1. Субмодальности – качественные и количественные различия в модальностях (аудиальной, визуальной, кинестетической).
2. Критические субмодальности - субмодальности, оказывающие наиболее сильное влияние на значение содержания.
3. Управляющая субмодальность – субмодальность, которая оказывает наиболее сильное влияние на чье-либо поведение. При увеличении влияния данной субмодальности происходит усиление ощущения «должен что-то сделать».
4. Синестезия – сцепка репрезентации в одной модальности с репрезентацией в другой модальности (например, образ вызывает ощущение).
5. Кинестетические мета-реакции – кинестетические ощущения, возникающие в связи с репрезентациями в аудиальной или визуальной сенсорной системе посредством синестезии.
| Субмодальности
| Некоторые вопросы для извлечения этих различений
|
| Визуальные
|
| Цвет или черно-белый
| Это цветное или черно-белое? Это весь цветовой спектр?
|
| Цветность
| Количество цветов.
|
| Насыщенность
| Насколько насыщены цвета или блеклые?
|
| Яркость
| В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
|
| Контраст
| Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?
|
| Фокус
| Этот образ резкий, в фокусе или он размыт?
|
| Текстура поверхности в этом образе
| Гладкое или грубое?
|
| Фон
| Соотношение фигура/фон
|
| Детальность/плотность
| Передний план и фон детализированы? Насколько насыщен образ объектами.
|
| Глубина резкости
| Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?
|
| Размер
| Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 11см * 14 см)
|
| Дистанция/расстояние
| Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6 м)
|
| Форма
| Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная или круглая?
|
| Границы
| Есть ли границы вокруг него, или его края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница?
|
| Положение
| Где этот образ помещен в пространстве? Покажите мне обеими руками, где вы видите этот образ (ы)?
|
| Движение Внутри образа
| Это движущаяся или неподвижная картинка? Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно?
|
| Движение Вне образа
| Этот образ стабильный? В каком направлении он движется?
|
| Скорость движения
| Как быстро движется?
|
| Ориентация/угол зрения
| Эта картинка наклонна?
|
| Ассоциирован - диссоциирован
| Вы видите себя или вы видите это событие, как если бы вы были в нем?
|
| Перспектива/позиция
| С какой стороны вы видите это?
(Если диссоциирован). Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом?
|
| Пропорции
| Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни?
|
| Размерность
| Это плоское или трехмерное?
Эта картинка обернута вокруг вас?
|
| Единственность-множественность
| Есть только один образ или больше чем один?
Вы видите их один за другим или одновременно?
|
| Аудиальные
|
| Положение
| Вы слышите это изнутри или снаружи?
Откуда это звук (голос) исходит?
|
| Направление
| Куда это звук (голос) распространяется?
|
| Частота
| Какова частота звучания (паузы между колебаниями)
|
| Высота
| Какова высота звука? Высота выше или ниже, чем обычно?
|
| Тональность
| Какова его тональность: носовой (гнусавый), полнозвучный и богатый, тонкий, скрипящий?
|
| Звуки/слова
| Звуки без символического значения или слова, как самостоятельные якоря состояний.
|
| Мелодия
| Это монотонное или есть мелодический диапазон?
|
| Изменяемость модуляции голоса
| Какие части выделены?
|
| Громкость
| Какова громкость этого?
|
| Темп
| Это быстрое или медленное?
|
| Ритм
| В этом есть ритм?
|
| Длительность
| Это непрерывное или прерывистое?
|
| Обертона
| Добавочные гармоники, которые дополняют основной. Они тише по звучанию.
|
| Моно/стерео
| Вы слышите это с одной стороны, с обоих сторон или звук повсюду вокруг вас?
|
| Кинестетические
|
| Качество
| Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, режущее, расслаблено, напряженно, рвущее, давящее, сжимающее, жалящее, завязанное в узел, рассредоточенное?
|
| Размер
| Какие размеры этого ощущения?
|
| Форма
| Какая форма: стержень, шар, куб, ромб, параллелограмм, сложная угловатая, сложная округлая, с неплотными краями
|
| Концентрация внутри ощущения
| Равномерное, сконцентрированное в центре, разряженное в центре.
|
| Температура
| Тепло или холодно телу?
|
| Интенсивность
| Насколько сильно это ощущение?
|
| Расположение
| Внутреннее, внешнее ощущение
|
| Где вы чувствуете это в вашем теле?
|
| Движение
| Есть движение в этом ощущении? Это движение непрерывно или оно приходит волнами?
|
| Направление
| Откуда это движение стартует? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего сознаете его?
|
| Движется вовнутрь или наружу, вверх или вниз.
|
| Скорость/Ускорение
| Это медленная установившаяся прогрессия или это двигается рывками?
|
| Текстура
| Шероховатая, гладкая, выпуклая, вдавленная, сложная и т.д.
|
| Влажность
| Сухое, влажное.
|
| Продолжительность
| Оно непрерывное или пережимающееся?
|
| Вес
| Это тяжелое или легко ощущение?
|
| Вкусовые
|
| Качество вкуса
| Это кислый или горький? Сладкий? Соленый?
|
| Интенсивность
| Сильный или слабый?
|
| Свежесть
| Свежий? Несвежий? Затхлый вкус?
|
| Густота
| Жидкий или густой?
|
| Пресность
| Пресный? Безвкусный?
|
| Обонятельные
|
| Естественность
| Органические запахи? Неорганические запахи?
|
| Интенсивность
| Сильный запах? Слабый запах?
|
| Свежесть
| Свежий запах? Спертый запах? Душный?
|
| Сырость
| Сырой запах? Заплесневелый запах?
|
| Состояние 1
| Состояние 2
|
| Делать что-нибудь потому, что Вам поручено это делать.
| Потому что нам хочется делать это.
|
| Область, в которой Вы оказались неспособным.
| Область, к которой у Вас особое позитивное отношение.
|
| Жить сегодня так, как будто я умру завтра.
| Жить сегодня, как будто у меня еще 70 лет.
|
| Ощущение выполненности.
| Ощущение неудовлетворенности.
|
| Жить "так, как есть".
| Жить «в состоянии готовности» изменяться.
|
| Мир таков, какой он есть - окружение варьируется.
| Мир - это моя интерпретация. (Я выбираю, как он себя покажет).
|
| Я не могу сделать это для себя.
| Я могу сделать это для себя.
|
| Это поденная работа.
| Это кусок торта.
|
| Хорошо сформулированный результат.
| Плохо сформулированный результат.
|
| Теперь Я знаю, что Я мотивирован.
| Как Я знаю, что Я не мотивирован?
|
| Уже сформированное мнение.
| Исследовательское отношение.
|
| Смехотворный.
| Серьезный, важный.
|
| Опыт, над которым Вы можете посмеяться.
| Опыт, над которым Вы еще не можете посмеяться.
|
| Субмодальности лжи.
| Субмодальности правды.
|