Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Редакция
78 176 Законодательство TIV' К в начале за"аВИе Древней Руси МП, АИ, CMV, TIV и др. не будеть лица; 178 TIV, АОП, К, ИМИ заморскую; 179 МП 8 ногат. All, TIV и др. 8 кун; С перетнеть, МП, All, CMV, TIV и др. посечетъ; МП, АН верею; TIV и др. верею или вервь; МП, АИ, CMV верею; TIV и др. далее и за верею; 183 TIV в начале заглавие О птицах; 184—185 МП, All, CMV, TIV и др. чии пес или; 186—187 МП, All, CMV нет; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, АН, CMV, TIV и др. зажжеть; 189 CMV далее он; 190 М нет; 191 М далее а сам на заточение; 192 CMV погубити; 193 РМ пакости дея; 194 МП, CMV, АОП, ИМИ зарежеть; в начале заглавие: М О свободных послусех, РМ О послуссх; 196 вставлено по МП, CMV, TIV и др.; МП, All, CMV в начале заглавие О железном; 198 МП, АН, CMV, TIV и др. виновата; в осн. списке укор, исправляется по другим спискам; 200 М вины: 201—202 С, РМ О задници; TIV, АОП О смердьи заднице; ИМИ О смердии сьстатке; МП далее безажю; All, CMV, TIV и др. далее без детии: 204 ИМИ статок его; 205 ИМИ далее ничтоже; 206—207 МП О безадници; All, CMV, TIV и др. О задници боярстии или людьстии; 208—209 МП, АН, CMV боярьстеи дружини; 210—211 С нет; 211 М далее своим; 212 С все; 213 ИМИ далее по; TIV и др. в начале заглавие О жене; 215—216 С, TIV и др. у своих детей вэяти часть; 217 ИМИ статка; 218—219 CMV аще ли пакы будеть сей на 2 жену; 220—221 М, МП, CMV по силе; 222—223 РМ О уроцех что кому; МП, АН, CMV Уроци городнии; 224 МП, АН, CMV, TIV и др. одиною; 225—226 С А се уроци мостнику; МП А мостнии уроци; TIV и др. А се уроци мостнии; 225 в ИМИ статьи 97 нет; МП, All, CMV, TIV и др. далее от дела; 228 РМ пяти; МП, All, CMV безаднице; ИМИ далее сиречь о сьстаткех; 230 CMV, TIV смертью; 231 АН далее у мужа; 232 МП почнугь; TIV могуть; 233 РЛ, М, МП их; ИМИ далее добрыми; М а что пригостит; 236 С далее поймал; 237 С далее или истерял; 238 АН рядил; CMV рядил пред людми; CMV нет без дела; С, НС. РЛ, РМ, АН.«„..- р Правда. МП всякому; TIV и др..сякой; Пространная редакция 241 АОП, ИМИ оборчется; 242—243 М с детми жити; XIV далее с детми; М далее и с детми жити; T1V и др. далее и з детми; 245—246 АН сию хощеть дати, тому дасть; 247 АИ мужа; CMV далее и fie.) мужа; 248 TIV и др., далее и мертва; 249 С возворотять; 250 С братья; НС, РЛ, М, РМ, МП, АИ, CMV, TIV и др. далее мужа; 252 АОП все; М ино; М, РЛ статьи нет; МП есть только заглавие статьи; 255 в осн. списке, С, НС и др. списках Синодально-Троицкой группы текста в () нет; дается по AII; РМ 9; С, НС, РЛ, М, РМ, МП, АН, CMV, TIV и др. далее го; 258—259 М, АОП нет; 260—261 АН нет; 80 261 Законодательство МП- All. CMV, TIV „ др. далее Древней " не 6ез него; РуСИ 262-263 МП нет; 264—265 М, Ч, МП еда цену; 266—267 МП емлеть; 268 МП далее кун; 269 МП далее кун; 270 АОП далее или робу; 271 АП храме; TIV далее или в хороме; 272 CMV не ведеть посаднику, а; 273 АОП, ИМИ наместник; 274 CMV выдал; 275—276 МП гривна; 277 С, НС, РЛ, М, РМ, МП, CMV, TIV и др далее не; 278 М далее твои; 279 Син -Тр группа вложить, Пушкинская и Карамзинская __ выдж гть: 280 Пушк. и Карамэ. гр. купить; 281 АП лишену; в () в Син. группе нет, дается по МП; в () в Синод, группе нет, дается по МП; 284 М далее от господаря; 285 МП крал; 286—287 М нет; НС далее До зде слово о Правде рцсьскои; 289 CMV государю; 290 ИМИ нет; 291 ИМИ далее кун; 