разным данным, от 521 до 571, сооружалось при участии американцев. К примеру, металлоконструкции для доменных печей Магнитогорска, включая восемь самых больших печей, спроектировала и поставила американская корпорация «Clearing Mach Corp». Соглашение между «Radio Corporation of America» и Советским электротехническим трестом обеспечило возможность обмена патентами и информацией в сфере радиотехники и технической помощи со стороны «Radio Corporation of America». Серьезные соглашения с американскими предпринимателями советские тресты заключили в 1928 году. Важнейшим из них было соглашение между «General Electric» и торговой корпорацией «Амторг». В соответствии с договором «Амторгу» предоставлялся долгосрочный кредит на период в 6 лет для покупки электрического оборудования на общую сумму 26 млн долларов США. Для сопровождения контрактов «General Electric» создала в Москве техническое бюро. Именно эта фирма поставила первые пять электрогенераторов для Днепрогэса, установку которых производили американские инженеры. 31 мая 1929 года Генри Форд и корпорация «Ford Corporation» подписали контракт, позволяющий Советскому Союзу строить в Нижнем Новгороде автомобили «ГАЗ-А» и грузовики «ГАЗ-АА». Строительством завода руководили американские инженеры корпорации Форда, которая поставила и большую часть оборудования. Помощь в строительстве двух с половиной тонных грузовиков «АМО-3» предоставляла компания «Austin», Кливленд, штат Огайо. Грузовики «ЗИС-5» и «ЗИС-6» были копиями американских фирмы «Autocar». В 1932 году компания «Holley Carburetors Co» из Детройта, штат Мичиган, построила в Самаре карбюраторный, моторный завод. Поэтому во время войны 34 % всех грузовиков, производимых заводом № 1 им. Молотова в Горьком, и грузовики «ГАЗ-М» были точной копией грузовиков «Ford» образца 1934 года. По проекту завода «Seiberling» в Акроне из штата Огайо был построен Ярославский завод автопокрышек. В ходе первой пятилетки сооружено 1500 промышленных предприятий, включая авиационный, тракторные и автомобильные заводы. Так, под руководством фирмы «Кадлер» из Детройта были построены тракторный и танковый заводы. Их строительством руководили инженеры из США и Великобритании. В строительстве советских тракторных заводов принимали участие 80 американских компаний. Конечно, американская помощь была не бескорыстна. Сталинская индустриализация совпала по времени с мировым финансовым кризисом, обрушившим в 1929 году финансовые биржи Нью-Йорка. И выполнение советских заказов стало выходом из тяжелого положения не только для иностранных фирм, но и для их персонала. Только в 1930 году в СССР работало 4,5 тысячи зарубежных рабочих, техников и инженеров, курировавших строительство, монтаж оборудования. В 1931 году СССР являлся самым крупным покупателем машин на мировом рынке. Страна приобрела больше половины германского, английского и третью часть американского экспорта станков. В годы мирового кризиса многие иностранные фирмы существовали только благодаря советским заказам. Иностранным оборудованием были оснащены автомобильный завод в Нижнем Новгороде, тракторный гигант в Сталинграде, азотнотуковый комбинат в Березниках, Ново-Краматорский завод тяжелого машиностроения и ряд других крупных предприятий. На любой большой стройке можно было увидеть американские грузовики и тракторы. В 1929–1932 годах было закуплено более 500 экскаваторов, но уже к концу первой пятилетки было выпущено 85 отечественных. И именно в этот момент, когда весь мир корчился в конвульсиях мирового кризиса, 4 февраля 1931 года в своей речи «О задачах хозяйственников» на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности Сталин произносит знаменитые пророческие слова, ставшие ключевыми для сохранения государства: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»[38]. Одновременно с вводом в строй новых предприятий шло как освоение современных техники и технологий, так и изучение иностранного опыта. Фактически научно-техническую революцию Сталин осуществил с помощью иностранных специалистов. Благодаря помощи США и других стран, предоставляемой СССР на протяжении 1930-х годов, СССР прошел вековой путь технологического прогресса всего за 8—10 лет. В июне 1944 года в разговоре с послом США Гарриманом Сталин подчеркнул, что две трети советской тяжелой промышленности было построено компаниями США, а остальное построили