Психологическая поддержка выпускников, участвующих в ГИА-9 и ЕГЭ
Почему они так волнуются?
«Экзамен» - лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».
В школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ.
Своеобразие ГИА-9, ЕГЭ его непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С ними подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период к ЕГЭ, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей, составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА-9 и относящихся к так называемым, группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые будут строиться, и опираться на итоги разного рода диагностики, на результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ГИА-9 и ЕГЭ
Отличительные особенности
| Традиционный экзамен
| ГИА-9, ЕГЭ
| Что оценивается?
| Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях
| Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать
| Что влияет на оценку?
| Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.
| Оценка максимально объективна
| Возможность исправить собственную ошибку
| На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы
| Практически отсутствует
| Кто оценивает?
| Знакомые ученику люди
| Незнакомые эксперты
| Когда можно узнать результаты экзамена?
| На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней
| Через сравнительно более длительное время
| Содержание экзамена
| Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)
| Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала
| Как происходит фиксация результатов?
| На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике
| Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов
| Стратегия деятельности во время экзамена
| Унифицированная
| Индивидуальная
|
Основная цель психологической подготовки учеников к ГИА-9, ЕГЭ – ознакомление выпускников с процедурой ГИА-9 и ЕГЭ, формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА-9 и ЕГЭ и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для достижения поставленной цели используются следующие стратегии деятельности психологической службы:
- Ресурсно - ориентированная стратегия, которая направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;
-Технологически-ориентированная стратегия, целью которой является освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Опишем некоторые рекомендации.
|