292 ОАП, К росту; 293—294 ИМИ нет; 295 АОП, К, ИМИ яти; КОММЕНТАРИЙ Заглавие Во всех списках Пространной Правды сохраняется указание на связь памятника с именем кн. Ярослава Владимировича, однако противопоставление слов Суд Ярославль (т. е. Суд Ярослава) в заглавии словам по Ярославе же... (а после Ярослава...) в ст. 2 свидетельствует о том, что в восприятии автора, включившего это противопоставление, Судом Ярослава является только ст. 1, в которой говорится о праве кровной мести. Так понимали это расчленение и писцы Карамзинской группы списков, которые наряду с заглавием перед ст. 1 Суд Ярославль Володимерич... дали в начале ст. 2 дополнительное заглавие к следующим статьям. Другие заглавия в списках I XIV — XV вв. появились позднее XII в., при этом заглавия в Карамзинской группе также показывают, что переписчики имели дело с текстом, в котором с именем Ярослава связывались только статьи об убийстве (душегубстве). В Пушкинском сборнике второй половины XIV в. такого противопоставления уже нет, заглавие Суд Ярослава князя относится ко всему памятнику, но там дан новый подзаголовок Устав О всяцих пошлинах и уроцех, который был своеобразным резюме, раскрывающим широкое содержание Правды, не ограничивавшееся нормами только уголовного права. При этом во всех списках Пушкинской группы перед ст. 1 включен дополнительный текст — своего рода Введение к Русской Правде (и следовавшему за ней Закону Судному людем), представляющее собой выдержку из Поучения Василия Великого к судьям о соблюдении ими справедливости (Не приимеши послушества лжа; Аще не виноват, долго не держи гнева; горе оправдающему нечестивого мзды ради; и пр.). Статья 1 Статья повторяет нормы ст. 1 Краткой Правды в измененном виде, отражающем значительную социальную дифференциацию древнерусского общества и введение наряду с традиционной 40-гривенной вирой за убийство двойной — 80-гри-венной — ставки, которой охраняется жизнь управителей княжеского феодального хозяйства и приближенных князя (княжь муж, тиун княж). Это соответствует нормам ст. ст. 19, 22—23 Краткой Правды, явившихся нововведением Яросла-вичей. Форма родительного падежа тиуна княжа предполагает подразумеваемое голова; некоторая неясность значения этой формы вызвала вставку в Карамзинской группе слов, восстанавливающих первоначальный ее смысл. Новым и знаменательным для того времени в социальной области является также охрана 40-гривенной вирой жизни работника боярской вотчины (тивун бояреск), который выполнял в ней функции управителя, способствуя эксплуатации трудившейся в вотчине челяди. Это (наряду со ст. ст. 14, 46, 66) важное свидетельство существования во время образования Пространной Правды боярского хозяйства. Среди близких родственников, обязанных некогда мстить за убитого, в Пространной Правде названы братни сынови вместо сестрину сынови в Краткой Правде. Эта замена устраняет из текста Правды наиболее архаичный ее элемент, восходящий к эпохе материнского рода. Термин русин, заимствованный из Краткой Правды, здесь по-прежнему, вероятно, обозначает жителя Южной Руси, «Русской земли» в узком значении. В обработках ХЩ — XIV вв., представленных в списках Пушкинской группы, большая часть которых имеет новгородское происхождение, русин заменен горожанином, что указывает на выделение в то время непривилегированного свободного жителя древне- Date: 2015-09-05; view: 418; Нарушение авторских прав |