Германия, Франция, Великобритания и Италия. Опровергнем еще одну нелепицу – утверждение негодяев и дилетантов, будто бы «голод» 1933 года стал результатом экспорта зерна. Оно абсурдно уже потому, что большинство заключенных контрактов на поставку оборудования к концу 1932 года уже были оплачены. Более того, строившиеся с 1926 по 1932 г. заводы уже вступили в действие, и снижение экспорта зерна было связано не с его недостатком, а с тем, что необходимость в его продаже просто отпала. Уже в 1932 г. СССР отказался от ввоза из-за границы тракторов, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40 % от их мирового производства. Конечно, ввод в действие таких крупных предприятий не мог не вызвать отток населения из сельских районов. Только в 1929–1935 годы из деревни в города пришло 17,7 миллиона человек. Но обратим внимание, что строительство тракторных, автомобильных, металлургических и химических заводов имело конечной целью именно механизацию сельского хозяйства. 22 мая 1932 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О борьбе с засухой и орошении Заволжья». Началось строительство в конце 1931 года Беломоро-Балтийского канала, который должен был связать центральную часть страны с прямой транспортной артерией с Севером. Всего за годы пятилеток было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Индустриализация привела к значительному росту рабочего класса – с 9 млн в 1928 до 24 млн в 1940 г. и инженерно-технических специалистов. На карте страны появился ряд новых городов: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и др. Окрепла обороноспособность СССР. Осуществлялось оснащение Красной Армии новыми видами оружия и боевой техники. В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объемов производства тяжелой промышленности. И только это позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Выступая 7 января 1933 года на объединенном Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) с докладом «Итоги первой пятилетки», И.В. Сталин перечислил те новые отрасли промышленности, которые возникли в СССР благодаря именно форсированной индустриализации. В числе новых видов промышленности он назвал: тракторную, автомобильную, химическую, авиационную, станкостроительную, энергетическую и производство сельскохозяйственных машин. Он говорил: «И мы не только создали эти новые громадные отрасли промышленности, но мы их создали в таком масштабе и в таких размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии. Наконец, все это привело к тому, что из страны слабой и не подготовленной к обороне Советский Союз превратился в страну могучую в смысле обороноспособности, в страну, готовую ко всяким случайностям, в страну, способную производить в массовом масштабе все современные орудия обороны и снабдить ими свою армию в случае нападения извне»[39]. Рост тяжелой промышленности в предвоенные 1928–1940 гг. осуществлялся воистину гигантскими темпами. Они были в 2–3 раза выше, чем за 13 лет развития России в 1900–1913 гг. перед Первой мировой войной. В годы первых пятилеток в стране было построено свыше 9 тыс. предприятий. «За 12 лет сталинской индустриализации годовое производство чугуна и стали увеличилось в 4–5 раз (с 3–4 млн т до 15–18 млн т), угля почти в 5 раз (с 35 до 166 млн т)». Уже в конце 30-х годов по объемам промышленного производства Советский Союз вышел на 1-е место в Европе и 2-е место в мире после США. За 6 лет с 1929 г. по 1935 г. Советский Союз сумел поднять выплавку чугуна с 4,3 до 12,5 млн т. США понадобилось для этого 18 лет»[40]. К концу 30-х годов СССР стал первой страной в мире по молодости станочного парка и одной из 3–4 стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в данное время человечеству. За период с 1928 по 1937 г. промышленное производство выросло в 2,5–3,5 раза; то есть 10,5—16 % в год. В СССР была ликвидирована безработица и построено свыше 1200 промышленных предприятий. Выпуск машинного оборудования в среднем увеличивался на 27,4 % в год. К концу второй пятилетки по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. К 1940 г. в стране было построено около 9000 новых заводов. В их числе такие важнейшие производства, составившие ядро военно-промышленного комплекса, как: – тракторные, а следовательно, и танковые в Сталинграде, Ленинграде, Челябинске, Харькове, Томске; – самолето– и авиамоторные предприятия в Москве, Горьком, Воронеже, Краматорске