Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Морская сажень – 6 футов (1, 83 м)⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Мортира – орудие крупного калибра для навесной стрельбы. Набор судна – каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей. Нагель – деревянный гвоздь. Нактоуз – ящик или шкалик, на котором укреплен компас. Нок – конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.). Обводы – внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом. Обух – болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Огон – кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево. Орудийный расчет (орудийная прислуга) – личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию. Отдать конец – отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна. Оттяжка – трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении. Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы. Пакетбот – двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200 – 400 т, вооружение от 12 до 16 пушек. Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли. Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до6 дюймов (102 – 152 миллиметра). Перо руля – действующая часть руля. Перты – закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди. Пинка – парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море. Планширь – самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт – продолжение борта выше открытой верхней палубы). Пластырь – устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой. Плашкоут – плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки. Погонное орудие – орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу. Полубак – носовая надстройка на баке корабля. Полуют – возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом. Порт – герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов. Прам – плоскодонное артиллерийское парусное судно xviii в. Вооружение от 18 до 38 пушек; применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений. Привальный брус – деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов. Прихватить – слегка закрепить, наскоро привязать. Прихватить что – либо каболкой – это значит подвязать временно. Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Путенс‑ванты – связи, идущие от вант из‑под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень – вант. Раздернуть снасть – полностью отпустить, ослабить снасть. Рангоут (от голл. rondhout – круглое дерево) – на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель – спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями. Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или копозитов. Растительный трос – трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.). Рей – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов. Риф – бант – полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф – штерт или сезни. Риф – леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф – сезеиями при взятии рифов. Риф – сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко, или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф. Риф – штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах. Румб – направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусам, а 1 румб равен 11 градусам. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы. Румпель (от голл. roerpen, roer – весло, руль) – часть рулевого устройства корабля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную. Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля для хранения личных вещей. Руслени – площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант – путенсами. Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и па фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных. Салинг – деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стены и с ее продолжением в высоту – брамстеньгой, а брам – стеньги – с бом – брам – стеньгой и для разноса в стороны брам – и бом – брам – вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга – салингов двух – трех перекрещивающихся с лонга – салингами брусьев – краспиц – и короткого бруса, параллельного краспицам, – чака. Свайка – железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ. Свистов‑то нкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки. Свитень – конец троса, заплетенный косой. Сезень – плетенка с очком на одном конце икосой – на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования, например риф – сезень. Сей‑тали – тали, основанные между двухшкивным и одношкивным блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов. Скоба якоря – скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната. Слабина троса – провисание, излишек нетуго натянутой снасти. Снасти – вырубленные тросы, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ. Сорлинь – линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим – к судну. Назначение сорлиня – удержать руль, если он соскочит с петель. Спардек – верхняя легкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах. Сплесень – соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса. Стаксели – косые паруса треугольной формы. Стандерс – пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна. Стень – сокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге, например стень – ванты, стень – штаги и т. д. Стеньга (голл. steng) – продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. Стень‑бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги. Стень‑ванты – снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади. Степс – гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором. Стоячий такелаж – такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута. Стравливать – ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа. Стрингер – продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными. Строп грузовой – приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов. Схватка – временное прикрепление конца троса к его середине с помощью линя или шкимушгара. Такелаж – общее наименование всех снастей, составляющих вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной – бегучим. Топ – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока. Топенант – снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля. Траверз – направление, перпендикулярное курсу судна. Травить – выпускать, ослаблять трос или снасть. Транец – нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках – доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка. Трисель – косой четырехугольный парус, ставящийся на мачте. Трисы – брасы блинда – рея. Узел – единица скорости судна, соответствующая одной миле в час (1852 м). Усы – приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привернутых к пятке гафеля или гика, и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом. Утлегарь – рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. Фал – снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т. д. Фалинь – трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Фальшборт – продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовных клюзов. Фок – прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок‑мачте) корабля. Привязывается к фока – рею. Фок‑мачта – передняя матча на корабле, т. е. первая, считая от носа к корме. Фок‑марса‑рей – горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс. Фока‑рей – нижний рей на фок‑мачте. Фор – слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса и фок‑мачты. Фордун – снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади ванг. Форштевень – брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). Фрегат – трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся на двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства. Хват – тали – служат для подъема мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками. Чиксы – наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга – салингов. Швартовное устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна. Шебека – 1) небольшое трехмачтовое парусно – гребное судно с косыми парусами; использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский иарусно – гребной трехмачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра. Шканцы – самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот – и бизань‑мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля. Шканечный журнал – основной официальный документ на судах парусного флота. В шканечный журнал непрерывно, с момента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. Впоследствии был переименован в вахтенный журнал. Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом. Шкафут (от голл. schavot – стеллаж) – широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартердек или шканцы. Шкентель – короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза. Шкентель с мусингами – растительный трос, на котором через каждые 30 – 40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом. Шкентросы – короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты. Шкот – снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря. Шлаг – петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого – либо предмета. Шлагов – железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания ее на месте. Шлюп (малый корвет) – военный корабль второй половины xviii – начала xix в. с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т, вооружение 10 – 28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Шпангоут – ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на металлических – из угольников, приклепанных к обшивке. Шпиль – большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов. Шпринг – трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь – цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии. Штаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья,‑мачты, стеньги и пр. Штевень – прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля. Штерт – короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких – либо вспомогательных целей. Эзельгофт – деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам стеньга Ют – кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне Юферс – круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными отверстиями На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант
[1]Марии Лемби, нашей вдохновительнице и наставнице, посвящается (лат.).
