Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славяне





 

Проблема происхождения и древнейшей истории славян до сих пор остается одной из самых сложных в науке. Ее решением заняты специалисты ряда наук - истории, археологии, лингвистики, антропологии, этнографии. Особенно значителен вклад в исследование древнейшей истории славян лингвистики и археологии.

По мнению лингвистов, общеславянский (праславянский) язык принадлежит к числу молодых в семье индоевропейских языков, его образование относится ко времени не ранее I тысячелетия до н.э. В V-VII вв. н.э. с началом широкого расселения славян их языковое единство еще продолжало существовать, однако, появились условия для зарождения в разных местах славянского ареала отдельных языковых групп. На основе праславянской лексикологии можно утверждать, что славяне в I тыс. до н.э. и в первых веках нашей эры заселяли лесные земли с умеренным климатом и обилием рек, озер и болот, в стороне от степей, гор и морей, в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море.

Праславяне на раннем этапе жили где-то в стороне от скифского населения Северного Причерноморья. Движение славянских племен в юго-восточном направлении, по-видимому, началось уже после падения скифского царства. Поэтому значительное иранское воздействие затронуло только часть славян, расселившихся в Среднем Поднепровье и Причерноморье.

Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к первым векам нашей эры. Эти данные очень отрывочны, а в географическом отношении не конкретны. Более существенное значение имеет сочинение готского епископа Иордана (VI в.), который делает ряд экскурсов в историю славян.

К крупным достижениям археологии в последние десятилетия относятся выявление и изучение славянских памятников V-VII вв. н.э. - времени первых упоминаний славян в письменных источниках под собственным именем. По мнению ведущих историков и лингвистов (Ф.П.Филин, В.В.Седов), история восточного славянства начинается в VII-VIII вв., когда из общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный восточнославянский язык. К настоящему времени сравнительно хорошо изучены территория славян, их расселение, хозяйство, общественные отношения, обычаи и верования, характерные для второй половины I тыс. н.э..

Славянские древности V-VII вв. н.э. выделяются среди прочих, синхронных им, европейских памятников важнейшими этнографическими признаками - специфической лепной керамикой, характером домостроения и погребальной обрядностью. В этот период славянские древности расположены на обширной территории Средней и Восточной Европы от Эльбы на западе до Днепра и Волхова на востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Балканского полуострова и Пелопоннеса на юге. К VIII в. славяне занимали уже и большую часть Восточноевропейской Русской равнины. Северная часть Русской равнины от Прибалтики и Финляндии до Урала до славян была заселена финно-угорскими племенами, юго-западнее от устья Вислы до устья Западной Двины жили балты.

Материальная культура славян на такой широкой территории уже не была единой, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в культурном отношении разделились на несколько локальных групп. По археологическим материалам V-VII вв. выделяются крупные группировки славянства. Культура пражско-корчакского типа, занимавшая территории от Верхней Эльбы на западе до Среднего Днепра на востоке, включая области Среднего Подунавья, верхнего течения Одры, Вислы и Днепра, а также Припятское Полесье до Киева. Иордану эта славянская группировка была известна под именем склавенов (славенов). Древности другой культуры - пражско-пеньковского типа - расположены на юго-востоке славянского мира от Нижнего Дуная до Северского Донца и отождествляются с антами Иордана и византийских авторов. Третья группировка характеризуется славянскими памятниками на Балтийском побережье между низовьями Вислы и Эльбы. Некоторые исследователи связывают эти памятники с венедами Иордана. Четвертая группировка на северо-востоке славянского мира не нашла отражения в письменных источниках. Эта группа выделена В.В.Седовым по специфическим погребальным памятникам - длинным курганам, расположенным в бассейнах рек, впадающих в озера Ильмень и Псковское.