и Томске; – автомобильные заводы в Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Ярославле; – кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; – прокатный стан в Москве; – литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормове, Сталинграде; – механические цеха в Челябинске, Люберецке, Подольске, Сталинграде, Свердловске; – сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сормове; – паровозные заводы – Новый Луганский, реконструированы: Коломенский паровозный; вагоностроительные заводы Нижнетагильский, им. Правды, Калининский и т. д.; – сложное станкостроение и производство инструментов – заводы в Москве, Горьком, Ленинграде и т. д.; Самыми знаменитыми среди новостроек стали два металлургических комбината: Магнитогорский – на Урале и Кузнецкий – в Западной Сибири. Были введены в строй предприятия химической, энергетической, нефтяной и других отраслей. Одним из крупнейших проектов первых пятилеток стал, как отмечалось, Урало-Кузнецкий территориальный комплекс – угольно-металлургическая база страны. Существовали и реализовывались многие другие проекты, связанные с продвижением промышленности на Восток СССР. Третьим китом, давшим опору будущей Победе – стало создание современной и технически оснащенной Красной Армии. Без реализации этих главных сталинских программ победа в Великой Отечественной войне была невозможна! Но и это не все. Если в начале коллективизации в сельском хозяйстве было занято 80 миллионов человек, то в 1933 г. осталось 56 млн. Остальные 24 миллиона пошли на заводы, стройки, пополнили ряды военных, а молодежь подалась в город – на учебу в средних и высших учебных заведениях. Среди этих мигрантов были и выходцы из кулацких семей. Именно Сталин заложил фундамент советской науки. Так, уже 29 августа 1930 г. был создан Московский авиационный институт, а 3 декабря 1930 г. открыт Институт авиационных моторов, с 1932 г. – Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). 6 декабря 1940 г. был открыт Московский авиационный технологический институт; с 1928 по 1937 г. вузы и техникумы страны подготовили около 2 млн специалистов. В 30-е годы радикально изменился социальный облик страны. В ходе индустриализации появилась многомиллионная армия индустриальных рабочих. В конце 20-х гг. рабочих насчитывалось 8 млн чел., в конце 30-х – 24 млн чел. С 500 тысяч до 2,5 млн чел. возросла численность инженеров и техников. Отличительной чертой сталинского времени стали трудовой энтузиазм рабочих в освоении новой техники и технологии. Особенно он проявился в стахановском движении. Зачинателем его стал Алексей Стаханов, который в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. на донецкой шахте «Центральная-Ирмино», изменив организацию труда, добыл за смену (5 часов 45 минут) 102 т угля вместо 7 т по плану. Стахановское движение охватило все отрасли промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство. Страну облетели имена родоначальников движения: А. Стаханова, Н. Изотова, А. Бусыгина и др. 14 ноября 1935 г. открывшееся в Большом Кремлевском дворце прошло I Всесоюзное совещание стахановцев. В сентябре 1936 г. в стране насчитывалось 992,6 тыс. стахановцев, а в январе 1938 г. их стало уже 1593,1 тыс. человек. В первой пятилетке за счет роста производительности труда был получен 51 % прироста промышленной продукции, а во второй – 79 %. Не артисты, певцы и паяцы становились героями великого времени. Многомиллионная когорта созидателей нового мира состояла из стахановцев-ударников, знатных комбайнеров, знатных учителей, знатных трактористов, знатных строителей – тех «героев нашего времени», которые вершили исторические достижения сталинской эпохи. Газеты и радио были полны репортажей о подвигах челюскинцев и папанинцев, отважных летчиков и летчиц, стахановцев и пограничников. Народ с гордостью произносил имена Н. Карацупы, В. Чкалова, О. Шмидта, В. Гризодубовой, А. Бусыгина, М. Громова, И. Папанина, В. Коккинаки, М. Водопьянова и многих других героев. Но главным среди них был сам Сталин. В беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом, которая состоялась 13 декабря 1931 года, раскрылись некоторые социально-психологические стороны личности Сталина, в частности то, в чем он видел смысл своей жизни: «Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной»[41].
Date: 2015-09-05; view: 326; Нарушение авторских прав |