[2]Капитан 1‑го ранга, командующий соединением кораблей.
[3]Хорошей мыслью грешно было не воспользоваться (фр.).
[4]Лондонский архив.
[5]Сражение на Ниле произошло 1‑2 августа 1798 г. у мыса Абукир (Египет) между английским флотом под командованием адмирала Горацио Нельсона и французскими кораблями, которыми командовал адмирал Франсуа – Поль Брюэс. Поражение французского флота лишило армию Наполеона во время ее Египетской экспедиции морских коммуникаций.
[6]Менорка – самый восточный из Балеарских островов, расположенных у побережья Испании.
[7]Различные типы небольших торговых судов Средиземноморья, отличавшихся друг от друга конструкцией корпуса и парусным вооружением.
[8]Каперское судно, которое с разрешения верховной власти снаряжает за свой счет частное лицо (капер) с целью захвата купеческих кораблей неприятеля. См. далее «Словарь морских терминов», помещенный в конце книги.
[9]Тененте – исп.teniente: лейтенант.
[10]Есть (фр, исп.).
[11]Желать (фр.)
[12]Пришивать (исп).
[13]Яркое солнце (исп., фр.).
[14]Приз – захваченное торговое судно противника, иногда – под нейтральным флагом.
[15]Горечь (лат.).
[16]Гулящая женщина (фр.).
[17]Жаргон (фр.).
[18]Грибы съедобные (лат.).
[19]Надартериальный бронх (лат.).
[20]Казенные дела (лат.).
[21]Вдеваю (проф. мор).
[22]Коуш – крепежное кольцо (проф. мор.).
[23]Правая раковина – правая сторона кормовой части судна (проф. мор).
[24]Трактат о природе цинги (лат.).
[25]Рыскать – двигаться, уклоняясь от курса то в одну, то в другую сторону (проф. мор.).
[26]Мористее – дальше от берега в сторону открытого моря.
[27]Наружная оболочка головного мозга (лат.).
[28]Это сражение произошло 12 апреля 1782 г. во время американской войны за независимость. В ней английский флот одержал крупную победу в Вест – Индии, положив конец французским притязаниям на английские владения в этом регионе.
[29]Вполне возможно (ит.).
[30]Вещь возможная и естественная (ит.).
[31]И если Сюзанна пожелает, вполне возможно (ит.).
[32]Оранжист – (от имени ВильгельмаIII, принца Оранского) член тайного общества, созданного в Ирландии в 1795 г. с целью утверждения доминирующей роли протестантской религии.
[33]Я не люблю тебя, Сабиди (лат.).
[34]Смысл существования (фр.).
[35]Ничего общего (лат.).
[36]Спрашивается (лат.).
[37]Разновидность ужа (лат.).
[38]Да, месье (фр.).
[39]«Глуар» – от фр.gloire– слава.
[40]Ваш покорный слуга, месье (фр.).
[41]Вы сумеете (фр.).
[42]я тут не был, меня тут нет, я не лечусь (лат.).
[43]Вернусь (лат.).
[44]Военная хитрость (фр).
[45]Возьмите меня (исп.).
[46]Стакан водки (исп.).
[47]Дорогая (исп).
[48]Не расположена (фр).
[49]Настоящий отец (лат).
[50]Разновидность губки (лат.).
[51]Выстрел – здесь, горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное перпендикулярно к борту. Предназначен для крепления шлюпок и посадки в них.
[52]Жажда (исп.).
[53]Награда твой тете (исп.).
[54]Подарок для вас (искаж. исп).
[55]Бодливой корове Бог рогов не дает (лат.).
[56]Половой член (лат.).
[57]Возрожденный Эратосфен (лат.).
[58]Спрашивается (лат.).
[59]Имеется в виду Сражение 1 июня, которое произошло 1 июня 1794 г. Это было первое крупное морское сражение между французами и англичанами в Атлантике. Технически победа была за англичанами, но части французских судов удалось уйти от преследования.
Date: 2015-09-05; view: 430; Нарушение авторских прав |