VI-VIII вв. входят еще в праславянский период, когда расселившиеся на широкой территории Восточной Европы славяне были едины в языковом отношении. Переселения их происходили не из одного центра, а из разных диалектных областей праславянской территории. Результаты глубокого лингвистического анализа позволили ученым (П.П.Филин) выделить в VIII-IX вв. особую языковую зону на востоке славянского мира, которая составила язык восточных славян, известный как древнерусский. Территориально эта зона восточнославянского языка совпадает с территорией позднейшей Древней Руси и восточнославянской народности.


К концу I тыс. н.э. отдельные восточно-славянские племена группируются в более крупные объединения - союзы племен или племенные княжества. О тринадцати таких союзах племен у восточных славян сообщает автор «Повести временных лет» (XII в.). В Среднем Поднепровье жили поляне с центром в Киеве. Западнее - древляне. Далее на запад, на Волыни, первоначально расселялись дулебы, а затем бужане (волыняне). В междуречье Припяти и Западной Двины - дреговичи. На левобережье Днепра - северяне, по берегам реки Сожа - радимичи. На Верхней Оке - вятичи. Верховья Днепра, Волги, Западной Двины занимали кривичи. По берегам реки Полоты селились полочане, на севере, в бассейне озера Ильмень, - словене. На самом юге восточнославянской территории, в бассейнах Днепра, Южного Буга и Днестра, располагались уличи, тиверцы. В Прикарпатье обитали хорваты.

В славянских общинах VI-VII вв. были еще довольно прочными кровнородственные связи, которые скреплялись общей собственностью на землю, коллективным управлением, совместным хозяйством, равным распределением добытого общественного продукта, едиными обычаями и верованиями. Отдельные патриархальные семьи тогда еще не располагали необходимыми возможностями для самостоятельного обособленного хозяйственного существования.

Третью четверть I тыс. н.э. исследователи считают переходным этапом от семейной общины к территориальной. В VIII-IX вв. главной социальной организацией славян постепенно становится малая семья и территориальная община. Соседская община объединяла теперь людей не на основе родственных отношений, а главным образом по территориально-хозяйственному принципу. Появление частной собственности способствовало возникновению первых признаков имущественного неравенства среди общинников.

Византийские авторы VI в. (Маврикий, Менандр, Прокопий и др.) сообщают о рабах у славян. Вполне возможно, что рабы использовались славянами в качестве слуг и наложниц. Однако рабовладение не стало основой хозяйственной жизни славянских общин, хотя и способствовало появлению и утверждению в них знати. Об имущественном неравенстве внутри славянского общества в последних веках I тыс. н.э. свидетельствуют археологические данные.

Этому способствовало также развитие межплеменного обмена, торговые связи с Византией, Хазарским каганатом и кочевыми племенами, возможные и довольно частые военные столкновения, в ходе которых, в случае удачи, добывались рабы, предметы роскоши и т.п. Дружины, видимо, набирались накануне военных походов или набегов и распускались после них. Князья еще не могли содержать постоянно значительное число дружинников. Но постепенно в славянских племенах формируются сравнительно устойчивые дружины, способствуя тем самым появлению особого дружинно-княжеского слоя.

Основными занятиями восточнославянского населения были земледелие и скотоводство, дополняемые охотой, рыбной ловлей, лесными промыслами. Ведущей системой земледелия в VI-VII вв. являлась подсечно-огневая, которая не требовала тягловой силы животных, специальных пахотных орудий (на поселениях они не обнаружены) и плодородных земель. При обработке легких луговых почв использовалась и переложная система земледелия. К VIII-IX вв. наряду с подсекой и перелогом появляется пашенная система земледелия. Высевали просо, пшеницу, овес, ячмень, бобы, горох, вику, коноплю. В животноводстве ведущее место занимали разведение крупного рогатого скота, а также свиноводство и мелкий рогатый скот. Главной тягловой силой была лошадь.


