Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 11. Соборное Уложение 1649 г. (4 часа)1. Царская власть по Соборному Уложению 1649 г. (глава II и III). 2. Положение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. - Усиление бесправия крестьян разных категорий; - Организация сыска беглых крестьян; - Усиление ответственности за прием и держание беглых крестьян; - Сближение положения крестьян и холопов. 3. Посадское население по Соборному Уложению 1649 г. - Ликвидация «белых слобод» и пополнение населения посада. - Территория посада и его население. - Правовое положение служилых людей «по прибору» и посадского населения. 4. Землевладение светских феодалов по Соборному Уложению 1649 г. - Поместные и вотчинные владения. - Наследование поместий и вотчин. - Отчуждение поместий и вотчин
Доклады: · Московское восстание 1648 г. и создание Соборного Уложения. · Царская власть по Соборному Уложению 1649 г. (главы II и III). · Соборное Уложение и русская армия (глава VII).
Источники: 1. Памятники русского права./Под ред. К.А. Софроненко. М., 1957. Вып. 6. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. 2. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 3. С. 83-256 (текст), 257-443 (комментарии). 3. Соборное Уложение 1649 г.: текст, комментарии./Под ред. А.Г.Манькова. Л., 1987. 4. Соборное Уложение 1649 г. // Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm]. 5. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1961. Литература: 1. Буганов В.И. и др. Эволюция феодализма в России. М, 1980. 2. Булгаков М.Б. О менталитете посадского сословия в XVII в. // Горский А.А. (ред.). Русская история. Проблема менталитета. М., 1994. 3. 2. Из истории феодальной России: статьи и очерки к 70-летию со дня рождения профессора В.В.Мавродина. Л., 1978. 4. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980. 5. Памятники русского права./Под ред. К.А.Софроненко. М, 1957. Вып. 6. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. 6. Панеях В.М. Холопство в первой половине XVII в. Л., 1984. 7. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 3. С. 83-256 (текст), 257-443 (комментарии). 8. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII вв. М., Л., 1947. Т. 1-2. 9. Соборное Уложение 1649 г.: текст, комментарии./Под ред. А.Г.Манькова. Л., 1987. 10. 9. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1961. 11. Шевченко М.М. История крепостного права в России. Воронеж, 1981. Методические указания При подготовке к первому вопросу занятия надо исходить из того, что в XVII в. в социально-экономическом развитии и государственном строе России произошли крупные сдвиги. Важно понять причины, вызвавшие созыв Собора 1649 г. и создание «Уложения». Затем осмыслить термины, встречающиеся в тексте и приступить к характеристике царской власти на основании статей главы II и III. Обратите внимание, насколько широки полномочия царя и есть ли какие-либо их ограничения. В начале ответа на второй вопрос следует обратить внимание на сближение разных категорий русского крестьянства, что находит выражение в усилении бесправия крестьян. Необходимо проанализировать: по каким направлениям это происходит, имеются ли различия в правовом, поземельном, имущественном и др. отношениях крестьян различных категорий (ст. 3, 12-16, 19, 22, 32-34). При ответе на вопрос использовать статьи 1, 2, 5, 6, 8, 11, 24 и выделить те моменты, которые говорят о наследственности крепостного состояния, расширении прав феодалов на имущество крестьян. Нужно подумать также о причине запрещения перевода крестьян с поместных на вотчинные земли (ст. 30, 31). Продолжением предыдущего рассказа будет изложение материала, характеризующего ответственность за прием и укрывание беглых крестьян, процедуру их возвращения и т.д. (ст. 4, 7, 10, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29). Ответ на последний пункт вопроса должен показать процесс формирования в Русском государстве единого земледельческого податного сословия. Следует сравнить правовую, имущественную, поземельную и личную зависимость крестьян и холопов (главы XI и XX). Систематизировать материал поможет следующая таблица:
|