Наряду с земледелием и скотоводством у славянских племен развивалось общинное ремесло. Ремесленная продукция поступала в распоряжение всех членов общины. Металлургическое ремесло, требовавшее специальных знаний и навыков, довольно рано выделилось у славян в отдельную отрасль хозяйства. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом - древесный уголь. Из железа прежде всего изготовлялись железные орудия - наральники и сошники, мотыги, косы, серпы; орудия для обработки дерева - топоры, тесла, долота, скобели, лошкари; бытовые изделия - ножи, гвозди, шилья, пряжки; оружие - наконечники стрел, копий, дротиков. VI-VII века характеризуются еще сравнительно узким ассортиментом изделий и простыми технологическими приемами. В конце VII-VIII вв. наблюдался значительный подъем железообрабатывающего ремесла. Металлографический анализ железных изделий, найденных при раскопках поселений в разных регионах восточного славянства, показал, что кузнецы уже овладели сложными приемами получения стали и сварки железа со сталью.

Изделий из цветных металлов при раскопках славянских поселений находят меньше. Тем не менее, археологам известно несколько мастерских бронзолитейщиков (Зимно, Титчиха, Гнездово, Изборск и др.). Из цветного металла изготовлялись прежде всего украшения: шейные гривны, перстни, браслеты, височные подвески, фибулы, лунницы, поясные пряжки, накладки и другие.

Изделия из серебра, меди и сплавов выполняли техникой литья, ковкой, тиснением, орнаментировали чеканкой. В VIII-IX вв. широкое распространение получают сканые и зерненые изделия в подражание восточным образцам. В качестве сырья славянские бронзолитейщики использовали арабские и византийские монеты.

Развивались у восточных славян и другие виды ремесел домашнего характера: прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости и глины и т.д. Именно они обеспечивали потребности семьи в одежде, жилище и бытовых вещах.

Самым массовым археологическим материалом и маркирующим культурным признаком является керамика. Лепная обожженная в домашних печах посуда с VIII в. дополняется, а затем постепенно вытесняется керамикой, выполненной на гончарном круге. С этого времени производство глиняной посуды перестает быть только домашним промыслом, а становится уделом гончаров-ремесленников, работавших на рынок.


Славянские общины VI-VII вв. в массе своей являлись замкнутыми коллективами. Они самостоятельно вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым. Хозяйственные связи между общинами были чрезвычайно слабыми. Вместе с тем, выделение железоделательного, кузнечного, ювелирного, гончарного ремесел в качестве обособленных отраслей хозяйства позволяет предполагать у славян определенный уровень развития обмена и торговли.

Одним из ранних свидетельств существования торговых отношений в VII-VIII вв. являются монетные и вещевые клады племени антов на Среднем Днепре. В VIII-IX вв. восточнославянские племена включаются в мощный поток волго-балтийской международной торговли, связавшей Восток со славянскими землями и Западной Европой. Позже, в IX-X вв., начинает активно функционировать другая торговая магистраль по Днепру и Волхову - путь «из варяг в греки».

Развитие торговых отношений, изготовление ремесленной продукции на заказ способствовало возникновению специализированных ремесленных поселений, которые со временем становились центрами внутренней и внешней торговли, вокруг них начинают возводить укрепления. Некоторые такие восточнославянские центры постепенно перерастали в первые города.

Определяющим фактором в общественной, духовной и личной жизни восточных славян было язычество. Оно являлось их всеобъемлющим мировоззрением. Главным божеством был, очевидно, Перун - общеславянский бог грома и молнии. Содержание языческих верований славян определялось главным образом земледелием как хозяйственной основой жизни. Большинство обрядовых празднеств отражало циклы сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными в языческих жертвоприношениях. С аграрным культом связывались божества Солнца - Даждьбог и Хорс, Велес - скотий бог, Стрибог - бог ветра. В источниках называются и другие божества восточных славян - Род и рожаницы, берегини и упыри.

Жреческие функции у славян в ранний период выполнялись племенными и родовыми старейшинами. Позднее культовые ритуалы, возможно, выполняли князья.







Date: 2015-09-05; view: 301; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию